Форс-мажорные обстоятельства, связанные с климатическими условиями, с нарушением в транспортной коммуникации.



Нестабильная социально-политическая ситуация (угроза террористических актов и нападений на иностранных граждан).

Нестабильная экономическая ситуация в стране, рост цен, которые могут повлечь за собой снижение спроса на программы.

Ужесточение визовых формальностей и таможенных правил, снижение квот обмена валют.

Отсутствие налаженной инфраструктуры туризма (малое количество гостиниц, стоянок туристических автобусов).

все вышеперечисленные угрозы могут оказывать самое непосредственное влияние на количество приезжающих в город туристов, а, следовательно, и на спрос на специальные музейные программы. для того чтобы оценить положение дел в музее, специалисты предлагают использовать ПЭСТ-анализ (Политические, Экономические, Социальные и Технологические факторы) — анализ внешних факторов.

для того чтобы готовить разнообразные программы, претворять в жизнь задуманные проекты, музею необходимо расширять источники финансирования, не полагаясь только на бюджетные ассигнования или доход от входных билетов. в конце 20-ого столетия в зарубежных странах стала складываться многоканальная система формирования бюджета музеев, которая включает государственные, общественные, частные, корпоративные, некоммерческие источники финансирования. Соотношение государственной и негосударственной составляющей в этом бюджете в разных странах неодинаково и обусловлено традициями спонсорства и меценатства, приоритетами государственной политики в области культуры, налоговым законодательством и другими факторами. в 1970-е гг. в зарубежной музейной сфере появилось, а десятилетие спустя уже прочно укоренилось понятие фандрейзинг (fund — денежные средства; raise — добывать), обозначающее комплекс работ по привлечению финансовых средств для реализации некоммерческих проектов. американский музеолог Майкл Стенли отметил, что фандрейзинг — это профессиональная деятельность, понимание психологии дающего. Сущность фандрейзинга в знании источников фондов и понимании причин, по которым дают деньги музеям. важную роль в становлении системы фандрейзинга призвано играть государство, поскольку именно оно создает правовой и налоговый режим, стимулирующий перераспределение ресурсов в некоммерческий сектор, а также формирует систему внебюджетных источников финансирования культурных проектов. в российском законодательстве уже закреплены такие основополагающие принципы налогообложения, которые создают экономические стимулы для участия коммерческого сектора в формировании бюджета культурных проектов, хотя налоговый режим и правовая база еще нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Существует система организаций, которые разрабатывают специальные благотворительные программы в области культуры. обычно они финансируются различными структурами, фондами. в отличие от благотворительности спонсорство — это коммерческая «сделка» между бизнесом и учреждением культуры. Существует немало мотивов, побуждающих коммерческие структуры вкладывать средства в культурные проекты. все более широкое распространение получает система «членства», основанная на поддержке музейной деятельности и участии в ней физических и юридических лиц. традиционными формами такой системы являются «общества друзей музея», «клубы друзей», попечительские советы; их деятельность направлена на установление доверительных отношений музея с аудиторией. членство в этих обществах и клубах может быть как индивидуальным, так и корпоративным.

важнейший фактор, обеспечивающий эффективность деятельности музея — это его людские ресурсы. Стиль управления музеем и его внутренняя организация должны обеспечивать наибольшую результативность работы, а для этого музей должен стать единой командой, в которой каждый работник имеет не только четкий круг задач и обязанностей, но и возможность продвигать идеи, могущие стать ценным вкладом в развитие музея.

для россии более традиционна ситуация, когда музейная политика «спускается сверху», и рядовой работник не имеет возможности влиять на нее.

одним из важнейших направлений деловой активности современных музейных структур стало освоение технологий отношений с общественностью. во второй половине 1980-х гг. в россию пришло понятие PublicRelations (общественные связи). Цель текущих мероприятий — поддерживать на должном уровне уже сформированное отношение общественности к музею и планомерно его развивать. PR-кампании направлены на достижение вполне конкретных результатов, способных сформировать или изменить отношение целевых групп к музею, его программам и проектам. работая со СМи, музеи рассылают теле- и радио-компаниям и ведущим журналистам:

пресс-релизы — сообщения, содержащие важную новость или полезную информацию для широкой аудитории, например, о предстоящем вернисаже;

пресс-справки — информация о текущих мероприятиях, не являющихся сенсацией (например, о ходе реставрации).

