Проблема возникновения Древнерусского государства.



Билет №1

История как наука, ее место в системе научного знания

Интерес к прошлому существует с тех пор как человеческий род

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину означавшему «расследование». В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах:

-во-первых, для обозначения рассказа о прошлом

-во-вторых, когда речь идёт о науке, изучающей прошлое

История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается историк Геродот (5 в. до н.э.)

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время

Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения.

Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую сис-му знаний. В эпохе Античности и средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В 17-18 вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии, фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками.

В целом, мировую историю принято делить на 4 основных периода:

1. Древний мир (период от выделения человека из живого мира около 2 млн лет назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.)

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до началаэпохи Возрождения 16 в.)

3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. – окончание первой мировой войны)

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней)

В конце 19 в. историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

 На рубеже 21 в. историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Билет №2

Основные концепции исторического процесса, эволюция представлений об истории.

Линейные исторические концепции.

Существующие исторические концепции могут быть классифицированы по различным критериям по направленности исторического процесса. В этом случае выделяют циклические илинейные концепции. Сторонниками линейных исторических концепций (Гегель, Маркс, Бердяев и т.д.) рассматривают историю как поступательную, поэтапную организацию какой-либо идеи, это может быть и идея восхождения человека к Богу в христианских исторических концепциях, и эмансипация человека (в концепции Маркса), и саморазвитие мирового духа (в философии истории Гегеля). Исходя из общетеоретических обоснований линейные исторические концепции могут быть разделены на христианские и рационалистические.

1.Христианская концепция истории.

С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ею потребностей и страстей, приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении.

2.Рационалистические концепции истории.

Долгое время разионализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая ее как царство случайности, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека.

Для К. Маркса целью истории является становление свободы. Человек в его исторической концепции – цель истории. Человек для Маркса – совокупность общественных отношений. Согласно концепции Маркса, историю можно условно разделить на 3 периода:

-На первом этапе человек в принципе свободен, однако он находится в животном состоянии, свободен как животное: он, с одной стороны, не может отчуждаться от себя, т.е. потерять свою свободу, но с другой стороны, не может осознать свою свободу и пользоваться ей. Чтобы познать себя, человек должен пройти стадию отчуждения от себя

-Поэтому второй этап всемирной истории – отчуждение человека от себя. Поскольку человеку не принадлежит собственность, поскольку результаты его труда ему тоже не принадлежат, труд человека не доброволен, а принудителен.

-Третий этап всемирной истории станет действительно тогда, когда человек преодолеет отчуждение. Важнейшим направлением преодоления отчуждения является ликвидация частной собственности. Уничтожение частной собственности, государства, товарно-денежных отношений приведет к тому, что в духовной сфере отпадает необходимость творить ради денег.

 

 

Культурно-исторические (циклические) концепции

В основу культурно-исторического подхода легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными религиозно-культурными организациями или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, прохода стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Более или менее законченную, разработку теории локальных цивилизаций получила в работах, историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия). Рассмотрим их взгляды подробнее

Н.Я. Данилевский (1822-1885) утверждая, что устоявшиеся термины для характеристики регионов нашей планеты – «Запад» и «Восток» есть бессмыслица.

По мнению О. Шпенглера (1880-1936) современная историческая наука имеет 2 методологических недостатка: европоцентризм и линейность.

Европоцентризм заключается в том, что важными считаются только события европейской истории.

Линейность проявляется в том, что история изучается по восходящей линии, когда последующие эпохи и события рассматриваются как развитие и увеличение предыдущих.

Цивилизация – это симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, возврат в «небытие» культуры, этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности.

Цивилизация – главное понятие, служащее А. Тойнби (1889-1975 г.) для организации всего конкретно-исторического материала. Цивилизация разделяется лишь на 3 поколения:

-Первое поколение – примитивные, маленькие, бесписьменные культуры.

-Второе поколение – социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социалистического порядка.

-Цивилизация третьего поколения формируется на основе церкви.

Билет №3

Проблема возникновения Древнерусского государства.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять обществ порядок.

Признаки государственности в раннесредневековом обществе:

1.Наличие власти, отчужденной от народа.

2.Размещение населения по территориальному признаку.

