Расцвет демократии в Афинах (V в. до н. э.)



ШПОРЫ К ЭКЗАМЕНУ ИГПиЗС

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Возникновение рабовладельческого государства и права. Отличительные черты восточной деспотии и античного полиса. 

2. Общественный и государственный строй Древнего Египта. Древнеегипетское право, его отличительные черты.

3. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

4. Законы Хаммурапи – древнейший памятник права. Гражданское, уголовное и процессуальное право в Древнем Вавилоне.

5. Общественный и государственный строй Древней Индии.

6. Дхармашастры как основной источник древнеиндийского права. Отличительные черты права Древней Индии. 

7. Формирование демократических принципов афинского государства. Расцвет и упадок демократии в Древних Афинах.

8. Общественный и государственный строй Спарты. 

9. Общая характеристика древнегреческого права. 

10. Эволюция государственного и общественного строя Древнего Рима

11. Система и источники римского права. Характеристика гражданского, уголовного и процессуального права Древнего Рима. 

12. Эволюция общественного и государственного строя Франкского королевства.

13. «Варварские правды» как источник раннефеодального права. Особенности Салической правды. Гражданское, уголовное и процессуальной право франков. 

14. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. 

15. Источники и основные черты французского феодального права. 

16. Государственный и общественный строй англосаксов. Влияние нормандского завоевания на последующее государственно-правовое развитие страны. Особенности сеньориальной монархии в Англии.

17. Сословно-представительная монархия в Англии. Английский парламент, его структура и компетенция. Особенности английского абсолютизма. Эволюция общественного строя. 

18. Развитие феодального права Англии, его особенности.

19. Эволюция и особенности государственного и общественного строя феодальной Германии. Влияние на государственное развитие «Золотой буллы».

20. Феодальное право Германии. Саксонское зерцало (земское и ленное право). Каноническое и городское право. 

21. Каролина – крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековья.

22. Возникновение государственности у восточных славян. Государственный и общественный строй Киевской Руси.

23. Возникновение и развития древнерусского права, его источники. Русская правда– крупнейший памятник права славянских народов. 

24. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности. Объединение русских земель, образование централизованного государства. 

25. Сословно-представительная монархия в Русском государстве. Реформы Ивана IV в 50-х гг. XVI в. 

26. Развитие русского феодального права во второй половине XVI - первой половине XVII вв. Судебник 1550 г. Соборное уложение 1649 г. 

27. Эволюция общественного строя Русского государства в XV – XVII вв. Основные этапы закрепощения крестьян.

28. Общественный и государственный строй средневековой Болгарии. Болгарское феодальное право (Закон судный людям).

29. Общественный и государственный строй Сербиив VI – XIV вв. Развитие сербского феодального права (Законник Стефана Душана).

30. Общественный и государственный строй Польши в X –XVIII вв. Польское феодальное право. 

31. Общественный и государственный строй феодальной Чехии. Чешское феодальное право, его особенности.

32. Возникновение буржуазного государства в Англии. Характеристика основных этапов английской буржуазной революции. 

33. Реставрация династии Стюартов. Формирование и законодательное оформление конституционной монархии в Англии во второй половине XVII в. 

34. Развитие государственного строя в Англии в XVIII-XIX вв. 

35. Борьба за независимость североамериканских колоний Англии (Декларация независимости 1776 г.). Создание конфедерации и ее конституирование. Причины перехода к федеративной форме государственного устройства.

36. Конституирование федерации (Конституция США 1787 г.). Билль о правах 1791 г. Развитие общественного и государственного строя Соединенных Штатов в XIX в. 

37. Объединительный процесс в Германии, его формы. Создание Германской империи (Конституция 1871 г.).

38. Развитие германского права и его кодификация в период Нового времени. Характеристика основных отраслей. 

39. Революция во Франции1789-1794 гг., ее предпосылки и основные этапы. Развитие конституционного законодательства. Становление буржуазного права. 

40. Термидорианский переворот. Режим Директории. Консульство. Первая империя во Франции. 

41. Законодательство Наполеона Бонапарта.

42. Развитие государственного строя Франции в 1814-1870-х гг. (Легитимная монархия, Июльская монархия, Вторая республика, Вторая империя).

43. Парижская Коммуна 1871 г. как модель пролетарского государства.

44. Эволюция государственного строя Третьей республики во Франции.

45. Становление абсолютизма в России. Государственные реформы в первой половине XVIII в. Развитие права в период правления Петра I.

46. Просвещенный абсолютизм в России. Государственные реформы и законодательная деятельность Екатерины II.

47. Развитие общественного строя и государственной системы Российской империи в первой половине XIX в. Кодификация права.

48. Государство и право Российской империи во второй половине XIX в. Буржуазные реформы. 

49. Подготовка и проведение крестьянской реформы в России в 1861 г. 

50. Кризис абсолютизма (1900-1914 гг.). Изменения в общественном и государственном механизме России в начале XX в. Оформление конституционной монархии.

51. Столыпинская аграрная реформа.

52. Развитие права России в период кризиса абсолютизма в начале XX в. и годы Первой мировой войны. 

