Психолого-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста



Для того, чтобы правильно и успешно составить методические рекомендации и развивать у детей чувство юмора необходимо изучить возрастные психолого-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. В этом сложном процессе становления взрослым человеком очень важно, как ребенок будет адаптироваться в мире людей, как найдет свое место, где может себя чувствовать хорошо, где может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этого.

Чувство юмора существенным образом может влиять на познавательные процессы дошкольников, также развитость этой способности влияет на поведение ребенка, определяя особенности восприятия окружающего мира, направленность его внимания и интересов, а также логику суждений. Отличительной особенностью поведения детей старшего дошкольного возраста является их спонтанные действия; возникающие чувства и желания ребенка могут провоцировать переменчивое настроение. Поэтому так тяжело удержать интерес детей к какой-либо теме на длительное время.

Детям чрезвычайно легко учиться выражать свои чувства, поскольку их желания и впечатления носят непосредственный и яркий характер: они смеются, плачут, кричат или хлопают в ладоши, более того, ребенок может делать несколько таких вещей одновременно.

Несмотря на то, что ребенку с легкостью дается выражение чувств, его жизненный опыт чрезвычайно мал. Дети не всегда могут правильно понять смысл происходящего и зачастую видят во всем только внешнюю сторону, а задача воспитателей и педагогов открыть им внутреннее содержание и научить самостоятельному прозрению. Задача взрослых, в том числе и родителей, заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке такие эмоции, как сожаление, сострадание и огорчение при виде чужого горя или несчастья, знакомить с чувством стыда и вины за свой неправильный поступок.

«С детьми надо говорить забавно» [17] - настаивал М. Горький, включая в сферу забавного даже и то, что само по себе очень смешно, но безоговорочно достойно осмеяния. Многим писателям приходилось и теоретически и практически доказывать, каким многосторонним и сильным средством воспитания становится юмор – «витамин роста, дивный способ постижения мира через игру, верное лекарство против многих детских болезней, оружие борьбы против косного и чуждого» [32].

Дети, у которых развито чувство юмора, являются более счастливыми и открытыми окружающим людям, обладают более высоким чувством собственного достоинства. В повседневной жизни чувство комического возникает в тот момент, когда ребёнок сталкивается с чем-то несуразным и неожиданным. С.Д. Яматова пишет о различие восприятия юмора у детей разных возрастных групп: «Младшие и средние дошкольники видят комизм во внешности, одежде, жестах персонажа, в несоответствии ситуации при восприятии весёлых рассказов, смешных картинок. Старшие же дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях. Смех у них вызывают нравственные недостатки, пороки (трусость, жадность, лень, хвастовство), нелогичность действий и поступков взрослых, одушевление знакомых предметов» [56].

У детей старшего дошкольного возраста чувство комического связано с умственным развитием, поскольку опирается на осознание несовершенства восприятия предмета, ребенок способен осмыслить, в чем состоит недостаток. Когда ребенок развивается и хорошо понимает значение слов, он смеется не только над необычностью звучания, причудливым сложным словом, но и над грамматической ошибкой в речи.

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается активное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка. В этот период дети быстро прибавляют в росте и весе, меняются пропорции тела. Но изменения происходят не только внешние, существенным изменениям подвержена и высшая нервная система. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более зрелую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

- формируется устойчивая структура желаний и мотивов;

- зарождаются новые социальные потребности, возникает желание выполнять важные и более сложные дела для других;

- появляется интерес к коллективным формам деятельности, в развитии лидерских качеств, потребность в признании сверстников;

- появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами;

- возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, закрепляется определенная система моральных норм и социальных ценностей [12];

В этом возрасте дети начинают активную жизнь в обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей. А.Н. Леонтьев писал, что дошкольное детство – это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения [25]. В дошкольные годы в развитии ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта - единство личности».

С.Л. Рубинштейн отмечал, что период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. В этом сложном процессе становления человеком очень важно, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, где может себя чувствовать хорошо, где может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этого [41].