3.Стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления гос-ва.
К 7-8 вв начинается тенденция объединения территорий, где проживали славяне, а именно: племена начали объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные функции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять судебные функции.
Причины оформления государственности у восточных славян: усложнение экономической жизни, отделение ремесла от с/х, выделение военного сословия, появление экономического неравенства.

Первыми киевскими князьями были варяги. В 60-е годы 9 века на княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новгорода и Киева ознаменовал факт образования единого восточнославянского государства.

Предпосылки создания гос-ва на Руси к 9 веку:

1.Образование крупных союзов племён.

2.Выделение сильной знати

3.Необходимость охраны территории от внешних набегов

Из «повести временных лет» в 862г. приглашение Рюрика, Синеуса, Трувора (три брата) на княжение. 882 смерть Рюрика, князь новгородский Олег убил дружинника Рюрика Аскольда. Начало истории Руси по «норманской теории». 882г. Олег объединил Новгород и Киев в Киевскую Русь. Ведущая роль Военно-дружинной знати. С 10 в. переход к феодальным отношениям. Зависимое население: закупы(в зависимости от князя из-за долга), радовичи (по договору), изгои(обедневшие выходцы из общин), холопы. Олег принял титул великого князя. 907г. осада Олегом Константинополя. 911г. первый письменный договор между Византией и Русью. 941-44 походы Игоря(сына Олега) на Византию, присоединение им племен уличей, тивирцев. Князь собирал дань, виры(штрафы) с покоренных племен. 945г. древляне(князь Мал) убили Игоря при сборе дани. Ольга месть за мужа-сожгла столицу Искоростень, установила «уроки», «погосты» (фиксированная дань, место, куда она свозилась). 962г. Святослав получил правление. 964г. разгром Святославом Волжской Булгарии, Хазарского каганата, взял г. Итиль, Саркел, присоединение земли ясов(осетин), касогоров(черкесов). 970г. начало войны с Македонией, в 971г. Русь вынуждена отдать Болгарию. 980г. Владимир взошел на престол. Прекратил междоусобицу. Завоевание г. Червень, Перемышь. Крещение Владимира в Херсонесе(Крым) в 988г. Крещение мечом и огнем. Ярослав Мудрый (1019-1054). 1036 поражение печенегов, связи с Швецией, Византией, Германией, Польшей. 1039г. провозглашение Иллариона митрополитом Руси. 1016г. «Правда Ярослава», 1072г. «Русская правда»(«Правда Ярославичей» 2-ая часть)-своды законов.


Концепциивозникновения русской государственности:

Норманская теория.
Создатели теории: (нем. Ученые на рус. Службе) Байер, Миллер, Шлёцер.
Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.

Антинорманская теория.
Основатель – М.В. Ломоносов. Наиболее активные сторонники в 19 в.: историки Иличевский, Беляев, Забелин.
Государственность на Руси существовала в виде локальных образований и до сер.9 в. восточные славяне смогли организовать себя сами, без помощи варягов. Современные историки говорят о наличие на Руси до 9 в. трёх центров гос-ти: Куяба, Славия, Артания.
Роль варяжского элемента в формировании рус. гос-ти:

Варяги способствовали объединению сев. июжн. Руси.

Варяги дали новую правящую династию Рюриковичей (862-1598г.г.)

Предположительно название Русь происходит от варяжского племени Руси, к которому принадлежал Рюрик.

Почему был приглашен варяг:варяги - хорошие воиныу варягов уже был опыт в создании гос-ванейтральная фигура
Современные историки предполагают, что варяги пришли не по приглашению, а как завоеватели и были не скандинавами, а славянами с южных берегов Балтики.

Достижения: Рюрик(862-882) Объединение сев. Руси; Вещий Олег(882-912) Объединение Новгорода и Киева, провозглашение Киева стольным градом (столицей), создание опорных пунктов для сбора дани в племенных княжествах, распространение системы судопроизводства и администрации на подвластной территории. Ольга(912-964) Присоединение племени древлян. Внешняя политика: Были заключены первые дипломатические акты с Византией. Договоры 907 и 911 г. Благодаря созданию гос-ти ускорилось экономическое развитие общества.

Билет №4


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 5525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!