Список художественных текстов



Учебная программа

По русской литературе XIX века

Для студентов 111 курса Института иностранной филологии

(специальность “иностранные языки”)

Введение. Русская литература Х1Х в. как национальное и общечеловеческое культурное явление: общественные предпосылки и исторический фон формирования, русская литература Х1Х в. в контексте европейской. Эволюция проблематики, жанровых форм, художественных методов, основные персоналии.

Традиции и проблемы исследования и изучения. Цели, задачи, объем и структура курса. Основные требования. Обзор рекомендованных художественных текстов, общая характеристика учебной и научной литературы.

Литература первой четверти Х1Х в. Исторический фон и общественное сознание в начале века. Феномен декабризма. Традиции ХУ111 в. в литературе первой четверти Х1Х в. и пути ее эволюции. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, просветительский реализм, прендромантизм и романтизм). Литературный быт пушкинской поры (самостоятельно).

Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии. Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.

А.С.Пушкин. Творческое наследие писателя и проблемы его изучения. Обзор научной литературы. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений. Спор о “Пушкинском” направлении в литературе середины века.

Поэмы А.С.Пушкина: связь с устной народной поэзией и литературной поэтической традициями. “Руслан и Людмила” – итог школы мастерства у лучших русских поэтов. Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”. “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи. Сказки Пушкина (самостоятельно).

Драматургия А.С.Пушкина. “Борис Годунов”: отношение Пушкина к Шекспиру, традиции классической исторической трагедии, национальная, историческая и социально-политическая проблематика в произведении, его новаторский характер; образы Бориса и народа. “Маленькие трагедии”. Их связь с западно-европейской литературой, социально-философская и эстетическая проблематика, психологизм, особенности поэтики.

Проза А.С.Пушкина. “Повести Белкина”: своеобразие проблематики, сюжета, композиции, языка, разработка темы “маленького человека”; особенности жанра и образ рассказчика. “Капитанская дочка”: история создания и жанровые особенности, образ России ХУ111 в. Социальный и нравственный аспекты вопроса о крестьянском восстании в интерпретации Пушкина (самостоятельно).

“Евгений Онегин”: эволюция замысла, сюжет и композиция, особенности жанра романа в стихах, пути “преодоления литературной инерции” (Ю.М.Лотман) в нем. Образ России в романе, Онегин и Татьяна, персонажи “второго ряда”, смысл их сопоставления и противопоставления. Образ автора. Язык романа, “онегинская” строфа. “Евгений Онегин” в критике Х1Х в. и современной научной литературе.

Литературный процесс 30-х гг. Х1Х в., его основные представители. Трансформация идей, образов, мотивов, жанров предшествующего десятилетия, ее социальные и психологические причины.

М.Ю. Лермонтов. Творческое наследие и проблемы его изучения. Преломление собственной судьбы, традиции Пушкина, декабристов, Шиллера и Байрона в произведениях Лермонтова. Любимые темы и мотивы. Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.

“Герой нашего времени”: отражение общественных настроений, психологический опыт автора, традиции Пушкина, Констана, де Мюссе в романе. Эволюция его замысла и история создания. Печорин в ряду “разочарованных” героев. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.

Н.В. Гоголь и “гоголевское” направление в литературе 40-х гг. Х1Х в.Творческое наследие Гоголя и проблемы его изучения. Обзор научной литературы. Формирование общественных, нравственных и эстетических принципов писателя.

Раннее творчество Гоголя, эволюция проблематики и художественной манеры “Вечеров на хуторе близ Диканьки” к “Миргороду”: сюжеты повестей и сюжеты циклов, социальные и нравственные вопросы, фольклорные мотивы в интерпретации Гоголя, романтические и реалистические тенденции, особенности комического и фантастического, образы персонажей и рассказчиков.

“Петербургские повести”: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях. “Шинель” в литературной жизни времени. 

Гоголь и “натуральная школа” 40-х гг. Проблематика и поэтика произведений ее представителей.

Основные принципы гоголевской теории драмы. Сатирическая комедия “Ревизор”, ее идеи, персонажи, композиция и язык.(Самостоятельно.)

