Семеновский плац, Троицкий собор



По другую сторону Фонтанки (от Аничкова моста справа, если вы стоит на набережной спиной к парапету) – самая «роковая» точка судьбы Достоевского: пройдя через Семеновский мост (показать!), вы окажитесь на Семеновском плацу – месте казни петрашевцев, русских «мечтателей», утопистов, приговоренных к расстрелу за чтение книг о всеобщем братстве и равенстве. Это был страшный спектакль 22 декабря 1849 г., сценарий к которому писал сам царь: деньги на сооружения эшафота были взяты из казны на личные царские увеселения, приговор долго читал чиновник-заика, осужденные окоченели на тридцатиградусном морозе, Достоевский во второй тройке осужденных (на эшафоте – три столба) смотрит на первых троих в белых саванах, привязанных к столбам, раздается барабанная дробь, солдаты прицеливаются, и в последнюю секунду эффектно, галопом влетает на плац адъютант царя с отменой смертного приговора. Достоевский, пройдя через последнюю «четверть секунды» жизни, напишет об этом в романе «Идиот» (рассказ Мышкина о смертной казни), и у его героев всегда – особое ощущение ценности жизни: «Бытие начинается только тогда, когда ему грозит небытие». Сейчас на месте казни (Пионерская площадь) – маленький садик (рядом с музеем «Океанариум»), где надо поставить обелиск с именами петрашевцев (может быть, этому поможет ежегодный «День Достоевского»?). Мышкин в рассказе о казни преступника, говорит, что тот видел лучи солнца, лившиеся от куполов церкви, предвещавшие его новую природу. Это автобиографические страницы: Достоевский в последние минуты жизни, как он считал, смотрел на солнечные лучи от куполов Введенской церкви (снесенной в советское время, сейчас на е месте разбит сквер с памятным знаком) и мечтал о «встрече с Христом»  против станции метро «Пушкинская», а нынешнее здание ТЮЗа заслонило перспективу, которая тогда была открытой).

С Фонтанки видны синие купола Троицкого собора с золотыми звездами (показать!), в котором в 1867 году венчался Достоевский с Анной Григорьевной Сниткиной, юной стенографисткой, спасшей его от катастрофы, когда он, забыв о кабальном договоре с издателем Стелловским, за 26 дней продиктовал ей роман «Игрок» и из нужды и отчаяния «изобрел» новый метод писательской работы. Они прожили вместе 14 лет, и за эти годы Достоевский не успел бы создать четыре своих «толстых» романа, а продиктовать успел.

Мистика Фонтанки: петербургские призраки в «Бедных людях», двойники на маршруте Голядкина, Сенная Раскольникова и Подростка, дом Рогожина, Ротонда – «лестница дьявола»

Фонтанка – любимое место героев раннего творчества Достоевского. Здесь гуляет Макар Алексеевич Девушкин («Бедные люди»): «Чтобы как-нибудь освежиться, вышел я походить по Фонтанке. Вечер был такой темный, сырой. В шестом часу уж смеркается, — вот как теперь! Дождя не было, зато был туман, не хуже доброго дождя. По небу ходили длинными, широкими полосами тучи. Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые, артельщики, извозчики, наш брат, по какой-нибудь надобности; мальчишки, какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом, выкупанным в копченом масле, с замком в руке; солдат отставной, в сажень ростом, — вот какова была публика. Час-то, видно, был такой, что другой публики и быть не могло. Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где всё это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да с гнилыми яблоками, и всё такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня» (письмо 5 сентября).

Так уже в первом романе писателя начинается тема «самого умышленного, фантастического, отвлеченного» города на земле, по определению Достоевского, построенного по мысли и воле Петра «не на месте», на болоте, на трупах и костях, закованного в гранит (значение имени «Петр» в переводе с греческого – «камень»), города не русского, которым Петр «открыл окно в Европу», построенного европейскими архитекторами. Достоевский с его «почвенничеством» ощущал этот город как призрак, «фантастическую реальность», «грезу», которая «воскурится» в небо и исчезнет вместе с туманом, как дым, и останется на финском болоте «всадник, сидящий на загнанном, жарко дышащем коне». Описание Девушкиным Фонтанки с туманом под ногами и над головой, с черными закоптелыми домами, с мокрыми пряниками и гнилыми яблоками, с гигантскими фигурами людей и с лицами, выкупанными в масле, – это предвестие конца света по-петербургски, апокалипсиса в «Подростке».

