Единоборство с наступающим противником



 

Хоккеист переключается на единоборство с наступающим противником, когда соперники овладевают шайбой, устремляясь в сторону ворот его команды, и когда, следовательно, игра переходит для него из наступательной в оборонительную. Хотя, строго говоря, единоборство с наступающим противником начинается, пожалуй, только по перемещении игры за красную линию, фактически же форвард начинает это единоборство, как только он вступает в борьбу за шайбу с игроком противника.

Но кто бы что ни говорил о единоборстве с наступающим противником, сладкого в этом деле мало. Когда игрок команды соперников отбирает у вашей команды шайбу и устремляется с нею по льду, он уже впереди вас на пару очень важных шагов – тех самых шагов, которым в хоккейной игре нет цены. Хотя каждый хоккеист знает, как важно попытаться догнать и атаковать наступающего соперника, оказывается мало желающих выполнять эту скучную работу с энтузиазмом. Игроки по большей части все‑таки устремляются за соперником, ведущим шайбу, но подчас нетрудно заметить, что изо всех сил они не катятся. Они надеются, что комбинацию противника разрушат защитники. Мне так и не удалось установить, в чем же здесь кроется причина, но думаю, что объяснение лежит в психологическом подъеме при игре в наступлении в противоположность безрадостному труду оборонительной игры. Однако нельзя никогда забывать, что хоккеист, который не катится что есть мочи, пытаясь «достать игру», и не делает усилий, чтобы выйти на удобный для ведения единоборства рубеж, лишает себя возможности занять такую позицию, в которой он может перехватить пас, быстро развернуться и ринуться в сторону ворот противника, начав очередную атаку.

Понаблюдайте во время очередного матча за тем, как игроки ведут единоборство с наступающим противником, как быстро, сберегая драгоценные мгновения, они выходят на позиции для единоборства. Если, например, форвард занимает оборону еле‑еле передвигая ноги, то он, очевидно, не выполняет своих обязанностей. Хоть и немного таких лентяев в большом хоккее, но они все‑таки попадаются. Тренеры придают первостепенное значение воспитанию игроков, умело действующих и в атаке, и в обороне, и поэтому не щадят усилий, чтобы убедить своих воспитанников в важности ведения единоборства с владеющим шайбой соперником. Если это тренерам не удается, они ищут других игроков – таких, которые были бы готовы не только купаться в лучах славы, но и выполнять черновую работу.

До сих пор мы говорили об оборонительной игре применительно к нападающим. Как это ни странно, но многие любители хоккея, говоря об оборонительной игре, думают только о защитниках. Вот теперь самое время высказать несколько советов истинным труженикам обороны – защитникам.

В предыдущих главах книги я столько раз говорил о важности выработки навыка кататься на коньках спиной вперед, что, должно быть, утомил не одного читателя, но для защитника нет ничего важнее умения быстро передвигаться спиной вперед, все время сохраняя абсолютное равновесие.

При приближении соперника, ведущего шайбу, вместе с ним должен двигаться и защитник. Хороший защитник будет двигаться не только назад, но и из стороны в сторону, пытаясь короткими ударами‑тычками далеко выставленной клюшки выбить шайбу с крюка клюшки соперника. Однако входить в соприкосновение с ведущим шайбу не следует до тех пор, пока он не раскроет своего намерения.

Помните, что «командует парадом» тот игрок, который владеет шайбой. Он знает, что собирается предпринять, знает, что должен обмануть защитника и вынудить его первым начать какой‑либо прием. Умудренный опытом защитник, конечно, тоже понимает, что он в невыгодном положении и что он тоже должен сделать все, чтобы обмануть соперника. В конечном счете все сводится к тому, кто кого «переждет» и у кого быстрее реакция.

Когда, наконец, ведущий шайбу начнет выполнение какого‑то приема (а непрерывные удары‑тычки клюшкой обороняющегося могут вынудить его на это), защитник должен нейтрализовать соперника приемом единоборства, который выключил бы его из данного игрового эпизода. Все приемы отбора шайбы клюшкой имеют свое значение, но в данном случае необходима игра туловищем. Существуют два наиболее распространенных приема игры туловищем: толчок соперника бедром и толчок плечом.

Но сначала несколько слов об игре туловищем вообще.

Поприсутствовав на двух‑трех хоккейных матчах, неважно, команд высшей лиги или рангом пониже, болельщик полагает, что он уже специалист в хоккее и имеет право вопить с трибуны, требуя силовых приемов, от которых один из участников единоборства беспомощно повисает на борту. Может быть, такие столкновения для зрителей и выглядят эффектно, но они редко способствуют успеху игры. Иногда на такие приемы идут умышленно, желая во что бы то ни стало остановить продвижение соперника, и почти в каждой команде есть игрок, так называемый «полицейский», который имеет прямую задачу – подавить нападающего противной команды, у которого хорошо идет игра.

Конечно, такие элементы присущи хоккею, но истинно спортивным такое ведение игры не назовешь. Когда к умышленно жесткой силовой борьбе прибегают, чтобы нанести травму другому игроку, тому хоккеисту, который навязывает такую игру, тоже приходится не сладко. Кроме того, если такой борьбы на поле слишком много, темп игры снижается и любители хоккея не увидят всего того, что они пришли посмотреть.

Тем не менее без силовой борьбы хоккей немыслим, а хорошо выполненный силовой прием, например толчок плечом, наподобие того, каким пользуется Пьер Пилот, представляет собой поистине прекрасное зрелище, которым нельзя не любоваться.

Пилот применяет силовой прием плечом, когда ведущий шайбу хоккеист движется прямо на него. Он не отрываясь смотрит прямо в глаза наступающему, с Ювелирной точностью рассчитывая момент выполнения приема.

Пилот ждет до самого последнего мгновения, когда он знает, что ведущему шайбу деваться просто некуда или что его движение прямо на обороняющегося не составляет элемент какого‑то обманного движения. Целясь плечом в грудь ведущего шайбу, Пилот со всей мощью бросает массу своего тела на соперника, причем основная движущая сила создается за счет толчка отставленной назад ноги.

