Пятнадцать минут «настоящей» славы в духе Энди Уорхола



В новом тысячелетии шансы обычного человека получить свою порцию славы многократно увеличились благодаря многочисленным телевизионным реалити-шоу и возможности доступа к широкой аудитории посредством персональных веб-сайтов и сайтов коллективного доступа, таких как Facebook и MySpace, а также технологическим возможностям мгновенной передачи изображений, которыми оснащены мобильные телефоны и цифровые фотокамеры. В результате комбинации этих сравнительно новых достижений прогресса в области культуры и техники фотография обнажённой груди реально существующей студентки, сделанная на пляже во время весенних каникул, превращается в маркетинговую возможность для продюсера Джо Френиса, снимающего мягкое порно в стиле «Девочки уходят в отрыв» (Girls Gone Wind), и в шанс получить свою порцию славы для студентки (Levy, 2005; см. также практический пример в главе 5).

Аналитик моды Алекс Уильямс, напротив, говорит о том, что доступность недорогих портативных цифровых фотоаппаратов и возможность разместить в виртуальном пространстве свой автопортрет, чтобы привлечь внимание массовой аудитории, на таких ресурсах, как Facebook и MySpace, создало привлекательную в культурном плане возможность для экспериментов со своей индивидуальностью. Аналитик называет её «новым жанром народного искусства в эпоху цифровой техники» (Williams, 2006: 1). Модные продукты особенно важны для конструирования виртуальной индивидуальности, которая затем изучается другими желающими создать собственную кибериндивидуальность. Сама возможность объединяться в сообщества, построенные на основе общности интересов, даёт каждому, кто занят экспериментами со своей индивидуальностью, шанс стать частью группы себе подобных со сходными интересами и жизненным опытом. Таким образом, всё большее количество людей втягивается в эксперименты по конструированию своей индивидуальности, используя средства моды для выражения настроения, жизненных ценностей, социальной и культурной принадлежности.

 

Мир перенаселён, индивидуальности конфликтуют друг с другом

Мир, казавшийся таким огромным и необъятным на ранних этапах развития человечества, столкнулся с мучительной нехваткой свободного пространства и почувствовал свою конечность. Подходящим примером отражения нарастающего ощущения ограниченности ресурсов, превратившегося в наваждение XXI века, может служить дефицит нефтяных запасов. Иммиграция и конфликты (такие как временные компромиссные решения относительно мексиканских рабочих нелегалов в США, иммигрантов из Алжира во Франции и палестинцев, проживающих на подконтрольных Израилю территориях), имеющие в своей основе притязания на землю, - неотъемлемая часть XXI века. Высокооплачиваемые рабочие места, предназначенные для образованной части населения, жёстко контролируются, но не меньшее упорство проявляют и претенденты на эту работу. Доступность образования и интернет-коммуникаций дала возможность приобщиться к высоким технологиям миллионам людей из тех стран, которые ранее не принимались в расчёт по причине их отсталости (в большей степени это касается Индии и Китая) (Freidman, 2005).

Одежда и стандарты поведения в моде представляют собой визуальные конфликты проявления конфликтов за землю, ресурсы, работу и право на национальную идентификацию. Около пяти лет назад во всех государственных школах Франции был введён запрет на ношение хиджабов (головных платков у мусульманок), которые для женщин-алжирок, живущих на Западе, были средством выражения их мусульманской индивидуальности (Sciolino, 2003). Мода впоследствии отреагировала на это демонстрацией мусульманских платков на подиумах. В США были выставлены на продажу в интернет-магазинах традиционные мужские кожаные куртки-бомберы, сшитые из американской кожи, но украшенные мексиканским флагом. Это произошло в тот момент, когда Америка горячо обсуждала проблему нелегальных эмигрантов.

В Израиле родители и друзья палестинской девушки долго не могли поверить в то, что их современная, следящая за модой дочь и подруга вдруг закрыли лицо паранджой, обмотала себя взрывчаткой и совершила самоубийство, приведя в действие бомбу в местном супермаркете (Greenburg, 2002). Во всех этих случаях одежда играет роль визуального символа индивидуальности, декларирует отличие и выявляет существующий социальный конфликт.