Семеновский мост переходит в Гороховую улицу (показать!), Девушкин: «Когда я поворотил в Гороховую, так уж смерклось совсем и газ зажигать стали <…>. Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые;всё так и блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это всё так, для красы разложено — так нет же: ведь есть люди, что всё это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! <…> Сколько карет поминутно ездит; как это всё мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стекла, как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть и княжны и графини. <…> Любопытно увидеть княгиню и вообще знатную даму вблизи; должно быть, очень хорошо; я никогда не видал; разве вот так, как теперь, в карету заглянешь. Про вас я тут вспомнил. Ездили бы и вы в карете такой же, родная моя, ясочка. Взгляда благосклонного вашего генералы ловили бы, — не то что наш брат; ходили бы вы не в холстинковом ветхом платьице, а в шелку да в золоте. Были бы вы не худенькие, не чахленькие, как теперь, а как фигурка сахарная, свеженькая, румяная, полная».Это тоже не только описание богатой торговой улицы, но и важнейший символический контекст Достоевского – двойничество: за стеклом кареты герою мерещится призрак Вареньки в виде знатной толстой дамы.

В повести «Двойник» Достоевским определено место действия «нечистой силы» в Петербурге: чтобы встретить своего двойника, надо отправиться по набережной Фонтанки от Аничкова до Измайловского моста в ноябрьскую ночь, когда идет «снег и дождь разом» и когда «на всех петербургских башнях, показывающих и бьющих часы, пробило ровно полночь» (1, 138), и обязательно потерять свою «калошу» «от сапога с правой ноги», «в грязи и снегу на тротуаре Фонтанки» (1, 139) . Так встречает своего двойника – «запоздалого» – с мелкой семенящей походкой «с притрусочкой» (1, 140), как и у него, маленький бедный чиновник Голядкин. Встреча с двойником не сулит ничего хорошего: вытеснение из жизни, болезнь, сумасшествие, смерть. Но в этой повести впервые у Достоевского проявилось уникальное качество его «петербургского текста», сочетающего условность и символичность с точной топографией. Это то, что позволяет заставить школьников читать роман «Преступление и наказание» после прогулки по «криминальному» маршруту Раскольникова с точными адресами всех героев романа. И вы сегодня сможете сами с нашей помощью пройти весь точный петербургский маршрут Голядкина. Он начнется с Измайловского моста на Фонтанке (показать! У Троицкого собора, где венчался Достоевский с Анной Григорьевной), у которого живет Клара Олсуфьевна, дочь начальника Голядкина. Из этого дома он выгнан «врагами» с бала в честь дня ее рожденья и бежит в метель по Фонтанке до Аничкова моста: «перешел Аничков мост, миновал часть Невского и теперь стоит на повороте в Литейную <…> поворотил в Литейную». Там он встречает «скверную собачонку» (чаще всего нечистая сила принимает обличье собаки: Мефистофель появляется у Гете в виде черного пуделя) и тут же замечает двойника. Дальше оба Голядкина сворачивают на повороте в Малую Итальянскую улицу (сейчас ул. Жуковского), а оттуда в Шестилавочную (сейчас ул. Маяковская) в дом героя (Маяковская, 24).

Современный читатель, прошедший, как вы сегодня, точным маршрутом Голядкина, к сожалению, не может ощутить уникальную фантасмагорическую атмосферу двойничества этой «петербургской поэмы» в той мере, как читатель – современник Достоевского: на своем пути герой минует несколько мостов-двойников через Фонтанку (всего их было 7), трудно отличимые друг от друга – с башенками и тяжелыми цепями, как сейчас мост Ломоносова (тогда Чернышов мост), правее Аничкова моста (вы стоите спиной к Фонтанке) (еще один – Старо-Калинкин мост – сохранился в Коломне у пл. Репина). А переходя Аничков мост, он идет мимо скульптур-двойников Клодта: в 1843 году здесь стояли две повторяющиеся пары бронзовых скульптур, в 1844 году одну из них сняли и отправили в Неаполь, а вместо нее поставили гипсовую копию, заказав Клодту сделать такую же – бронзовую; но ему было скучно повторяться, и он сделал четыре скульптуры. А дальше, свернув в Литейную часть, Голядкин проходит по Литейному проспекту мимо Мариинской больницы – точно такой же, как Мариинская больница в Москве, где в 1821 году родился Достоевский. В повести все двоится: не только герои, но и мосты, скульптуры, здания.