Благодаря многолетнему опыту и тренировкам Пьер Пилот с успехом выполняет этот прием как правым, так и левым плечом. Многие защитники, к сожалению, предпочитают действовать лишь одним плечом. Пытливые соперники быстро это обнаруживают и в ходе игры стараются всегда обходить их с противоположной стороны.

На первый взгляд это может показаться малозначительным обстоятельством, но из таких вот мелочей и складывается победа в хоккее.

Не менее искусен Пилот и в приеме соперника на бедро, причем также с обеих сторон.

Прием соперника на бедро незаменим, когда защитник на какую‑то долю секунды опоздал с толчком соперника плечом и тем самым позволил ему начать обход себя. Пилот сгибает ноги в коленях, сохраняя полнейшее равновесие, и с силой, энергично выбрасывает массу своего тела по направлению к ведущему шайбу сопернику со стороны противоположной ноги. Уводя плечи в сторону, Пилот нацеливается на соперника бедром и в момент непосредственного соприкосновения с ним отталкивает его в сторону настолько, что тот теряет равновесие, а с ним и контроль над шайбой.

Наблюдая, как Пьер Пилот принимает соперника на бедро, получаешь наглядный урок точнейшего расчета. Упусти он момент, и силовой прием пришелся бы позади ведущего шайбу, да и принять боевое положение после «холостого» толчка ему было бы не так просто. Но Пилот редко промахивается.

Для многих зрителей остается незамеченным один очень важный элемент силовых приемов бедром и плечом в исполнении таких больших мастеров, как Пьер Пилот, – защитник никогда не спускает глаз с соперника. Хотя умение видеть шайбу составляет неотъемлемую часть хоккейного мастерства, знающий свое дело защитник всегда следит и за выражением глаз ведущего шайбу хоккеиста. Поскольку именно игрок с шайбой в данный момент контролирует игру, за ним всегда «первый ход», а определить, когда он его сделает, можно по тому, как за мгновение до его начала у него суживаются или загораются глаза или он метнет взор в ту или другую сторону. Мне однажды пришлось читать, что в любой военной школе при обучении приемам рукопашной схватки курсантам внушают необходимость следить за выражением глаз противника, поскольку они всегда выдают намерение начать действие. То же самое и в хоккее. Как только глаза защитника получат сигнал о намерении атакующего, приходит черед защитника решать, каким контрманевром лучше всего ответить. Насколько хорошо защитник решит свою задачу, будет зависеть от его реакции, техники владения коньками и знания привычек нападающих при ведении шайбы.

При разборе хоккейных игр, при их анализе в письменных отчетах различные игровые положения с точки зрения преодоления обороны соперников классифицируются по категориям: «один против одного», «двое против одного», «двое против двоих» и т. д. Под этими терминами подразумевается, что одному атакующему противостоит один обороняющийся, двум атакующим – один обороняющийся или два обороняющихся. Существует и ряд других подобных игровых положений, причем в каждом отдельном случае применяется своя оборонительная тактика. Какая именно тактика будет применена – это компетенция тренера, а его решение зависит от оценки игровых способностей и возможностей защитников тренируемой им команды.

В большинстве хоккейных встреч громадное внимание уделяется борьбе за шайбу в непосредственной близости от ворот. Я уже говорил в одной из предыдущих глав, что часто такие игровые схватки выглядят абсолютно беспорядочными, и тем не менее – как с точки зрения наступления, так и с точки зрения обороны – некоторые элементы борьбы за шайбу связаны определенным организационным началом.

При ведении групповой борьбы за шайбу вблизи своих ворот защитники должны действовать согласно разработанному плану. Неожиданные перемещения шайбы вместе с отчаянно борющимися за нее игроками, яростное столкновение мечущихся из стороны в сторону клюшек и скулодробительные силовые приемы не всегда позволяют тренеру дать твердые установки паре защитников, как вести себя в той или иной игровой ситуации. Но в любом случае один из них обязан занимать позицию перед воротами. Разумеется, защитник должен располагаться между ведущими борьбу за шайбу игроками и вратарем, а когда игровые события вынуждают его идти за шайбой, его место должен занять другой защитник. Часто выбор такой позиции представляет определенную трудность, поскольку защитник, закрывающий обзор поля собственному вратарю, более чем просто бесполезен. Только опыт может подсказать защитнику, где он должен располагаться, причем располагаться так, чтобы, по сути дела, быть вторым вратарем и тем самым защищать свои ворота от бросков игроков противника…

В профессиональном хоккее, да и в низших лигах, хотя, конечно, не в такой степени, можно видеть, как защитник опускается на колени перед игроком, который собирается сделать бросок по воротам. Когда мы говорим, что в низших лигах это великолепное зрелище наблюдаешь реже, дело здесь вовсе не в мужестве и отваге хоккеистов‑профессионалов. Просто защитники Национальной хоккейной лиги лучше знают, как выполнять данный прием, когда им пользоваться, каким образом и как быстро снова принимать активную стойку и включаться в игру.

Этим приемом постоянно пользуется Боб Бон, но только тогда, когда он знает, что наступил подходящий момент: владеющий шайбой игрок находится в удобной для взятия ворот позиции и уже начал выполнение броска. Бон настолько хорошо изучил привычки хоккеистов, против которых ему приходится играть, что может безошибочно определять, когда они всего‑навсего имитируют бросок по воротам, а когда выполняют истинный бросок. Как только Бон видит, что соперник собирается сделать бросок, он опускается перед ним на оба колена, плашмя кладет на лед выставленную в сторону клюшку (вправо или влево, в зависимости от того, с какой руки бросает соперник) и вытягивает в другую сторону перчатку. Туловище его выпрямлено, взгляд прикован к шайбе. При правильном выборе Боном расстояния до атакующего игрока и своего вратаря у готовящегося к броску игрока нет никакой возможности перебросить шайбу через Бона, а выставленные в стороны клюшка и перчатка Бона не позволяют нападающему выбрать угол броска, при котором шайба может войти в ворота.

