Монтаистический период (202/3 - 222/3). 11 страница



После поучения по внушению Св. Духа Святитель пригласил преп. Ефрема в алтарь и долго они беседовали о спасении душ.

В заключении преп. Ефрем отметил в своих записях, что он был Святителем посвящен в сан диакона и отпущен с миром.

По возвращении в Эдессу св. Ефрем хотел остаток своей жизни провести в уединении. Голод, поразивший жителей эдесских, заставил его придти в Эдессу на помощь страждущим. Сильным своим словом он склонил богатых поделиться со страждущими и этим спас жителей от голодной смерти. Это был последний его подвиг для Церкви Божией. Вернувшись в свою пещеру, преп. Ефрем вскоре заболел, прежде написав свое завещание, и мирно отошел ко Господу 28 января 372 г.

Возникает любопытный вопрос, что же преп. Ефрем писал в своем завещании. В завещании он писал своим близким ученикам следующее: «Авраам - ты, который пришел и последовал за мною! Да услышит тебя Бог Авраама, как скоро откроешь ты уста, да исполнит их Господь учением премудрости...

Симеон! Да услышит тебя Бог, когда ты, молясь призовешь Его! Когда ты придешь в город, ты наполнишь Церковь Его как чашу. Видеть тебя придут невесты, придут уединенные девы. Тогда получат они спасительное поучение, примут способы к добродетели .... Да будешь ты славен в мире, как умный врач в лагере.

Мара, ангельски, невинная, простая, чистая душа! Ты невинен не по природному только расположению к добродетели, но прост по свободной решимости.

Зиновий месопотамский! Ты воин и сильный герой! Твои слова - огонь и они жгут терние идолов. Как пожар в лесу, твои наставления пожирают учения еретиков!... Твой спутник - Бог твой, никогда непобедимый помощник!».[26]

Этим заканчивается завещание преп. Ефрема своим ученикам в деле спасения и помощи их св. Церкви.

3.2. Творения преп. Ефрема Сирина

Блаж. Иероним писал: «Ефрем, диакон эдесский, достиг такой славы, что в некоторых Церквах его сочинения читаются публично после Священного Писания». [27]

Св. Ефрем прославился через учеников своих, которые согласно его предсказанием распространяли христианское просвещение в Сирии своими сочинениями.

Сочинения же преп. Ефрема показывают в нем и глубокое знание Священное Писания, и обширную ученость.

По сирийским сочинениям, по мнению ученых преп. Ефрем признается образцовым писателем, знавшим хорошо греческий язык.

В подтверждение сказанному, он хорошо знал сочинения Оригена, обоих святителей Григориев, которые были переведены на сирийский язык не раньше 5 века.

По преданию преп. Ефрем Сирин при посвящении во диакона св. Василием Великим, получил от Бога дар знания греческого языка.

3.3. НравстВенные сочинения и толкования Св. Писания

Преп. Ефрем оставил после себя много разных сочинений, а именно: обличение арианской и других ересей, учение о христианской жизни, сборник церковных песнопений, в частности, проповеди о сердечных сокрушениях, и наконец, толкование на Св. Писание.

Святитель Григорий Нисский в своих сочинениях вспоминает о том, что он читал сочинения преп. Ефрема против ариан и аномеев, против Новата и против Аполлинария.

В большинстве своих сочинений преп. Ефрем выступает в роли учителя христианского сердечного сокрушения и покаяния. Св. Григорий Нисский писал, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом - день и ночь лились у него слезы».[28]

Сам же преп. Ефрем о себе писал следующее: «Воспоминание о грехах устрашает меня и я начинаю изливаться в слезах, готов даже упасть духом, если бы не поспешили укрепить меня полумертвого - разбойник, мытарь, грешница, хананеянка или кровоточивая самарянка».[29] В русском переводе сочинения преп. Ефрема Сирина собраны в 6-ти томах.

И во многих других сочинениях он также писал о своем смиренном состоянии души и искреннем сокрушении сердца о своих грехах.

Чтобы понять состояние его души, следует привести его же слова из сочинений в таких выражениях: «Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте как человека отверженного. О. если бы кто показывал вам мои дела! Вы бы стали плевать на меня и т.д.»[30]

Все его нравственные сочинения благоухают сердечным умилением.