Но и это еще не все: петербургская дьявольщина «Двойника» безусловно генетически связана с мистической природой повести Пушкина «Пиковая дама». Голядкин перед встречей с двойником проходит мимо Обуховской больницы («желтый дом», «дом сумасшедших», теперь больница Военно-медицинской академии), вид на которую открывался из окна дома напротив, где Достоевский бывал в гостях у поэта-мистика Шидловского, потом ушедшего в монахи, одного из самых духовно близких людей юного Достоевского по приезде в Петербург. Конечно, Достоевский помнил, что в этой больнице сошедший с ума Германн бормочет: «Тройка, семерка, дама».

Неподалеку от Обуховской больницы – Сенная и ее окрестности – место действия романа «Преступление и наказание», уникального «петербургского текста» с точной топографией. И сегодня у вас есть возможность пройти «горячие» точки уголовного сценария Достоевского, участвовать в акции «Молодежь – Достоевскому: Раскольников в городе». Вас ждут у Сенной площади – места не принятого покаяния героя, вы пройдете с Раскольниковым по жутким трущобам на «дело» или на «пробу», будете считать 730 шагов героя к дому старухи и стоять на месте самого знаменитого убийства в мировой литературе – на четвертом этаже дома процентщицы.

Переход

А теперь вас ждут на углу Невского и Владимирского проспектов – Невский, 47, где расскажут о Достоевском-журналисте, о петербургских двойниках Достоевского и о маршрутах Голядкина и князя Мышкина.          

V. Невский проспект, 47

 1. Достоевский-журналист. «Смешной Достоевский»: типография А. И. Траншеля

Здесь до августа 1873г. располагалась типография А. И. Траншеля, где печатался журнал князя Мещерского «Гражданин». С осени 1871 г. по возвращении из-за границы Достоевский посещал салон Мещерского на Николаевской ул. (сейчас ул. Марата, д. 9), где собиралась «антинигилистическая партия», идеолог кружка – К. П. Победоносцев; после завершения «Бесов» в конце 1872 г. он становится редактором журнала «Гражданин», где публикует главы из своего «Дневника писателя». Редакция журнала была сначала в доме Мещерского, а с 1873 г. на Невском, 77 (почти против Знаменской церкви, сейчас – метро «Площадь Восстания»). Однако больше времени, чем в редакции, Достоевский проводил в типографии, прямо в ней дописывая статьи, тут же отдавая рукопись в набор. Дом тогда капитально перестраивался, лестницы были полуразобраны, и рабочие поднимали и спускали Достоевского на верхний этаж на руках. Однажды он засиделся за работой за полночь, и когда его с фонарями «эвакуировали» из типографии, на Невском собралась толпа зевак, бурно обсуждавших происходящее: «Похищение? Пожар? Несчастный случай?»

В августе 1873 г. типография переехала на соседнюю Стремянную ул., 12, однако вскоре Достоевский, поссорившись с Траншелем, начал издавать свой ежемесячный моножурнал «Дневник писателя» в другой типографии князя В. В. Оболенского неподалеку, на Николаевской ул. (сейчас – Марата, д. 8): здесь печаталась «Кроткая» и «Сон смешного человека». С этим домом связан сюжет рассказа Достоевского «Столетняя»:Анна Григорьевна по делам мужа придя в эту типографию, обратила внимание на древнюю старушку с палочкой, которая сидела на дворницкой скамеечке, через 15 минут она увидела знакомую старушку на лавочке на Николаевской, 4, улыбнулась и кивнула ей, а после магазина встретила ее опять, отдыхающей на приступочке у дома № 2. Они разговорились: старушке шел 105-ый год, и она шла навестить внучек. Анна Григорьевна дала ей пятачок, а вернувшись домой, рассказала о встрече мужу: так появился рассказ «Столетняя» с «умилительной и тихой» смертью старушки, все-таки дошедшей до внуков и правнуков, в кругу семьи во время общей беседы,.

Переход

А сейчас я покажу вам место рождения Достоевского – это петербургский двойник места его рождения в Москве (перейти на другую сторону Невского и свернуть на Литейный пр, встав спиной к центру фасада больницы в овальном пространстве у решетки).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!