Стоит отметить, что важным достижением старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», а также формирование внутренней социальной позиции. В этот период ребенок впервые понимает разницу между тем, какое положение он занимает в обществе среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности. Проявляются ярко выраженное стремление к развитию лидерских качеств и способностей, которые не только придадут значимости среди окружающих, но и «откроют путь» к выполнению новой, более тяжелой деятельности [44, с. 91].

Поскольку эмоциональный фон ребенка также развивается в этот период, он начинает осознавать свои переживания, благодаря чему формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной [44, с. 118].

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться словесно-логическое мышление. Как отмечалось в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, приводя справедливые причинно-следственные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню [44, с. 97].

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали [44, с. 101].

Сейчас формировать юмор у детей посредством художественной литературы или искусства - это не пустая прихоть, это подготовка ребенка к восприятию жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Это необходимо для того, чтобы воспитать в нем данную способность, которая в будущем «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и неприятностями» [7].

«Улыбка и смех, - говорит советский психолог С.Л. Рубинштейн, - будучи первоначально выражением - сначала рефлекторным - элементарного удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя в конце концов все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа; оставаясь внешне почти тем же, чем они были, улыбка и смех в ходе исторического развития человека приобретают всё более глубокое и тонкое психологическое содержание» [41].

С юмором связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. «Смех - один из каналов познания, - пишет Сухомлинский, - одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно» [45].

Подводя итоги, стоит отметить, что достижение старшего дошкольного возраста характеризуются новыми нагрузками в игровой и интеллектуальной деятельности, дальнейшим развитием логического мышления, изменением восприятия сложных форм объектов, развитием воображения, произвольного внимания, речи и собственного «Я».

На основании рассмотренных выше психолого-физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что этот период является самым благоприятным для формирования у детей чувства юмора. Окружающий мир начинает приобретать краски, а значит, в сознании формируется понятие «черного-белого», хорошего и плохого. В этом возрасте ребенок сможет научиться адекватному и доброму чувству юмора и будет понимать, где данное явление не уместно.

 

Художественная литература как средство развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста. Основные положения по формированию чувства юмора программы «От рождения до школы»

В настоящее время значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста, на плечи педагогов и детей легла более основательная нагрузка. Это отчетливо можно отследить в новых программах и педагогических технологиях по развитию, воспитанию и образованию дошкольников.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», ГОС (ФК и НРК) как ни странно уделяется большое внимание всестороннему развитию личности [24]. Воспитатели и педагоги, которые работают с детьми, понимают, что с шуткой и улыбкой процесс обучения проходит легче, настроение обучающихся повышается, а значит, и достичь можно любых высот. Но, к сожалению, как такового методического или практического материала по формированию чувства юмора у детей дошкольного возраста почти нет, и многим воспитателям приходится самим разрабатывать учебный материал.

Детям, достигшим четырехлетнего возраста, начинают читать юмористические стихи К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, русские народные и зарубежные песенки в переводе русских писателей. Интересно, что дети по-разному реагируют на одно и то же произведение, у каждого свое восприятие литературной картины. Одни просто улыбаются, другие повторяют смешные отрывки, слова и выражения, а у некоторых детей выражение на лице не меняется, как будто они остаются равнодушными к прочитанному [24]. Однако, если провести дальнейший разбор, где ребенку станет очевидна каждая деталь произведения, то ему станет понятен юмор той или иной книги, стихотворения, и при следующем чтении он тоже улыбнется, а возможно посмеется над человеком рассеянным С. Маршака, над котятами К. Чуковского, которым захотелось хрюкать [30].

