Сосредоточенность сюжета «Беовульфа»



Общая характеристика средневековой культуры и литературы. Влияние античного наследия и местных культур на формирование культуры и литературы Средних веков. Периодизация лит-ры Средних веков: 1) 1-ый период (V-X вв.) – Ранее Средневековье («темные века») (точнее – с 476 года – года падения Западной Римской империи) 2) 2-ой период (XI – XIV вв.) – Высокое, или Зрелое Средневековье). Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества (трудовые, обрядовые песни), культурных воздействий античного мира (античность являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные гимны, жития святых). Литература делится на народную, клерикальную и феодально-рыцарскую. Позже появляется городская. Духовенство имело преимущество – оно обладало единым языком – латынью. На протяжении всего раннего средневековья католическая церковь выдвигает идею теократии, т.е. она претендовала на высшее управление гос-твом. Большинство наук рассматривались как элемент богословия. Т.о. эпоха Средних Веков формируется под влиянием христианства. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией. Однако христианская верасохранила основные достижения античной культуры. Средневековая лит-ра носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская лит-ра выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. В античности главное гражданская доблесть. В Эпоху Средневековья – вера и верность: верность феодалу, вассальная верность своему сюзерену. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы ценой великих жертв.  В средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: • «романское начало» - традиции Западной Римской империи. Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи. • «германское начало» - усвоенные варварами традиции римлян (франков, галлов, саксов, ютов, готтов и др.) Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становились городская среда, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство. Особым явлением была рыцарская лит-ра, воспевающая дух войны, вассального служения. Трубадуры говорили о приключениях, победах. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.                                                                                                                                                       2. Роль христианизации Европы на формирование культуры и литературы Средних веков. В эпоху 5-15 вв. большая часть Европы приняла христианство и роль его в этих странах оказалась так велика, что главной чертой европейской культуры в Средние века стал христианский теоцентризм. Главной истиной культуры Средних веков был Бог. Лит-ра также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Новая религия поставила на 1ое место ценности этического хар-ра и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной. В художественной лит-ре становится популярным житийный жанр, раскрывающий жизнь христианских святых. Средние века - время создания героического эпоса в Западной Европе. В Германии это «Песнь о Нибелунгах», в Скандинавии - «Эдда». Вершиной художественной лит-ры позднего средневековья стала «Божественная комедия» Данте Алигьери (1265-1321). Эпоха Средних Веков формируется под влиянием христианства. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией. Однако христианская вера сохранила основные достижения античной культуры. Средневековая лит-ра носит религиозный хар-р, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская лит-ра выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке. В античности главное гражданская доблесть. В Эпоху Средневековья – вера и верность: верность феодалу, вассальная верность своему сюзерену. Клерикальная лит-ра – церковная лит-ра, зародившаяся в раннем средневековье и имеющая целью наставить верующих на путь истинный. Клерикальная лит-ра отразила наиболеехар-ные черты духовной жизни, создавалась в основном служителями церкви. К клерикальной лит-ре относятся: -жития, - зерцала(содержавшие в себе рассказы о добрых и дурных поступках), - видения (ясновидцу открывалась судьба грешных и праведных душ), -проповедь     3.Героический эпос раннего Средневековья. Художественное своеобразие англо-саксонского эпоса «Беовульф»: мифологические и сказочные элементы, особенности стихотворной организации. Ряд особенностей эпоса раннего Средневековья:  - в эпосе раннего средневековья наблюдается своеобразная мифологизация прошлого, когда повествование об исторических событиях соединяется с мифом и сказкой;  - основная тема эпических циклов этого периода – борьба человека с враждебными ему силами природы, воплощенными в сказочных образах чудовищ, драконов, великанов и т. д.;  - героем, как правило, выступает сказочно-мифологический персонаж, наделенный чудесными свойствами и качествами (летать по воздуху,бытьневидимым,вырастать в размерах). Особенности героического эпоса раннего Средневековья («Беовульф»):  - анонимность автора – отсутствие Авторитета у конкретного автора, берущегося за разработку сюжета;  - неразрывность истории и мифа: СкильдСкевинг – найдёныш, приплывший в колыбели по реке – библейский Моисей;  - включение посторонних сюжету эпизодов, рассчитанных на память слушателей – тот же Скильд, масса подробностей того же рода в конце эпоса;  - сказочно-фольклорное начало (невыраженная социальная структура, проблематичная модальность текстовой действительности)

Сосредоточенность сюжета «Беовульфа»

На первый план выходят Беовульф и его противники, вожди прошлых времен, а на втором плане остается прочий люд.
Материя стиха героического эпоса.

«Беовульф» написан аллитерационным стихом. Старогерманское стихосложение опиралось на ритм, определявшийся числом ударных слогов в стихотворной строке. Аллитерация – созвучие начальных звуков слов, стоявших под смысловым ударением и повторявшихся с определенной регулярностью в 2ух соседних строках стиха, которые в силу этого оказывались связанными. Аллитерация слышна и значима в германском стихе, поскольку ударение в германских языках преимущественно падает на 1ый слог слова.

 

 

4. «Песнь о Роланде» как образец воинского эпоса зрелого Средневековья. Историческое и легендарное в «Песни о Роланде», их соотношение.

