Поликультурная компетентность учителя и воспитателя



Национальная культура несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе школ, и, в первую очередь, в формировании личности учащихся. Поэтому важной задачей для школ республики все более становится формирование личности как носителя ценностей и традиций родной культуры, их проводника, пропагандиста и продолжателя. Важным условием решения данной проблемы следует считать разработку целевой комплексной программы по использованию, развитию ценностей национальной культуры в учебно-воспитательном процессе, стратегическая цель которой – развитие национальных культур как основного фактора самобытности народов и гаранта сохранения межнационального баланса в республике и в целом в России.

Успешность деятельности педагога в поликультурной образовательной среде, способность формировать культуру мира в значительной степени зависят от уровня его межкультурной компетентности. При этом уровень межкультурной компетентности и процесс ее развития связаны с личностными особенностями людей.

Первое направление связывает межкультурную компетентность педагога с сензитивностью (способностью реагировать на внешние раздражители) к этнокультурным особенностям и межкультурным различиям учащихся и их родителей.

Чувствительность к национально-психологическим особенностям обучающихся в целом позволяет педагогам-мастерам на достаточном уровне понимать национальную специфику норм, отношений и поведения детпей, и на этой основе координировать совместную деятельность разных национальностей, предвидеть и предотвращать конфликтные ситуации во взаимоотношении

Низкая чувствительность к этнокультурным особенностям и межкультурным различиям учащихся приводит к существенным педагогическим ошибкам.

Второе направление находит взаимозависимости между межкультурной компетентностью педагога, с одной стороны, и особенностями его этнической идентичности, характером этнического самосознания, результативностью его профессионально-педагогической деятельности - с другой.

У педагогов с гиперпозитивной этнической самоидентификацией, которые в избыточной степени противопоставляют свою этнокультурную специфику другим, учащиеся более конфликтны, напряжены, эмоционально неустойчивы, агрессивны, доминантны в отношениях с другими людьми. У педагогов с литотизированной (преуменьшенной) негативной самоидентификацией, которая выражается в отрицательном отношении к некоторым особенностям собственной этнической группы, учащиеся более тревожны, дистантны во взаимоотношениях со сверстниками, возбудимы, менее доброжелательны, чем у педагогов с позитивной адекватной самоидентификацией, которая выражается в принятии собственной национальности и стремлении к сотрудничеству с представителями других национальностей.

Третье направление предполагает зависимость межкультурной компетентности педагога от его ценностных отношений к профессии, к этнокультурным традициям и опыту народной педагогики, к этническому разнообразию.

Статус учителя, знающего истину и транслирующего ее в виде канона ученикам, сменился на статус посредника в мире текстов.

В центре его внимания должно стоять внутреннее отношение ребенка к происходящему, его внутренняя позиция, а не внешнее адекватное поведение.

При этом нужно иметь в виду, что поликультурность как свойство социальной реальности диктует необходимость учета этого фактора при выстраивании учебно-воспитательного процесса.

 

Межнаучная основа построения поликультурной образовательной среды

В современном мире, как известно, остро стоит проблема адаптации личности в условиях поликультурного социума, возникшая в связи с масштабными миграционными процессами и потребностями межнационального общения людей, представляющих разные этносы, национальные и религиозные культуры. Поэтому на государственные и общественные социальные институты возлагается задача, успешное решение которой позволит сформировать толерантную личность, способную к диалогу культур, взаимопониманию и уважительному отношению к представителям других культур. Значительная роль в ее решении принадлежит общеобразовательной школе. Это, в свою очередь, предполагает формирование профессиональной готовности учителей и воспитателей к решению обозначенной социально-педагогической проблемы, что, безусловно, предполагает эффективную организацию поликультурного образования студентов гуманитарных вузов и, прежде всего, педагогических.

   Перед отечественной школой в соответствии со сложившейся общественно-исторической ситуацией поставлена задача воспитания у подрастающего поколения культуры межнационального общения посредством формирования потребностей в межкультурной коммуникации и развития умений включаться в диалог культур.

Технологии поликультурного образования – содержательный и операционно-деятельностный и три этапа ее разработки.

   На первом этапе, сообразуясь с поставленной целью, определим на диагностической основе задачи поликультурного образования студентов.

   В соответствии с требованиями, предъявляемыми к применению технологического подхода в образовании, зададим последовательность решаемых приоритетных задач:

   — сформировать систему знаний об особенностях национальных культур и условиях их интеграции в отечественную культуру;

    — сформировать профессиональные знания о ресурсах полиэтнической и поликультурной образовательной среды, средствах, методах и формах поликультурного обучения и воспитания детей;

   — обеспечить усвоение студентами ценностных основ педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде;

   — развить способность к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, создавать атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества;

  — выработать умения системного анализа фактов, явлений и процессов в полиэтнической среде образовательной среде;

   — выработать умения и навыки проектировать поликультурный образовательный процесс с учетом культурных и индивидуальных различий обучающихся в различных возрастных пoлиэтнических группах;

   — обеспечить овладение способами постановки и решения задач поликультурного обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности в учебной и внеучебной деятельности;

   — обеспечить овладение средствами и методами построения межэтнического диалога и педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

    Следовательно, значимость формируемых педагогических знаний, умений и навыков в подготовке бакалавров к поликультурному образованию школьников состоит в том, что они способствуют системному подходу к организации учебно-воспитательного процесса в полиэтнической и поликультурной среде, обеспечивают формирование общих и профессиональных компетенций современного педагога, позволяющих ему ориентироваться в педагогической, этнопедагогической и этнопсихологической литературе и педагогических инновациях, строить педагогическую деятельность, направленную на организацию межкультурного диалога, доверительных отношений, взаимопонимания и сотрудничества обучающихся, воспитанников и их родителей, представляющих различные этносы и этнические культуры.

   Второй этап разрабатываемой технологии включает построение системы содержания поликультурного образования. Оно задано двумя блоками (теоретические основы построения поликультурной образовательной среды и полиэтническое и поликультурное образование школьников),

Третий этап построения технологии поликультурного образования студентов предполагает разработку собственно технологического обеспечения усвоения его содержания, имеющего, как мы установили, междисциплинарную (интегративную) направленность. Для решения поставленных задач на лекционных, практических занятиях и в самостоятельной работе студентов применяется авторская интегративная образовательная технология, которая представлена совокупностью информационно-поисковой, личностно-ориентирующей и проблемно-ориентирующей технологий обучения.

   Используемая информационно-поисковая технология обучения обеспечивает организацию максимально возможного всестороннего поиска студентами учебно-познавательной информации в педагогических и непедагогических источниках, представляющих науки: аксиологию, этнографию, демографию, этнопсихологию, социологию, историю, фольклористику, историю искусства, декоративно-прикладные искусства и другие науки о человеке, и постепенное накопление информационного массива по изучаемым ими разделам и темам программы.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!