По мнению многих педагогов, в результате использования юмора в повседневном процессе обучения дети становятся чувствительнее к нему, им легче откликнуться улыбкой на шутки. Данные наблюдения позволяют воспитателям детских садов прийти к поиску новых юмористических произведений для детей [24, с. 171]. Дошкольникам читают книги Э. Успенского, И. Пивоваровой, О. Григорьева, Т. Собакина, Г. Остера, А. Усачева, И. Шевчука, М. Бородицкой, В. Драгунского, Н.Носова и многих других авторов. Посредством легких и юмористических рассказов и стихотворений у детей формируется любовь к литературе.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже способен замечать комические повороты в развитии сюжета, неловкие и смешные неожиданности в поступках и высказываниях героев. Дети часто смеются над сочетанием несочетаемых явлений, предметов, признаков (например, шапка разговаривает, собака мяукает). В этой возрастной группе дети с удовольствием и интересом слушают смешные сказки, весёлые рассказы, стихи, басни, и нередко сами сочиняют причудливые и невероятные истории [24]. Познакомившись с очередным юмористическим рассказом, ребенок оживлённо начинает вспоминать случаи из своей жизни, родителей, знакомых, которые подобны событиям книги. Он охотно проводит параллель между своей жизнью и художественной, подтверждая рассказ личным опытом.

Н.П. Кондрашова отмечает, что очень важно практиковать повторное чтение юмористических книг: когда ребенок слышит знакомое произведение, оно вызывает в нем оживление, в этот момент он начинает испытывать уже знакомые эмоции, отмечает те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Детальные разъяснения и беседы с детьми направлены на понимание сюжета и событий, которые изображены в произведении. После прочтения дети не только рассказывают о том, что им прочитали, но и как прочитали, запоминая манеру чтения и интонацию. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа [24].

Важно помнить, что при чтении юмористической литературы интерес у детей необходимо разжечь путем следующих навыков: речь педагога должна быть четкой, громкой и выразительной. Мацук М.А подчеркивает тот момент, что именно воспитатель, когда знакомит детей с несколькими произведениями, подводит старших дошкольников к умению сравнивать одно юмористическое произведение с другим. Беседа может начаться с короткого рассказа самого воспитателя о книге, затем, перетекать в вопросы, что привлечет детей к активному выражению своих юмористических впечатлений. Обсудив с детьми книгу, воспитатель подводить итоги в понятной и интересной для детей форме, обобщая все выводы. Большую роль в установлении связи между содержанием текста и пониманием прослушанного играют вопросы воспитателя. В результате такой совместной деятельности педагога с детьми, у детей развивается интерес к чтению книг. Ребенок начинает интересоваться книгами вне стен детского сада, и рассказывает о прочитанном окружающим [28].

Значение художественной литературы в формировании чувства юмора является важной задачей дошкольного воспитания. Для дошкольников юмористические произведения - это специфический вид художественного, словесного юмора, который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоционально-положительную реакцию, доброжелательный смех [24]. Книга, предназначенная для детей должна обладать следующими критериями: она должна учитывать их интересы, увлечения; удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма и надежды.

У детской литературы есть одно неизменное свойство, без которого она не была бы собой. Детские книги обладают добрым и правильным юмором, что обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, «есть великая потребность смеяться» [51]. Важно дать ему достаточное количество материала, чтобы удовлетворить данную потребность. Юмор в детской литературе – это источник добрых чувств, несовместимая со злом способность, которую дети должны научиться оценивать по достоинству. По мнению М. Горького «Не надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть художественной. Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора» [17].

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» широко представлены произведения Н. Носова, чьи произведения дети с удовольствием слушают и перечитывают. Юмористический талант Н.Н. Носова раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1946), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Автор тонко чувствует детскую душу и понимает, что необходимо включить в свои произведения: остросюжетность, динамичность, насыщенность комическими ситуациями.

Для детей старшего дошкольного возраста предназначен сборник рассказов «Веселые истории». В него вошли такие рассказы: «Автомобиль», «Метро», «Замазка», «Саша», «Шурик у дедушки», «Леденец», «Карасик», «Прятки», «Бабушка Дина», «Живая шляпа», «Огородники». В центре его произведений находятся непоседливые фантазеры и выдумщики, которым часто «попадает» за их затеи. Писатель изображает самые обычные события в жизни детей - поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны от первого лица самими участниками этих событий. Это позволяет проникнуть в психологию героя, который старается оценить всё со своей, детской, мальчишеской точки зрения. Подобный прием и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Кроме того, все рассказы Носова лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в поступках героев и сделать нужные выводы, словно обучаясь на несерьезных ошибках выдуманных персонажей. Н. Носов писал: «Действительная причина смешного заключается не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях. А коренится в самих людях, в человеческих характерах» [33].