53. Крушение царизма в России, изменения в государственном строе. Законодательная политика Временного правительства (март – октябрь 1917 г).

54. Октябрьская революция и создание основ советского государственного строя. 

55. Государственно-правовая политика советского государства в период гражданской войны и «военного коммунизма». Конституция РСФСР 1918 г.

56. Создание основ советского законодательства (1918-1920-е гг.).

57. Государство и права в период НЭПа(1921-1929 гг.). 

58. Создание СССР. Первая Конституция Советского Союза 1924 г. 

59. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930-1940-х гг. Конституция СССР 1936 г. Развитие советского права в 30-е гг. 

60. Изменения в государственной системе и праве СССР в период Великой Отечественной войны. 

61. Развитие государственно-политической системы и права в СССРв конце 40-х - начале 50-х гг. 

62. Советское государство в период либерализации общественных отношений. Перестройка государственного механизма и изменения в правовой системе СССР в середине 50-х - середине 60-х гг. 

63. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития и кризиса социализма (середина 60-х – середина 80-х гг.) Конституция СССР 1977 г.

64. Изменения в политической системе СССРи обновление законодательства в период перестройки (середина 80-х – начало 90-х гг.). Основные изменения в праве. 

65. Переход к государственной самостоятельности России. Государственный строй Российской Федерации (Конституция 1993 г.). Основные тенденции формирования российского законодательства. 

66. Развитие государства и права в Болгарии после Первой мировой войны. 

67. Образование и государственно-правовое развитие Югославии. Ликвидация югославского государства в 1941 г. 

68. Создание независимой Польской республики (Основной закон 1921 г.). Режим «санации» и принятие Конституции 1935 г. Ликвидация польского государства. 

69. Образование и государственно-правовое развитие Чехословакии после Первой мировой войны. 

70. Особенности фашистского режима в Италии. 

71. Механизм фашистской диктатуры в Германии

72. Германское государство после Второй мировой войны. Государство и право ФРГ. Объединение Германии.

73. Основные тенденции развития государственного строя и права Великобритании в Новейшее время. 

74. Конституционное развитие США в XX в. Модернизация основных политических институтов. Развитие американского законодательства в Новейшее время. 

75. Отличительные черты государственного строя Четвертой и Пятой республик во Франции. Основные тенденции развития французского права во второй половине XX в. 

76. Развитие американского законодательства в Новейшее время. 

 

1. Возникновение рабовладельческого государства и права. Отличительные черты восточной деспотии и античного полиса. 

Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.).

Сельская община оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права, которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, несущие службу на правителя или храм. Здесь начал использоваться труд рабов.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определялсоциальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в трех социально-классовых образований:

1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;

2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;

3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность.

Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привило к формированию особой формы государства – так называемой «восточной деспотии».Она представляла собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Египет является государством с классической формой деспотии.

Специфические черты политической организации древневосточных обществ.Еще от "отца истории" Геродота (V в. до н.э.), который писал о египетских царях-деспотах, насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь народ возводить колоссальные усыпальницы для них, берет начало концепция "восточной деспотии". Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за подданными. Формализованное понятие "восточная деспотия" можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта.

В древневосточных цивилизациях в религиозном сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне цари  возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов.

В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти —царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношенийформировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.

Религиозная идеология строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" — правителю.

 

2. Общественный и государственный строй Древнего Египта. Древнеегипетское право, его отличительные черты.

Говоря об общественном строе, необходимократко охарактеризовать экономику Древнего Египта, от состояния которой зависела и социальная структура общества.

Основой экономики Древнего Египта было земледелие. На втором месте стояло общинное хозяйство. Но по мере усиления централизации страны общинное хозяйство прекращает свое существование, уступая крупному царско-храмовому хозяйству.В Древнем Египте общинно-частный сектор во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации.

В Древнем Египте(III тысячелетие до н.э.) египетским фараонам стал присваиваться священный титул "сына бога Солнца". Как символ величия фараонов строились пирамиды, которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном.

Общество Древнего Египта можно рассматривать как совокупность двух больших социальных групп населения — группы свободных людей и группы зависимых, несвободных людей.

В свою очередь в группе свободных людей можно выделить следующие две категории: правящая верхушка, куда входили царь, его родственники, богатые и знатные свободные египтяне, и все остальное свободное население страны.

По роду занятий в группе свободных людей можно выделить жрецов, чиновников, воинов, земледельцев, ремесленников, торговцев, пастухов и др.

В группе свободных людей были и богатые, и бедные египтяне. Поскольку экономическое положение, получение должности и придворного титула, продвижение по службе зависели от фараона, то даже простолюдин со временем мог занять должность  и получить придворный титул.Каждый из свободных людей обязан был службой царю (фараону), и большинство из них уплачивало различные подати.

В группу несвободных, зависимых людей входили различные категории лиц, утративших свою свободу частично или полностью (рабы; различного рода работники, выполнявшие работу в определенном объеме под контролем надсмотрщиков). Последняя категория лиц именовалась термином «слуги царя»— «челядь».