пресс-пакеты — подборка материалов с приложениями и фотографиями.

Проводятся брифинги, пресс-конференции, «круглые столы», публичные дискуссии, презентации; организуются просмотры выставок. в целях формирования общественного мнения представители музея выступают в различных клубах и обществах, устраивают приемы для местного сообщества и политических лидеров, проводят специальные экскурсии для VIP-персон.

1.2 регионы туристических музейных ресурсов россии Эксперты, исследующие количественные и качественные параметры развития туризма,разбили карту россии на туристские регионы, для каждого из которых выделили приоритетные типы и направления туризма.

С помощью специальных методик и шкал оценены основные параметры региона, характеризующие его туристскую привлекательность, а также факторы, влияющие на уровень сложности посещения туристами: климатическую и экологическую ситуацию, развитие гостиничного бизнеса и состояние инфраструктуры, территориальный фактор (площадь территории, доступность для массового туриста), наличие объектов культурно-исторического значения, рекреационных комплексов. в результате интегрирования всех параметров получен туристский потенциал района — условная величина, иллюстрирующая, в какой степени, при условии вложения необходимых инвестиций, он может быть востребован туристами с учетом их комплексных потребностей в туристских продуктах различного типа.

в современной россии к крупнейшим туристским дестинациям (территориям, предлагающим определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяющим его спрос на перевозку, размещение, питание, развлечения и др.), обладающим большим рекреационным потенциалом, относятся: Центральная россия, Северо-запад и Север европейской части россии, северный кавказ, Поволжье и урал, Сибирь и дальний восток. все они характеризуются неравномерным развитием транспортной инфраструктуры, разным уровнем развития туристской и гостиничной индустрии и, как следствие, разным положением в туризме. усредненный показатель туристского потенциала россии весьма высок — 55,8%. Это значит, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений. для сравнения: туристский потенциал турции составляет 38,4%, греции — 35, италии — 49, франции, германии и испании — чуть более 50% (потенциалы отдельных районов и областей могут быть значительно выше).

наиболее привлекательной для массового туризма в ближайшие 3–5 лет, при прочих равных условиях, по-прежнему, останется Южная курортная область (79,2%), инвестиции в которую оцениваются в объеме, не меньшем 2,5 млрд. долларов. высоким потенциалом обладают Центральная (73,5%) — Подмосковье, старинные города золотого кольца, Северная (71,9%) — валаам, кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки архангельской области и Поволжская (60,7%) Самара, Саратов (театральный туризм), волга, кама, территории, урал — 56% (Свердловская, челябинская области, башкортастан); западно-Сибирская область (естественнонаучные музеи) — 50,6%; черноземье — 45,3%; воронеж, белгород; Северо-западный — 44%; новгород, Псков, ладога, ильмень, онега;

восточно-Сибирская область — 40, 3%; енисей, ангара, заповедные зоны, естественнонаучные музеи; дальневосточная область — 36,9%.

дальний восток и Сибирь в туристском отношении освоены недостаточно. их историко-культурные туристские ресурсы в значительной степени уступают европейскому региону. для Сибирско-дальневосточного региона характерна неразвитость транспортной и гостиничной инфраструктур, слабое освоение таких крупных рекреационных зон, как обскоалтайская, енисейская, Прибайкальская и дальневосточная. Поэтому столь актуальной была самая крупная в конце XX – начале XXI вв. музейная программа «Эрмитаж в Сибири», включающая выставки, лекционные циклы, музыкальные фестивали, концерты, симпозиумы, конференции, ориентированные на долгосрочное сотрудничество с ведущими учреждениями культуры, музеями Сибирского федерального округа. основные акции проекта прошли в крупнейших центрах Сибири: абакане, иркутске, кемерово, красноярске, новосибирске, улан-удэ. Проект учитывал разные слои населения, различные возрастные группы.

