Причины и виды этнических конфликтов



К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют:

♦ ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

♦ ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных со­циальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т.п.);

209

♦ негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями диск­риминацию одного из этносов;

♦ бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;

♦ ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.Причины— это скрытые в сущности самого общества, в его социальном или

политическом устройстве глубокие противоречия между этносами, когда один этнос получает преимущества, а другой их не имеет. Поводомк конфликту может служить любое событие, если оно переполнило чашу терпения.

Этнический конфликт возникает как реакция на предубеждение (пред­рассудок) или дискриминацию. Предрассудки и стереотипы — это опреде­ленным образом окрашенные мнения людей. Предрассудки— пренебрежи­тельное отношение к другой группе. Стереотипы— шаблонные представле­ния о людях определенной группы, на­пример о чиновниках как взяточниках, сантехниках как пьяницах, азербайд­жанцах как торгашах и т.д. Стереоти­пы — жестко фиксированные идеи, часто недоброжелательные, о том, кем являются члены данной группы. Те, кем прочно овладели стереотипы, на­блюдая за поведением других, не ана­лизируют его и не ищут истину, а стре­мятся найти подтверждение своим до­мыслам.

В 1992 г. в Лос-Анджелесе произошли крупные расовые волнения. Пово­дом послужило решение суда присяжных (он состоял из 10 белых и двух граж­дан латиноамериканского и азиатского происхождения, хотя 45% населения Лос-Анджелеса составляют испаноговорящие, а 48% — чернокожие), который освободил четверых полицейских, обвинявшихся в избиении шофера-негра Родни Кинга. Группы молодых чернокожих останавливали автомобили и из­бивали водителей, крушили и грабили магазины, устраивали пожары. Влас­ти объявили чрезвычайное положение. Инциденты возникли и в других го­родах США. В результате беспорядков 58 человек были убиты, 4000 ранены, 11 900 арестованы, а причиненный ущерб оценивался в 1 млрд долл.

Причиной конфликта явилась расовая дискриминация— систематическое умаление прав этнической группы по мотивам ее национальности или расы. При этом дискриминация объявляется в качестве официальной политики государства, а реализуется на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая дискриминация, а не юридическая.

В Лос-Анджелесе присяжные, вопреки предупреждению судьи, мысли­ли стереотипами: чернокожий — преступник, белые — стражи порядка. Необъективное мнение присяжных послужило причиной их парадоксаль­ного решения: полицейских оправдали, а чернокожий оказался виновен в том, что его избили. Народные волнения стали реакцией на решение суда. Предрассудки и стереотипы — часть общей системы и практики расовой дискриминации. Они не возникают на пустом месте, присущи, как правило, не одиночкам, а массам людей. Возможно, что поведение афро-американцев

210

в Лос-Анджелесе спровоцировало негативное отношение к ним подобно тому, как негативное отношение москвичей к «лицам кавказской национальности» явилось следствием их непомерного желания оккупировать столичные рын­ки, установить свою монополию, создать мафиозные формирования. В свою очередь избирательные действия сотрудников ОМОНа, проверявших доку­менты только у представителей кавказских этносов и арестовывавших толь­ко их, можно квалифицировать как проявление расовой дискриминации.

Дискриминация — система коллективных действий, которые могут воз­никать стихийно в народных массах либо умышленно направляться и даже организовываться властями. Разграничить предрассудки и проявления дис­криминации в жизни бывает не всегда просто. Но очевидно, что предвзятость и предубеждение лежат в основе дис­криминации — присущи ли они рядо­вым гражданам или политическим дея­телям, узаконивающим их на уровне государственной политики. Примером служит отношение русских к ино­странцам — американцам, немцам, французам и др. До революции 1917 г. перед ними откровенно заискивали, считая их влиятельными и богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и опасались знакомства с ними. Причина крылась в проводимой властями идеологии. В 1990-е гг. прежние стереотипы частично сохранились, но на них наслоились новые. Сегодня полагают, что все иностранцы — богачи, и ста­раются взять за проживание в гостинице или авиабилет больше, чем с со­отечественников. На самом деле настоящие богачи к нам приезжают редко. Работающие консультантами или журналистами иностранцы — типичные представители среднего класса. Навеянные телесериалами вроде «Санта-Барбары» представления об американцах как богачах — неверное.