Рабов в Древнем Египте всегда было значительно меньше, чем свободных людей. Источником рабства был в основном военный плен. Рабы могли принадлежать дворцу, храму или частному лицу.Менее состоятельные свободные египтяне могли использовать труд рабов, заключив договор об их найме с хозяином раба.

Государственные и храмовые рабы использовались на работах в поле, каменоломнях, рудниках, на строительстве дамб, каналов, плотин, храмов, пирамид и т.д. Но где бы ни работал раб, он всегда был под постоянным контролем надсмотрщиков.В несколько лучшем положении была такая категория, как слуги царя.  «Слуги царя» имели личное имущество и получали за работу вознаграждение из царских складов и казны.

Рассмотрев общественный строй древнего Египта, можно отметить, что он характеризовался преобладанием в экономике государственной собственности в лице царско-храмового хозяйства и довольно сложной, но подвижной социальной структурой общества.

Власть фараона в пределах одной династии, как правило, передавалась по наследству по принципу первородства по мужской линии.

При вступлении на престол царь издавал указ, в котором содержались сведения о внутренней и внешней политике, о распорядке во дворце, т.е. своего рода программу внутренней и внешней политики нового монарха.

Осуществляя власть, фараон опирался на наиболее состоятельную и влиятельную часть свободного населения (жреческую верхушку, светскую и военную знать, вельмож, высших сановников) и должен был соблюдать религиозно-этические нормы.

Управление обществом и государством осуществлялось царем с помощью огромного чиновничье-бюрократического аппарата, состоящего из двух звеньев — центрального (высшего) аппарата и местного аппарата.

Главой всего государственного аппарата было первое лицо после фараона — визирь. Визирь был высшим сановником, служебные обязанности которого определялись фараоном. Визирь был градоначальником царской столицы, осуществлял контроль за общественным порядком и соблюдением придворного этикета. Он же заведовал и канцелярией царя, обеспечивая хранение многочисленных законов и других государственных и частных актов; выслушивал различного рода донесения, сведения, а затем сообщал о них ежедневно царю. Он же отсылал из дворца приказы нижестоящим органам и должностным лицам.

Визирь осуществлял судебные функции. Он же считался и главой финансового ведомства. Визирь осуществлял управление войском.

Структура центрального государственного аппарата определялась функциями государства, среди которых  выделялись экономическая и военная функции. С учетом этих функций можно выделить звенья: военное ведомство, финансовое ведомство и ведомство общественных работ. Для всех этих ведомств было характерно наличие огромного бюрократического аппарата, функционирующего на основе принципов. Среди этих принципов:единоначалие, назначение, строгую субординацию, доведенную до крайности централизацию, беспрекословное подчинение нижестоящего вышестоящему по должности, совмещение должностей, бессрочность, личную преданность.

Особенно влиятельным было военное ведомство, благодаря ему пополнялась государственная казна.

В финансовом ведомстве осуществлялся учет всего богатства страны: военной добычи, земли, судов, золота, рудников, каменоломен, мастерских, пирамид, статуй, храмов, украшений, рабов и т.д. В нем же сосредоточивались сведения о налогах; определялись размеры податей; решались вопросы о сдаче в аренду земель, рудников и т.д.

Ведомства общественных работ ведало строительством ирригационной системы (каналов, дамб, арыков, плотин, шлюзов), пирамид, храмов, святилищ, дворцов, стен, дорог и поддержанием их в надлежащем состоянии; озеленением улиц и площадей, вопросами санитарии.

Для того, чтобы делопроизводство во всех ведомствах государственного аппарата осуществлялось на надлежащем уровне, учреждались специальные школы писцов.«Будь писцом! Освободит она тебя от податей, защитит от работ всяких».

Система местного управления в Древнем Египте строилась в соответствии с административно-территориальным делением.Древний Египет был централизованным государством, Верхний и Нижний Египет всегда рассматривались как две особые административные территориальные единицы. Каждый из них лично отчитывался за положение дел на вверенной ему территории.

Во главе нома стоял правитель (управляющий), осуществлявший текущее управление номом. В его ведении были военные, финансовые, полицейские, административные, судебные и другие вопросы. При нем находилось большое число подчиненных ему чиновников.

Выводы по вопросу:

Таким образом, государственному строю Древнего Египта были характерны особая разновидность абсолютной монархии — «восточная деспотия», авторитарный режим и многочисленный чиновничье-бюрократический аппарат.

 

3. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

Общественный строй. Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" ( слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175—176 З. Х.). Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Государственный строй. Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей — шакканакку.

Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

 

4. Законы Хаммурапи – древнейший памятник права. Гражданское, уголовное и процессуальное право в Древнем Вавилоне.

Закон Хаммурапи. Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства.

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6—126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26—39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127—195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196—214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215—282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Гражданское право по Законам Хаммурапи.