Многие, кто занимается с детьми дошкольного возраста могут задать вопрос: а способны ли дети понимать юмор и развивать в себе все, связанные с ним чувства? А. Барто, будучи выдающимся детским писателем, давно ответила на этот вопрос сатирическими четверостишиями, которые и по сей день радуют и взрослого и ребенка. Рассуждая над поставленным вопросом, стоит помнить, что полюбить что-то, что будет непонятным, просто невозможно. Стихотворения Агнии Барто любимы детьми с самого младшего возраста, а старшие дошкольники способны цитировать целые четверостишья, поскольку неоднократно перечитывали произведения поэтессы. Развеселить детей одним лишь печатным словом заслуга только по-настоящему талантливого поэта, а воспитать серьезные чувства и научить важным вещам с помощью юмора – непростая задача воспитателей. Юмор, пронизывающий творчество Агнии Барто, не обижает и не ранит детскую душу. Поэтесса помогает ребенку понять: все плохое, что высмеяно в стихах, осталось позади, а впереди всех ждет другая, хорошая жизнь с правильными поступками, которыми можно гордиться. Писательница придерживается мнения, что маленький человек просто не может быть плохим, он только учится жить, а его поступки, удачные или нет, - это попытка приобрести жизненный опыт. Поэтому, читая стихотворения А. Барто, дети понимают, что все поправимо. Ребенок обретает способность смотреть с юмором на свои неудачи, а перемены к лучшему не заставят себя ждать.

Э. Успенский в своих циклах веселых рассказов «О мальчике Яше» и «Как правильно любить собак» очень мудро и умно беседует со своими маленькими читателями: он уважает своих друзей и старается преподнести свои мысли на должном уровне. Рассказывая им о разных делах, которые случаются в жизни, ведёт своё повествование так легко и непринужденно. Без явной назидательности писатель обращается к чувству и к сознанию ребёнка, пробуждая в нём и поэтическое воображение, и правильное понимание справедливого, разумного и прекрасного, чтобы и позднее, по дороге к большой жизни, ребёнок помнил и знал, что в жизни хорошо и что плохо.

Стихотворения Э. Успенского имеют свой особый характер и отличаются необычной игровой формой: анализируя произведения поэта, ребенку не просто обрисовать происходящую ситуацию, поскольку сюжет несколько запутан, что значительно затрудняет понимание. Но прелесть специфики стихотворений Э. Успенского заключается в том, что ребенок отождествляет себя с героями произведения, которым нужно все время выдумывать что-то нестандартное и новое для решения своих проблем. Э. Успенский в своих работах отнюдь не пытался усложнить детскую жизнь, скорее его целью было помогать детям открывать новое и осваивать взрослую, непредсказуемую жизнь.

Рассказы и стихотворения С.Я. Маршака – это огромное наследство, оставленное нам, которое будет передаваться из поколения в поколение. Его первые пьесы и сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке», «Усатый полосатый» и многие другие с восторгом воспринимаются маленькими читателями. Чаще всего в произведениях главными героями выступают сами дети, что вызывает ощущение близости у детей с персонажами произведения. Комичные и веселые ситуации в произведениях несут легкий поучающий характер, который с улыбкой и пониманием воспринимается читателем. Автор воспитывает ребенка смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое самое строгое назидание.

Размышляя о мастерстве и ловкости детских писателей, Б. Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал: «От маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни» [7].

Самыми важными выразительными средствами художественной литературы всегда были яркие, необычные сравнения, красочные определения. Слушая сказки, поэмы и особенно стихи, дети должны научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка. Художественная литература поможет развить фантазию и воображение. И в этой задаче роль всяких нелепиц, небылиц, перевертышей и путаниц очень велика.

Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его рассказы направлены на то, чтобы развить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости. Произведения К.И. Чуковского «Крокодил» (1917), Тараканище» (1921), «Мойдодыр» (1921), «Чудо-дерево» (1924), «Муха-цокотуха» (1924) известны широкому кругу читателей и знакомы нам с самого детства. Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» поможет установить положительную и весёлую эмоциональную атмосферу. Детский писатель утверждал, что воспитать в ребёнке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление любой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами [51]. Рассказы Чуковского для детей совмещают в себе два ценных и редко соединяемых качества - юмор и поучительность. С помощью смеха, он стремился рассказать юному читателю об окружающих проблемах, о страхах, о лени, а самое главное, о способах борьбы с этими явлениями. Произведения К.И. Чуковского невероятно полезны и учат детей добру, бесстрашию и аккуратности. Они прославляют дружбу и доброе сердце героев.

Б.В. Заходер долгое время печатался в таких известных журналах, как «Мурзилка» и «Пионерская правда», но не выпускал книг со своими произведениями. Затем, его сборники стали один за другим выходить в свет: «На задней парте» (1955), «Мар­тышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям» (1966), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980) и многие другие.

Автор в своем цикле стихотворений «Мохнатая азбука»(впервые сборник вышел под названием «Про мохнатых и пернатых», 1966) словно совершает прогулку с детьми по зоопарку; хотя сю­жет цикла давний, поскольку в такой форме он использовался еще В.В. Маяковским и С.Я. Маршаком. В этом сборнике Б.В. Заходер использовал изображение людских пороков: почти каждое животное по ассоциации соотносится с каким-либо человечес­ким типом.

 Но, несмотря на заимствование идей у других писателей, автор увлеченно обновляет старые сюжеты, ищет новый смысл уже знакомых всем выражений и возвращает словам забытые значения. Избитую тему о зазнайстве поэт превращает в злободневную и остросюжетную комедию, где действующие лица – буквы алфавита, проучившие самонадеянную букву «Я». Философская глубина произведений Б.В. Заходера в сочетании с афористичностью приближает их к народным притчам.             

Чтение стихотворений Г.Б. Остера «Вредные советы» детям старшего дошкольного возраста поможет научить их эмоциональной реакции на прочитанное. Писатель говорил: «Я пишу для людей, потому что я сделал великое открытие – все взрослые произошли от детей. Я пишу для тех детей, которые постепенно становятся взрослыми. Ведь ребенок - это не статическая величина, это процесс, превращение маленького человека в большого. И у нас получается такая ситуация: я пишу для ребенка, который читает мои книги, дети становятся взрослыми и потом уже покупают мои книги как родители для своих детей. Таким образом, я пишу и для тех, и для других»[35].
Автор стихотворений «Вредные советы» считал, что в написании произведений для маленького ребенка есть цель заинтересовать и взрослого, которому предстоит читать данную книгу детям. Именно поэтому его творчество было адресовано сразу двум поколениям: родителям и их ребенку.  Г.Б. Остер отмечал, что иногда дети и взрослые смеются в совершенно разных местах, но если практиковать повторное чтение, то ребенок начинает осваивать и те моменты, которые показались увлекательными и для мамы, папы или воспитателя.

Педагогам не стоит останавливаться только лишь на знакомстве детей с прозой, отличным вариантом для развития чувства юмора станут стихотворения, которые с такой легкостью запоминают дети старшего дошкольного возраста. Юмористические стихи – это особая разновидность детской поэзии, которая отличается особенным игровым стилем, наличием таких же веселых ситуаций, как и проза, а также наличием своеобразного «шутливого тона». Любой ребенок с интересом слушает юмористические стихотворения, а частота их появления в жизни детей напрямую будет влиять на формирование высокого уровня чувства юмора. Ирония – далеко не лишний элемент в процессе взросления. Ребенок, чье чувство юмора непрерывно развивается, быстрее адаптируется в непростом взрослом мире, с легкостью перенимает его шутки, а, значит, в скором времени осваивает инструмент юмора на самостоятельном уровне.

Л. Токмаков писал, что детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное это искусство – детская книжка [46].

Общей чертой детской литературы является, пожалуй, сила жизнеутверждения. Дети уверены, что мир, в который они пришли, создан для счастья, что это правильный, добрый и прочный мир. Художественное слово всегда ярче и эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели, дети и родители. Оно звучит намного эффективнее строгого нравоучения, указания, или сухого объяснения. И художественная литература - это не только увлекательное путешествие вместе с героями по книгам в страну детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступать в сложных жизненных ситуациях, как научиться быть храбрым, сильным и смелым.

