Раздел 7. Седьмой семестр. Жанры критики.



Участники семинара получают возможность освоиться в широком поле театрально-критических жанров – фельетон, обзор, интервью, газетная информация рекламного характера, аннотация, эссе и т.д. Как правило, в этом семестре каждый студент не ограничивается одним текстом, а представляет на обсуждение группы две-три небольших по объему, но разнящихся по жанру работы.

Раздел 8. Восьмой семестр. Проблемная статья.

Это задание недаром дается в последнем полугодии: предполагается, что проблемная статья требует от автора использования едва ли не всех ранее приобретенных им (и не только в театрально-критическом семинаре) навыков. Работа над проблемной статьей впервые практически ставит перед будущим театроведом вопрос о предмете театральной критики и искусствоведения театра вообще: ибо реальный театральный процесс несводим к художественному, а безусловно художественные явления сцены могут быть поняты лишь в многочисленных связях с неискусством или не-театром. Хотя это обстоятельство само по себе не приговаривает к подмене искусствоведческой проблематики культурологической или социологической, у педагога есть все основания предостеречь своих учеников от потери театроведческого зерна содержания, так же как от соблазна чисто журналистского подхода к театру, который поощряется издательской практикой.

Поскольку материалом проблемной статьи всегда является ряд сценических явлений, молодой исследователь обязан показать себя, как минимум, опытным театралом, заинтересованным читателем современной критики и знатоком истории театра. В этой связи содержательным становится принцип необходимого и достаточного: неполнота материала или бедность его связей чреваты произвольностью гипотез и заведомой необоснованностью выводов, чрезмерность – неумением отделить важное от несущественного и, стало быть, отсутствием продуктивных гипотез и неясностью выводов.

Работа над этим курсовым сочинением актуализирует понимания автором того, что есть проблемность. Формально выбор материала для проблемной статьи представляется обманчиво легким, поскольку проблемой называется всякий теоретический или практический вопрос, который требует разрешения или, в нашем случае, исследования, а любой ряд явлений сцены заслуживает внимания театроведа. Встречается в семинарской практике и, казалось бы, противоположная тенденция, когда проблемными объявляются такие фрагменты и срезы театрального процесса, которые на деле пригодны скорее для публицистических дискуссий, нежели вдумчивого специального анализа.

Выбору проблематики и материала не могут и не должны уже ставиться «учебные» рамки: решают индивидуальный вкус к проблемности и формирующаяся профессиональная ответственность. Известны лишь общие границы: в этой курсовой работе естественней всего размышлять о противоречиях современной сцены, о не замеченных ранее или неточно, по мнению начинающего исследователя, интерпретированных связях, а также новых тенденциях в художественном театральном процессе.

Показательно для этого этапа жизни семинара обостренное ощущение взаимозависимости между основными сторонами профессии. Так, технический вопрос о том, что «первично», - материал, который провоцирует постановку проблемы, или проблемная гипотеза, которая формирует круг необходимого материала, - сразу оборачивается и тестом на диалектичность мышления и острой моральной коллизией: честней двигаться от материала, но движение это возможно лишь при наличии первоначальной исследовательской гипотезы.

 

       Раздел 9. Девятый семестр. Преддипломный семинар.

Полугодовой преддипломный театрально-критический семинар по определению призван сконцентрировать внимание студентов, решивших посвятить свое дипломное сочинение современному театру, на непосредственной подготовке к итоговой творческой работе. В ходе консультаций с назначенными кафедрой научными руководителями в семинаре окончательно формируются темы, определяютсяграницы материала и намечаются основные направления предстоящего труда.

Учитывая наличие или отсутствие задела (каким в оптимальном варианте является недавно написанная проблемная статья), особенности дипломной темы и собственную индивидуальность, студент-пятикурсник может предложить семинару в качестве курсовой работы либо развернутый мотивированный план-конспект, либо фрагмент текста, который он надеется непосредственно использовать как первый вариант введения или главы диплома. В необходимых случаях не исключаются и такие разработки, которые ориентированы не на будущий текст, а на расширение исследовательского поля, уточнение и углубление теоретических, методических, источниковедческих и любых иных важных для предстоящей работы установок.

 

Студенты, прошедшие преддипломный семинар по театральной критике, приступают в последнем, десятом семестре к работе над дипломным сочинением.  Готовое к защите дипломное сочинение представляет собой большое (объемом в три – четыре авторских листа) самостоятельное исследование проблемы, существенно характеризующей современный театральный процесс. В этом отношении диплом и по характеру материала и по существу нередко прямо восходит к проблемной статье, но и монография об актере или режиссере и анализ одного спектакля, чтобы стать темами дипломных работ, на этот раз проходят своего рода «проверку на проблемность». Отличия критико-театрального диплома от историко-театрального или теоретико-театрального сохраняются, однако глубокая проблемность, насыщенность материалом, знание и творческое использование литературы вопроса, внимание к художественному и социально-культурному контексту, развитые, осознанные и связанные между собою чувства историзма и современности, наличие ясной и готовой к аргументированной защите личностной позиции автора являются базовыми критериями, на основании которых театрально-критическое дипломное сочинение может быть признано соответствующим квалификации «театровед».

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!