В кодексе подробным образом регламентируются продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, найм быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа – денежного и натурального – и т. п. Для наиболее распространенных сделок, например, купли-продажи, Законник предусматривает три условия: имущество не изъято из оборота; продавец – действительный собственник вещи и может гарантировать нового приобретателя от эвикции (истребования проданной вещи ее настоящим собственником); оформление сделки происходит в присутствии свидетелей. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор», то есть размягчить глину, на которой он был написан, стереть ненужное, вписать новое.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены, как и права детей: отец мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников и т. п.

Анализ статей позволяет утверждать, что равенства детей в семье не было. Сыновья имели больше прав, чем дочери, а среди сыновей мог быть «приятный» сын, которого выделял по своему усмотрению отец (ст. 165). Разные права имели родные и усыновленные дети.

Наследование происходило чаще всего не по завещанию, а по закону. Наследовать могли дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, признанные отцом. Закон стремится примирить между собой два требования: а) сохранить за детьми имущество их матери; б) не изымать его при этом из оборота.

Анализ статей 6 и 8 дает основание утверждать, что законодатель различал три формы собственности: дворцовую (государственную), храмовую (церковную) и частную. Способами приобретения собственности по Законам Хаммурапи были наследованиедарение, завещание, договор.

В Законах Хаммурапи большое внимание уделено такому институту гражданского права, как договор. По способу заключения договоры были и устные, и письменные. По содержанию в Законах Хаммурапи речь идет о договорах купли-продажи, найме (лица и имущества), залога, аренды, хранения, займа, дарены.

Уголовное право по Законам Хаммурапи. Уголовное право в Законах Хаммурапи содержит и новые положения. Так, кровная месть отменена, что означало шаг вперед в развитии как общества в целом. Но в то же время сохранялся и широко использовался в Законах Хаммурапи принцип талиона — «равное за равное». Сохранялся и такой архаичный институт, как ответственность общины за преступление, которое совершено на ее территории, но преступник не найден, т.е. законодатель использовал в карательной политике принцип коллективной ответственности и ответственности без вины. Применял законодатель в XVIII в. до н.э. и такой древний вид наказания, как изгнание из «поселения» или «дома отца» за кровосмесительство.

Уголовное право, отраженное в Законах Хаммурапи, не является совершенным: в нем нет общего понятия преступления и его термина, не указаны некоторые виды преступлений, например государственные преступления. Из анализа статей памятника права усматривается, что любое действие (бездействие), нарушающее закон или причинившее вред (моральный, материальный или физический) считалось правонарушением и наказывалось. Законодатель еще не делает различий между преступлением и проступком, между уголовным правонарушением и гражданским правонарушением, но он, определяя то или иное наказание за совершенное правонарушение, уже различал две группы правонарушений: особо опасные и менее опасные. К особо опасным правонарушениям относились: ложное обвинение в убийстве, колдовстве; кража имущества дворца, кража малолетнего сына, рабов дворца, кража во время пожара; грабеж некоторые должностные правонарушения. А также недоносительство о преступниках и другие подобные правонарушения, которые, как правило, влекли за собой высшую меру наказания — смертную казнь. За менее опасные правонарушения (оскорбление, нанесение телесных повреждений, простая кража и т.п.) применялись другие наказания.

В Законах Хаммурапи можно выделить четыре вида преступлений: против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, ложные обвинения), против собственности (кражаимущества, повреждение чужого имущества, мошенничество), против семьи (кровосмесительство, безнравственное поведение жены, мужа, жениха или отца невесты, сына по отношению к отцу и другие подобные действия, а также похищение ребенка или его подмена) и должностные (о неправомерных действиях судьи, воинских начальников по отношению к своим подчиненным, об уклонении воина от участия в царском походе).

Если проанализировать содержание статей Законов Хаммурапи, то можно заметить, что законодатель много внимания уделяет такому понятию уголовного права, как состав преступления, хотя самого этого термина и не употребляет. Определяя наказание за то или иное преступление, законодатель особо выделяет тот элемент состава преступления, которому по сравнению с другими элементами придается большее значение. Кроме того, уровень развития общества обусловил и то, что по многим преступлениям законодатель не указывает субъективную их сторону, т.е. ему безразлично, умышленно или по неосторожности совершено преступление.

Важным элементом состава преступления является субъект преступления, которым по Законам Хаммурапи признавался и свободный человек, и раб. Классовый характер уголовного права проявлялся в том, что при совершении одного и того же преступления, например против личности, раб как субъект права нес большую уголовную ответственность. Так, по ст. 205, «если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо», т.е. к нему применялось телесное членовредительское наказание. За подобное преступление к свободному человеку применялось имущественное наказание, размер которого зависел от последствий и от того, кем был потерпевший, и только тогда, когда потерпевший был свободным, но «большим по положению», чем свободный человек-преступник, то к последнему применялось телесное наказание.

Говоря о субъекте права, необходимо отметить, что в Законах Хаммурапи нашло отражение и такое понятие, как соучастие в форме пособничества, укрывательства, недоносительства.

