Государственный музей изобразительных искусств РТ.
История его восходит к 1895 году, когда коллекция картин, рисунков и гравюр, собранная казанским ученым-археологом и краеведом А.Ф. Лихачевым(1832-1890), была передана после его смерти в дар городу братом — вице-адмиралом российского флота И.Ф. Лихачевым.
Новый этап в комплектовании начался после революции 1917 года. В 1919 г. Казанский городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей с выделением в нем художественного, историко-археологического и этнографического отделов. В собрание музея вошли произведения, переданные из национализированных усадеб и особняков, закрытых и разоренных церквей и монастырей, полученные из Государственного музейного фонда и хранилищ столичных музеев, поступившие из Казанского университета, подаренные частными владельцами и закупленные у коллекционеров.
Музей пополнился большой коллекцией картин, принадлежавших О.С.Александровой-Гейнс, богатой наследнице казанского чаеторговца. В ее собрании было более 50 работ художников отечественной реалистической школы второй половины XIX века: жанровые картины П.О.Ковалевского, К.А.Трутовского, В.Е.Маковского, пейзажи А.В.Гине, Л.Ф. Лагорио, И.И.Шишкина. Кроме того, портреты самой Ольги Сергеевны и ее супруга — генерал-губернатора Казани А.К. Гейнса, созданные И.Е. Репиным.
|
|
На рубеже 1910-1920-х годов музей приобрел у казанского художника, издателя и коллекционера А.Ф.Мантеля собрание графических и живописных работ экспонентов объединения «Мир искусства» А.Н.Бенуа, И.Я.Билибина, А.Ф.Гауша, Б.М.Кустодиева, Д.И.Митрохина и других.
В 1920 году музей отпраздновал своё двадцатипятилетие и получил статус Центрального музея Татарской республики. В честь юбилейной даты Государственный музейный фонд передал в Казань большое собрание работ художников конца XIX — начала XX веков.
В начале 1940-х годов собрание художественной галереи увеличилось. В него влилась коллекция работ из учебного музея Казанского художественного училища, состоящая из даров Академии художеств Казанской школе и произведений педагогов-организаторов и учеников. Значительную часть коллекции составили произведений графики П.А. Шиллинговского, А.П.Осторумовой-Лебедевой, П.В. Кузнецова, Д.Д.Штеренберга и других. По инициативе сотрудника П.Е. Корнилова при галерее был создан Кабинет гравюр.
|
|
Коллекция русской живописи была сформирована, в основном, в довоенные годы. В последующие десятилетия отдельные произведения русской школы поступали от Министерства культуры России и Татарстана.
В 1958 году картинная галерея Государственного музея ТАССР по приказу Министерства культуры России была преобразована в самостоятельный музей изобразительных искусств.
В 1967 году музей переехал в великолепный особняк в центре города, в котором до революции 1917 года размещалась резиденция командующего Казанским военным округом.
Благодаря активной собирательской деятельности Г.А.Могильниковой и сотрудников в музее в 1960-е- 1970-е годы в казанском музее формируется самая значительная в России и мире коллекция произведений выдающегося мастера первой половины ХХ века Н.И.Фешина (1881-1955). Начиная с 1950-х годов, музей приступил к интенсивному комплектованию живописи, графики скульптуры современных художников Казани и республики.
|
|
Доминантными экспонатами в музее явлются: икона «Богоматерь Одигитрия» (XVI в.), картина К.П. Брюллова «Портрет архитектора А.М. Горностаева», "На покосе в дубовой роще" и "Вечер в сосновом лесу" Шишкина, К.А. Коровин «Натюрморт. Розы», И.Э. Грабарь «Утренний чай».
Этикетаж удобен для прочтения. Рядом с каждой картиной находится стихотворение, отражающее её настроение.
Мемориальный музей С.Сайдашева
Музей был открыт 25 июня 1993 года. Располагается в двухэтажном здании, построенном в 1904 году архитектором Ф.Ф. Амлонгом и являющемся историческим памятником. Оно представляет собой дворовый флигель, входящий некогда в комплекс зданий клуба Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях, известного в народе под названием «нового» или «чиновничьего» клуба (ныне Театр драмы и комедии имени К. Тинчурина). В одной из квартир этого дома с 1930 по 1954 год, с небольшими перерывами жил и создавал свои лучшие произведения композитор Салих Сайдашев (1900-1954).