В«Песни о Р.» (ок.1100г.) отразились особенности развития тогдашней Франции, где стремления буйствующих, эгоистичных феодалов помешать централизации страны были необычайно ощутимыми, вредными. В этих условиях и могло произойти необычное явление: незаметное событие, легшее в основу "Песни", - неудачный поход в 778 г. Карла Великого за Пиренеи. В результате переработки и переосмысления его народной фантазией превращено в столкновение двух начал: величайшего героизма, проявленного во славу "милой Франции", с величайшим феодальным эгоизмом, приведшим к предательству по отношению к той же Франции. Центральным эпизодом "Песни" стала битва в Ронсевальском ущелье между арьергардом Карлова войска и сарацинами (в действительности басками). Главный герой-патриот - командующий арьергардом Роланд, пасынок крупного феодала Ганелона и племянник Карла Великого.
Основной антипод Роланда - изменник феодал Ганелон, чье предательство и привело к огромной катастрофе - гибели всего арьергарда во главе с Роландом. Подстать Роланду и другие герои-патриоты: его друг Оливье, епископ Турпен, рядовые воины. Ганелон же - носитель феодального эгоизма, который из личной мести к Роланду губит вместе с Роландом еще двадцать тысяч воинов-соотечественников. Жестокая казнь, постигшая Ганелона, воспринимается в песне как заслуженная им кара.

 

 

5. Типология «герой-предатель» в «Песни о Роланде». Центральные образы эпоса: Роланд, Оливье, Карл Великий, Ганелон и др.

а) Роланд - честный, справедливый, благородный рыцарь; Ганелон - коварный предатель, кот изменил своему государю;
б) Роланд – преданный общему делу человек; Ганелон изменяет соотечественникам "за несметные богатства"; он советует врагу, как лучше убить Роланда;
 в) Роланд погиб, но король Карл Великий отомстил за гибель Роланда, одержав победу над врагом; Ганелон был осужден за измену.
Главная мысль "Песни о Роланде" - народ всегда будет помнить героев-воинов, а предатель заслуживает лишь презрение и позорную смерть.
Р. выступает в «Песни» воплощением всех достоинств, которыми должен был обладать верный слуга императора и мужественный христианский воин.Оливьер - друг-побратим Роланда.Это вдумчивый, осторожный и от того не менее храбрый воин, ответственный за жизнь своих бойцов и за исход боя. Он разгневан на Роланда за его легкомысленную самоуверенность. Когда Роланд все-таки берется за рог, Оливьер горько упрекает друга.

Карл изображен в «Песни» государем, объединившим всю Европу. Карл в «Песни» - нежный родственник и ценящий верную вассальную службу сеньор. Он тоскует по Роланду и, узнав о его гибели, яростно мстит за племянника. «Песнь» показывает некоторую самостоятельность баронского совета в отношении Карла: Ганелон не боится оказать давление на баронов, бароны не боятся требовать прощения для Ганелона, и неизвестно, как должен был бы поступить Карл, если бы не появление мужественного Тьедри, вступившегося за оскорбленное достоинство императора.
Рядом с образом Карла намечен образ его верного советника - престарелого герцога Найма, суждения которого имеют решающее значение для поступков Карла: Найм советует Карлу мириться с Марсилием, Найм советует поторопиться на зов рога Роланда.
Положительным образам «Песни» противопоставлен изменник Ганелон.Автор далек от желания очернить Ганелона. «Лицом румян и вид имеет бравый», - так сказано о Ганелоне, даже когда он предстает перед судилищем франкских баронов.Ганелоночень привлекателен, но за этой привлекательной внешностью скрывается коварство, заносчивость, мстительность, слепое себялюбие. Если Ганелон и не трус, то все же он нехотя принимает поручение Карла, а Роланд, Найм и Турпин сами добивались этого поручения, как чести для себя. Оскорбив Роланда («хвастун и глупец»), Ганелон затаивает ненависть в ответ на прямой вызов, брошенный ему Роландом, и весь оказывается во власти этой ненависти: Ганелон думает только о мести и считает себя правым в ней. Он до последней минуты злорадно высмеивает Карла, порывающегося ринуться на помощь Роланду. На суде в АхенеГанелон не только не признает себя виновным, но стремится решить дело в свою пользу новым преступлением - запугивает баронов Карла местью своей родни.
Отрицательный персонаж и король Марсилий - хитрый и несдержанный, борющийся против франков то обманом, то ударом в спину. ПосолБланкандрим - лукавый, проницательный,ему быстро удается сломить волю Ганелона, пылающего жаждой мщения.

6. Источники и центральные образы «Песни о Нибелунгах»: Зигфрид и Гунтер.

У всех арийских народов есть героическая эпоха, события которой позже легли в основу саг и эпосов. Для германцев таким перидом была миграция, произошедшая между 5 и 6 веками нашей эры. К концу миграции эти народы осели в регионе Северной Европы. За эти два века в судьбе германских народов произошли значительные события, в частности войны с гуннами, римлянами и другими народами.
Во время этих войн совершались подвиги, великие победы или поражения стали сюжетами историй и песен. Германская сага заимствует почти весь материал из событий этих двух веков.
С этими сагами, основанными на исторических событиях, были смешаны, чаще всего, и первоначальные германские мифы. Самым знаменитым примером этого союза мифических и исторических элементов является сага о Нибелунгах, из которой вырос с течением времени великий национальный эпос, "Песнь о Нибелунгах".
Сага о Нибелунгах состоит из двух частей: с одной стороны, мифическая история Зигфрида; с другой, история реальных бургундцев.

