Символизм. Обзор эволюции творчества крупнейших представителей старшего поколения
На рубеже 80 – 90-х годов 19 века в русском искусстве оформилось новое философско-эстетическое и идейно-художественное направление – символизм, так как основным художественным средством стал символ, обладавший универсальными возможностями интерпретировать мир в его духовно-материальной многоплановости. Традиционно символ означал отличное от аллегории «многозначное иносказание». Позднее символ наделялся способностью не только художественного отражения мира, но и его познания. Поэтические образы-символы были призваны воплотить мгновенное и вечное, назвать неназываемое, словесно оформить интуитивные предчувствия, выявить в реальном мире присутствие духовных высших начал.
Символизм возникает почти одновременно в различных странах: Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Англии, Норвегии. Независимо от национально-культурных традиций, искусство символизма имело общие черты:
· Строгий академизм заменяется новыми модернистскими формами
· Особое значение музыки как высшего вида искусства
· Рациональность и рассудок как незаменимые средства познания ставятся под сомнение
· Выдвижение на первый план интуитивных озарений и открытий, ведущих к постижению «иных миров»
· Расширение культурных горизонтов, так как в круг творчества активно вовлекались новые традиции и философские идеи, экзотика, архаичные культы и мифы.
Русский символизм, в отличие от западноевропейского, стремился к универсальности и общенациональному значению творчества. Русские символисты категорически отвергали революционно-демократические идеи, атеизм и натурализм. В их творчестве соединялись идеи соборности с культом творческой индивидуальности; идея всемирной отзывчивости сочеталась с мессианством, в круг творческих поисков и экспериментов включались самые различные культурные явления от античности до современности. Свою задачу русский символизм видел в культурной всеохватности, синтезе искусств, выражении актуальной действительности, личного духовного опыта и абсолютных начал бытия. В творчестве символистов происходит «перекодировка» сюжетов и образов, идей и концепций мировой культуры в новые универсальные мифологемы, что стало художественно-философской почвой для реинтерпретации исторически удаленных культур. Русские символисты работали над жанровым обновлением, вводили новые принципы циклизации стихотворений, реформировали стиховые размеры и традиционную поэтику, использовали смысловую полифонию, активно прибегали к такому тропу, как антиэмфаза, то есть расширению значения слова, размыванию его четких границ. Не только в поэзии, но и в теории, создавались новые, неклассические «модели мира» с «возвращающимся» временем, что давало возможность воссоздавать особенности отдаленных эпох и чужих типов мышления.
|
|
|
|
Старшие символисты.
- Принципы поэтики К. Д. Бальмонта. (1867 - 1942).
К. Бальмонт – поэт, переводчик, критик. Его поэтическое кредо – «заклясть хаос жизни гармонией русской речи». В основе творчества – собственные душевные переживания, воссозданные в обновленной поэтической форме. В отличие от философа Мережковского, Б. – поэт настроений. Он является создателем «солнечной мифологии» (природа прочитывается в символическом ключе). Это отразилось в его сборниках «Будем как солнце», «Только любовь», «Литургия красоты». В поэзии Б. очевиден культ «Я», «солнечное» начало, музыкальная стихия космоса противопоставлены «железному веку».
Особенности поэтики: импрессионизм, яркая образность, оптимизм, поэтическая свобода и мелодичность. Он привнес в поэзию особую певучесть и музыкальность: «Я – изысканность русской медлительной речи». Поэзия для Б. – волшебство.
Б. стал первым поэтом новой русской школы, удостоившийся Собрания стихов. В 1908 – 1913 гг. его стихи вышли в 10-ти томах. «Сонеты солнца, меда и луны» (1917) поражают виртуозностью поэтической техники. Предназначение поэзии видится поэтом в создании безупречной формы, способной сохранить душу поэта.
|
|
Лирика Б. музыкальна, виртуозна, ее диапазон очень разнообразен в историческом и географическом охвате жизни. Поэт пишет о Западе и Востоке, его интересуют индийские и китайские философские системы, быт разных племен и народов, космогония, древние предания и легенды. В его поэзии сосуществуют романтическая линия (культ индивидуальности, стремление к беспредельному) и декадентские ноты (утверждение вседозволенности, ницшеанство). В поздней лирике он создал особую символистскую «технику» поэтического письма, расширившую горизонты изобразительности.