Музей включает экспозиционные залы и музыкальный салон, где проходят встречи и музыкальные вечера. Экспозиция музея отличается оригинальным художественным решением, объединяющим изобразительный ряд, звук, свет. Функционирует система светозвуковогоавтогида. Ценными экспонатами музея являютя дары известных татарских композиторов, певцов и музыкантов.
|
|
Наиболее запоминающимися элементами в экспозиции являются инсталляции, посвященные самым известным музыкальным сочинениям композитора – «Голубая шаль», «Наемщик», «Марш Красной Армии».
В мемориальной «Белой комнате» экспонируются подлинные вещи композитора – пианино фирмы «GeorgHoffman» (Берлин, конец ХIХ – нач.ХХ века), круглый винтовой стул, дирижерская палочка. Также представлены трельяж матери С. Сайдашева (конец ХIХ века), рукописный дневник первой ученицы композитора – ФатимахизухрыСултановой, 16 музыкальных фрагментов из произведений С. Сайдашева, озвучивающих художественно-образные композиции, среди которых представляет особую ценность отрывок из увертюры к музыкальной драме ФатхиБурнаша «Тахир и Зухра» («Восточный балет», дирижирует С. Сайдашев).
Музей тысячелетия
В 1992 году Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №521 от 16.09 был открыт Музей национальной культуры как структурное подразделение Национального культурного центра «Казань».
Музей национальной культуры – единственный в мире музей, воссоздающий историю и культуру татарского народа как самостоятельной этнополитической общности с древнейших времен до современности, ориентированный на показ ретроспекции татарской культуры и современного искусства.
К юбилею Казани сформировалась новая экспозиция – музей 1000-летия Казани, распахнувший свои двери 25 августа 2005 года.
Интересен дизайн музея. Экспозиция располагается на трех каскадах внутреннего пространства здания, включая выставочный зал и художественную галерею.
Этикетаж удобен для прочтения.
Доминантные экспонаты: древнейшая миниатюрная антропоморфная фигурка, «Маклашеевская всадница», коллекция сасанидского серебра VIII – IX вв. («Чулманский клад»), «Каратунский клад» золотоордынских монет, камень с рунической надписью X-XI в., парсуна XVII в. «Царица Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем, рояль фирмы «Шредер», на котором играл C.Рахманинов и под аккомпанемент которого пел Ф.Шаляпин, Казанская шапка.
Музею нужно больше проводить культурно-образовательные мероприятия.
Этнографический музей КФУ
Основы музея были заложены в 1815 г. в связи с организацией Кабинета редкостей Казанского Императорского университета.
Музей располагается в своих исторических помещениях в главном зданий Казанского федерального университета и оборудован специально разработанными для музея проф. Б. Ф. Адлером авторскими шкафами и витринами (первая четверть XX вв.), учитывающими специфику экспонатов и залов.
Этнографический музей обладает уникальным экспозиционно-выставочным пространством, характерным для музеев классических университетов и академических сообществ Западной Европы (Оксфорд, Кембридж). В музее реконструирован экспозиционный принцип проф. Ф. Ратцеля (отсутствие этикетажа, панорамность). Экспонирование осуществляется в соответствии с региональными и монографическими материалами. В этнографическом музее сохранено профильно-предметное назначение музейных помещений по образцу второй половины XIX в. (экспозиционные залы, фондохранилище открытого типа на хорах, музейный лекторий). Большинство экспозиций восстановлены силами сотрудников музея по фотографиям и зарисовкам первой четверти XX в.
На сегодняшний день коллекции Этнографического музея служат ценным материалом для написания научно-исследовательских работ. Музейные экспонаты являются постоянным объектом исследования, что выражается в ряде публикаций в виде тезисов, докладов, статей и монографий, как российских, так и зарубежных специалистов. Большая часть коллекций Этнографического музея экспонируется и используется в учебном процессе как наглядно-методический материал.
Этнографический музей Казанского университета является ассоциированным членом Союза музеев России и включен в перечень «Уникальные объекты системы образования Российской Федерации». В 2009г. Этнографический музей Казанского университета включен в реестр музеев-участников тренингов ЮНЕСКО-СНГ.
Музей Г.Тукая
Музей Габдуллы Тукая был открыт в 1986 году .
Музей занимает двухэтажный особняк — бывший дом Шамиля, архитектурный памятник рубежа XIX — XX веков. Дом был построен по заказу купца 1-ой гильдии Ибрагима Апакова. Архитекторы особняка — Амлонг и Руш. Часть экспозиционного пространства занимают материалы эпохи, в том числе предметы быта Старо-Татарской слободы, на территории которой располагается музей. Хорошо представлена культурная жизнь Казани конца XIX — начала XX века. Экскурсия по музею дает целостное представление не только о судьбе и творчестве Габдуллы Тукая, но и о жизни разных слоёв татарского населения на переломе веков, стремлениях и поисках видных представителей татарской интеллигенции, развитии национальной мысли и культуры в начале XX века. Кромеэкспозиционных, в музее имеются два выставочных зала, где проходят временные выставки, и литературный салон. Также работает книжная лавка. При музее работает Клуб преподавателей татарского языка и литературы «Туган тел» и любительский клуб «Династия».