Как и у всякого другого приема игры, у данного тоже есть свои недостатки. Если защитник опускается на колени преждевременно, он практически выключает себя из игры, и тогда для атакующего хоккеиста не составляет никакого труда обвести его. Кроме того, после броска защитнику нужно определенное время, чтобы подняться на коньки и включиться в игру. Если шайба была пущена низом, она может отскочить от клюшки защитника и попасть к набегающему на ударную позицию для повторного броска нападающему. Не исключено, что шайба застрянет в коленных щитках защитника, а это вызовет остановку игры и последующее вбрасывание, что опять‑таки создаст опасность для ворот команды защитника.

Поскольку переход от наступательной игры к оборонительной в хоккее происходит крайне стремительно, часто трудно даже сказать, кто в наступлении и кто в обороне. Нередко складываются такие игровые положения, когда неискушенный зритель полагает, что хоккеист вовсю трудится, создавая наступательную комбинацию, тогда как на самом деле он играет в оборонительном плане. В объяснении такого заблуждения большое значение имеет положение шайбы на льду.

Предположим, что наша команда «Чикаго Блэк Хокс» прервала наступательную комбинацию соперников, скажем «Торонто Мэйпл Лифс», и готовится к организации атаки. Шайба у нас, наши защитники заняли свои места, но владеющему шайбой хоккеисту нужно несколько секунд подержать ее за нашими воротами, чтобы крайние нападающие сумели выйти на свои позиции. Однако, если на льду знаменитый молодой центральный нападающий торонтцев Дэйв Кеон, он как тень будет преследовать владеющего шайбой хоккеиста. Кеон в данном случае играет в оборонительном плане – он ведет единоборство с соперником на его же половине поля.

Точно так же как и на своей половине поля, единоборство на чужой половине поля– это тяжелый труд. Оно требует умения быстро бегать на коньках и решимости разрушить комбинацию в самом зародыше. Особенно искусен Кеон в ведении единоборства за воротами, самом удобном для этого дела месте. Непрестанно беспокоя соперника тычками своей клюшки, он вынуждает его отпасовать шайбу одному из крайних нападающих до того, как они займут удобные для начала атаки позиции. Лучше всего вести единоборство с соперником за его воротами и в пространстве, непосредственно примыкающем по обе стороны к площади за воротами, поскольку владеющий шайбой хоккеист располагает в этом случае весьма ограниченными возможностями для маневрирования. Он может тормозить, стартовать, делать обманные движения, манипулировать клюшкой, но при этом он неизбежно ограничен в маневре воротами и бортом.

На площадке есть и другие зоны, где можно эффективно вести единоборство с соперником на его половине поля, но чем больше они по размеру, тем менее ценны. После крохотной зоны за воротами наилучшим местом ведения такой борьбы являются зоны по углам поля, а за ними идут зоны вблизи синей линии, где крайние нападающие обычно ожидают пас от партнера, начинающего комбинацию из‑за ворот.

Хоккеист, хорошо владеющий техникой единоборства на чужой половине поля, всегда доставляет своей игрой удовольствие зрителям. И не только потому, что отменными скоростными качествами, отличным владением коньками и клюшкой он во многом усиливает зрелищность соревнования. Но также и потому, что в какое‑то мгновение его оборонительная игра может обернуться наступательной. Находясь близко к шайбе, он вправе рассчитывать на то, что она в любую секунду может оказаться у него на клюшке. А если учесть, что девяносто процентов единоборств на чужой половине поля ведется в пределах зоны поражения ворот, то станет ясно, что такой игрок – всегда скрытая опасность для вратаря.

И все же, несмотря на то что хоккеист, ведущий единоборство на чужой половине поля, потенциально угрожает воротам противника, он отлично представляет себе, что в игре против высококлассной команды маловероятно, чтобы ему удалось в этой ситуации овладеть шайбой. Поэтому, как только соперники начнут развивать стремительное наступление, он должен тут же ринуться вслед за атакующими, пытаясь вступить в единоборство теперь уже с наступающими соперниками и на своей половине поля.

Объем работы, проделываемый хоккеистом при ведении единоборства на чужой половине поля, является обычно хорошим мерилом его спортивного духа. Нужно иметь настоящий хоккейный характер, чтобы, зная, что у вас не так уж много шансов завладеть шайбой, не прекращать борьбы, без конца терзать владеющего шайбой соперника. Не оставляя ни на секунду надежды перехватить шайбу, не очень, однако, огорчайтесь, если вам этого сделать не удалось. Считайте, что вы свое дело сделали, если сумели вынудить команду противника начать розыгрыш комбинации до того, как ее игроки заняли наилучшие позиции.

Ведение единоборства на чужой половине поля требует большой физической нагрузки. И наблюдательный зритель не может не заметить, что чем дольше идет игра, тем меньше таких единоборств становится на поле. Происходит это не потому, что хоккеистам неведомо, что они должны вести такую борьбу, как только команда соперников овладевает шайбой в своей зоне. Объясняется это тем, что в ходе игры хоккеисты просто‑напросто устают.

 

Несколько советов тренерам

 

Собственно говоря, мне хотелось бы несколько советов по организации обороны дать тренерам низших лиг, поскольку те немногие мудрые истины, которыми я собираюсь поделиться, я сам почерпнул от тренеров большого хоккея, знание которыми тонкостей этой игры продолжает изумлять меня и по сей день. Такие люди, как тренер «Чикаго Блэк Хокс» Билли Рей, проповедуют хладнокровный, аналитический подход к хоккею и способны в интересной форме объяснить каждую комбинацию, каждый элемент игры, которые они рекомендуют командам. Билли Рей – великолепный педагог, и его искусство хоккейного наставника достигло больших высот.