Зигфрид — трагический герой «Песни о Нибелунгах» — наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. Авторы «Песни» подчеркивают его привлекательность и физическую мощь. Впервые З. появляется во второй авентюре, а оплакивание и похороны героя происходят в семнадцатой.
В образе Зигфрида сочетаются архаические черты героя мифов и сказок с чертами рыцаря-феодала, честолюбивого и задиристого. Характерно, что З. беспрекословно служит королю Гунтеру, не стыдясь стать его вассалом. В этом сказывается не только желание заполучить в супруги Кримхильду, но и пафос верного служения сюзерену, неизменно присущий средневековому героическому эпосу.

В начале «Песни» Гунтер представлен могущественным властелином, великодушным и мудрым королем, который печется о благе своих сородичей и подданных. Однако отношение Г. к выпавшим на его долю испытаниям постепенно снижает идеализированный образ правителя бургундов. Первая часть эпической поэмы строится на том, что в различных жизненных коллизиях бургундского короля подменяет прибывший с Нижнего Рейна Зигфрид, который замешает Г. в ратном поединке с Брюнхильдой и в схватке на брачном ложе.

7. Образ Хагена какидеального вассала в «Песни о Нибелунгах».

В первой части повествования — это верный вассал. Однако верное, но бездумное служение Хагена лишено высокой героики. Преследуя единственную цель — во всем служить своему сюзерену, Хаген убежден, что ему позволено все: коварство, обман, предательство. Вассальное служение Хагена — недолжное служение.

Во второй части он предчувствует свою трагическую судьбу, но исполняет он ее с невиданныммужеством и достоинством. Теперь уже Хаген становится жертвой коварства и обмана; погиб он от того же оружия, которое использовал его "двойник" в первой части поэмы.

 

 

8. Женские образы «Песни о нибелунгах»: Кримхильда и Брюнхильда.

В первой части «Песни» Кримхильда любящая, кроткая невеста и верная супруга; во второй части – скорбящая вдова и жестокая мстительница.
Образ К. претерпевает по мере развития событий существенную эволюцию. Первоначально все поступки К. носят нормативный характер и основываются на совпадении желаемого и действительного.
Затем в поведении К. неожиданно проявляется качество вполне конкретное, реальное, присущее отнюдь не идеальным натурам. К. тщеславна, и именно она первой задирает Брюнхильду. Спор о том, чей супруг более могущественный властелин, приводит к непредсказуемым последствиям. Из вздорного повода (нежелания уступить дорогу при входе в церковь) разрастается грандиозная ссора, вина за которую лежит на К. Но читатель вскоре принимает ее сторону, т.к. супруга Зигфрида становится его вдовой. Трагическая вина К., что она невольно выдала убийце уязвимое место своего мужа. Все последующие десятилетия К. будет нести чувство вины, от которого, как ей кажется, ее освободит только месть.
К. величава в своей скорби по Зигфриду. В этот момент происходит раздвоение образа. Внешне К. покорна судьбе и своим братьям. Она остается доживать свой век у них в Вормсе, не порывая кровных уз. Внутренне же она сжигаема одной страстью, стремясь отомстить своим сородичам за смерть супруга. Лишившись мужа, К. лишается и клада Нибелунгов, что становится еще одной причиной мести. Кроме того убийца присвоил его доспехи. Если ссора с Брюнхильдой была результатом чрезмерной гордыни К., то, замышляя месть Хагену и Гунтеру, она поступает как глубоко оскорбленная женщина.

Брюнхильда - исландская королева, обладающая недюжинной богатырской силой. Она дала обет выйти замуж за само­го сильного и храброго рыцаря. В поединке на брачном ложе ее побеждает подменивший Гунтера Зигфрид, ставший невидимым благодаря плащу-невидимке. Через 10 лет обман раскрывается, Брюнхильда чувствует себя оскорблен­ной не только тем, что она по вине Зигфрида нарушила обет, но и тем, что ее провел «простой вассал». Брюнхильда руками Хагена фон Тронье мстит за себя Зигфриду - на охоте ударом копья в спину Хаген убивает доблестного рыцаря.

 

9. Общая характеристика куртуазной литературы XII-XIII веков.

Куртуазная литература, и главный из её жанров – куртуазный роман – возникла в эпоху развитого средневековья, примерно в XII веке, в западноевропейских странах.

Куртуазный роман – роман рыцарский. Его возникновение обусловлено формированием особой идеологии.

Куртуазная лит-ра вывела на первый план человеческую ценность рыцаря. Это уже рыцарь самодостаточный, главной причиной подвигов становится любовь к Прекрасной Даме. Благородство рыцаря измеряется степенью его поклонения и масштабом его подвигов ради любимой.

В куртуазном романе нет недостатка в зачарованных замках, невиданных зверях, феях и колдунах (Ланселот - образ куртуазного романа - был воспитан Девой Озера, да и сам Ланселот – личность скорее сказочная). Легенда о короле Артуре, его рыцарях пользуется большой популярностью у сочинителей куртуазной лит-ры. Многие из таких романов весьма похожи, ведь у всех романов общий источник - легенды.

Одна из самых знаменитых историй куртуазной литературы – история любви Тристана и Изольды.

 

10. Отличительные особенности рыцарского романа по сравнению с героическим эпосом и сказкой. Трансформация эпического героя в героя рыцарского романа.

В героическом эпосе для главного героя превыше всего – это вера и верность: верность феодалу, вассальная верность своему сюзерену. Например, в «Песни о Роладне» Р. выступает в «Песни» воплощением всех достоинств, кот должен был обладать верный слуга императора и мужественный христианский воин. В героическом эпосе главный персонаж борется за честь своего государя и свою веру (в «Песни о Роладне» - за христианство). В героическом эпосе нет никакой любви и вопросов человеческих качеств.