в ряде регионов россии в начале XXI в. были приняты целевые программы по развитию сферы туризма и гостеприимства (программа «развитие сферы туризма и рекреации ленинградской области», программы, разработанные в ивановской, тверской, владимирской областях; «Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 гг.» и др.).

барьером к полной реализации этих программ являются финансовые трудности, несовершенство нормативно-правовой базы развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Проблемы, стоящие перед региональным туризмом, становятся предметом обсуждения на страницах профессиональных изданий, на конференциях («власть и туризм», иваново, 2000 г., «круглые столы по проблемам «культурного туризма» в государственном Эрмитаже, журналы «Музей», «Мир экскурсий» и др.).

Северо-запад и Север европейской части россии, занимающий второе место по размерам туристского спроса после Центральной россии — регион, обладающий огромными туристскими ресурсами для развития музейного туризма, как внутреннего, так и въездного. Места сосредоточения памятников истории и архитектуры, древнерусского церковного зодчества, уникальных природных объектов создают большие возможности для организации туристских маршрутов в Петербург и ленобласть, на карельский перешеек, в новгород, Псков, Печоры, Пушкинские горы, калининградское взморье, туристское «Серебряное кольцо», Соловецкие острова. в 2001 г. Правительство россии утвердило федеральную программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов», составной частью которой являются подпрограмма «возрождение малых городов». Программа рассчитана на 2002–2010 гг. в подпрограмме «возрождение малых городов россии» приводится перечень основных городов Северо-западного региона, на развитие которых выделено 573 млн руб. Это города: Санкт-Петербург (города-спутники, подчиненные правительству Петербургу и формирующие, так называемый большой Петербург: колпино, кронштадт, Петродворец, Пушкин, ломоносов, Павловск); ленинградская область (выборг, гатчина, кингисепп, тихвин, ивангород, лодейное поле, луга, новая ладога, Приозерск, Шлиссельбург); калининградская область (калининград, багратионовск, балтийск, гусев, Светлогорск, Советск); новгородская область (великий новгород, боровичи, валдай, Старая русса); Псковская область (Псков, великие луки, Пушкинские горы, Печоры); вологодская область (вологда, череповец, белозерск, великий устюг, вытегра, грязовец, тотьма, кириллов, никольск, устюжна); республика карелия (Петрозаводск, кемь, олонец, Пудож, Сортавала).

По сравнению с советским периодом изменилась география въезда иностранцев в россию. С 1987 г. в число ведущих поставщиков туристов на наш рынок вошла финляндия. гости из Польши и финляндии и сейчас продолжают оставаться одними из лидеров по въезду в россию. в г. среди стран дальнего зарубежья по количеству поездок в россию на первом месте была Польша, за ней следовали финляндия, литва, китай, германия, Эстония, латвия, СШа, франция, великобритания. в течение последних лет подавляющее большинство поездок в Санкт-Петербург носит культурный характер. туристы познают архитектуру и достопримечательности города, литературу и музыку, храмы и духовную жизнь, традиции Масленицы, Пасхи, рождества и нового года. задачу программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра: за пять лет войти в пятерку крупнейших туристических центров европы с общим количеством прибытий пять миллионов туристов в год, северная столица с успехом выполняет.