Тренеру, хорошо изучившему тонкости хоккея, известно, как важно, чтобы его защитники не теряли голову. Добиться этого нелегко, но в ходе игры это так же важно, как и умение всегда следить за шайбой.

Когда нападающие команды соперников на большой скорости пересекают центральную линию, все время передавая друг другу шайбу и меняясь местами, ничего нет противоестественного в том, что волевой, решительный защитник на полной скорости атакует игрока, ведущего шайбу, в надежде, что жесткий силовой прием сокрушит соперника и что наступательная комбинация будет, таким образом, разрушена. Такой хоккеист заслуживает самой высокой оценки за свою самоотверженность, но опытный тренер должен подобную «самодеятельность» пресекать.

В данной ситуации может оказаться, что атакующий хоккеист не только проскочит не потеряв шайбы мимо атаковавшего его защитника, но и сам защитник окажется выключенным из игры на несколько секунд, пока он будет приходить в себя, пытаясь восстановить равновесие и занять игровую позицию.

Умудренный опытом защитник сближается с соперником на полной скорости. Это верно. Но при этом он сохраняет полное самообладание. Он знает, как будет развиваться игровой эпизод. Ему известно, что попытка отобрать у соперника шайбу «тычком» или «крючком» намного целесообразнее, чем сокрушительный силовой прием. Силовая игра заставляет трибуны ахать, но она остается всего лишь игрой на зрителя, если не достигается главная цель – сорвать атаку команды противника.

Пэт Стейплтон[38] и Пьер Пилот, являющиеся сильнейшими защитниками «Чикаго Блэк Хокс», умеют играть туловищем и раздают направо и налево такие «подарки», от которых соперникам становится не по себе. Но ни тот, ни другой не идут на силовую игру, если они не уверены, что этим будет достигнута цель – отобрать шайбу у соперников. Молодых хоккеистов научить игровой мудрости нелегко. А тренер, который командует своим игрокам: «А ну, поддай ему!», действует не очень дальновидно.

Наблюдая за тренировками команд низших лиг, я нередко с удивлением замечал, что очень мало внимания тренеры уделяют катанию на коньках в оборонительных позициях. Конечно, они включают в планы тренировок отработку техники бега на коньках. Здесь и катание спиной вперед, и торможение, и рывки. В общем, все, что требуется для создания навыков маневренного катания, но, по правде говоря, на таких тренировках я почти ничего не слышал о том, как должен вести себя защитник во время борьбы за шайбу за своими воротами.

Если понаблюдать за игрой с участием команды, тренер которой не придавал значения отработке приемов катания специально для защитников, обязательно увидишь, как для перемещения с одной оборонительной позиции на другую в районе ворот защитники пользуются длинными, размашистыми шагами. Такие длинные шаги затрудняют выполнение торможений, рывков, поворотов. Поэтому в ходе схватки за шайбу за своими воротами защитникам лучше пользоваться короткими шагами и двигаться быстрыми толчками. Если защитники будут постоянно об этом помнить, приемы маневренного катания выполнять будет проще и осуществление их станет более эффективным. А это, в свою очередь, значит, что защитникам гораздо легче будет менять позиции, чтобы все время оставаться между шайбой и воротами.

Хотя защитники знают решительно все об игровых комбинациях, разработанных в их собственных командах, они часто склонны забывать, что и у соперников кое‑что припасено.

В низших лигах большой популярностью пользуется стандартная комбинация «скрещивание». Любого защитника она может сбить с толку, если его заранее не сориентировать на то, что в таких случаях надо делать. Согласно данной комбинации, центральный нападающий катится по своему коридору где‑то по центру, а идущие на большой скорости крайние нападающие меняются местами. В ходе выполнения этого маневра у шайбы нет фиксированного положения: один из крайних нападающих может перевести ее с собой на противоположный фланг, он может отдать ее партнеру при смене флангов или же центральный нападающий может вести ее сам. Но в любом случае цель одна: чтобы оба крайних форварда вкатились в обороняемую парой защитников зону на противоположных для себя флангах. Если защитники получили задание на персональную опеку, они тоже должны поменяться флангами. Так что на поле возникает неразбериха, какая бывает на забитой транспортом городской площади в часы пик.

Для успешной контригры при этой комбинации защитники должны уметь переходить от персональной опеки к зонной защите или же меняться местами вслед за своими подопечными. В такой ситуации я, например, предпочитаю зонную оборону, хотя в конечном счете особого значения не имеет, какой из двух тактических приемов взят тренером на вооружение. Важнее другое – чтобы тренер не оставлял своих игроков безоружными перед лицом наступательной комбинации, комбинации, допускающей бесконечное варьирование и импровизацию.

Тренер стоит еще перед одним серьезным решением – давать ли паре защитников установку закрыть ключевого игрока нападения команды противника, когда он ворвется в зону взятия ворот. Сделать это нелегко, поскольку всякий раз, как этот ас атаки появляется в зоне, игра может развиваться по‑разному. В принципе правильно, чтобы защитники пытались выключить из игры выдающегося игрока команды противника. Правильно по двум соображениям. Во‑первых, ему трудно, борясь с двумя защитниками сразу, рассчитывать на успешный бросок по воротам. Во‑вторых, его партнеры могут попытаться использовать любую, даже сомнительную, возможность переправить ему шайбу (ведь он же звезда!), а когда шайба начинает перемещаться перед воротами, не исключено, что защитникам удастся перехватить ее или отбить в сторону.

Правда, во многих случаях в результате отбивания шайба, к сожалению, оказывается прямо на клюшке у кого‑нибудь из соперников, что создает реальную угрозу своим воротам.

Отбивание является, по существу, такого рода передачей, в результате которой шайба оказывается вне зоны взятия ворот. Шайба должна идти или к партнеру, или вдоль бокового борта. Но ни при каких обстоятельствах нельзя допускать, чтобы она вкатывалась на свободный участок поля, где ее может тут же подобрать игрок команды соперников.