В отличие от героического эпоса в куртуазной лит-ре главной целью рыцаря становится док-во любви Прекрасной Даме. И чем больше подвигов он совершил ради нее, тем больше его любовь к ней. В рыцарском романе на первое место выступают человеческие качества рыцаря. Он стремится совершать подвиги для себя, для прославления своей чести и ради своей любимой. Также в куртуазном романе присутствует эл-т сказки, в то время как в героическом эпосе передаются исторические события прошлого.

Отличие Роланда от Ивейна. Роланд – преданный королю Карлу Великому, своему гос-тву и религии рыцарь, который готов пожертвовать жизнью ради этого. В «песни о р.» очень мало инфы о его любимой, ибо он всего себя посвящает служению гос-тву.

Ивейн – благородный воин и рыцарь, который стремится найти любовь (в итоге находит) и защищает слабых и невинных от неприятностей. Его целью является прославление своей чести среди людей и служение своей любимой.

Трансформация происходит таким образом, что у персонажа героического эпоса происходит эволюция характера, он переосмысливает себя, у него появляются новые ценности.

 

11. «Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа как куртуазный роман.

Куртуазный, или рыцарский, роман «Ивейн» характеризуется тем, что в то время совершенно не было войн, в связи с чем появляются вопросы о личном. Если в героическом эпосе о Роланде передавались исторические события 7летней давности, то в «Ивейне» появляется сказочный сюжет. Ивейн посчитал, что будет очень благородно, если он защитит честь Калогренана. Логика сказки: придумывать себе приключения. В течение 7 лет приключений героя происходит эволюция его характера. Он влюбляется в прекрасную Лодину – вдову Эскладоса. Теперь он готов совершать подвиги ради своей любимой. Но Гавейн – лучший друг Ивейна – призывает его отправиться в путь для совершения новых подвигов, сражения в турнирах, что является по сути дела его миссией, т.к. он рыцарь, который защищает и прославляет свою честь. Лодина его отпустила на 1 год, но он не смог уложиться в срок и потерял любовь своей супруги. Теперь он вынужден скитаться. Но Ивейн спасает льва от змея, и они вместе совершают множество подвигов, после чего молва о рыцаре со львом разносится по всей земле.

Характерным эпизодом для куртуазного романа является схватка Гавейна и Ивейна за наследство, которое старшая дочь господина де Шапороза не хочет делить со своей мл. сестрой. После того, как на бою они узнали друг друга, они отказались драться и просили признать победу друг за другом. Это показывает об их преданности друг другу, что говорит об их моральных ценностях.

В конце концов Ивейн и Лодина мирятся и продолжают жить счастливо.

 

12. Легенда о Тристане и Изольде. Многообразие вариантов и исторические судьбы.

Легенда о Тристане и Изольде пересказывалась в многочисленных источниках с огромным количеством вариаций, история трагической любви между Тристаном и Изольдой была написана скорее всего под влиянием сказаний о короле Артуре, Ланселоте и Гвиневре. Она оказала существенное влияние на западное искусство и лит-ру. Детали этой истории отличаются у разных авторов, общая же структура и место действия остается теми же самыми.
Есть две основные традиционные версии легенды. Ранние варианты основаны на французских романсах двух поэтов второй половины XII -Томаса Британского и норманна Беруля.
После Беруля и Томаса Британского, самым важным является группировка текстов известных как Проза о Тристане (ок. 1240). Это произведение заметно отличалось от ранних версий. Последний вариант превратился в распространенную средневековую сказку о Тристане и Изольде, которая позднее создала основу для трудов сэра Томаса Мэлори.

Самый ранний полный источник материала о Тристане на английском языке был представлен сэром Трайстремом. Это 3344 строки романтического содержания, написанные около 1300 года. Его первым редактором, был Вальтер Скотт, который закончил повествование и напечатал эту историю.
Другое средневековое обращение к легенде о Тристане на английском языке - это книга сэра Томаса Мэлори, укороченный «перевод» французской прозы о Тристане в LeMorted'Arthur. Как и все эпизоды в LeMorted'Arthur, она была первоначально предназначена быть независимым повествованием или частью более крупной работы.
История и характер Тристана варьировался от поэта поэту. Даже написание его имени разное. Большинство версий истории Тристана следовало общей схеме. В некоторых версиях эффект зелья должен ослабевать после трех лет. В некоторых версиях, они глотают зелье случайно, в других – Изольда сознательно дает его Тристану. В версии Беруля, любовное зелье в конечном итоге прекратит свое действие, и влюбленные смогут свободно сделать свой собственный выбор – прекратить супружескую неверность или продолжить.
Как и в любовном треугольнике Артур - Ланселот - Гвиневра, Тристан, король Марк, и Изольда, все почитают любовь друг к другу. Тристан уважает и любит короля, своего наставника и приемного отца. Изольда благодарна за то, что Марк добр к ней. Марк любит Тристана как сына, а Изольду как жену. Но каждую ночь, каждому из них снятся ужасные сны о будущем.
В начале, вероятно, история была не связана с легендами об Артуре, но самые ранние из сохранившихся версий уже включают упоминание Артура и его двора. Связь между Тристаном и Изольдой и Артуром была расширена с течением времени. Два автора создали обширное повествование о Тристане, который представлен как Рыцарь Круглого Стола и даже участвует в поисках Святого Грааля.
Позднее в рассказах появились сообщения о том, что влюбленные имели нескольких детей. В нек рассказах они произвели сына и дочь, которых назвали своими именами. Эти дети выжили и их ожидали самостоятельные приключения.