Все его беседы заключаются на предметах - покаяния, памяти о смерти и суде Божием, о страхе пред Богом, внимании к самому себе, смирении против гордости и т.д.

В целом все его наставления дышат любовью, они поражают человеческое воображение и утешают, сокрушают страхом и наполняют кротким умилением, заставляют лить слезы того, кто не знал слёз.

Всему христианскому миру известна молитва, («Господи и Владыка живота моего...»), которая читается в храмах и в христианских домах верующими людьми во время Великого поста. Сколько в ней заложено силы духа, искренности и любви человека к Богу, своему Творцу и Спасителю.

3.4. Методы толкования Священного писания

В настоящее время известны толкования св. Ефрема на: пятикнижие Моисея, книги - Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, 4-х великих пророков, 6 малых пророков, армянский перевод токований на Послания апостола Павла, на согласие Евангелистов и 12 толкований на разные изречения из Св. Писания.

Св. Ефрем, как истолкователь писания, имел много достоинств, которые составляют его преимущество пред другими толкователями Св. Писания. Он знал хорошо еврейский язык (родственный сирийскому языку), что помогало ему в понимании смысла Св. Писания.

Много помогало преп. Ефрему при объяснении ветхого Завета и то, что он хорошо знал восток и дух востока - он был для него родной. Кроме того, путешествие по Месопотамии и Египту обогатили его понятие о жизни и быте народов, описываемых в Ветхом Завете.

При толковании Св. Писания преп. Ефрем в основном придерживался метода буквального понимания Св. Писания, но не редко пользовался и аллегорическим методом. При толковании Ветхого завета по слову св. Григория преп. Ефрем: «Объясняя Писание, говорил буквально, но не оставлял без объяснения и глубин созерцания».[31]

По словам некоторых историков преп. Ефрем слепым открывал зрение, немым разрешал язык, и глухим возвращал слух.

Таким образом, толкования св. Писания ученика и учителя св. Иакова Низибийского, по направлению своему совершенно одинаковы. У того и у другого - точное понимание, приближенное к собственному смыслу писания; у того и другого светлый взгляд на священную древность.

3.5.Догматическое учение преп. Ефрема

Догматические сочинения, написанные преп. Ефремом, касаются в основном разбора еретических учений.

К таковым относятся: 80 слов против дерзких испытателей - аэтиан и евномиан; 56 поучений против ересей с обличением их вардесанитам, маркионитам и мессалианам. против Маркиона и Манеса; 3 слова о вере и против Иудеев, против новатиан.

Так же слово о Церкви, которая имеет власть прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; слово о Священстве; о рае и суде.

Живыми и яркими чертами изображает он непостижимость Божества.

Глубину тайны Божества он сравнивает с бездной грозного моря и каждый, посягнувший постичь эту глубину, погибнет.

Об источниках богопознания он говорит так: «У тебя пред глазами - видимая природа, под руками - Священное Писание. Природа для нас не ясна, но Писание доступно для нашего разумения. Одно Писание может научить нас об Отце и Сыне и Духе Святом».[32]

Преп. Ефрем задает вопрос почему люди не одинаково понимают Писание? И отвечает: «Как многие из врачей не понимают своего дела, так точно многие не понимают Писания. Мальчики, которые только вчера посещали школу, вдруг вырастают, как тыква Ионы».[33]

«Если ты слышишь об Отце и Сыне и Духе, - писал преп. Ефрем, - в именах исповедуй лица. Не имена их соединены, но на самом деле три соединены».[34]

Далее он пишет, что Отец безначально из сущности своей произвел Сына и Духа Святого, не по какой необходимости, а родил из сущности Своей и Духа Святого извел из сущности Своей не родив Его.

В сочинении против Иудеев св. Ефрем доказал, что Иисус Христос есть тот Спаситель падших людей, которого предвозвещали пророки.

