Философия неоплатонизма и концепция любви.



Ренессанс носит переходный характер между Средневековьем и Новым временем. Слово «Ренессанс» впервые появилось в середине 16 века. Существом культуры Возрождения, ее историческим смыслом является зарождение идеологической борьбы с феодализмом. Культурные деятели стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от церкви и религии. Борьба с церковным и феодальным влиянием лежала у истоков Возрождения. Это появление и развитие светской литературы, светских жанров и светского же содержания. Светская литература здесь - не та, которая не церковная, а та, которая о существовании церкви вообще не думает. В то же время восстанавливалась связь с античностью, утерянная в варварское Средневековье. Если в Средние века всё делалось как бы с нуля, то в Возрождение народ вспомнил, что до 473 года что-то было, и это славное что-то можно продолжить. В то же время не отказывались и от средневекового наследия, а видели решение в диалоге античной и средневековой культур. Одновременно с отходом от церковного мышления происходит перестройка вертикальной модели мира. Если раньше все отношения в мироздании строились по вертикали власти (например, скандинавский ясень с Асгардом, Мидгардом и Утгардом), то теперь мир стал плоским и горизонтальным. Не вверх и вниз, а вперёд и назад. Соответственно, меняется вся философия. Кстати, Возрождение - это единственный в истории период, когда люди были довольны и называли свой век золотым (в то время как до него и после всякий интеллигентный человек считал своим долгом поругать настоящее и вспомнить, что раньше снег был белее, а люди честнее). Эти любители светской литературы, античного наследия и плоского мира назывались гуманистами. Гуманисты в узком значении слова: эти люди, отдававшие все свои силы и всю свою жизнь изучению древнего мира, настолько погружались в изучение обожаемой ими античности, что совершенно пренебрегали своим родным языком и писали исключительно по-латыни. Такого рода космополиты, несмотря на свою образованность, мало содействовали национальному культурному развитию. Это многие итальянские гуманисты 15 в., а также Рейхлин в Германии, ранние французские и английские гуманисты. Гуманисты в широком значении слова: это люди, которые воспитывались на античных образцах, но видели в них не самоцель, а только подспорье для достижения своей основной цели. В применении к их деятельности слово «гуманизм» приобретало свое основное значение – «человечность», в смысле утверждения свободы и прав человеческой личности. Такими гуманистами являлись все великие писатели позднего Ренессанса, итальянские и иностранные, – Ариосто, Сервантес, Рабле, Шекспир. Школа марксизма: эпоха Возрождения зависела от социально-экономических условий, так как во всех странах был Ренессанс, но при этом независимо друг от друга и в разное время.

Периодизация.

Италия.

1. Проторенессанс. 12-14 вв.

2. Ранний Ренессанс – 15в. В течение значительной части 15 в. господствует литература на латинском языке. Античная традиция оттесняет национальную, которая начинает возрождаться лишь в самом конце 15 в. Особое место занимает Флоренция времен Лоренцо Медичи, в которой делается попытка примирить античную и национальную традиции. Главным достижением Лоренцо и его кружка было Возрождение итальянской литературы, значительно обогащенной за счет латинской литературы гуманистов.

3. Высокий Ренессанс – 1500-1530 (1527 вторжение Карла Великого в Рим – новые варвары захватили Рим и разграбили его) – идеалы терпят крушение. В обстановке феодально-католической реакции в Италии происходит кризис гуманистической культуры. Литература постепенно теряет свою былую содержательность, свои реалистические устремления; в ней воцаряются формализм и подражательство великим писателям античности и раннего Возрождения. Однако процесс этот происходит далеко не сразу и не прямолинейно.

Во Францию, Испанию и Англию Ренессанс приходит из Италии в 16 веке. В Испании и Англии он продолжается до 17 века.

Причины возникновения Ренессанса в Италии:

1) в городах ослабевает власть феодалов. К 12 веку феодалы покидают свои замки и переселяются в города (городские дворцы = замки по виду). Их основной заработок – содержание мастерских ---- сливаются в единый патрициат с другими горожанами.