Наиболее обстоятельно в Законах Хаммурапи отражена объективная сторона преступления: действие (ударил, украл, обманул, построил и т.д.); бездействие (не схватит, не приведет), место совершения преступления (корчма, на земле общины, в доме), способ совершения преступного посягательства (сделает пролом), последствия (причинит вред, повредит глаз, выбьет зуб, выведет за городские ворота). Такое многообразие обстоятельств, характеризующих объективную сторону, свидетельствует о том, что преступления в древневавилонском обществе были довольно распространенным социальным явлением, и законодатель того времени с целью поддержания стабильного общественного порядка и защиты существовавшего строя с помощью норм права стремится регулировать общественные отношения и наказывать лиц, совершивших неправомерные деяния.

Завершая рассмотрение вопроса о преступлении, его видах и составе, необходимо отметить, что известны законодателю и такие понятия, как рецидив, т.е. неоднократно совершенное преступление одним и тем же лицом, и отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

Соответственно эпохе в Законах Хаммурапи отражена и система наказаний (виды, формы, цели и принципы). В целом для системы наказаний древневавилонского права характерны принципы классовости, неравенства свободных людей, талиона, неопределенности и множественности.

Принцип талиона («око за око, зуб за зуб») широко применялся в древнем праве при назначении наказания. Исследователи указывают на три разновидности данного принципа: типичный талион, применяемый тогда, когда обе стороны по делу занимали равное социальное положение в обществе; символический талион, по которому виновный утрачивал ту часть тела, посредством которой совершено правонарушение.

В Законах Хаммурапи предусмотрены следующие виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, имущественные наказания, отстранение от должности, изгнание (из общины, поселения, отцовского дома), позорящие наказания. Из перечисленных видов наказаний наиболее широко применялись три вида: смертная казнь, телесные и имущественные наказания. Смертная казнь применялась в простой (менее мучительной) форме и квалифицированной (мучительной) форме. Имущественное наказание было предусмотрено в трех формах: штраф, возвращение вещи, материальная компенсация за причиненный вред. Что касается телесных наказаний, то они применялись по Законам Хаммурапи в двух формах: болезненное телесное наказание (ст. 202 — «ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи» и членовредительское телесное наказание (ст. 193 — «вырвать глаз» ст. 194 — «отрезать грудь» и др.). Позорящее наказание упомянутые в Законах Хаммурапи только в одной статье 127: «повергнуть перед судьями, а также обрить ему виски». Так же редко применялось такое наказание, как отстранение от должности, которое указано только в одной ст. 5. Судья за совершенное им должностное преступление «должен быть поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде». Суровым и применяемым в древнее время наказанием было изгнание, которое по Законам Хаммурапи предусматривалось в различных формах» изгнание из общины, изгнание из поселения и изгнание из дома отца.

Таким образом, основные институты уголовного права нашли довольно широкое отражение в Законах Хаммурапи.

Процессуальное право по Законам Хаммурапи.

Анализ текста Законов Хаммурапи свидетельствует о том, что судебный процесс велся специально назначенными должностными лицами — судьями, которые в своей деятельности должны были руководствоваться установленными для ведения судебного процесса правилами. Нарушение последних влекло довольно тяжкие последствия для судьи: отстранение от должности и уплата штрафа в 12-кратном размере от цены иска. По существовавшей в то время идеологии считалось, что суд осуществлялся по воле царя и всегда справедлив. К сожалению, не все институты процессуального права нашли отражение в Законах Хаммурапи (судебные инстанции, стадии процесса, исполнение приговора и др.). Но сведения, которые имеются в памятнике права, позволяют утверждать, что дело могло рассматриваться как несколькими судьями, так и одним судьей. А процесс в основном был обвинительно-состязательным, который применялся как по большинству уголовных дел, так и по гражданским делам. Следует отметить, что процесс в целом велся устно, по решения судьи должны были оформляться письменно и скрепляться печатью.

Как и уголовное право, процессуальное право несет на себе печать обычаев родового строя и его морали. Это проявляется в том, что процесс начинался, как правило, по инициативе заинтересованной стороны, обе стороны сами должны предъявлять доказательства своей невиновности в ходе процесса использовались такие доказательства, как ордалия (испытание водой) и клятва.

 

5. Общественный и государственный строй Древней Индии.

Общественный строй. Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").

Варны — это 4 сословия, возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев "Рикведы" (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: "Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи - это его бедра, а из ног родились шудры".

Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.

Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.

Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.

На самой низшей ступени среди свободных людей были "неприкасаемые" (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.

В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:

а) обращение в рабов военнопленных;

б) естественное воспроизводство;

в) продажа свободных в рабство;

г) долевое рабство;

д) рабство вследствие совершения преступления.

Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.

Государственный строй. В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:

финансовое ведомство;

военное ведомство;

ведомство публичных работ.

Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.

Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.

При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.

Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.

Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.

Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность:

а) сохранение общественного порядка;

б) борьба с преступлениями.

Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:

ремесленно-промышленным производством;

торговлей иностранцев;

учетом населения города;

регулированием торговли и порядком на торговых местах;

торговлей текстильными изделиями;

сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).

 

6. Дхармашастры как основной источник древнеиндийского права. Отличительные черты права Древней Индии. 

