Предмет философии. Основные проблемы и основной вопрос философии.



Мировоззрение и его исторические типы, особенности философского мировоззрения.

Мировоззрение — это система общих представлений о мире и человеке, которая определяет цели, жизненные ориентиры и нормы поведения индивида.

Субъектом, или носителем, мировоззрения является человек. Вместе с тем существует и социальное мировоззрение, которое формируется на основе индивидуальных мировоззрений. Общество или социальная группа являются коллективными носителями мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя две основные сферы: мироощущение — чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание — рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

В структуре мировоззрения выделяют несколько самостоятельных уровней:

1) знания — повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведения (познавательно-информационный уровень мировоззрения),

2) ценности и оценки — определённое отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень),

3) идеалы и нормы — ориентиры, программы поведения и представления человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень),

4) убеждения — степень приверженности человека определённым взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение — это форма общественного сознания, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Мифологическое мировоззрение характерно для ранних стадий развития человека и человечества и связано с мифологией — особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социальных отношений.

Термин «религия» имеет два основных значения. Первое, более широкое, связано с происхождением слова (religare — соединение, связывание, союз) и подразумевает практику приобщения человеческой души к некой Высшей Реальности (Бог, Ади-Будда, Космический Разум, Вселенское Сознание и т.д.). Второе, более узкое значение, определяет один из типов мировоззрения, а также конкретное социальное выражение этого типа, т.е. указывает на конкретную религию как социальный феномен.

Религиозное мировоззрение — это тип мировоззрения, основанный на вере в существование фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Третьим историческим типом мировоззрения является философия. Философия — это тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Особенности философского мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

1) основано на знании, а не на вере либо вымысле;

2) рефлексивно, т.е. имеет место обращённость мысли на саму себя;

3) логично, т.е. имеет внутреннее единство и систему;

4) опирается на чёткие понятия и категории.

Цивилизация. Цивилизационные подходы к изучению истории.

Цивилизацияодна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразиекоторого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна живому организму, проходящему путь отрождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всемпротекающим в нем процессам. Вслед за А. Тойнби можно сказать, что каждая Ц. проходит стадиивозникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Слово «Ц.» иногда употребляется также как синоним слова «культура», а иногда для обозначения заключительной стадии развития любойкультуры (О. Шпенглер).

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889—1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация (от лат civilis – гражданский, государственный) – уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся:

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

• индусская;

• исламская;

• христианская;

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ».

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

 

Предмет философии. Основные проблемы и основной вопрос философии.

Окружающий нас мир изучают сотни наук: от физики до астрономии. Человек – также объект изучения различных дисциплин: антропологии, психологии, медицины и т.д. Но отношение человека к миру и мира к человеку в качестве своей проблемы не имеет ни одна наука. Это – предмет философии. Причем и человек, и мир берутся не как отдельный индивидуум и какой-то локальный фрагмент мира, а в целом, во всем многообразии их свойств и черт. Поэтому мы можем дать такую формулировку: предметом философии являетсявсеобщее в системе«мир – человек», а именно исторически многообразные формы соотношения бытия и сознания, материи и духа. Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Конкретизация предмета философии осуществляется путем указания на проблемы философии. Природа философских проблем коренится в основной проблеме мировоззрения – отношение человека к миру в целом. Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у разных философов различны, в них в той или иной мере есть общее, что говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами. Все многообразие философской проблематики так или иначе соотносится с триадой главных философских вопросов:

1) о первичности материи или сознания, или о возможности познания мира;

2) если мир существует в движении, есть ли у него направление;

3) насколько закономерен (в масштабах Вселенной) феномен человека, является ли разумная жизнь необходимым компонентом развития мира или она уникальна, а, следовательно, случайна.

Основными чертами философских проблем являются:

всеобщность –касаются всех и охватывают все;

предельность– шире этих проблем нет;

вечность, поскольку человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной исторической ситуации.

Та или иная попытка разрешения указанных проблем начинается с ответа на основной вопрос философии – о соотношении идеального и материального. На первый взгляд, взаимодействие материи и со­знания и стремление выяснить смысл жизни человека далеки друг от друга. Однако, чтобы отве­тить, например, на три знаменитых кантовских вопроса «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», необходимо понять человеческую приро­ду, суть человеческих потребностей, границы его возможнос­тей, его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» – к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбеж­ную смерть, и к царству духа – царству свободы, области реа­лизации всех человеческих возможностей, носителей гармо­нии, целесообразности, бессмертия. Решить свои «человеческие», жизненные проблемы чело­век как носитель философского разума может двумя способа­ми: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренчес­кого противостояния, либо искать точкиих объединения.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично – дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных на­правления. Представители первого – материалисты – за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи, то есть как ее свойство, порождение. Их позиция сводится к утверждению, что материальные предметы, воздействуя на сознание человека, способны отражаться или воспроиз­водиться в нем. Таким образом, материальные предметы, существуя независимо, могут порождать явления человече­ского сознания. При попытке разработать обобщенное представление о том, как существует реальный мир, естест­венно делался вывод о том, что исходным, детерминирующим. т. е. определяющим, следует считать материальное.

Представители второго направления – идеалисты – первичным считают дух, сознание, а материальный мир – вторичным, порожденным духовным началом.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!