2) Италия имела выгодное географическое положение --- хорошая торговля --- богатые города (почти все мегаполисы того времени находились в Италии)

3) Города Италии изобретают банковскую систему (систему векселей и аккредитива).

4) Итальянские города – тогда центр Европы

5) В 13 веке происходит подъем Флоренции --- флорентийский флорин – золотая валюта

6) В сер. 13 века приблизительно 20 городов стали коммунами, управление взяли на себя главы цехов, выбирались из состоятельных – экономическая и политическая нить с античностью. Совет из 12 глав цехов – высшая власть в городе. В 1290 году был принят закон, по которому членом совета мог быть избран только член цеха (ремесленного, торгового и т.д.) --- феодал лишен политических прав

 

Все это повлекло за собой складывание нового человека:

1) предприимчивость

2) индивидуализм (служат для себя, а не для феодала)

3) человек ориентирован на позитивное будущее

4) новые ценности – богатство, престиж и влияние, появляется светская активность

5) знание затмило веру

6) гос-во того времени не централизовано – много распрей между городами, что вело к укреплению гражд и личной свободы (тебя осудили во Флоренции, ничего страшного! Можно сбежать в Рим)

7) рост конкуренции не только военной, но и культурной (вспомним Античность и ее агональный дух) – весь город дышал культурой

8) развитие эмпирической науки (искусство также выступало в роли средства познания): много географич. открытий, развитие медицины, физики, астрономии

9) однако параллельно сохраняет и мистицизм, присущий Средневековью – развивается и алхимия, и астрология

Еще одной особенностью развития Ренессанса в Италии является то, что античность для Италии была СВОЕЙ, они не ощущали перерыва.

Возрождение вернуло в мировую культуру антропоцентризм. Идея об уникальном человеке, уникальной личности. Теперь люди дорожат своей индивидуальностью. Личность ставится во главу угла – ренессансный гуманизм. Человек – центр бытия, высшее существо в материальном мире и низшее в небесном.

Гуманизм противопоставлялся схоластике (изучению божественного). Первое поколение гуманистов – это филологи, т.к. черпали свои идеи из найденных античных текстов.

Джованни Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Программное сочинение Возрождения. Его текст постоянно присутствовал в умах. Его основные тезисы:

1) человек представляется свободным и славным мастером

2) свобода является основой превосходства человека над миром (он волен выбирать, кем станет, он может опуститься на землю или подняться в небеса (говорю о небесах и пр не просто так: Пико представлял мироздание в качестве иерархии «трех миров» - ангельского, небесного и элементарного. А человек, благодаря своей свободе, стоял вне этой иерархии и был способен пронзить ее (вспоминаем Данте) (ну понимаем, да…как на лифте катаемся)

3) положение о том, что человек делает себя сам, приводит к нравственному релятивизму (относительности)

Формула Возрождения:человек создатель самого себя, он призван в этот мир, чтобы реализовать свою доблесть (virtus, virtutis).

Возрождение полагало, что человек наделен частью божественного, и оно заключается в творчестве (пример, рукопожатие Бога и Человека на фреске Микеланджело).

Также культуре этого времени присущ диалогизм (у Данте постоянно диалоги). Однако, такой диалог это всего лишь обмен мнениями, окончательная истина не рождается, т.к. существует огромное количество вариантов бытия вообще. Если бытие разнообразно, то и человек многообразен – это восхищает Ренессанс.

Философия неоплатонизма и концепция любви.

Любовь – это главная тема Ренессанса. Неоплатонизм повторяет идею Платона о несовершенстве земного мира, связывая эту идею с Богом (Бог – истина, земля – отражение истины). Но Бог испытывает же необходимость поделиться своей благостью с человеком (если нет творения, тогда нет и Творца), а человек должен отвечать ему тем же – мир земной и небесный связывается узами любви.