Законы Ману(Манава дхармашастра) являются дхармашастрой т. е. сборником норм, правил (дхарм), определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер. Они были больше философско-этическими, а не правовыми нормами, поскольку общего понятия права в Древней Индии просто не существовало. Цель дхармы - указать ему наилучший путь достижения великой и возвышенной цели, убедить его в смысле бытия и помочь обретению «истинной» и «абсолютной свободы». Соблюдение дхармы контролировалось священнослужителями и царскими чиновниками. В Законах Ману, в перечне обязанностей царя, одно из главных мест уделено контролю за соблюдением подданными дхармы.

Таким образом, Законы Ману - это своеобразный свод этико-религигиозных и правовых предписаний, философских правил, фиксированных традиций. Нет сомнения в том, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знавшие религиозные догматы и юриспруденцию.

По форме Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. В них дан перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи священных произведений «Ригведа», «Махабхарата», «Артхашастра», а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И наконец, в Законах Ману нашли отражение взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, этику и смысл человеческого бытия.

Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В Законах Ману неоднократно повторяется мысль, что первейшая обязанность правителя - охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм.

В соответствии с Законами Ману признавались следующие способы возникновения права собственности: наследование; получение в виде дара или находки; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения. Приобретать вещь можно было только у собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание охране личной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли, как практически везде на Древнем Востоке, подразделялись на царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь, как наиболее значительное из этой категории.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения. В основном в них говорится об обязательствах, вытекающих из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров: договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. Допускалось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье.

Договор аренды земли в Древней Индии получил развитие ввиду начавшегося в общине процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т. п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Древней Индии бракпредставлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, муж (либо отец) управлял всем ее достоянием, хотя формально имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию- только наследование по закону:имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился своего рода опекуном младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории: умышленная и неосторожная формы вины; повторность (рецидив); соучастие; необходимая оборона (убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось); зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего/виновного к определенной варне.

Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. Тем не менее, пережитки старины сохранили следующие понятия: принцип талиона («равное за равное»); ордалии (суд богов); принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, выделяемых Законами Ману: государственные преступления; преступления против собственности; преступления против личности; преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот. Далее Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убийство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Применялось множество видов наказаний, в том числе: смертная казнь различными способами (сажание на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.); брахману взамен смертной казни полагалось обрить голову; членовредительские наказания (отсечение пальцев, рук, ног); тюремное заключение; штрафы; изгнание.

Различий в ведении судопроизводства по уголовным и гражданским деламне было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер. Для возбуждения искового производства Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе кражу, неуплату долга, заклад, продажу чужого имущества, нарушение соглашения.

Суд не был полностью отделен от администрации. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами.

Законы детально регламентировали использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний зависела от принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой.

 

7. Формирование демократических принципов афинского государства. Расцвет и упадок демократии в Древних Афинах. 

В истории Древней Греции наступил полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:

• гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

• архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

• классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

Архаический период(VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

• эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

• геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

• демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал такие промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

Основные этапы развития Афинской демократии: Соломон, Клисфен, Эфиальт, Перикл.

Солон провел сисахфию — реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных). Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена.
Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы.) Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.
Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

Господство Афин в морском союзе послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.
Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла.При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины.Перикл ввел оплату государственных должностей. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.Перикл ввел в действие довольно жесткие законы об афинском гражданстве, согласно которым гражданином Древних Афин мог стать лишь человек, рожденный в «правильном» браке.Законы четко определяли круг обязанностей гражданина полиса, а также декларировали права совершеннолетних афинских граждан.

Расцвет демократии в Афинах (V в. до н. э.)

 Состав населения. Граждане – коренные афиняне. Переселенцы не имели права владеть землей, участвовать в управлении Афинским полисом; платили налог за проживание в Афинах. Рабы находились в полной собственности своих хозяев. Труд рабов использовался главным образом на рудниках и на ремесленных работах.

Основные органы власти и управления Афинского государства:народное собрание;Совет пятисот;гелиэя;коллегия стратегов;коллегия архонтов.

Верховным органом властибыло народное собрание - экклесия. Право участия в народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане.Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконие». Эта охрана осуществлялась специальной коллегией.

Совет пятисот (буле) стал рабочим органом народного собрания. Членом буле мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Избирался совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год совет обновлялся. Совет контролировал исполнение постановлений народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат Афинского государства действовал под руководствомСовета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию - одну десятую часть совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем народного собрания. По истечении срока полномочий члены совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти(магистратам) относились коллегия десяти стратегов и коллегия девяти архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия стратегов состояла из десяти военачальников, которые пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием (поднятием руки).

К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касавшиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти членов, избираемых с помощью жребия поодному от каждой филы, и секретаря. Все архонты проходили две проверки на соответствие должности - в Совете пятисот  и в гелиэе.

Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных). Гелиэю составляли 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из полноправных граждан не моложе 30-летнего возраста. Гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, государственные дела. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла законодательные функции.