В своих сочинениях он указывает, что св. евхаристия была установлена самим Господом Иисусом Христом. Пшеница - это святое таинственное тело Его; вино - Его освящающая кровь; елей - благое помазание, которым запечатлеваются крещенные и облекаются во всеоружие Духа Святого: «Огонь и Дух - в нашем крещении; Огонь и Дух Святой - в хлебе и чаше».[35]

Священство он прикровенно изъясняет следующим образом: «Самая высокая и страшная мышца, сшедшая с неба, через возложение рук даровала нам Духа Святого. О, неизреченная сила, благоволившая вселиться в нас через возложение рук святых иереев!».[36]

Догмат о воскресении мертвых св. Ефрем защищал против еретиков последователей Вардесана в церковных канонах и песнопениях об умерших. Что же говорит Писание, а оно говорит, что «егда приидет Сын человеческий во славе своей, поставит овцы одесную, козлища же ощуюю» (Мф.25, 33). Так поучал преп. Ефрем Сирин о догматах веры.

3.6.Преп. Ефрем - духовный песнопевец

«Христов воин, облеченный всеоружием Христовым,- пишет древний биограф о преп. Ефреме, - открыл войну с врагами Христовыми, особенно с нечестием Вардесана и его последователей».[37]

Он собрал дев обета и научил их пению попеременному; эти песни заключали в себе песни о рождестве Христовом, о крещении, о посте, о страдании Христа, о воскресении, о вознесении на небо.

Так же им были составлены гимны - о мучениках, о умерших и покаянии. Вскоре весь город был привлечен на церковные службы, а еретики разсеялись. Всего сей богомудрый муж написал до 300 000 стихов, вооружив Церковь Христову стройным песнопением при богослужении.

Многие песнопения и гимны позже вошли в историю церковного пения и многие из них до настоящего времени используются в православных храмах.

4. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО (300 - 390гг.)

4.1. Биография преподобного Макария Великого

Преподобный Макарий Египетский родился в селении Птинапор, в нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но вскоре овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь».[38]  Господь наградил своего угодника долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Священное Писание, не уходил от своих престарелых родителей.

По смерти своих родителей преп. Макарий раздал оставшуюся часть имения на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца - инока, жившего в пустыне, недалеко от того селения.

Старец принял его с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Старец построил отдельную келлию недалеко от своей, и поместил в ней ученика.

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил клириком местной церкви.

Однако Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому тайно ушел в другое место.

Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал все нападения беса крестом и молитвою. Злые люди по указанию беса воздвигли брань, оклеветав его в соблазнении девицы из ближнего селения. Преп. Макарий со смирением и терпением нес эти искушения, а вырученные деньги от плетения корзин безропотно отсылал на прокормление девицы. Невиновность блаженного Макария вскоре открылась, девица, промучившись много дней, не могла родить, в муках исповедала, что оклеветала инока, и указала действительного виновника греха.

Тогда преп. Макарий тайно, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, Отцу и основателю египетского монашества. Преп. Антоний с любовью принял блаж. Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.

С преп. Антонием Макарий жил долгое время, а затем по совету святого Аввы, удалился в Скитскую пустыню в северо-западной части Египта.

Он не достиг еще и тридцатилетнего возраста, когда его уже стали называть «юношей-старцем», проявившем опыт и зрелость аскета-инока.

И там преп. Макарий много терпел от нападений бесов, но смирение преподобного побеждало все козни бесовские.

Когда ему исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. Часто преп. Макарий посещал Великого Антония, получая от него духовные наставления через беседы.

При кончине великого Аввы преп. Макарий получил от него в наследство посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью.

За великие духовные подвиги Господь наградил подвижника даром исцеления. Из разных мест к нему приходили множества людей за помощью, советом, испрашивая его святых молитв.

Все это нарушало уединение святого, поэтому в своей келии он выкопал глубокую пещеру и удалялся часто туда для молитвы и Богомыслия.

Однажды св. Авва застал в своей келии вора, который нагружал его вещи на осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать вору с поклажей.

Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем».[39]

Однажды преп. Макарий шел по пустыни и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой? Череп ответил, что он был главным языческим жрецом, и сказал: «Когда ты, Авва, молишься о нас, находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение, мы начинаем видеть друг друга, это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преп. Макарий прослезился и спросил еще: «Есть ли мучения еще более жестокие? Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отвертись Его, и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».[40]

Однажды, пребывая на молитве, блаж. Макарий услышал голос: «Макарий, ты же не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе».[41]

Смиренный подвижник, взяв свой посох, поспешил в город, нашел дом, в котором жили эти женщины, и постучал.

