Биофилософия как ядро современного натурализма – общая характеристика.



Биофилософия - Комплексная, интегративная, биологически ориентированная междисциплинарная отрасль знания, вскрывающая мировоззренческо-методологические, гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы бытия универсума через призму исследования феномена жизни.

Значительное расширение естественно-научного и теоретического знания, о жизни, происходившее во второй половине XX века, стало основанием для появления нового научного направления -«биофилософии» (термин ввел в научный оборот в начале 70-х гг. немецкий биолог Б. Ренш). Первоначально сферой изучения биофилософии стали гносеологические и методологические проблемы наук биологического профиля: биологии, биохимии, биофизики, экологии и т.д. Однако сегодня благодаря работам М. Рьюза (1977), Ю. Такера (2006) на Западе, а также Р.С.Карпинской (1997), И. К. Лисеева (1997), В. Г. Борзенкова (1998)! и др. в России, произошло значительное расширение исследовательского поля биофилософии, которую теперь можно представить как «комплексную, интегративную. междисциплинарную отрасль знания, вскрывающую мировоззренческо-методологические, гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы бытия Универсума через призму исследования феномена жизни» (Шаталов, Олейников, 1997, с. 15). Причем круг этих проблем довольно широк: от философской рефлексии процесса познания форм живого (сущность жизни, структурные уровни живой материи, принципы эволюции и т.д.) до фундаментальных < мировоззренческих и аксиологических представлений о месте и роли жизни и человека в Универсуме. Учитывая столь важное значение нового направления, в Институте философии РАН вышла целая серия книг под общим названием «Философский анализ оснований биологии», концептуальные основания которой были заложены в первую очередь исследовательской деятельностью Р. С. Карпинской. Первая книга серии — «Природа биологического познания» (ответственный редактор И. К. Лисеев) вышла в свет в 1991 году. Вторая книга - «Биофилософия» (ответственный редактор А.Т.Шаталов) издана в 1997 году. Третья книга - «Жизнь»как ценность» (ответственный редактор JI. В. Фесенкова) опубликована в 2000 году. Четвертая книга — «Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция)» (ответственный редактор О. Е. Баксанский) вышла в свет в 2001 году. Последняя книга «Биология и культура» (ответственный.редактор И. К. Лисеев) издана в 2004 году.

Важным направлением биофилософии стал поиск путей гармонизации жизни на Земле во всем ее многообразии. В этой связи перспективной видится коэволюционная модель, делающая акцент на совместном, сопряженном развитии, органическом взаимодействии, взаимозависимости человека, общества и природы. Коэволюционная установка, как показывают в своей работе Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов (1995), становится* не только методологическим принципом исследования органической жизни, но одновременно новой парадигмой» культуры, позволяющей на основе принципов сопряженности, диалогичности осмыслить, осознать единство1 человека и природы, естественно-научного и гуманитарного знания. Таким образом, в науке сложилось убеждение, что подлинная, действительная био- или экофилософия возможна только на основе принципа всеобщей органической целостности, взаимозависимости.

В свете этого важную роль, приобретают мировоззренческие, социально-культурные компоненты знания о жизни, имеющего в целом ценностно-гуманистическую ориентацию. Как известно, еще А. Швейцер (1992) обратил внимание на феномен жизни в» контексте нравственного совершенствования человека. «Благоговение перед жизнью», по глубокому убеждению мыслителя, должно лежать в основании всей системы нравственных ценностей человечества и прежде всего в его отношении с другими формами жизни. Биосоциолог Э.-Уилсон также попытался «навести мосты» между эволюцией жизни и нравственным совершенствованием человека. По его мнению, «благоговение перед жизнью», «биофильные черты» являются определяющими характеристиками человека как высшей формы жизни. По Уилсону, мера «жизненности» для человека есть мера любви к живому, его связи с живым. В этом свете природоохранная деятельность фактически отождествляется гуманному, нравственному поведению, человечности как таковой. Схожих представлений придерживался биолог М. Рьюз, который в своей «эволюционной этике» также подчеркивает фундаментальное значение уважения к жизни для «этического разумения человека» (Карпинская и др., 1995, с. 107-108, 238-240).

Большое внимание проблемам аксиологии в контексте феномена жизни уделяется в двух совместных работах И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина «Этика науки: проблемы и дискуссии» (1986) и «Этические аспекты биологии» (1986). Авторы в своих исследованиях продемонстрировали связь позиции натуралиста, то есть человека, осознающего единство жизни на планете, с уважительным, благоговейным отношением ко* всему живому, в том числе и к другим людям.

Необходимо отметить, что в последние годы в науке появилась особая дисциплина - биоэтика, исследующая нравственные проблемы человеческого бытия через призму феномена жизни (Б. Г. Юдин, П. Д. Тищенко, 1991; В. Г. Борзенков, 2000; Н. А. Мещерякова, 2004 и др.). В 1998 году была издана коллективная работа «Биоэтика: принципы, правила, проблемы» (ответственный редактор Б. Г. Юдин). Основной задачей биоэтики, по мнению авторов сборника, является определение системы нравственных норм, способной выполнять регулирующую функцию в процессе взаимодействия человека и окружающей его жизни (в частности, процесса природопользования). В этой связи также отметим исследования JI. А. Микешиной (2002) и Н. В. Дрошневой (2006), в которых предпринята попытка оценки значения категории жизни в процессе формирования нового типа рациональности в европейской философской традиции XIX-XX вв.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!