 

 

13. Средневековая лит-ра на лат. яз. Общая хар-ка и основные представители (Августин Блаженный, Пьер Абеляр, ваганты)

Понятием "средневековье" принято именовать самый продолжительный период развития Европы и Ближнего Востока со времени падения Рима до эпохи Возрождения (V-XV вв.) Религия и христианская церковь являлись связующим звеном позднеантичной культуры и культуры европейского феодального мира. В эту эпоху монархи Запада и Востока нуждались в укреплении своей власти в некой духовной и идеологической опоре. И такую опору дала светской власти религия и церковь.
Средневековье начинает свою историю со времени падения Западной Римской Империи в 476 году, но уже в 1 - 4 веках появляются теологические и философские доктрины так называемых "отцов церкви". Совокупность этих доктрин обозначается термином "патристика". С полным правом "первым теологом" можно назвать Филона Александрийского, чья творческая активность пришлась на первую половину 1 века н.э. Филон вводит понятие "творение".
Этика Филона основана на признании дуализма души и тела. Филон открывает третье измерение в человеке-Дух, что нисходит от Бога. Душа может быть бессмертной в той мере, в какой взращивает себя в Духе. Т.о., не душа, как полагали греки, а Дух осуществляет сцепление человека с богом.
Учение Филона Александрийского о Логосе - сыне Божьем, его утверждения об одинаковой греховности людей и о принципиальном их равенстве как "детей Божьих" закладывали основы христианского вероучения, делали Филона непосредственным предшественником христианства. Христианство, которое зародилось как одна из иудейских сект, вступило на историческую арену во второй половине 1 века н.э. Первое время христиане, происходившие в массе своей из самых обездоленных слоев населения Римской Империи, принимали учение Христа как данность, не вдаваясь в спекуляции по его поводу. Ранние христианские идеологи, такие, например, как Климент, возглавивший в 190г. христианскую школу в Александрии, считали, что нет никакой несовместимости между христианской и языческой философией. Преемник КлиментаОриген в христианстве видел завершение античной философии и полагал, что лучшим средством отыскания оснований и док-в христианства служит философия. В своих богословских разработках отцы греческой церкви основывались в основном на учениях Платона и Плотина, а также Аристотеля. Представители же ранней латинской патристики выступали против греческой философии. Особенно активную атаку на философию повел видный деятель Карфагенской церкви Тертуллиан (160-220 гг.). Философов он называл патриархами ереси, а веру в Христа считал несовместимой с человеческой мудростью. Утверждая несовместимость веры и разума, он провозгласил: "Верую, потому что абсурдно". Точка зрения Тертуллиана была чужда виднейшему представителю патристики Аврелию Августину (354-430 гг.), прозванному Блаженным. Он решил принять на веру христианское учение, а затем начать работу по разумному его осмыслению. У Августина вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, напротив, она стимулирует и подвигает его. Эта позиция Августина нашла выражение в формуле: "Верю, чтобы понимать". Религиозно-философская система Августина теоцентрична, ибо проблема Бога и его отношения к миру является в ней первой и основной философской проблемой. Августин обосновывает идею креационизма, утверждая, что Бог создал мир из ничего, т.е. ни из собственного существа (божественной субстанции), ни из чего-то внешнего. Рассматривая проблему воли, Августин приходит к утверждению ее свободы. Свобода - это св-во воли, а не разума, как это считали греки. К добру человека направляет воля Бога, а к греху человек влечется сам через свою свободную волю. В этом состоит, по Августину, понятие божественного предопределения. Божественное предопределение выступает источником двух противоположных царств: Божьего и земного. Августин был первым из мыслителей, кто предметом своих философских размышлений поставил проблемы философии истории, заложил основы теории общественного прогресса. Смысл и предназначение человеческой истории Августин видел в победе христианства во всемирном. Итак, в патриотический период, в кот философские элементы платонизма играли определяющую роль, закладываются идеи теоцентризма, креационизма, божественного откровения и предопределения. Эти идеи определили сущность средневековой философии.

 

 

14. Городская литература средних веков. «Роман о Лисе» как образец животного эпоса Средневековья.

Городская средневековая лит-ра - это лит-ра здравого смысла, житейской прозы и трезвой рассудительности.Героями городской лит-ры становятся смышленый крестьянин, лукавый поп, остроумный ремесленник. В ней ценится трудолюбие, народная смекалка. Все рыцарские доблести превращаются в предмет насмешек.

Городская лит-ра средних веков весьма многообразна по жанрам, что вызвано тем, что в городе больше всего взаимодействуют разные средневековые культуры. Наиболее популярными жанрами городской средневековой литературы являются фаблио, басня, религиозный гимн, бестиарий (повествование о животных).

Во французской литературе 12-14 вв. фаблионазывается короткая повесть в стихах. В нем. городской средневековой лит-ре этому жанру родственен шванк- короткий, полный комизма рассказ в стихах или прозе, часто сатирического и назидательного характера. Основным объектом сатиры является церковь. Достается высшему духовенству, монахам, мелким сельским священникам, городскому патриархату. Рыцари затрагиваются в меньшей степени. Ни героический эпос, ни рыцарский роман не касались этих будничных тем.Элементы светскости и сатиры проникают даже в такой консервативный жанр, как религиозный гимн.

Активно развивается жанр басни. Басни весьма резки по своей антиклерикальной направленности и примечательны по откровенному реализму. Тема басен направлена против мирских зол и заблуждений, их мораль - здоровая и народная: лучшее лечение от всех бед и напастей - честный труд.