в начале XXI в. из огромного числа регионов россии в финляндию привозят успешные музейные проекты. один из них — программа развития «музейного туризма» в республике карелия «карельские каникулы», куда привлечены: Музей искусств г. Ювяскюля, Центр каменного века киерикки, муниципальные музеи карелии из олонца, костомукши, Сортавалы, Медвежьегорска, кеми, беломорска, а также ведомственный — Музей геологии докембрия карельского научного центра. идея проекта «карельские каникулы» заключалась в том, чтобы интенсифицировать туроператорскую деятельность муниципальных музеев карелии, многие из которых уже в 2001–2002 гг. активно занимались организацией экскурсий, обеспечением трансферов, размещения и питания, продажи сувениров. «карельские каникулы» построены по логическому принципу: «от общего к частному», т. е. от исследования базы развития туризма в карелии, ознакомительных поездок работников «музеев проекта», экспертно-аналитического семинара по разработке модели участия муниципальных музеев в туристской деятельности и семинаров по менеджменту туризма — к фактическому запуску программы с помощью создания координационного центра в Петрозаводске, организации сети опорных точек на территории карелии в виде визит-центров при музеях. одним из основных результатов проекта явилось создание информационнотуристских центров на базе музеев-участников проекта: в беломорске, кеми, костомукше, Медвежьегорске, олонце, Петрозаводске и Сортавале и апробация 14 новых музейно-туристских маршрутов по «материковой»

карелии: «Путешествие в рудные кладовые карелии»; «древние вулканы карелии»; «Сортавала — город исторический»; «ладожские шхеры»;

«рускеальские мраморные ломки»; «кемь — старинный центр карельского Поморья (лепостров)»; «Медвежьегорск— центр гулага»; «Медвежьегорский укрепрайон — история и современность»; «костомукша — чудесная мельница Сампо»; «вокнаволок — рунопевческая деревня»;

«беломорские петроглифы»; «Морская культура поморов»; «По святым местам олонии»; «что деревня — то обычай».

в процессе межкультурной коммуникации большинство специалистов ведут речь о культурно-познавательном туризме как едином комплексе. Познавательный аспект туризма связан с получением информации, новых эмоций, впечатлений. культурный же аспект предполагает вхождение в иную культуру через процесс коммуникации и общения. независимо от человека происходит ценностно-смысловой обмен, осуществляется межкультурная коммуникация. Межкультурная коммуникация — коммуникация, происходящая одновременно внутри двух и более культур, и в этом смысле любая разновидность туризма, в том числе и музейного, в чужой культуре представляет собой межкультурную коммуникацию. Межкультурная коммуникация в среде «культурного туризма»

имеет свои специфические характеристики по таким параметрам, как продолжительность, вовлеченность, интенсивность, когнитивность, зависимость от внешних факторов, аккумулятивность и др. встреча нескольких культур происходит в двух формах: «субъектной» и «объектной».

Под «субъектной» формой межкультурной коммуникации в области туризма понимается коммуникация между людьми. При этом можно выделить такие виды коммуникации в этой среде, как институционная (уровень организации и управления) и межличностная (между отдельными индивидами и группами). институционная форма в большей мере относится к межкультурной коммуникации в бизнес-среде Под «объектной»

формой коммуникации понимается коммуникация между субъектом и «предметами» культуры и искусства, часто в процессе невербальной коммуникации. в этом случае можно говорить о передаче информации через архитектуру, музейные экспонаты, выставочные экспонаты, фольклорные фестивали.

Продолжительность межкультурной коммуникации в указанной среде в субъектной форме чаще всего является краткосрочной в межличностной форме. в своей институционной форме межкультурная коммуникация является, как правило, долгосрочной, но дискретной. В объектной форме межкультурная коммуникация в «культурном туризме» краткосрочна: встреча субъекта с каким-то объектом определяется временем пребывания субъекта в чужой культуре. к субъективным факторам, влияющим на продолжительность, можно, например, отнести желание и материальные возможности субъекта; к объективным — любые временные ограничения, устанавливаемые не самим субъектом.

Показателем продолжительности межкультурной коммуникации служит количество времени, проведенного в чужой культуре за одно посещение, или общее время по накопительной схеме.

Вовлеченность субъекта в процесс межкультурной коммуникации предполагает умение субъекта установить в той или иной форме диалог с чужой культурой и погрузиться в нее. турист стремится не просто к изучению, но к пониманию иной культуры, а это означает приближение к ней, определяет ее воспитательное значение. освоение иной культуры происходит не с «чистого листа». человек уже имеет некоторые предварительные знания и мнения об изучаемом культурном объекте. чаще всего эти знания он мог бы основательно пополнять, не выезжая в тур (например, черпая их из книги дж. фрезера «золотая ветвь»). новые восприятия накладываются на уже имеющиеся смыслы и ценности, дополняют или меняют их.