Предметная основа экспозиции состоит из музейных подлинников.
Доминантными экспонатами являются: коробка с типографическим шрифтом начала XX века, глобус касимовских медресе второй половины XIX века, расшитые шелком кисет и национальный мужской головной убор – каляпуш, старинный медный граммофон, стеклянная чернильница, блокнот с гербариями и крошечные кожаные детские пинетки.
Стоит отметить мастерство экскурсовода. У неё правильная, четкая речь, наполненная метафорами. Благодаря этому, она удерживала внимание экскурсантов. В своем рассказе она опиралась на научные факты.
Анатомический музей КФУ
Музей на кафедре был открыт в 1837 году. Он находится в историческом здании, которое представляет собой четырехугольник с колоннами и ротондой по центру, на втором этаже имеется колоннада, обрамленная решеткой, завершает композицию высокий купол. Сейчас в коллекции музея представлено шесть экспозиций, все они рассказывают о развитии человеческого организма со дня рождения и до самой смерти.
Центральную роль в музее занимает уникальная коллекция черепов, скелетов и мумий 16-го века. Посетители могут посмотреть на скелеты Дмитрия Быкова и Себастьяна Чайкина, которые были самыми жестокими преступниками 19-го века. На стеллажах представлены медицинские учебники ученых начала 19-го века. В экспозиции представлены уникальные экспонаты из коллекции врача-анатома Рюиша. В общую стилистику Анатомического театра успешно вписывается картина А.Г. Короткова «Зарождение современной анатомии». На картине работой связаны известные ученые – от Гиппократа до В.Н. Помимо экскурсий на территории музея проводятся уроки по анатомии для школьников и выпускников-абитуриентов, для студентов кафедры КГМУ устраиваются лекционно-практические занятия по наглядной анатомии. В музее действует свой лекторий и кинозал.
В музее представлены препараты, изготовленные различными способами бальзамирования — от мумии XVI в. до современного метода полимерного бальзамирования, а также уникальная антропологическая коллекция черепов и скелетов. Музей располагает уникальными образцами книг по медицине начала XIX века, среди которых Атласы по анатомии (Франция, Россия), учебники по медицине (Германия, Франция). Кроме того, в музее хранятся научные труды известных российских ученых-медиков, среди которых труды хирурга А.В. Вишневского, Н.В. Терновского, Н.С. Сысака, составившего описание антропологической коллекции музея, В.Н. Тонкова, основателя учебного музея в здании Анатомического театра, и другие.
Музей-квартира Н.Г.Жиганова
Музей основан 30 июля 1991 года в доме № 14 на Малой Красной улице. Здесь жил и творил выдающийся татарский композитор НазибГаязович Жиганов (1911-1988). Предметная основа экспозиции состоит из музейных подлинников. В музее-квартире все так же, как было при жизни Н. Жиганова. Гостиную дополняет небольшая фотоэкспозиция, благодаря которой можно узнать об основных событиях жизни композитора. Сохранен в неизменном виде и кабинет Жиганова. Все предметы здесь подлинные – рояль фирмы «Ed. Seiler», письменный стол, кресло, в котором любил сидеть композитор, его метроном и настольная лампа.
Большую ценность представляет архив – уникальное собрание документов 20–80-х годов ХХ в. Это личные документы, рукописи, книги с пометками самого композитора и дарственными надписями деятелей литературы и искусства, а также воспоминания современников, фотоархив, автографы выдающихся деятелей культуры.
Благодаря тому, что музейщики оставили все так как было при жизни НазибГаязовича, мы может полностью погрузиться в ту атмосферу, в которой творил великий композитор.
Музей-квартира Ш.Камала
Музей в память о татарском прозаике, поэте и общественном деятеле Шарифе КамалетдиновичеКамале был открыт в 1950 году. Здание, в котором располагается музей-квартира является памятником архитектуры начала XX века. Шариф Камал жил в этой квартире в период с 1928 по 1942 года.
Музей-квартира Шарифа Камала состоит из двух комнат: мемориальной и выставочной. Некоторые из экспонатов были переданы музею дочерью Камала. На выставке можно увидеть портреты людей, в том числе известных в Казани, бывавших в доме писателя, рояль, который Камал покупал для своей дочери, прочие предметы интерьера, личные вещи и знаменитые каретные часы.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!