Для Б. важен выход за границы обыденности, экстаз. Его лирика – особый тип «романтического символизма». Преображение мира он мыслит через мечту, грезу; с помощью формальных художественных средств открывает возможность звукописьма, образного воплощения красочного мира.
Умер поэт в нищете, в русском общежитии во Франции; его смерть никем не была замечена.
- Лирика Федора Сологуба (наст. фам. Тетерников)
|
|
Годы жизни: 1863 – 1927. Стихотворения публикует с 1882 г., романы – с 1886 г.
Сборники поэта: «Стихи» (1896), «Тяжелые сны» (1896), «Пламенный круг» (1908) – главный в творчестве, «Соборный благовест» (1921), «Чародейная чаша» (1922), «Костер дорожный» (1922) – открывают внутренний мир личности, которая отъединена от мира, не верит в целесообразность истории, видит нелепость и абсурдность человеческих намерений, но в то же время чувствует многогранность жизни, верит в бессмертие души и ценит духовность.
Лирике С. Свойственны скептицизм по отношению к земному устройству жизни, меланхолия, сочетание мистики со стремлением к нерукотворной красоте, множественность «масок» героя, который то стремится к сладкой смерти, то страшится ее. В сб. «Пламенный круг» С. настойчиво разрабатывает и мотивирует линию смерти. В ее призыве поэт видит высший смысл: она – путь спасения от обмана жизни, ее близнецы – сон и мечта. А. Белый назвал С. «певцом смерти».
1907 г. – роман «Мелкий бес».
Трилогию «Навьи чары» (начало публикации в 1907 г.), в переработанном виде названную «Творимая легенда», С. считал своим главным произведением, в котором он переосмысливает традиции Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.
- Лирика Валерия Яковлевича Брюсова (1873 - 1924)
Б. признан современниками как мэтр и руководитель московской школы русского символизма, поэт, прозаик, литературный критик. Начал поэтическую деятельность с издания сб. «Русские символисты» (1894 - 1895) – демонстрация того, что в России есть свои русские символисты.
Сборники: «Chefs d’Quevre» (Шедевры, 1895), «Me eum ecce» (Это я, 1897), «Tertia vigilia» (Третья стража, 1900), «Urbi et orbi» (Городу и миру, 1903). Все они обнаруживали творческий интерес к опыту чужих культур. Кредо поэта: «Мой дух не изнемог во мгле противоречий, // Не обессилел ум в сцепленьях роковых, // Я все мечты люблю, мне дороги все речи, // И всем богам я посвящаю стих». Эллис «Русские символисты»: «… если прелесть лирики Бальмонта – ее стихийная текучесть и бесформенность, главное достоинство лирики Брюсова – ее незыблемая устойчивость и строгая оформленность, все более и более совершенная законченность».
Б. вводит в русский стих верлибр. Репертуар тем, мотивов и лейтмотивов чрезвычайно широк. Он прибегает к неисчерпаемому запасу мировой культуры, совмещает средневековье и современность, вечные образы и утонченные переживания современного городского жителя, фантазии и темы «проклятых» поэтов с жизнеутверждающим началом сверхчеловека Ницше. Для поэзии Б. характерно волевое, энергичное и самоутверждающее начало.
В 1904 – 1909 гг. Б. руководит самым крупным символистским журналом «Весы», в первом же номере которого появилась его статья «Ключи тайн».
Исторически-культурная проблематика творчества Б. обогащена урбанистической тематикой – в этом современники видели новаторство. Поэзии Б. свойственны декламационный строй стиха, бесстрастие, рационализм. Б. трудно отнести к разряду декадентов, его натура, несомненно, жизнеутверждающая и волевая.
Темы страсти и смерти, ужаса и ликования, беспредельность и обреченность соединяются в поэзии Б. с пафосом имморализма и возможности нарушения всех законов. Поэтика Б. – эстетический символизм; она совмещает несоединимое: метафизику, индивидуализм и научный метод.
Революция 1905 г. была воспринята Б. как крушение культуры, но после Октября он стал сотрудничать с большевиками.
В прозе особенно значимы романы «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1911) и «Юпитер поверженный».
Младосимволисты.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!