Отечественное телевидение практически не показывает фильмов о десят­ках миллионов бедствующих американцев — бедняках, чернокожих, неле­гальных рабочих, обанкротившихся бизнесменах. Созданный средствами массовой информации образ иностранца — тоже стереотип, но принадле­жащий уже не рядовым телезрителям, а журналистам и продюсерам. В на­чале 1990-х гг., когда в Россию поступали инвестиции и гуманитарная по­мощь, отношение к иностранцам было более доброжелательным (на всех уровнях), нежели в конце 1990-х гг., когда денежные потоки оскудели и рос­сиянам пришлось рассчитывать на собственные силы. К иностранцам мно­гие русские стали относиться как к потенциальным захватчикам, готовым за деньги и по дешевке скупить наши земли и ресурсы. Но и иностранцы из­менили свое отношение к нам: к каждому русскому за границей относятся как к потенциальному мафиози или просителю денег.

Дискриминация проявляется в политике, когда правительство использует методы, ущемляющие права определенной группы людей. Дискриминация бывает фактической — de facto (осуществляемой на практике, но не утверж­денной законом) и юридической — dejuro (узаконенной). Примером практи­ческой дискриминации служит несправедливое обращение с национальны­ми меньшинствами в США со стороны судебных и правоохранительных

211

органов. Такое отношение пресекается законом, как пресекают российские суды поборы с иностранцев. Тем не менее на практике подобное происхо­дит регулярно. Примером юридической дискриминации служит сегрегация на юге США, отмененная в 1950-х гг., апартеид в Южно-Африканской Рес­публике, ликвидированный в 1991 г.

Фактическая дискриминация остается на уровне частных мнений людей, юридическая приобретает статус института и подкрепляется правовыми актами и поэтому она страшнее, чем фактическая. Но иногда бытовая дис­криминация, овладевшая умами миллионов людей, становится не меньшим бедствием для общества. Примером служит известная не только в США, но

и во всем мире организация Ку-клукс-клан, жестоко преследующая черноко­жих, евреев и католиков, выражающая организованное презрение или непри­язнь к инородцам.

Крайними формами дискримина­ции являются апартеид, геноцид, раб­ство.

Апартеид(на яз. африкаанс apart­heid — раздельное проживание) пред­ставляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определенных групп населения в зави­симости от их расовой принадлежности политических, социально-экономиче­ских и гражданских прав вплоть до тер­риториальной изоляции.

В 1924 г. в Южно-Африканском Со­юзе (сегодня ЮАР) вступил в действие закон, предписывавший раздельное проживание жителей страны, принад­лежащих разным расам. Это решение было призвано предотвратить прилив чернокожих в города, населенные в основном белыми. В стране очень час­то происходили забастовки белых рабочих, которые выступали против ис­пользования в промышленности дешевой рабочей силы чернокожих. В 1927 г. правительство Южно-Африканского Союза издало так называемый закон об аморальности, который явился свидетельством обострения поли­тики апартеида — расовой сегрегации в отношении коренного населения страны. Закон под угрозой тюремного заключения запрещал половые свя­зи между белыми и чернокожими, квалифицируя их как аморальные.

Однако по-настоящему расовая дискриминация в Южно-Африканской Республике началась в 1948 г. За 40 с лишним лет в стране было принято около 300 законов, конкретизировавших принципы апартеида и ограничи­вавших основополагающие права человека.

Так, расовая сегрегацияпостепенно эволюционировала в расовую дис­криминацию, слабые формы национального угенетения превратились в сильные. Сегрегацию и дискриминацию по расовому признаку нужно счи­тать начальной и конечной точкой развития апартеида (рис. 40).

212

Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. В 1973 г. принята Международная конвенция о пресе­чении преступлений апартеида и наказании за него. В 1991 г. президент Южно-Африканской Республики Фредерик Вилем де Клерк заявил об от­мене основных законов апартеида, что предполагало уничтожение приви­легий белого населения.

СЕГРЕГАЦИЯ(от позднелат. segregatio - отделение) - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расово­му или этническому признаку.

ДИСКРИМИНАЦИЯ(от лат. discriminatio - различение) - умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мо­тивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п. В обла­сти международных отношений — предоставление гражданам и орга­низациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Проявлением этнического конфликта также могут быть такие формы дискриминации, как насильственная ассимиляция, этноцид и культурный колониализм. Доминирующая группа может проводить политику этноци-да, пытаясь уничтожить культуру определенной этнической группы, либо на­сильственной ассимиляции,навязывая этой группе свою культуру. Во многих странах ограничивалось или полностью запрещалось использование родного языка и соблюдение традиций (включая религиозные обряды) какой-либо этнической группы. Примером насильственной ассимиляции является анти­баскская кампания, которая проводилась в Испании диктатором Франциско Франко, бывшим у власти с 1939 по 1975 г. Все, что было на баскском язы­ке, запретили — книги, журналы, газеты, вывески, проповеди, надписи на могильных плитах. За использование баскского языка в школах налагался штраф. Такая политика привела к формированию баскской террористиче­ской группы и обострило националистические настроения.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!