Невероятное количество детской литературы еще ждет, когда юный читатель совершит первый шаг к знакомству и откроет очередной рассказ или басню, чтобы прочитать произведение и обрести нужный ему опыт. Многие авторы создают художественные произведения для детей, влияние которых может поспособствовать развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста. Немаловажно, что в программе «От рождения до школы» уделяется особое внимание разделу по формированию данной способности. Все эти разработки помогают педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Более того, в книге Н.Е. Вераксы можно найти множество рекомендаций по использованию художественной литературы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ [54]. Данная разработка является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Особенность дошкольного образования заключается в том, что дети обладают гибкостью, пластичностью развития ребенка, непосредственностью и непроизвольностью. Данные специфики не позволяют требовать от ребенка достижения конкретно прописанных программных результатов. Поэтому разработка «От рождения до школы» обозначила своей главной задачей создание методического документа, помогающего педагогам организовать свой образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями.

Программа ориентируется на создание благоприятных условий, в которых будут формироваться основы базовой культуры личности и всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста.
Особое внимание в «От рождения до школы» уделяется развитию личности ребенка и воспитанию у дошкольников следующих качеств: активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, а также чувство юмора.

Поставленные цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

В программе подробно прописаны цели относительно развития чувства юмора и любви к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. «В группах от шести до семи лет необходимо продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимися персонажами, развивать у детей чувство юмора» [38].

Разработчики Программы напоминают педагогам, что поставленных задач можно добиться только при систематической и целенаправленной работе воспитателя различными формами активности. Только в этом случае педагог сможет правильно сформировать у ребенка такое непростое понятие, как «юмор».

Особое внимание уделяется отбору программного материала. В художественной, зарубежной литературе главными критериями являются воспитательная ценность источника, возможность средствами отобранных произведений развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе, в том числе и формирование юмора у дошкольников старшего возраста.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности [54]. Данная направленность на развитие личности ребенка ставит перед педагогами задачу воспитать уверенного в себе и свободного человека, стремящегося творчески подходить к решению различных проблем и ситуаций, способного сформулировать собственное мнение. Именно развивающая функция играет ключевую роль в освоении ребенком такого понятия как «чувство юмора».

Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибкости выбора программного содержания, проще вводить вариативную часть [54]. Благодаря такому строению программы блок, предназначенный для формирования чувства юмора у детей старшего школьного возраста средствами художественной литературы, можно ввести в момент, когда дети наиболее подготовлены к нему. Если преподаватель понимает, что дети еще не подготовлены к подаче новой информации, структуру можно изменить, не нанеся вреда развитию детей. К. Чуковский писал: «…воспитать в ребёнке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из не последних задач воспитания» [51].

Очень важным разделом следует считать «Взаимодействие детского сада с семьей», в которой описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Педагоги часто повторяют с учениками пройденный материал, чтобы легче и быстрее усвоить сложные темы. В сложной задаче по формированию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста могут принять участие и родители. Воспитателям достаточно просто дать свои рекомендации для выполнения заданий на дому. Таким образом, чувство юмора будет развиваться не только в детском саду, но и в семье, что существенно ускорит процесс.

Также важным отличием Программы является наличие инструментария для педагогической диагностики, а именно карты наблюдений детского развития, которая позволит фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации с воспитанниками, воспитателями, познавательной и игровой деятельности, проектной и художественной деятельности. Такая диагностика позволит провести наблюдения в ходе формирования чувства юмора у дошкольников старшего возраста. В карте фиксируются результаты до начала нового блока, промежуточные результаты и итоги работы. Подобная диагностика используется для решения ряда образовательных задач: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой детей.