“Мертвые души”.История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян. Сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.

Полемика вокруг “Выбранных мест из переписки с друзьями”.

Литературный процесс 40-60-х гг. Х1Х в.Идейные споры между славянофилами и западниками, их влияние на литературное развитие. Роль журналов в общественной жизни России средины века. “Современник”, история его издания, раскола и закрытия, методы формирования литературных вкусов и гражданской позиции читателей. Деятельность Некрасова как издателя и литератора.

Течения в поэзии второй половины века. “Некрасовская школа” и “искусство для искусства”: темы, жанры, образы, мотивы, особенности поэтического языка, суть полемики между ними, персоналии. Поэзия 70-х гг. Х1Х в. Беллетристика “шестидесятников”: особенности проблематики и поэтики.

Драматургия А.Н.Островского. Состояние драматургии до Островского, периодизация его творчества. Краткая характеристика основных этапов творческого пути. Новаторство проблематики и поэтики драмы “Гроза”.

“Бесприданница”: сюжет и расстановка действующих лиц, приемы прямого и непрямого психологизма; мотивы торга, обмана, смерти и цыганщины, реалистическая символика; особенности реплик и ремарок в драме.(Самостоятельно.)

Проблема личности и общества в романах 50-60-х гг. Х1Х в.Общественные предпосылки заострения проблемы героя времени в 50-е гг. Концепция героя и сюжеты, преемственность и новаторство “монографических” романов 50-60-х гг. И.С.Тургенева (“Рудин” – “Дворянское гнездо” – “Накануне” – “Отцы и дети”) и И.А.Гончарова (“Обыкновенная история” – “Обломов” – “Обрыв”), их литературный и критический контекст.

Сопоставительный анализ романов “Рудин” и“Обломов”: особенности повествовательной манеры, конфликт и система образов, приемы типизации, особенности композиции, функции пейзажа и интерьера, роль детали, художественное время и пространство.

 

Ф.М.Достоевский. Творческое наследие Достоевского и проблемы его изучения. Обзор научной литературы. Краткая характеристика основных этапов идейного становления и творческого пути: биографические вехи, ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики произведений.

“Бедные люди” – социальный эпистолярный роман. Макар Девушкин в ряду “маленьких людей” Новаторство формы выражения авторской позиции, язык романа.

“Преступление и наказание”: история замысла и написания, особеннлости жанра. Петербург Достоевского. Идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала. Расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.

Отражение вопросов русской действительности, философских, психологических и художественных исканий Достоевского в романах “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”

Достоевский и западноевропейская романистика (Т. Манн, Г.Манн, А.Жид, У.Фолкнер и др.) – самостоятельно.

Л.Н. Толстой. Творческое наследие Толстого и проблемы его изучения. Обзор научной литературы. Краткая характеристика идейных исканий и творческого пути.

Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в “Севастопольских рассказах”.

“Война и мир”: история замысла и написания, особенности жанра, “мысль народная” и способы ее раскрытия в романе. Пути исканий центральных геров романа. Историософия Толстого. Приемы психологизма, “диалектика души”, роль художественной детали в романе.

“Анна Каренина”: “мысль семейная” – основа художественной структуры романа. Система действующих лиц на широком социальном фоне. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.

“Воскресение”: Философско-этическая и социальная проблематика романа. Прием антитезы, мотив “воскресения”, новые формы раскрытия внутреннего мира Нехлюдова и Масловой (“душевная жизнь в сценах”).

Педагогическая и публицистическая деятельность Толстого (по желанию, самостоятельно). Толстой и западноевропейская литература.

А.П.Чехов. Творческое наследие Чехова и проблемы его изучения. Обзор научной литературы.

Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы Х1Х в. в ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.

Тема детей и детства в произведениях Чехова. Проблема интеллигенции в обществе. Черты новой литературы в повести “Дама с собачкой”.

Драматургия Чехова: новаторство конфликта и жанра, принцип “подводных течений”, способы развития действия и создания характеров, функции реальной символики в пьесах “Три сестры”, “Чайка”, “Вишневый сад”.

Влияние Чехова на мировую литературу.

 

Список художественных текстов


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!