Иными судебными органами в Афинах были коллегии, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд по делам о тяжких умышленных преступлениях), коллегия эфетов (неосторожные убийства), суд диэтетов (гражданско-правовая юрисдикция по большинству дел), коллегия сорока (ограниченная гражданско-правовая юрисдикция), коллегия одиннадцати (суд по делам, связанным с участием рабов).

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве. Одним из источников античного рабстваслужила долговая зависимость, поскольку должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой.

Рабы в Афинах разделялись на принадлежавших частным лицам и государственных. Рабы частных лиц приравнивались к вещи и не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право приобретать собственность и распоряжаться ею. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метекам. По реформам Перикла, полноправными афинскими гражданамиявлялись только лица, у которых мать и отец были гражданами Афин. Гражданская правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие определенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:право на свободу и личную независимость;право на земельный участок (клер) на полисной территории; право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;право на ношение оружия и службу в ополчении;право на участие в делах государства;право на почитание и защиту отеческих богов;право на защиту и покровительство афинских законов.

Обязанности афинских граждан:беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);повиноваться законам и избранным властям;принимать активное участие в общественной жизни;почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также материальную повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую доходы от их частной собственности.

В системе градации населения по правам между полноправными гражданами и рабами полиса находился промежуточный слой - метеки, неграждане Афин. К метекам относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах. Они были лично свободными, но лишенными политических и некоторых экономических прав, в том числе:права гражданства; права приобретать недвижимость;права заключать полноправные браки с афинскими гражданами.

Каждый метек должен был иметь простата, своего посредника между ним и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе.

Вывод по вопросу: Таким образом, территориальной формой политической организацией общества в Афинах являлся полис. Возникновение государства сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса и созданием демократической республики. В период расцвета рабовладельческой республики Афины достигают своего могущества. Однако, формальное равноправие финских граждан сочеталось с их имущественным неравенством которое возросло к концу Vвека до н.э. И раздираемое внутренними противоречиями, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся IVвеку до н.э. Македония и вошла в ее состав. А после падения македонской монархии превратилась в одну из провинций Римской империи.

 

8. Общественный и государственный строй Спарты. 

Возникновение государства Спарта, илиЛакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

0бщественный строй. Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. С 20 до 60 лет каждый спартиат обязан был нести военную службу. Жениться ему раз­решалось лишь по достижений 30-летнего возраста, когда он признавался вполне совершеннолетним и приобретал политиче­ские права.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй

Царская власть.Во главе Спартанского гос-ва 2 царя, результатом такой власти- объединение двух племён, из которых каждое сохранило своего вождя. Фактически гос-вом управляли эфоры, в руки котрых постепенно переходят полномочия царей.

Герусия. –совет старейшин, берёт начало от совета племенных старейшин (28 человек), кроме того, в их состав входило 2 царя, в компетенцию герусии входило рассматривание уголовных дел, значение герусии неуклонно падало с усилением роли эфоров.

Народное собрание.Участвовали все полноправные граждане, достигшие 30 лктнего возраста. Решали вопросы, в случае войны, кому из царей идти на войну.

Эфоры. Первоначально это были заместители царей. В граждн-м суде, права эфоров были обширны, созывали герусию и народное собрание и руководили деят-стью этих органов.

Армия. Все спартиаты от 20 до 60 лет, а также периэки обязаны были нести военную службу в качестве тяжёловооруженных воинов (гоплитов).

Войска делились на 12 лохов, по 500 воинов в каждом лохе. Во главе лоха стоял лохаг. Командовали всей армией цари. Римское гос-во развилось из городской общины, похожу во многом с греческими полисами.

 

9. Общая характеристика древнегреческого права. 