Весь секрет выполнения отбивания заключается в том, что защитник сначала должен подумать, а потом уже отбивать шайбу. И это несмотря на то, что его первейшая обязанность – отбросить шайбу, когда она находится в непосредственной близости от ворот.

Многие защитники в низших лигах стараются при первой же возможности отбить шайбу посильнее и подальше. При благоприятном стечении обстоятельств шайба оказывается у борта, где ее подхватывает игрок своей же команды. К сожалению, очень часто защитники забывают о необходимости отбрасывать шайбу из зоны перед воротами и пытаются обрабатывать ее клюшкой или же даже выводить из опасной зоны, надеясь завязать наступательную комбинацию.

Всем защитникам, как, впрочем, и нападающим, необходимо внушать, что есть одно место на ледяном поле, где они не должны манипулировать шайбой или пытаться начать комбинацию, – это площадь в непосредственной близости от своих ворот. Даже если вам предоставляется блестящая возможность, не рискуйте, а то не успеете оглянуться, как шайба окажется на крюке клюшки соперника. «Отбрось шайбу!» – вот заповедь защитника при борьбе за нее вблизи своих ворот. Небесполезно, правда, еще раз подчеркнуть, что защитник должен обдумывать свое действие, чтобы быть уверенным, что он не сыграет на руку соперникам. На размышления остаются доли секунды. Поэтому, по сути дела, речь идет о выработке необходимой игровой интуиции.

Игровая практика показывает, что, как бы аккуратно команда ни играла, кого‑то когда‑нибудь обязательно накажут малым штрафом, а иногда, что еще хуже, сразу двое оказываются на скамье для оштрафованных игроков. У каждого тренера должно быть готовое решение, как поступать в той и в другой ситуации. Теперь самое время выпустить на поле специалистов по игре в меньшинстве, так называемых «убивателей штрафного времени».

Тренеру, хорошо знающему свою команду, не составляет труда отобрать таких специалистов. Они должны быстро бегать на коньках, в совершенстве владеть приемами отбора шайбы и силовой борьбы, да к тому же быть достаточно агрессивными и решительными, чтобы не выпускать шайбу с половины поля команды противника и разрушать любую наступательную комбинацию в самом зародыше. Можно не сомневаться, что сразу же после вбрасывания вслед за удалением соперники попытаются усилить давление на ворота оштрафованной команды, стремясь использовать численное большинство.

Можно сделать несколько рекомендаций относительно оборонительной тактики при игре в меньшем составе, когда противник устремляется к вашим воротам, развивая атаку с лишним игроком, – рекомендаций в дополнение к тем непреложным требованиям о ведении упорного единоборства на половине поля противника, чтобы наступательная комбинация не смогла быть завязана. Прежде всего последнее относится к хоккеистам, играющим на краях. Целесообразно, чтобы они вынуждали игроков команды противника вести шайбу как можно ближе к центру площадки. Это избавит ваших защитников от необходимости рассредоточиваться по полю. Действуя как единое целое, они обычно могут рассчитывать на больший успех, пытаясь остановить развитие атаки и отбросить шайбу.

Играющая в полном составе команда знает, что лучше всего вводить шайбу в зону взятия ворот вдоль борта. Именно здесь крайние нападающие атакующей команды и будут пробовать вести шайбу, оставляя центр свободным. Плотно опекая своих подопечных, крайние нападающие обороняющейся команды могут вынудить их сместиться в центр поля или отпасовать шайбу своему центральному нападающему. Тренер, команда которого играет в численном меньшинстве, даст установку своим игрокам выбрасывать шайбу за пределы своей половины поля. Если есть возможность беспрепятственно оторваться от игрока противника, то, естественно, лучше всего шайбу подержать, но при игре в численном меньшинстве такие возможности – вещь маловероятная.

И уж совсем кошмарное дело – вести борьбу без двух удаленных полевых игроков. Не позавидуешь тренеру, которому приходится решать, кого отрядить в оставшуюся тройку. Такое решение становится особенно ответственным, если оно принимается, когда игра на исходе. Для тех трех, кого выпускают на лед в помощь вратарю, важен опыт борьбы в подобных ситуациях, но еще важнее для них хорошая физическая форма. Тренер должен сам решать, кто из его опытных игроков достаточно свеж, чтобы отражать массированные атаки, которые попытается организовать противник. Вполне возможно, что к этому времени опытные игроки окажутся чрезвычайно уставшими. Так что при возникновении подобной аварийной ситуации подчас целесообразнее выпустить на поле молодого, рвущегося в бой, хотя и менее опытного игрока, который до конца выложится за те несколько минут, что ему доверят быть на льду. Однако в любом случае можно только посочувствовать тренеру, которому выпала такая незавидная доля.

Когда приходится вести борьбу тремя полевыми игроками против команды, играющей в полном составе и стремящейся использовать численное преимущество, вся надежда тренера на вратаря. И в такие моменты вратарю бывает очень жарко.

Играя в численном меньшинстве – втроем, хоккеисты должны все время помнить, что у них только одна‑единственная задача – не дать шайбе оказаться в зоне взятия ворот, откуда нападающая команда может произвести опасный прицельный бросок. Обороняющимся теперь не до ведения единоборства с соперниками на их половине поля, не до встречи их у красной линии. Об этом им на время надо забыть. Рассредоточившись перед зоной взятия ворот, обороняющиеся должны ожидать появления атакующих соперников, а когда те вкатятся в зону, без устали прессинговать, прессинговать и прессинговать. В такой ситуации можно пользоваться силовыми приемами, если, конечно, обороняющийся игрок уверен, что при промахе он не потеряет равновесия. И тем не менее осторожный, умный хоккеист ограничится приемами отбора шайбы клюшкой, думая главным образом о том, как ему завладеть шайбой. Как только шайба попадет на крюк его клюшки, он должен тут же выбросить ее из зоны перед воротами (но не на клюшку соперника!).