Крупнейшим памятником сатирической городской средневековой лит-рыявляется эпопея «Роман о Лисе», написанная в жанре бестиария. Бестиарийпредполагает умение перейти от буквального прочтения текста к тому, что за ним скрыто, в данном случае - за повадками зверя. В «Романе о Лисе» звериные повадки ассоциируются с нравами и обычаями феодального общества.

«Роман о Лисе» - крупное художественное произведение в стихотворной форме - первоначально сложился во Франции из отдельных сюжетных эпизодов. Он состоит из 26 эпизодов, где представлена вся жизнь средневековой Европы: действие происходит при дворе, в монастыре, в рыцарском замке, в церкви. Тема - борьба находчивого, ловкого, лукавого лиса Ренара с тупым и кравожадным волком Изенгрином. Все герои наделены человеческими чертами.

«Роман о Лисе» - произведение социально-сатирического характера, в кот бичуются пороки, присущие определенным сословиям - крупным хищникам, феодалам и высшему духовенству.

 

 

15. Беатриче как вдохновительница и образ «Божественной комедии» Данте.

Долгое время не хотели верить, что Беатриче действительное лицо, и думали, что она плод фантазии, изображение идеальной женщины вообще, в кот воплощены все совершенства. Это тем более удивительно, что Данте ничего общего не имел со своей возлюбленной. Её поклон сильно повлиял на творчество Данте. Такой любви действительно не знало еще ни одно сердце.

Кто была эта чудесная девушка? Сам Данте не только не дал ответа на этот вопрос, но принял все меры к тому, чтобы никто не мог на него ответить. В своих произведениях он называет ее Беатричепотому что ее вид, ее слововливали в его душу бесконечное блаженство, но не потому что она действительно носила такое имя.

Беатриче умерла в расцвете лет.Она просто таяла и сгорела, как свеча.

Данте долго оплакивал возлюбленную. Он утешался мыслью, что напишет произведение, в кот выставит свою возлюб­ленную в таком свете, в каком никогда еще не была представ­лена ни одна женщина. И он написал «Божественную коме­дию». Образ Беатриче освещает всю его жизнь, подобно путеводной звезде. В "БК" Беатриче предстает перед рассказчиком в образе святой, обитающей в Раю, в "небесной розе", местопребывании блаженных душ.

Данте продолжал любить Беатриче и после смерти, лю­бить как реальное существо, несомненно существующее за гробом. Вся «БК» представляет один сплошной порыв к небесному существу. Данте прошел ад со всеми его ужасами для того, чтобы встретиться с боже­ственной женщиной. И вот когда он вышел из ада, перед глазами его вдруг повляется образ дивного существа во всей красоте и величии, чтобы вознести его в рай.

С этой минуты начинается счастливая пора в жизни Данте. Он обрел блаженство, потому что обрел Беатри­че.

Пройдя ад, он очищается и просветляется, удостаивается лицезре­ния Беатриче — идеала высшей жизни.

 

16. Композиция «Божественной комедии» как отражение представлений Данте об устройстве мироздания.

Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. «Божественная комедия» плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта.

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой лит-ре. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: пантера, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: пантера — Флоренция. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии. От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.

В «Божественной комедии» Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол.

 Флоренции буржуазной Данте противопоставляет Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество». К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду.

Его религия — католичество, хотя в неё вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии. Его философия — богословие, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него платоническая  любовь («Новая жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью», — провозглашается идеалом.

 

 

17. Единый план «Ада» как плод высокого гения. Система образов грешников. Виды наказаний.

Высокий гений Данте не остановился на наивно-описательном и назидательно-аллегорическом, лишенном чувственной и материальной перспективы, описании загробных видений.В центре он поставил свой личный образ, образ живого человека, человека большой и гордой души, отмеченного чертами глубоких трагических борений, суровой судьбой, наделенного живым и многообразным миром чувств и отношений - любовью, ненавистью, страхом, состраданием, мятежными предчувствиями, радостями и скорбями и прежде всего неустанным и пытливым исканием истины, лежавшей за пределами средневекового уклада понятий и представлений.

Ад состоит из 9 кругов:

1. Лимб: некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Наказание: безболезненная скорбь.

2. Похоть: похотливые и развратные души, сладострастники. Нак: кручение и истязание ураганом, удары душ и скалы преисподней.

3. Чревоугодие: обжоры и гурманы. Нак: гниение под дождем и градом.

4. Скупость: скупые и расточители. Нак: перетаскивание с места на место огромных тяжестей.

5. Гнев: гневные, унывающие, ленивые. Нак: вечная драка в грязном болоте Стикс.

6. Стены города Дита: еретики и лжеучители. Нак: лежать в раскаленных могилах.

7. Город Дит: 1 пояс: тираны и разбойники кипят во рву в кровавой реке. 2 пояс: самоубийц в виде деревьев терзают гарпии. 3 пояс: богохульники, содомиты, лихоимцы изнывают в бесплодной пустыне.

8. Злые щели:

1ров: обольстители и сводники идут двумя колоннами навстречу друг другу, истязаемые бесами.

2 ров: льстецы. Нак: зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.

3 ров: духовные лица, кот торговали должностями церкви. Нак: заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.

4 ров: звездочёты, колдуньи, гадатели и прорицатели. Их головы вывернуты на пол-оборота.

5ров: взяточники, которых бесы варят в смоле, а тех, кто высунется — протыкают баграми.

6 ров заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.

7 ров: воры, с которыми совокупляются земные гады: пауки, змеи, лягушки и так далее.

8 ров:лукавые советчики, души которых горят в адском огне.