Ценностно-смысловые пласты определяют понимание изучаемой культуры, влияют на процессы интерпретации и осмысления новой культуры.

Процесс познания в «культурном», «музейном» туризме — сугубо личностный, по-особому мотивированный. если человек пускается в путешествие ради какой-либо культурной реликвии, претерпевая при этом определенные неудобства, значит, отношение человека к этому артефакту культуры выходит за границы обыденного, оно обязательно эмоционально окрашено, связано с ожиданием чуда. неслучайны фразы, ставшие поговорками: «увидеть Париж — и умереть». в этом же ряду стоит стремление туристов посетить известные музеи. Музеи уровня лувра, Эрмитажа, ватикана и др. — это не просто объект познавательного интереса, а, в определенном смысле, культовые объекты.

к субъективным факторам, определяющим вовлеченность, можно отнести такие, как степень владения языком чужой культуры, степень личностной открытости, гибкости, активности и др. не владение языком чужой культуры делает процесс коммуникации опосредованным — через гида, что резко снижает степень вовлеченности субъекта в процесс. к объективным факторам, влияющим на вовлеченность, можно отнести, главным образом, степень чужеродности культуры, с которой сталкивается субъект, и условия тура, «снимающие» трудности пребывания в чужой культуре. Показателем вовлеченности может служить величина комфортности самоощущения индивида в этой культуре.

Интенсивность межкультурной коммуникации предполагает частоту контактов с субъектами и объектами. к субъективным факторам, определяющим интенсивность, можно отнести такие личностные характеристики субъекта, как степень владения языком чужой культуры, степень адаптации к чужой культуре (от чего зависит необходимость обращения за справочной информацией, например), цели погружения в чужую культуру и др. к объективным факторам в этом случае можно отнести «насыщенность» туристической программы. Показателем интенсивности может служить число установленных субъектом контактов.

Когнитивность предполагает способность субъекта познавать и накапливать новую информацию в процессе межкультурной коммуникации.

когнитивность определяется степенью знакомства с данной культурой, интеллектуальными способностями субъекта, его образованностью, предыдущим опытом межкультурной коммуникации и накопленными знаниями, любопытством, правильностью выбора тура и т. п. к объективным факторам в данном случае можно отнести среду и воспитание субъекта, которое не выбирается им, соответствие тура интересам и ожиданиям субъекта. Показателем когнитивности является сумма полученных и усвоенных в ходе тура всевозможных знаний, начиная от ежедневных, бытовых вещей до высоких культурных ценностей, а также желание расширить свое знакомство, как с данной культурой, так и другими чужими культурами.

Своеобразие межкультурной коммуникации в сфере музейного туризма проявляется в том, что объем воспринятой невербальной информации часто превышает объем воспринятой вербальной информации. невербальная информация, однако, вербализуется в памяти и в последующих коммуникационных актах с другими субъектами. Эти показатели можно ранжировать для определения успешности тура или культурной программы, а также для исследования процесса межкультурной коммуникации.

аксиологический, ценностный аспект является основной характеристикой музейного туризма. в процессе культурно-познавательной поездки, в принципе, невозможно достижение собственно познавательного результата хорошего научного уровня. туризм предполагает субъективный отбор материала, брэнд, пиар, рекламу. в плане истинного знания человек больше получит дома за письменным столом, в библиотеке. встреча с иной культурой в туристском путешествии дает нечто большее — осуществление ожиданий, непосредственное приближение к культуре. Это позволяет вступить в общение с иной культурой на уровне ее ментальности, ее духа, не только сознательного, но и бессознательного контакта.