Если Бог – красота, а мир – его отражение, то земная красота – это отражение Бога. Следовательно, любовь к земному есть любовь к Богу. Люди должны множить красоту. В их сознании любовь созерцания и обладания равна. Главным условием любви является ее взаимность. – тем самым, одновременно идет процесс одухотворения плоти и воплощения духа, снимается противоречие между духом и плотью (вспомним, Сред Века)

Тема человека и природы

Люди по природе своей равны, у них есть право на свободу и любовь независимо от их происхождения. Ренессанс верит в добродетельную природу человека – ренессансный утопизм: если человек сможет делать, что хочет, если он будет свободен, то он никогда не сделает зла. Верят в достижимость идеала, в его быстрое воплощение – оптимизм ренессанса (раз появилась идея, то осталось лишь ее воплотить, и мир на земле установится).

 

Леонардо Бруни в своем трактате «О воспитании юношей» высказал мысль о необходимости уравновесить умственное и физическое воспитание. Он же первый заговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся – соответственно их психическим свойствам способностям. Бруни отводил важное место эстетическому воспитанию, обучению основным видам искусства. Он впервые серьезно задумывается и над проблемой женского воспитания.

Гуманистам далеко не сразу удалось провести свои педагогические теории в жизнь. Им приходилось преодолевать самое упорное сопротивление педагогов схоластического толка. Первая гуманистическая школа была основана Витторино да Фельтре в Мантуе в 1425 г. Она была названа «Домом радости», потому что Витторино стремился придать ученью характер удовольствия, а не принудительной зубрежки. Вслед за реформой школы гуманисты занялись также реформой высшего, научного образования. Италия уже в ранний период средневековья опередила в этом отношении все страны Европы. Первые высшие школы средневековой Европы возникли в итальянских городах.

Итальянские университеты были организованы по образцу цехов и ревностно оберегали свою автономию от посягательств со стороны церкви и светских властей. На первом месте в них стояло изучение не богословия, а права и медицины, т.е. практических, опытных дисциплин.

Блестящие достижения в области астрономии, математики, физики, а также естественных наук сделали эпоху Возрождения периодом расцвета не только гуманитарных знаний, но и наук о природе. Именно итальянские гуманисты выдвинули идеал «универсального человека» (homo universale), обладающего основными познаниями во всех облястях культуры. Такими универсальными людьми итальянского Возрождения были Леоне-Баттиста Альберти и особенно гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи, проложивший новые пути буквально во всех областях науки и художественной культуры. Присущая Ренессансу идея универсализма привела также к мысли о культуре общечеловеческой, преодолевающей узкие рамки стран и наций.

Весьма существенным явлением культуры итальянского Ренессанса явился пересмотр вопроса о женщине, ее правах, положении в семье и обществе. Женская эмансипация, конечно, была лишь частичной, поскольку речь шла только о приобщении женщины высших классов к культурной жизни, об ее освобождении от средневековых домостроевских рамок; вопрос о социальной эмансипации, о приобщении женщины к политической жизни еще не стоял на очереди. Но даже такая общественно ограниченная эмансипация имела большое историческое значение, ибо она привела к расширению круга образованных людей, дав женщине возможность заняться искусством, наукой и литературой. Уже в середине 15 в. появляется новый тип женщины-гуманистки, свободно владеющей латинским языком, причастной к научной и литературной жизни эпохи.

Эпоха Возрождения расширила пределы мира (открытие Америки, кругосветное путешествие). В середине 16 века Коперник писал о множественности культур, чего не принимали в Средние века.

Эпоха Возрождения изменила статус художника. Если в Средние века нужно было механически воспроизводить образы, то теперь – отойти, чтобы на их основе создать что-то свое.

Складывается новая система литературных жанров. Иногда формы заимствовались из Средневековья (сонет), в других случаях – из античности. Рождение драматургии, большие успехи в прозе – рождение романа, новелла приобретает свои черты.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!