10 ров служит пристанищем для зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам — потрошениям. В 10ров попадают лжесвидетели и фальшивомонетчики. Лжесвидетели бегают, обуреваемые яростью, и кусают всех, кого встретят. Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают от постоянной жажды.

9. Ледяное озеро Коцит: предатели родных, родины, друзей, величества божеского и человеческого. Нак: вмерзли в лед по шею и лица их обращены вниз.

Чем ниже человек заточен, тем более тяжкое преступление он совершил. По Данте, преступление совершенное на основе человеческих чувств является самым тяжелым: предательство и тд.

18. Данте как автор и персонаж «Божественной комедии».

Данте — центральный персонаж поэмы, повествующий обо всем увиденном от первого лица. Д. в поэме принадлежит внешне пассивная роль, он словно выполняет повеление: «Иди и смотри!» Абсолютно доверившись Вергилию, Д. может лишь послушно следовать за ним, смотреть на картины ужасных мучений и то и дело просить Вергилия, чтобы тот истолковал ему смысл увиденного. Внутреннее беспокойство и тяжелая, смутная неловкость, сопровождающая неуверенного в себе, измученного и загнанного человека придают поэме всю прелесть, всю драматичность, работают над созданием ее фона. Д. — истинный сын той эпохи, рождалось новое понимание жизни и ее ценностей. В его душе еще живы аскетические идеалы, поэтому свободную, разрушающую узы брака любовь Франчески к Паоло он считает тяжким грехом. Когда во втором круге Ада (песнь 5-я) поэт слышит от Франчески рассказ об их «злосчастной любви», он, глубоко сочувствуя возлюбленным, не высказывает недовольство против постигшей их жестокой кары небес. Однако любовь, свободная от всякой чувственности для Д. великая мировая сила, которая «движет солнце и светила». Такая любовь с юных лет связывает его с Беатриче, образ которой освещает всю его жизнь, подобно путеводной звезде. В конце «Новой жизни», подробно рассказывающей историю его любви к Беатриче, поэт выражает надежду на то, что в будущем сможет «сказать о ней то, что никогда еще не говорилось ни об одной». Действительно, в «Божественной комедии» Беатриче предстает перед рассказчиком в образе святой, обитающей в Раю, в «небесной розе», местопребывании блаженных душ.

19. Общая характеристика эпохи Возрождения(14-17в). Общественно-исторические и философско-эстетические предпосылки Ренессанса.

Основной предпосылкой формирования культуры нового типа явилось новое мировоззрение, существенные перемены в жизни многих стран Европы. В Италии, а затем в Нидерландах, Германии, Франции, Англии бурное развитие получила торговля (также происходил рост городов и городского населения), а вместе с ней большое значение приобрели мануфактуры. Новые условия жизни закономерно породили новое мышление, в котаскетизм (строгий образ жизни с отказом от жизненных удовольствий) средневековой морали не соответствовал реальной жизненной практике новых социальных групп и слоев. Все сильнее проявлялись черты рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека. Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление всех природных задатков. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Родиной Ренессанса стала Флоренция, которая в 13 в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, ремесленников, организованных в цехи (цехи врачей, адвокатов, нотариусов). Стали складываться кружки образованных людей, которые решили изучать культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Они обратились к художественному наследию античного мира, произведениям греков и римлян, в свое время создавших образ человека, прекрасного душой и телом. «Возрождение» = стремление к возвращению ценностей античной культуры в новых исторических условиях.

 

 

20. Проблема ренессансного гуманизма. Титанизм личности и его «темная» сторона.

Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность возможностей человека.

Титаны эпохи Возрождения в научных прозрениях выходили далеко за границы своего времени, могли представить непредставимое. Но стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного были свойственны многим людям этой эпохи. Этот массовый «всплеск» энергии во многом и породил феномен возрожденческой культуры. Но титаническая сила имела в эпоху Ренессанса и «обратную» сторону.

Ведь самоутверждалась не только личность высокая, творческая, но и личность аморальная. Стихийное самоутверждение человека вело к тому, что «светскость» итальянской возрожденческой культуры проявлялась в оргиях, которым предавались даже священнослужители и монахи.

Духовная свобода оборачивалась разгулом страстей, для которых не мог быть барьером закон, соперничество становилось диким и необузданным, допускавшим любые средства борьбы с конкурентами, для достижения личных и политических целей.

Гибельность такого разгула индивидуализма ощущали сами деятели эпохи Возрождения.

Можно сказать, что итальянское Возрождение раскрепостило огромный внутренний потенциал человека, накопленный на протяжении всего европейского средневековья, но сам человек еще не научился управлять этой раскрепощенной энергией.

 

21. Отражение титанизма ренессансного человека в «Декамероне» Боккаччо.

Широко распространилась идея титанизма, то есть всесилия и могущества человека, призванного быть соучастником божественного миротворения. На человека была возложена творческая функция Бога.
  Важнейшей чертой ренессансной философии явился антиклерикализм, который выражался в резко критическом отношении к служителям католической церкви. Осмеяние монахов, папского двора - одна из основных тем известного Джованни Боккаччо (1313-1375) «Декамерон».
В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви.
Сто новелл «Декамерона» рассказываются в течение десяти дней в обществе десяти молодых людей и юных дам. Отсюда греческое заглавие книги, которое можно было бы перевести как «Десятиднев».«Декамерон» был написан в 1348-1351 гг. Книга имела успех, и у нее сразу же появилось прозвище - «Князь Галеото». Оно намекало на идейных противников Боккаччо, силившихся доказать, что «Декамерон» подрывает устои религии и морали. Возражая лицемерным критикам, Боккаччо говорил, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии. Он специально оговаривал, что его новеллы не предназначены для погрязших в двуличии мещан и их жен. Тем не менее от подзаголовка «Князь Галеото» он не отказался. Народная, «низменная» традиция городской лит-ры была основой стилистики и сюжетики «Декамерона». Боккаччо этого не скрывал. В отличие от многих гуманистов к 14 - нач 15 в. он сохранил «простонародный» подзаголовок, потому что считал, что тот не опровергает, а дополняет основное «гуманистическое» заглавие его книги, подчеркивая ее новаторство: органическое соединение «низкой» традиции средневекового фольклора и городской лит-ры с «высокой» традицией лит-ры рыцарской и придворно-светской.