Если обороняющиеся игроки будут четко выполнять свои обязанности, да к тому же если им крупно повезет, они могут рассчитывать на то, что им удастся не дать игроку с шайбой войти в зону взятия ворот. И все же полностью помешать игрокам атакующей команды обстреливать ворота нельзя. Тренеру остается только уповать на то, что его игроки сумеют удержать соперников на достаточном расстоянии от ворот так, чтобы их броски шли или под углом, или с дальней дистанции, не представляя, таким образом, серьезной опасности для вратаря. В какой‑то момент игры кто‑то из обороняющихся все‑таки прижмет шайбу к борту или пробросит ее через все зоны, что вызовет остановку игры. Тренеру обороняющейся команды нужно обязательно пользоваться этим обстоятельством и менять игроков перед каждым вбрасыванием. Если он этого делать не будет, то он сам, что называется, собственными руками, будет мостить для противника дорогу к собственным воротам. Как бы ни выглядела игра с высоты трибун для зрителей, те мгновения, которые хоккеист проводит на льду, отстаивая свои ворота от численно превосходящего противника, оказываются самыми длинными и трудными в его жизни. Уж я‑то это знаю, можете мне поверить!

Коль скоро мы говорим с тренерами о тактике игры в численном меньшинстве, стоит здесь же сказать несколько слов о хоккейных штрафах вообще.

К сожалению, некоторых тренеров, кажется, мало заботит то обстоятельство, что их воспитанники придерживаются такой манеры игры, которая нередко оборачивается для них бесконечным пребыванием на скамье для оштрафованных, то есть манеры игры грубоватой, излишне агрессивной, при которой обороняющийся не по правилам врезается в ведущего шайбу соперника. Наоборот, другие тренеры предпочитают ставить во главу угла умение пасовать, быстрый бег на коньках и хорошо продуманную комбинационную игру. Такие тренеры, по‑видимому, считают, что следует избегать штрафов, которые могут только мешать команде поражать ворота противника. Существование этих явно исключающих друг друга точек зрения особенно прослеживается в низших лигах. В Национальной хоккейной лиге умудренные опытом тренеры профессионального хоккея понимают необходимость более гибкой линии, сочетания в команде игроков разного плана – и таких, которые с легкостью «зарабатывают» наказания, умея, правда, и сражаться на льду в численном меньшинстве, и таких, которые отличаются быстрой, резкой и в то же время чистой игрой, не выходящей за рамки правил.

Изучение имеющихся в команде хоккеистов и должно помочь тренеру решить, какую манеру игры он будет от них требовать. Будучи горячими поклонниками бесшабашного хоккея, в который, как им кажется, они играли еще мальчишками, многие тренеры низших лиг, располагающие быстрыми, подвижными командами, проповедуют жесткий хоккей, где силовая игра преобладает над пасом. В результате в конце игрового сезона такие команды замыкают турнирную таблицу. Некоторые команды низших лиг, располагающие сильными, не по возрасту рослыми хоккеистами, пытаются играть в быстрый комбинационный хоккей, а их руководители не перестают недоумевать, почему из этого ничего не получается.

Когда тренер решается на то, чтобы его команда играла в жесткой, грубой манере, он не может не учитывать, что такая игра чревата большим числом удалений, в штрафы, как он должен понимать, могут стоить ему немало очков. Поэтому, независимо от игровой манеры команды, хоккеистов нужно учить вести борьбу на поле так, чтобы избегать нарушений правил.[39]

Всем известно, что большинство наказаний приходится на долю игроков, ведущих оборонительные действия. Если вдуматься в этот факт, то поневоле приходишь к выводу, что почти все нарушения, и в особенности задержки, блокировки и подножки, проистекают оттого, что хоккеисты не знают, как в рамках правил вести в обороне единоборство с наступающими соперниками. К примеру, если хоккеист, пользующийся правым хватом клюшки, не научился выполнять приемы отбора шайбы клюшкой с левой руки, то ему проще всего подцепить игрока, ведущего шайбу, клюшкой за ноги и уповать на то, что судья этого не заметит. Отсюда вывод: чем более* искусными будут игроки в выполнении тяжелых оборонительных обязанностей, тем реже они будут подвергаться наказанию.

Есть и другая причина обилия «штрафников» в низших лигах: хотите верьте, хотите нет, но мало кто из хоккеистов изучил правила игры. Я охотно соглашусь, что свод хоккейных правил может меньше увлечь двенадцатилетнего парня, чем знаменитые комиксы, но по крайней мере правила отбора шайбы ему нужно объяснить. Однажды рано утром, проходя мимо катка, я остановился, чтобы понаблюдать за тренировочной двусторонней игрой одной из команд низшей лиги, и первое, что я увидел, был совершенно великолепный силовой прием, примененный защитником по отношению к нападающему соперников, который всего‑навсего катился вдоль борта, ожидая передачу с противоположного фланга. Тренер свистком остановил игру, подъехал к защитнику и сказал ему, что так играть нельзя, что это запрещенный прием – блокировка игрока, не владеющего шайбой. «Да? – недоумевал мальчуган. – А когда же разрешаются силовые приемы?» Парень не знал правил, и никто, видимо, ничего ему о них не говорил. И я тогда подумал: «А сколько же других пунктов правил ему неведомо?!»

В то утро я простоял у катка еще с полчаса и увидел другие, в не меньшей степени поразившие меня, вещи. Тренер как будто бы даже не замечал положений «вне игры», нападения на игроков противника и даже ударов клюшкой по рукам. Совершенно очевидно, что если оставлять все это без внимания на тренировке, то ребята будут делать то же самое и на соревнованиях. И я подумал, что такая команда будет, пожалуй, проводить все игры в численном меньшинстве – вчетвером, а то и втроем.

