Вокализ» С.В. Рахманинова: знакомство с произведением



Сегодня вы познакомитесь с новым произведением компози­тора Сергея Рахманинова, которое так и называется - «Вокализ». (Школьники вносят запись в тетради: «С. Рахманинов "Во­кализ"».)

Не зря певческий голос композиторы называют самым луч­шим музыкальным инструментом. Ведь голосом можно выразить нужную интонацию, например радость или горе, счастье или стра­дание, искреннее, чем на инструменте.

Современницей композитора С.В. Рахманинова была известная русская певица Антонина Васильевна Нежданова. До нас до­шли записи оперных арий и русских романсов в ее исполнении. У Неждановой был голос сопрано.

— Что это за голос - сопрано, высокий или низкий? (Высокий женский голос.)

Какие оперные партии сочинили композиторы для певиц с голосом сопрано? (Снегурочки, Людмилы, Сольвейг.)

Свой «Вокализ» композитор Рахманинов посвятил певице Неждановой. Вот как он пояснил свой выбор: «Вы своим голо­сом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Послушайте начало «Вокализа» С. Рахманинова. (Слушание начала «Вокализа».)

— Кто исполнял это произведение?

— Какой характер музыки?

— Какому жанру ближе всего это произведение?

— О чем могла говорить эта музыка?

— Попробуйте вместе со мной исполнить главную тему «Во­кализа».

(Педагог исполняет на инструменте и голосом лейтмотив про­изведения, школьники его повторяют.)

— Попробуем разобраться, в чем необычная красота этой му­зыки. Как ритмически выстроено это произведение? (Сле­дует необычное чередование коротких и длинных звуков.)

— Как меняются высота главного напева, его регистр? (Про­исходит переход мелодии из высокого регистра в средний.)

А еще музыку очень украшают волнообразные движения вверх, похожие на всплески волн.

(Педагог демонстрирует пример такого восходящего движения мелодии.)

«Вокализ» С. Рахманинова можно с полным правом назвать песней для голоса с оркестром. Конечно, для исполнения такого трудного и длинного сочинения нужен специальный певческий голос. Но представьте себе, что вы работаете дирижером, что ваш оркестр должен исполнить «Вокализ» Рахманинова, но нет ис­полнителя.

— Что в таком случае придется сделать? (Поручить исполнить вокальную партию какому-нибудь инструменту оркестра.)

— Какому инструменту оркестра вы доверите исполнить во­кальную партию, чей инструментальный голос ближе всего к человеческому? (Скрипки.)

Существует множество обработок «Вокализа», где роль со­лирующего инструмента выполняют и аккордеон, и саксофон, и другие инструменты. Настолько нравится эта пьеса музыкантам, что все хотят ее исполнять.

— Близка ли мелодия «Вокализа» русской народной песне по своему характеру?

— Как называют певицу, которая исполняет музыкальное про­изведение одна? (Солистка.)

3. Понятия о народной песне

— Какие жанры русских народных песен вы знаете? Приве­дите примеры. (Ответы детей.)

- Какому жанру русской народной песни близок «Вокализ»? (Лирической песне.)

А еще есть такой жанр народной песни, который называется «плач».

- Запишите в тетрадях определение этого жанра русской на­родной песни. (Школьники записывают определение жанра: «Плач — жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялась специальными певицами — плакальщицами».)

Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволю­ционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты его жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет — почти на всю жизнь, и родные прощались с мим, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставляли настоящие рыдания, всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами — плакальщицами. Может быть, в ка­кие-то моменты и в «Вокализе» вы услышите страдание, и тогда и мелодии произведения зазвучит плач.

Русские народные песни охватывают всю жизнь человече­скую, все его окружение, от картин природы до самых светлых или тяжелых жизненных событий. В подтверждение того, что буквально каждый миг человеческого существования можно опи­сать и спеть в песне, послушайте отрывок из рассказа писателя М. Горького, который так и называется — «Как сложили песню». Только сначала вам надо вообразить, будто мы перенеслись поч­ти на 100 лет назад, на окраину города, где сидят и беседуют две женщины — одна постарше, по имени Устинья, вторая помоло­же - девушка, которая недавно перебралась в город и работает горничной. Вот молодая девушка жалуется на то, что она очень скучает по своим родным, которые остались в деревне. А Устинья её утешает. И они находят свое утешение в том, что вместе начи­нают сочинять песню. Послушайте, как это происходит. (Учитель читает первый отрывок из рассказа М. Горького «Как сложили песню».)

Как сложили песню(отрывок)

Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечер­ней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника.

— А еще чего пишут? — выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.

— Да ничего еще-то, — задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвиж­ными глазами.

— Значит, — получи поклоны да пришли деньжонок, — так ли?

— Вот...

— А кто как живет — сама догадайся... эхе-хе...

В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклян­ным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.

— Родные, — грустно и сердито говорит Устинья, — а отойди от них на три версты — и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь — не вся вместе, — а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там?..

Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно го­ворит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к че­му-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально...

Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красно­ватое солнце. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стек­лянное кваканье лягушек — все звуки, которыми жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их - тишина, поглощающая все, как смерть.

...Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:

— Ну-кось, Машутка, подсказывай...

— Чего это?

— Песню сложим...

И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце...

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

Беспокойно мне, девице молодой...

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

Все тоскою сердце мается...

Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:

— Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить... Ну-ко...

—  Какой получилась у женщин новая песня по характеру? (Жалобной, невеселой, словно в ней они передают тоску по сво­ему родному дому.)

Как вы думаете, была в этой песне развернутая сложная мелодия? (Нет.)

- В чем особенность текста песни, которую сочинили жен­щины? (В стихах нет рифмы.) Верно, это так называемые белые стихи, которые часто встречаются в русских народных песнях.

- О чем сначала идет речь в их песне? (Об описании природы.) Верно, а потом следует переход к чувствам человека.

Как называются произведения, где передаются чувства ав­тора? (Лирические, лирика.)

- Можно ли «Вокализ» Рахманинова также причислить к раз­ряду лирических музыкальных произведений?

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

- Кто такая солистка?

- Какое произведение для исполнения его солисткой вы се­годня слушали?

VIII. Вокальная импровизация

- Попробуйте и вы сочинить мелодию к словам, которые при­думали женщины в рассказе М. Горького. Запомните эти слова.

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце

Беспокойно мне, девице молодой.

Все тоскою сердце мается.

- Какой жанр вы бы выбрали для создания мелодии к этим словам?

- Каким будет характер мелодии?

- Можно ли эти слова пропеть речитативом? (Школьники демонстрируют свои варианты импровизации.)

IX. Рефлексия

- Какой новый жанр, где сочетается музыка вокальная и ин­струментальная, вы сегодня узнали?

— В каких песнях и ариях вам ранее встречались вокализы?

— Для какого голоса сочинен «Вокализ» С. Рахманинова?

— Назовите фамилию певицы, которая его первой исполняла.

— Какие арии композиторы поручили исполнять сопрано?

— Что такое речитатив?

— О чем можно сложить песню?

— Как вы понимаете слова писателя Н.В. Гоголя: «Под пес­ни... рождается, женится и хоронится русский человек»?

— Какое новое название жанра русской народной песни вы сегодня узнали?

— Когда исполнялись плачи?

— Кто исполнял плачи?


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 6306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!