Основные формы отношения человека к миру и проблема их взаимосвязи.



В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

 

3 вопроса Канта:

- Что я МОГУ знать?

- Что я ДОЛЖЕН делать?

- На что я могу НАДЕЯТЬСЯ?

1. Познавательное отношение

может ли человек познать окружающий мир? что мы знаем о мире? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Гносеология; эпистемология — теория познания

2. Практическое отношение – преобразование мира, деятельное отношение к миру и у другим людям. Праксиология — учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.

3. Ценностное

Кант считал, что надеяться можно только на Бога. Ценностное отношение к миру – добро и зло, плохое и хорошо. 

Аксиология— теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

 

10. Теоцентризм средневековой философии – общая характеристика. Экзегетика как метод философствования.(приблизительно с V по XV в.)

На смену античному космоцентризму пришел моноистическийтеоцентризм. В Античности (язычество) боги растворены в мире, природе, а в христианстве Бог – 1. Он находится вне мира.

Религия опирается на веру, а философия на знание. На передний план выходит вера – новый тип познания, а не разум. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Принципы нового мировоззрения

Теоцентризм

Человек должен служить Богу и стремиться быть подобным ему, т.е. стать как он.

Креационизм

Бог создал мир из ничего и может превратить его в ничто.

Провиденциализм

Аврелий Августин утверждал, что божественный замысел непостижим. Бог изначально предопределяет одних к спасению в раю, других к вечным мукам в аду. Праведный является добродетельным не в силу свободного выбора, а волей предопределения. Грешник совершает преступление не в силу сознательного выбора зла, а потому, что предопределен к нему. Однако человек не знает своего предопределения, не ведает своей будущей участи, поэтому предопределение никак не может влиять на его повседневную жизнь.

У Августина впервые появляется линейное понимание истории (начало, середина и конец), а в античности было циклическое представление:

1) Грехопадение – начало человеческой истории

2) Пришествие Христа и искупление людских грехов мученической смертью на кресте

3) Страшный суд

Персонализм

В душе у человека идет борьба между добром и злом. Эту борьбу никто из окружающих не видит, это видит только Бог. Если зло побеждает, то происходит порча души.

5.Все знание сосредоточено в Библии, но оно «зашифровано». Задача теолога раскрыть смысл Библии.

Экзегетика(от греч. -толкование, объяснение) – это наука о том, как трактовать Библию; разделбогословия, занимающийся истолкованием смысла Священного Писания.

ЕслиГерменевтикаизучает сами методы истолкования этих смыслов, то экзегетика сосредотачивается на самом содержании текста, на возможных вариантах толкования. При этом понимание библейского текста подразумевает не придачу тексту новых смыслов, а правильную реконструкцию исходных, сообщенных человечеству БожественнымОткровением.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1951; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!