Хотя в данном случае и легко критиковать тренера низшей лиги, я вполне понимаю некоторые трудности, которые ему приходится испытывать. Ребята собираются в неудобное время, сами оплачивают аренду льда, и им, конечно, хочется играть. Если бы тренер слишком скрупулезно придерживался правил, игру все время пришлось бы останавливать, а это значит, что пыл у ребят охладел бы, и тогда – пиши пропало. И все‑таки тренер мог бы руководить игрой, применяя что‑то вроде полумер, не останавливая игру из‑за менее очевидных положений «вне игры» и оставляя безнаказанными некоторые случаи блокировки при борьбе за шайбу в непосредственной близости от ворот или же дав установку играть первую половину двусторонней тренировки строго по правилам и разрешив более или менее свободную борьбу во второй половине.

Несмотря на то что я преисполнен глубочайшего уважения к хоккейным судьям, я, смею надеяться, никогда не забывал, что они тоже люди. Мне кажется, от судей зависит – быть игре стремительной и увлекательной или же вялой и скучной. Бесспорно, судьи обязаны держать игру в рамках установленных правил, и тем не менее многие все‑таки разрешают незначительные нарушения, чтобы не снижать темпа игры, и хоккеисты, естественно, стараются этим воспользоваться. Когда игра перерастает в излишне резкую, судьи становятся строже. Они знают, что хоккеисты, пытаясь забить гол, который может решить судьбу матча, находятся в крайней степени напряжения и возбуждения. В такой момент каждое нарушение правил может вызвать потасовку с применением клюшек, а в результате – неизлечимые травмы. Так что судьи, пытаясь удерживать игру в рамках дозволенного, начинают строго наказывать любое проявление грубости. И, надо сказать, это им обычно удается. Хоккеисты обязаны усвоить, что они должны играть особенно аккуратно, когда поединок подходит к концу, а счет ничейный или одна из команд ведет с преимуществом в одну или две шайбы.

Тренер команды низшей лиги может намного сократить число удалений в своей команде, если научит своих воспитанников не распускать язык на поле. Человеку, жертвующему своим временем, чтобы в качестве судьи провести встречу между командами мальчишек, не хочется выслушивать дерзости на поле. За длинный язык с поля можно вылететь, пожалуй, быстрее, чем за грубую остановку соперника клюшкой или же за удар его ручкой клюшки.

В соревнованиях команд высшей лиги случается, что при остановке игры с полдюжины хоккеистов вступают в дискуссию (если это слово здесь уместно вообще) с судьями. Обычно игроки соперничающих команд замахиваются друг на друга кулаками и клюшками, и возникает опасность, что ледяное поле в любой момент может превратиться в арену сражения. Рассказывают, что однажды во время встречи «Монреаль Канадиенз» и «Торонто Мэйпл Лифс» на поле произошла подобная кутерьма и игрок из Торонто Карл Бревер подскочил с налитыми кровью глазами к Морису Ришару[40] из Монреаля. Бревер размахивал кулаками и клюшкой, и сидевшим на трибунах казалось, что вот‑вот разразится «драка века». Но ничего не произошло. После игры спортивный репортер полюбопытствовал у Бревера, что же он в тот момент говорил Ришару. «А я просто спросил, как поживают его жена и дети», – ответил Бревер. Когда Карл Бревер покинул ряды профессиональных хоккеистов, Национальная хоккейная лига потеряла не только одну из своих ярких звезд, но и незаурядного острослова.

Хоккейные штрафы – это такая вещь, дозировку которой тренер при желании может менять, в зависимости от того, что он считает для своей команды нормой. Хотя я понимаю, что мое желание вряд ли может осуществиться, но хотелось бы мне однажды увидеть поединок между быстрой, играющей в комбинационном стиле командой, настроенной на соревнование без единого удаления, и грубой, жестокой командой, играющей так, как будто правил в хоккее никогда и не существовало. Не могу сказать с полной уверенностью, но полагаю, что я поставил бы на команду, исповедующую быструю и чистую игру. Команда же, игнорирующая свод хоккейных правил, будет со скамьи штрафованных наблюдать за своим собственным разгромом.

Хоккей, если в него играть правильно, – это такая игра, в которой оборона заслуживает такого же внимания, как и атака, а нападающие должны придавать обороне не меньшее значение, чем развитию атаки. Хотя на долю защитников не приходятся рекорды[41] по части забивания шайб, без хороших защитников, преданных хоккею и своему «оборонческому делу», на котором лавров не заработаешь, команда никогда не станет слаженным механизмом, каким она должна быть.

 

Глава VI. Взятие ворот

 

Никто еще не смог убедительно доказать, где и когда возник хоккей с шайбой. Специалисты спорта утверждают, что он ведет свое начало от хоккея на траве, в который играют мячом и клюшкой с округлым крюком. А археологи откопали доказательства о том, что персы играли в подобную игру несколько тысяч лет назад. В северных странах Европы культивируют некую разновидность хоккея на коньках – хоккей с мячом, или хоккей‑бенди. Правила игры похожи на правила европейского футбола.

Насколько мне удалось установить, первая хоккейная игра в Канаде состоялась в 1855 году на льду залива близ Кингстона (провинция Онтарио), неподалеку от места моего рождения. Встречались две британские армейские команды, и игра велась резиновым мячом. Позже, в 1885 году, опять‑таки в Кингстоне состоялась встреча между студентами университета и слушателями военного училища, но на этот раз игра велась плоской чуркой, выпиленной из мяча, каким пользуются в американском травяном хоккее. Так родилась шайба, оригинал которой выставлен для всеобщего обозрения в спортивном зале университета.

Шайба, которой играют команды профессионалов, изготовляется из вулканизированной резины. Диаметр шайбы – 7,62 сантиметра, толщина – 2,54 сантиметра. Весит она – 156–170 граммов.

На внешний вид в шайбе ничего привлекательного нет, но если сложить всю энергию, затраченную на попытки загнать ее в ворота, то этой энергии окажется достаточно, чтобы вывести несколько ракет в космический полет. Хотя многие хоккеисты могут бросать шайбу со скоростью более полутораста километров в час, их способность поражать ворота складывается из правильных навыков, приобрести которые можно только в ходе тренировок и в результате игрового опыта. Все предельно просто: чтобы забивать голы, нужно всего‑навсего правильно бросать по воротам с правильно выбранного на льду места.