 

Урбанизация

Отток населения из провинций в мегаполисы типичен для любого сельскохозяйственного района США. Небольшие населённые пункты в аграрный районах, которые отличаются друг от друга названиями и, возможно, сельскохозяйственной спецификой, имеют одну общую проблему: здесь нет городов, которые привлекли бы молодых людей, а численность населения снижается катастрофическими темпами. Ричард Рубин так описывал Северную Дакоту, американский сельскохозяйственный штат, расположенный на Среднем Западе: «Огромный, открытый, ветреный, застывший. В основном равнинный. Почти лишённый деревьев. И самое важное – почти безлюдный. Здесь так мало населения, что временами возникает подозрение, будто людей здесь совсем нет, что, конечно же, не так. Однако всё ведёт к этому» (Rubin, 2006). В то время как с 1930 по 2004 год общая численность населения в Америке увеличилась более чем вдвое, в Северной Дакоте она сократилась с 680 845 до 634 366 человек. Далее Ричард Рубин пишет: «Из 25 округов, чьё население значительно уменьшилось в 14990-х годах, 12 находятся в Северной Дакоте» (Rubin, 2006). Такая же проблема существует в Вермонте, сельскохозяйственном штате, расположенном на восточном побережье. молодые люди бегут куда глаза глядят, в результате «с 2000 года три четверти государственных школ Вермонта пустуют, лишившись своих учеников» (Belluck, 2006). Процесс урбанизации, захвативший США, наблюдается во всём мире. Доля мирового населения, живущего в городах, составляет сегодня 50%. Для сравнения: в 1950-х годах эта цифра составляла 30%, а в 1800 году – 3% (Atlantic Monthly, October 2005).

Инновации и экономическая активность в большей степени сконцентрированы в городах. Лауреат Нобелевской премии экономист Роберт Лукас рассуждает о том, что «идеи распространяются тем свободнее и тем лучше доводятся до совершенства и быстрее применяются на практике, чем теснее взаимодействуют новаторы – люди, способные реализовать эти идеи на практике, и спонсоры, которые возьмут на себя финансовые затраты» (Atlantic Monthly, October 2005). Список городов, которые могут рассматриваться в качестве участников глобальной технологический системы, невелик и включает Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио, Гонконг, Сингапур, Чикаго, Лос-Анжелес и Сан-Франциско. Это примерно 150 миллионов человек, постоянно взаимодействующих друг с другом и составляющих творческую, высокообразованную и весьма мобильную часть сообщества (Atlantic Monthly, October 2005). Такая концентрация в городах, которые можно считать международными центрами, людей, таланта, технологий и инноваций ведёт к росту изменений в моде и приводит к созданию в этих мегаполисах трендов не национального, а мирового уровня.

 

Starbucks в Китае, или Международные лицензии на глобальный стиль

В прежние времена путешественники, разъезжающие по дорогам Америки, любили побаловать себя новыми вкусовыми ощущениями, пробуя блюда, характерные для местной кухни, в маленьких частных ресторанчиках или кафе. Сегодня франшиза доминирует в торговых отношениях между штатами, а ресторанные критики публикуют советы о том, какому именно виду фастфуда отдать предпочтение, путешествуя по стране (Bruni, 2006). Разумеется, оценить национальную кухню во время зарубежных поездок можно и сейчас, однако на улицах большинства европейских и азиатских городов так же легко можно встретить McDonalds или кофейни Starbucks. Именно компания-владелица кофеен выдвинула на первый план идею «выравнять» привычки во вкусах. Смысл озвученной ею корпоративной задачи заключается в том, чтобы «привить китайцам вкус к кофеину». От чая к кофе – таков один из симптомов создания форм глобальной индивидуальности, которые возникают под сильным влиянием американских стандартов (Brad shear, 2005).

Создание по всему миру однородных потребительских привычек, таких как Starbucks, свидетельствует продолжающемся процессе разрушения культурных границ между основными финансово-инновационными центрами. В результате высокообразованная и мобильная часть населения, свободно пересекающая международные границы, не испытывает дискомфорта, культурного шока или других неудобств, связанных с передвижением. Концепция глобального стиля обладает потенциалом влияния на модные тренды, оставляя всё меньше видимых различий между особенностями во внешнем облике, характерными для крупнейших городов мира. Поскольку эти города – основные центры мировых инноваций, облик их жителей оказывает влияние на то, как выглядит остальной мир.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!