каждый турист обязательно посещает во время тура культовые музейные объекты. ряд философов (т. П. калугина и др.) считают, что тем самым «массовая культура» сохраняет формальный пиетет перед авторитетами «высокой» культуры, требующей для своего выражения неких ритуальных действий, одним из которых и становится для миллионов туристов посещение лувра и Эрмитажа. тем не менее, даже такие привлекательные, с точки зрения брэндинга, туристские объекты должны постоянно находиться в поле зрения музеологов, социологов, психологов, специалистов в области туристского бизнеса.

2.1 Музейная аудитория и музейный туризм Принято различать людей, которые посещают музей в данный момент времени ( реальнаяаудитория музея) и всех тех людей, которые потенциально могут стать его посетителями (потенциальная аудитория). Многие музеи проводят исследование посетителя, ориентируясь на реальную аудиторию. однако, в тех случаях, когда задача состоит в том, чтобы увеличить посещаемость или привлечь новую аудиторию, или просто удержать своего посетителя в условиях растущей конкуренции, внимание может быть сосредоточено на потенциальной аудитории.

Потенциальная аудитория обычно слишком разнородна по своему составу, чтобы работать с ней, как с единой, однородной группой, будь то в области выставок, рекламы или обслуживания посетителя. в связи с этим обстоятельством необходимо выбирать для работы одну или несколько целевых аудиторий. Целевая аудитория — абстрактное понятие, однако, она непосредственно и четко связана с реальной и потенциальной аудиториями, и именно, исходя из характеристики целевой аудитории, музей строит свою дальнейшую деятельность и разрабатывает свой продукт. Целевые аудитории являются своеобразными «строительными лесами», которые используются в музейном туризме. они определяются на основании решений, принимаемых музейными менеджерами. Между выявленными целевой, реальной и потенциальной аудиториями музея должно быть определенное соответствие. Представления о реальной и потенциальной аудиториях расширяют посредством эмпирического исследования. При сборе подобной информации нужно помнить золотое правило: не приступать к сбору данных, пока четко и ясно не сформулированы цели исследования. для выработки маркетинговой стратегии продвижения музейной туристической программы необходимо определить ее цели и аудиторию, а затем найти правильный баланс продукта, цены, рекламы и места продвижения. разработка и конструирование новых программ происходит с учетом потребностей и интересов целевой аудитории. анализ целевых аудиторий основан на стратегии макро- и микросегментации. если макросегментация предполагает деление потенциальной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому принципам, то микросегментация уточняет это деление на уровне субкультур школьной, городской и пр. Предварительная оценка на макро- и микросегментных уровнях — принципиально важный шаг современных методов музейного маркетинга, поскольку именно эта исследовательская фаза позволяет увидеть тенденции в изменениях запросов и предпочтений потенциальных участников музейного туризма, с тем, чтобы не «догонять» последствия этих изменений, а предварять их на самых ранних стадиях планирования и создания программы. работа с целевыми группами музея должна проводиться с помощью различных методик, главные из которых — наблюдение, опросы, анкетирование, углубленные беседы и тестирование целевых групп, мониторинги. Подобные методы позволяют выявить аудиторию менее латентную. При определении целевой аудитории музейные менеджеры сталкиваются с решением весьма сложной кардинальной проблемы музеев XXI века: можно ли сбалансировать научность и развлекательность, и могут ли музеи сохранять качества научного учреждения, при этом обращаясь к массовой аудитории.

   

2.2 Малые музеи в системе культурного туризма до 1990-х гг. традиционно считалось, что в системе «культурного туризма» могутвыступать только крупнейшие музеи и музеи мирового значения, вобравшие в себя эстетические измерения различных эпох.

однако, в конце XX в. малые музеи, т. е. музеи, обладающие незначительным числом экспонатов, выставочно-экспозиционных площадей и четко ограниченные тематически по сравнению с музеями-грандами, начинают заявлять о себе, как об активных партнерах в культурном туризме. Под малыми музеями подразумеваются и музеи провинциальных городов, которые можно обозначить как малые музеи малых городов, и малые музеи, находящиеся в мегаполисах.