Они поведали ему о том, что они вышли замуж за родных братьев и за всю жизнь не сказали друг другу худых слов и никогда не ссорились. Мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти. Святой подвижник прославил Бога и произнес: «По истине не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Св. Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».[42]

В годы царствования императора Валента (364-378гг.) преп. Макарий Египетский вместе с преп. Макарием Александрийским, подвергся преследованию со стороны арианского еп. Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники.

Там, по молитвам святых, получила исцеление от тяжкого недуга дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ разрешил им возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображало души человеческие.

«Худое слово, - говорил авва Макарий, - и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».[43]

На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: Господи как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня».[44] Как-то спросили его: «Каким образом можно сделаться иноком?». Преподобный ответил: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком».[45]

В беседе с иноками преп. Макарий часто говорил: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят. Если для тебя поношение - как похвала, бедность - как богатство, недостаток - как изобилие, ты не умрешь».[46]

Преп. Макарий Египетский прожил 90 лет, а незадолго до дня своей кончины ему явились преп. Антоний Великий и Пахомий Великий и сообщили ему радостную весть о близком его переходе в блаженные Небесные обитатели. Преподав всем окружавшим его, благословение и простившись со всеми, преподобный почил со словами на устах: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Земная жизнь, по учению Макария Великого, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение, главное приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством.

Скончался Макарий Великий в 391 году, а день памяти его 19 января.

4.2.Письменные труды преп. Макария Египетского

При земной жизни преп. Макарий много общался с иноками как египетскими, так и с сирийскими аскетами и потому после себя оставил много рукописных трудов, адресованных разным инокам под разными предлогами. Все его письменные труды ученые богословы делят на «Беседы» и «Поучения».

Ряд его творений были уже известны ученым богословам в 6 веке на сирийском языке. В начале 20 века многие ученые исследователи творений преп. Макария подвергали сомнению принадлежности их автору.

К таковым относятся в основном протестантские и католические богословы, которые обвиняли автора в мессалианской ереси.[47]

После тщательных исследований уже известных ученому миру трудов преп. Макария, греческими и российскими учеными богословами, была установлена связь Церковного Предания с духом творений автора, что явилось гарантом в подлинности писания «Бесед» и «Поучений» их автору.

Эти древние творения являются ценным материалом для изучения в области патристики и гомилетики.

4.3. «Беседы» преп. Макария Египетского

По словам владыки Филарета «Духовные Беседы» преп. Макария являются «драгоценным наследием опытной мудрости великого Макария»,[48] которые были опубликованы Йоханом Пикуом в 1559 году.

Позже все творения преп. Макария были переведены на многие европейские языки.

На русский язык они были переведены Московской Духовной Академией, и выдержали несколько переизданий. По словам архим. Арсения, «Духовные беседы» являются одним из шедевров святоотеческой письменности.

4.4. Сотериология преп. Макария Великого

Учение преп. Макария о Святой Троице и Лице Господа нашего Иисуса Христа четко выражено в его творениях.

Не случайно к своим духовным чадам он обращается с такими словами: «Полностью доверяйте божественному и священному определению истинного и благочестивого учения и веры, поскольку оно право догматствует о едином поклоняемом Божестве, единосущии Троицы, единой воле, единой славе и едином поклонении одному Триипостасному Божеству, как мы благочестиво исповедовали благое исповедание пред лицем многих свидетелей во святом таинстве святого Крещения».[49] Таким образом, Никейская вера, запечатленная Церковью и ее таинствами, служила фундаментом всего богословия преп. Макария Великого.

Также прослеживается мысль, что в Лице Богочеловека неслиянно и нераздельно соединились две природы.

Этот аспект православного вероисповедания он выражает следующим образом: «Он есть Бог и Он же - Человек; Он - Живой и Он - Умерший; Он -Господь всех и Он - Раб всех; Он - Агнец и Он - Жертва; Он - претерпевающий страсти и Он - Бесстрастный».[50]

Центром же всего миросозерцания преп. Макария является таинство Домостроительства Божьего о человеке, соединяющее в себе сотериологию и Антропологию.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!