Афинское право наиболее развитая система рабовладельческого строя, оказывало заметное влияние на правовые системы др. гос-в. Особенность правовой системы-основной источник права – обычай.Закон и обычай отождествлялись.Впоследствии теория и практика признают приоритет законов над обычаем. В 621 г.до н.э. появляется писаное право в виде законов Драконта.Осуществл. новая социально-эконмическ. ситуация;отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства, оформлялись права на частную собственность и суровые наказания за посягательства на нее. В начале 6-ого в. до н.э. большая законодательная работа проводится Солоном. В 5-4вв. до н.э. –закон становится главным источником права. Полноправными афинскими гражданами явл.-лица родители, которых граждане Афин, достигшие18 лет. К определенным важным правам и обязанностям отн.- право на свободу и личную независимость от другого чел., право на земельный участок, помощь от гос-ва в случае материальных затруднений, на участие в делах гос-ва, на защиту и покровительство закона. Обязанности: беречь свое имущество, трудиться на своем земельн. участке, защищать свой полис от врагов, повиноваться законам, принимать активн. участие в общественно – политич. жизни страны. У богатых граждан – повинность наз-сь литургия. Между полнопр. гражданами и рабами сущ. промежуточный слой – метеки. Люди лично свободные, но лишенные политич. и некоторых экономич.прав - права гражданства, приобретения недвижимости, заключения брака с афин –ми гражданами. С них взималась особая подать, они привлекались к воен.службе. Рабы – частные и гос-ные. Частные занимали положение вещи. Гос-ные – имели право приобретать собственноть и распоряжаться ею. Право знало: Видимое и невидимое имущество. Видимое – земля, рабы, скот. невидимое – деньги, драгоценности. Среди вещных прав владение и собственность. Обязательственные отношения – договор или деликт(правонарушение). Виды договоров: купля – продажа, найм, ссуда, подряд, займ, хранение вещей, товарищества, поручения, комис – ный. В качестве обеспечения договора задаток, залог, поручительство. Обычаи и законы исходили из понятия широкой право – и дееспособности гражданв имущественных отношениях. В одном из законов гов – ся: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попавал под влияние женщины». В Афинских законах имущественные оношения получили гораздо большее развитие, но в них нет детальных предписаний. В семейно – брачных отношениях; брак обязателен. Уклонение от брака расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Власть домовладельца значительна.Муж мог привести наложницу. Женщина не могла заключать сделки, после смерти отца господин – муж, после – мужа, сыновья. При наличии сыновей в семье, дочь не получала наследства. Обычай разрешал брак между родственниками. Отношение к женщине было презрительным. Афинянки вынуждены были вести замкнутый образ жизни, не имели почти никаких прав. Мораль обвиняла их, что они беззаботно проводят время в стенах дома, когда мужчины в поте лица добывает хлеб. Общественное мнение нормально относилось к любви мужчин с юношами и гетерами. Рождение ребенка – праздник. Мальчика украшали оливковыми ветками, девочку – шерстяными нитками. Больше любили мальчиков, с 7 лет их отдавали под опеку отца, девочку могли выгнать из дома. Сохранялся обычай детоубийства. До реформ Солона отец мог отдать реб. в рабство, покалечить и даже убить. После – сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если он не обучил его ремеслу. С другой стороны, отец мог отречься от сына, лишить его наследства, выгнать из дома, если тот не оказывал ему должного уважения. Известны; гос- ные преступления, прест-ния против семьи, личности, собственности. Особо опасные – против гос-ва, обман народа, измена отечеству, оскорбление богов, противозаконные предложения на народном собрании. Ложные доносы, шантаж,клевета карались штрафом. Хищения и взяточничество – откуп в десятикратном размере. Атемия – лишение гражданских и политических прав- тягчайшее наказание. Приговоренный к смерти мог сам исполнить приговор- выпить яд. Грабители и разбойники могли быть- проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убить на месте, однако он мог избежать наказания вернув вещь или оплатив ее стоимость. Наказывали также предметы – статуи, камни, бревна, если они явл. причиной смерти. Судоразбирательство начиналось с заявления от полноправного гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, рабов – хозяева. Стадии суд.процесса – предварительное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора, последнее слово осужденного. Время для разбират –ва в суде – 9,5 часов.Клепсидра запускалась когда предоставлялось слово. КЛЕПСИДРА водяные часы. Обычно подсудимые вымаливали снисхождение, слезно взывали к жалости, приводили в суд своих плачущих родных. Особенно тщательно соблюд. процессуальная форма, если подсудимому грозит смертная казнь. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией явл. Гелиэя, ее вердикты пересмотру не подлежали. Правовые воззрения греков оказали большое влияние на становление римского права.

 

10. Эволюция государственного и общественного строя Древнего Рима. 

Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода:

1) республику;

2) империю.

Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы.

Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.

Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов:

1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;

2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;

3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.

Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

В период империи начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом. Характерными чертами являлось то, что множилась армия чиновников – военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали четвертую часть имущества осужденных. Роль народных собраний уменьшилась. Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии. Доминат – эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупнейших рабовладельцев. В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял городскую пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат. Следует отметить, что Римская империя погибла из-за кризиса ее экономической основы, процесса децентрализации, сепаратизма, а также восстаний рабов и нападений германских племен.

 

11. Система и источники римского права. Характеристика гражданского, уголовного и процессуального права Древнего Рима. 

Рим дал миру основы гражданск. частного права. У римск. юристов была возможность воспользоваться результатами правового развития национал-х Частей империи, особенно Афин. Вводится разделение права на публичное и частное. Основные источники обычай, законы, эдикты магистратов, законные иски, ответы знатаков права, суд прецедент, постанов-я сената.

Эпоха формирования и развития «цивильного права». Хар-ные черты:

1. пережитки первообщин. строя

2.влияние религии на прв.предпис.

3.примитивность прав.институтов

4.строг.национальн.хар-р и формализм.

Сер.3-го-кон.3-го в.н.э. этап классическ.римского права- наряду с цивильн. появляется преторское право, из кот.выделяется общенародное право, регулирующее отношен.между римск. гражданами и чужестранцами.

3-5в. н.э. постклассическ., этап развития древнеримского пр. систематизация рим. права, кот.испытала на себе влияние нов.феодальн-х отнош.и церкви. Перв.источник права-обычаи. Закон стан.источником права со времен издания сборников законов-12 таблиц. След ист пр.-эдикты магистратов., преторские эдикты( из кот-х выросла новая ветвь-преторское пр.) для иностранцев-особ.магистратура-претор по делам перегринов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!