феномен малых музеев выявляется при сопоставлении с большими музеями в количественных характеристиках. большие музеи предполагают широкую тематическую, стилевую, видовую направленность своей экспозиции, сильное влияние на художественные и исторические процессы в обществе, значительный охват аудитории, сочетание эстетико-культурологических, социально-педагогических, научно-исследовательских и иных функций. напротив, малые музеи характеризуются узкой тематической, видовой и стилевой направленностью, незначительным влиянием на социально-культурные и художественные процессы, малым охватом аудитории, преобладанием какой-то одной из социальных функций музейного дела. однако количественное описание, привлекательное своей наглядностью и удобством, оказывается неадекватным для раскрытия сути феномена малых музеев в современном культурном пространстве.

Специфика любого музея заключена, прежде всего, в том, что он обеспечивает непосредственный контакт с опредмеченной культурой. ни один институт социальной памяти не способен погружать человека в прошлое так, как музей. и в этом аспекте малые музеи обладают совершенно уникальным качеством — камерностью, особой психологической близостью музейного экспоната и зрителя. Малые музеи лишены недостатка, присущего музеям большим — чувства физической и эмоциональной утомляемости посетителей, что является одной из основных причин негативного отношения к посещению музея. Пространство музея, даже большого, ограничено, а потому концентрация произведений искусства в экспозиции очень велика.

известно, что разный уровень подготовки посетителей музея осложняет работу экскурсоводов в музейном пространстве, не дает возможности получить требуемый объем информации единичному посетителю.

Малый музей предоставляет возможность эффективной работы с целевой аудиторией, органичного включения музейной экспозиции в туристический маршрут. в малых музеях зачастую не существует популяризированной традиции посещения музея, будь то семейные воскресные экскурсии или посещение регулярных музейных праздников и ежегодных акций. а формирование музейных традиций, некой культурной среды, в которой случайный посетитель чувствовал бы себя комфортно, — задача любого музея, желающего успешно работать в современном мире. традиция семейного посещения музея формирует также и образ поведения в музее, способ общения с экспонатами и умением воспринимать язык культуры.

и здесь малые музеи могут сыграть свою роль, формируя культурное пространство города и музейные традиции. С другой стороны, малый музей не обладает ни информационными, ни организационными, ни научнометодическими ресурсами больших музеев, оставаясь институтом, выполняющим преимущественно ознакомительно-просветительные функции.

Малые музеи часто обладают также редкими, раритетными вещами, которых нет в больших музейных собраниях.

роль провинциальных городов и малых музеев огромна в развитии въездного музейного туризма. для россии, переживающей демографический кризис, миграция выгодна и экономически, и социально.

в небольших, имеющих свою неповторимую историю, населенных пунктах, именно музеи станут центрами «культурного туризма». технологии туризма могут коренным образом изменить положение многих музеев в российской глубинке. на первом этапе вхождения в сферу «культурного туризма» перед малым музеем провинциального города стоят задачи:

обновление экспозиций с целью придания им уникальной самобытности;

повышение комфортности зданий музея; благоустройство территории автостоянок, рекреационных зон; подбор и подготовка профессиональных кадров для работы с туристами, решение вопроса о вознаграждении за труд не менее, чем в туристических фирмах; подготовка оригинальных маршрутов с использованием возможностей музея.

большинство форумов, посвященных проблемам развития музейного туризма проходят в последние годы в малых городах («кубань — инвестиционное окно в россию», Межрегиональный форум «Музей и туризм»

в Петрозаводске и др.), конкурсы «Меняющийся музей в меняющемся мире» в первую очередь выдвигают проекты малых музеев (проект Саратовского государственного Художественного музея имени а. н. радищева «Музейная долина» в 2003 г.; проект «глубоко инсталлированное дерево»