 

 

22. «Декамерон» Боккаччо и становление жанра новеллы.

Весомый вклад в развитие итальянской лит-ры сделал Джованни Боккаччо (1313-1375). Вслед за Данте и Петраркой он наполнил итальянский лит-ный язык чувствами и страстями. Всемирно известный "Декамерон" Боккаччо рядом с юмором содержит жесткую сатиру на власть имущих и церковников. Своим произведением он заложил основы европейской новеллы и надолго определил развитие этого жанра.

Новелла родилась вместе с эпохой Возрождения. В ней широко и наглядно выявился новый взгляд человека на самого себя, на окружающее его общество, быт, практику социальных и экономических отношений, на природу, на ценность и смысл земной жизни. Гуманистический индивидуализм дал новелле ее главное художественное содержание, предопределив ее жанровые черты и особенности. Со своей стороны, новелла в немалой мере повлияла на формирование нравственных и эстетических идеалов итальянского Возрождения. В новеллистической книге Боккаччо четко обозначились как эстетические, так и общественные контуры своего рода идеальной модели гуманистической культуры Возрождения.

Золотым веком итальянской новеллы стала пора зрелого и позднего Возрождения. Именно в 16 в. новелла в Италии получила широчайшее распространение, завоевала огромную популярность во всех слоях читающего общества и накопила что-то вроде арсенала новой литературной мифологии.

За пределами Италии новелла считалась, да и до сих пор считается едва ли не самым типичным жанром итальянского Возрождения. В период расцвета в Зап Европе социального реалистического романа в ренессансной новелле видели прежде всего человеческий документ и ценили в ней главным образом общественно-историческую достоверность сюжетного материала. Жизненное правдоподобие считалось в то время основной предпосылкой художественности.

 

 

23. Возрождение в Германии и Нидерландах. Мартин Лютер и влияние протестантизма на культуру и литературу северной Европы.

В этих странах Возрождение не только отличается более поздним моментом рождения, чем в Италии, но и особым характером: «северных» гуманистов (так обычно называют деятелей Возрождения в странах к северу от Италии) отличает больший интерес к религиозным проблемам, стремление к непосредственному участию в церковной реформаторской деятельности. Очень важную роль в развитии ренессансной культуры в этих странах играло книгопечатание и развитие «университетской реформации». С другой стороны, не меньшее значение имели религиозные дискуссии и сформировавшееся в ходе этих дискуссий движение «христианского гуманизма». И немецкая лит-ра, и лит-ра Нидерландов стремились соединять в своем художественном облике сатиру и назидательность, публицистичность и аллегоризм. Обе лит-ры объединяет также и фигураписателя-гуманиста Эразма Роттердамского.

Истинным началом северного возрождения можно считать перевод Мартином Лютером библии на немецкий язык. 31 октября 1517 года в городе Виттенберге к стене собора прибил свои тезисы, осуждающие торговлю святым товаром – индульгенциями.

Библия становится основой немецкого лит-ного языка.В северной Европе появляется протестантская церковь. Лютеранство объединило интеллектуальные круги Германии.

Протестантизм стал сигналом к началу крестьянских войн и восстаний. Жизнь Лютера взорвала единство средневековой Европы, опрокинуло ее систему ценностей. Лютер отверг большинство таинств католического культа. Благочестие должно быть не внешним, а внутренним, он проповедует спасение одной только верой без участия добрых дел. Он утверждает непререкаемый авторитет Библии и настаивает на праве каждого человека иметь собственное понимание его содержания, личное толкование на свободе совести, вопросах веры и морали, для этого он и делает библию доступной. И также он развивает потребность в грамотности, не случайно именно здесь появляется печатный станок.

Стержнем протестантского мировоззрения становится утверждение: «Всё от Бога». Это освободило человека от суетных переживаний о ходе мирских дел, человеку оставалось одно – уповать на бога и верить в спасение. Эта религия более мирская.

Раньше в традиционном католическом мировоззрении господствовала такая теория: поработал – отдохни. Здесь же проповедуется постоянный, добросовестный труд.

Протестантизм заложил основы для появления работника нового типа, новой культуры труда, без которой бы невозможно было появление эффективного технического производства. Религиозную этическую направленность приобретает и отношение к труду.

 

 

24. Литература Возрождения Северной Европы (на примере «Корабля дураков» С. Бранта или «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского).

Северные гуманисты исходили из принципиально иного, нежели итальянцы, представления о человеке: для ит. он был сверхприродным существом, а  северяне, напротив, были уверены, что человек – это самое природное из всех природных существ. Для них человеческая («малая») природы заключала в себе все способности, силы и качества, кот в «большой» природе рассеяны и рассредоточены. В чел существе Природа заставляет его быть лицедеем. Поэтому неудивительно, что именно на севере Европы, в Англии, возник великий театр Ренессанса, кот итальянцы создать не смогли.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!