Образовательная программа «От рождения до школы» представлена в виде подробного и структурированного плана занятий. Ее разработка может служить основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы, опираясь также на индивидуальный подход к каждому ребенку. Несомненной ценностью этой программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и возможность контролировать процесс путем диагностик. Однако имеющиеся разработки, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях, не отводят должную роль развитию чувства юмора своих воспитанников через произведения художественной литературы. В программе особое внимание уделено формированию любви к произведениям и самому процессу чтения у дошкольников старшего возраста, что несомненно подготовит детей к поступлению в первый класс, а упражнения по развитию чувства юмора средствами произведений полезно дополнят процесс обучения.

Таким образом, художественная литература всегда считалась неиссякаемым источником поучения и воспитания детей. Хорошая и мудрая книга «открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них» [55]. Также важно помнить, что художественная литература – это необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах его развития, а особый вид юмористического произведения оказывает немаловажное влияние на интеллект, ум и творческие способности ребенка, а заодно развивает в детях чувство юмора.

 

Выводы по 1 главе

Формирование у дошкольников чувство юмора является действительно важной задачей дошкольного воспитания. Сегодня перед образовательными учреждениями поставлена новая задача: развить способность, в которой нуждается буквально каждый человек. А самым верным будет формирование чувства юмора именно средствами художественной литературы, которая еще несет и нравоучительный смысл. В результате освоения образовательной программы каждый ребёнок должен интересоваться книгами и испытывать потребность в их чтении, быть приобщённым к словесному искусству, о чём будут свидетельствовать развитие его художественного восприятия, эстетического вкуса. Художественная литература - неиссякаемый источник воспитания детей. Книга открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Весёлая стихотворная книжка - средство воспитания чувств, среди которых чувство юмора занимает далеко не последнее место. Это - прекрасное средство постижения стиха, ритма, формы, красоты и гибкости родного слова.

Развивая в ребёнке такую индивидуальную способность как смеяться, утверждать чувство юмора - это значит укреплять его умственные силы и способности, вместе с тем учить тонко думать и мудро видеть мир. Юмор в детском чтении должен быть прежде всего источником добрых чувств, но не служить примирению со злом.

В Программе «От рождения до школы» позволяет в примерно-разработанный план внести свои правки и выделить на формирование чувства юмора достаточное количество часов. Педагог, взаимодействуя с воспитанниками, сам понимает, сколько времени понадобится детям для усвоения понятий и изучения необходимой литературы. Все наработки программы направлены на становление личности ребенка и ориентируют педагога на индивидуальные особенности ребенка. Данная направленность на ставит перед учителями задачу воспитать уверенного в себе и свободного человека, который стремится творчески подходить к решению различных проблем и ситуаций, который способен сформулировать собственное мнение. Именно с точк5и зрения личностного развития так важно у ребенка понятие «чувство юмора».

Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Особую группу в детской литературе составляют юмористические рассказы. Детская книга с хорошим текстом и хорошими иллюстрациями помогает развивать у ребёнка чувство юмора.

Художественная иллюстрация - это важный элемент книги для детей, от этого зависит её художественная ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования её в формировании чувства юмора.

Читая юмористические произведения, ребёнок получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.

Формировать у ребёнка чувство юмора - это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия. Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным.

Работая над развитием чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, педагог способен активировать и расширять словарный запас ребенка, а также расширять кругозор. Важно обращать детское внимание не только на главные элементы или ведущих персонажей произведения, но и на второстепенные юмористические детали, своеобразный насмешливый фон. Педагог должен научить ребенка видеть в этом единое целое, неотъемлемое друг от друга. Внимательный взгляд дошкольника со временем будет способен самостоятельно отличить юмористические детали в произведении.

Практика повторного чтения увеличит шансы развить чувство юмора у детей старшего дошкольного возраста, воспитанники будут узнавать пройденный рассказ или стихотворение, научатся проводить самостоятельный анализ уже знакомого текста, а самые внимательные смогут цитировать строчки и четверостишья самых полюбившихся произведений.

И хотя средств для развития чувств юмора сейчас немало, стоит особое внимание уделить именно художественной литературе. Перечень рекомендуемых произведений даст ребенку более правильное представление о чувстве юмора, о его видах, чем любая другая отрасль или наука.  

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1074; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!