Музея освоения Севера в г. губкинском, проекты Мценского краеведческого музея и др.). в концепции развития Свердловского областного краеведческого музея до 2010 г. предусмотрен ряд мероприятий, рассчитанных на внедрение в практику новых направлений деятельности. одним из наиболее эффективных маркетинговых приемов в работе музея должно стать включение его программ в сферу интересов туристических фирм (осмотр каслинского чугунного павильона в екатеринбургском музее изобразительных искусств, коллекций природных богатств в уральском музее камня, экспозиции — Шигирская кладовая, Музея истории золотоплатиновой промышленности, экскурсия на обогатительную фабрику и спуск в золотые копи, посещение дома-музея П. и. чайковского в алапаевске). в Свердловской области яркий пример сельского музея — Музей истории села коптелово, программы которого, помимо экспозиций, включают знакомство с местным фольклором, посещение Пышминского музея истории земледелия и крестьянского быта. Малый музей в больших городах представляет собой определенный материальный конструкт, имеющий свою форму, обуславливающую выразительные возможности, и свои «изобразительные» принципы, свои коммуникационные возможности. в последнее время в малых музеях (Музей Хлеба, Музей кукол, музыкальных инструментов, Музей русской драмы в Санкт-Петербурге и др.) успешно используются различные средства коммуникации, воздействующие на ассоциативно-образный ряд, возникающий у зрителя в музейных экспозициях (звук, запах, вкус, осязательные эффекты). одной из важных тенденций в сфере развития туризма малых музеев является формирование ассоциаций, музейных комплексов, которые участвуют в акциях, позволяющих продвигать и реализовывать «музейные продукты туризма»

(акции «ночь музеев», «белые ночи», «белые дни» и др.).

2.3 Государственно-правовое регулирование музейного туризма устранить «провалы рынка», расширить «узкие места» в туризме можно с помощьюграмотного и эффективного государственного регулирования, обеспечивающего правильное и необходимое взаимодействие всех участников туристского бизнеса. Государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране. законом «Об основах туристской деятельности в российской Федерации» определены принципы, цели, приоритетные направления и способы регулирования (ст. 3 и 4).

К принципам государственного регулирования относятся: содействие туристской деятельности, создание благоприятных условий для ее развития, определение и поддержка направлений туристской деятельности, формирование представлений о россии как о стране, благоприятной для туризма и др. Целями государственного регулирования являются: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и др., охрана окружающей среды, создание условий для воспитания, образования, оздоровления туристов, развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

в туризм вовлечено огромное количество людей и ресурсов, и поэтому способы государственного регулирования туристской деятельности отличаются большим разнообразием. реализация способов госрегулирования распределяется по четырем основным направлениям:

1) совершенствование методов государственного регулирования;

2) государственная поддержка туризма;

3) создание условий для формирования устойчивого развития туризма;

4) повышение координирующей роли федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма;

Методы государственного регулирования включают:

— общенормативные методы (введение общих правил создания, реорганизации, упразднения всех участников туристского бизнеса, введение общего порядка деятельности физических и юридических лиц);

— программно-установочные методы (разработка целевой программы развития, адресных инвестиционных программ, концепции развития туризма, стратегии государственной политики в сфере туризма);

— легализующие методы (лицензирование, аккредитация, сертификация);

— нормативно-количественные измерительные методы (цены, тарифы, нормативы на вместимость, допустимый вес багажа и др.), налоги, сборы, ставки, таможенные пошлины и др.);

— стимулирующие методы (кредиты, льготы, отсрочки, антимонопольное регулирование, поддержка конкуренции и др.);

— контрольно-учетные и запретительные методы (контрольно-учетная и статистическая отчетность, запреты, ограничения, предписания, санкции, приостановление, признание недействительными актов, сделок и т. д.);

Государственная поддержка туризма предполагает использование традиционных способов развития туризма, широко применяющихся в развитых странах, где туризм является важнейшим источником доходов, а именно:

1) предоставление налоговых преференций (преимущества. Создающие особо благоприятный режим для одного или нескольких государств при ввозе всехили отдельных групп импортируемых товаров), освобождение от налогов туристских организаций, развивающих въездной и внутренний туризм;

2) выделение бюджетных средств на продвижение внутреннего и въездного туризма;

3) государственное финансирование наиболее значимых проектов в туризме;

4) содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!