Проведенный несколько лет назад анализ фактического материала о забитых голах дает игрокам и тренерам богатую пищу для размышления. Как показывает анализ, в среднем игроки реализуют лишь одну из десяти попыток поразить ворота. Объяснение здесь разное: броски со слишком близкого расстояния, под чересчур острым углом, прямо во вратаря, а также потеря контроля над шайбой.

Весь этот брак является результатом укоренившихся неверных навыков и косвенным образом объясняется отсутствием у игроков понятия о том, как же надо забивать голы.

Большинство шайб, по данным анализа, забрасывается из положения прямо перед вратарем с расстояния от трех до полутора метров. Подавляющая часть удачных бросков приходится ниже коленей вратаря, а неотразимые – примерно на уровне его щиколоток. Большая часть забитых голов приходится на ту сторону, с которой вратарь держит клюшку.

Если правильные навыки игры в хоккей оборачиваются забитыми голами, а неправильные – упущенными возможностями, разумно требовать от хоккеиста, чтобы он развивал такие навыки, которые приводят к результативной игре. Чтобы точнее решить, как с точки зрения теории и практики хоккея облегчить становление данных навыков, нам придется сначала проанализировать, как действует страж ворот во время игры.

 

Вратарь

 

Размер ворот в хоккее 183х122 сантиметра. Большие это ворота или маленькие – все зависит от того, как к этому подойти. Почти каждый вратарь считает, что ему приходится защищать зияющую бездну, тогда как пытающийся поразить цель полевой игрок склонен полагать, что не менее десятка таких крошечных сооружений можно уместить на булавочной головке. Если же быть серьезным, то размер того вожделенного места, куда каждый хоккеист мечтает направить шайбу, меняется в зависимости от позиций, выбранных вратарем и тем, кто намеревается произвести бросок.

Идеальным местом для броска следует считать точку, расположенную прямо перед воротами на расстоянии четырех с половиной метров от вратаря. С удалением атакующего от ворот у их стража оказывается больше времени, чтобы изготовиться к приему шайбы, а с приближением к воротам сокращается незащищенная часть плоскости ворот, куда атакующий может направить шайбу. Заметьте, речь идет о четырех с половиной метрах от вратаря, а не от линии ворот, поскольку разные вратари выкатываются на разное удаление от ворот.

С расстояния четырех с половиной метров можно бросить шайбу мимо вратаря и с той, и с другой стороны. Конечно, у атакующего не так уж много шансов выйти на позицию для идеального броска. Однако надо всегда стремиться занять эту позицию. При броске с идеальной точки во много раз возрастает вероятность поражения ворот, поэтому при обучении игре в хоккей нужно прививать хоккеистам привычку пытаться выйти на эту точку до броска.

Достичь данной цели совсем не легко. Потребуется все мастерство хоккеиста в маневренном катании и владении клюшкой, чтобы, ведя шайбу перед собой, он мог избежать силовой борьбы с пытающимся отобрать у него шайбу соперником. Для этого игроку с шайбой придется пользоваться и торможением, и круговым движением на одном коньке, и стартом с места, и рывком. А самое главное, чтобы у него в этот момент была ясная голова.

В пылу отчаянной борьбы за шайбу вблизи ворот хоккеист всегда находится под воздействием неукротимого желания бросить шайбу в ворота сразу же, не медля, как только она попала ему на крюк, – без учета угла или дистанции. Никогда не поддавайтесь этому соблазну! Быстрым взглядом оцените обстановку, посмотрите, не находится ли в идеальной позиции для броска ваш партнер. Если да, то отдайте ему шайбу! Если же в этой идеальной точке или поблизости от нее «своих» нет, то попытайтесь выйти на нее сами.

Мне могут возразить, что, по мнению крупнейших специалистов хоккея, секрет результативности заключается в том, чтобы как можно больше бросать, бросать и бросать. А отсюда делается вывод, что чем чаще вы бросаете, тем больше вы забиваете. Я отвечу: не следует забывать, что результативность быстро возрастает по мере приближения бросающего к наивыгоднейшей для броска точке.

Во взятии ворот весьма большую роль играет элемент случайности, и в этом одно из объяснений такой рекомендации специалистов хоккея. Шайба, пущенная шальным броском из угла площадки в сторону ворот, может отскочить от конька соперника и влететь в ворота. Шайба, идущая под самым невероятным углом, может рикошетом отойти от стойки ворот, удариться о щиток вратаря и оказаться в сетке. Существует бесконечное множество путей забить случайный гол, но прославленные хоккейные бомбардиры принадлежат к разряду игроков, которые любят действовать наверняка. Ни один из них не сделает броска, пока не удостоверится, что вышел на наилучшую в данной обстановке позицию.

Как только владеющий шайбой хоккеист занял ударную позицию, он должен принять мгновенное решение, какой бросок применить. Наш знаменитый вратарь Гленн Холл[42] не раз говорил мне, что труднее всего брать шайбы, идущие на уровне щиколоток. Это мнение, кстати, подтверждает выводы недавно проведенного анализа, о чем я говорил в начале данной главы. Вывод этот в целом правилен, и большинство вратарей о нем знают. Многие из них часами тренируются, отрабатывая технику приема низких бросков. Чтобы доподлинно знать, как тот или иной вратарь справляется с бросками на уровне щиколоток, нужно хорошо изучить его манеру игры. Может оказаться, что он предпочитает очень низко приседать, и тогда такому вратарю лучше всего бросать на уровне плеча. Но не обольщайтесь чрезмерно и не думайте, что вратарю трудно подняться: ему на это потребуется почти столько же времени, сколько вам на бросок.

При броске из положения прямо перед воротами всегда старайтесь направить шайбу мимо вратаря со стороны его клюшки. Любой вратарь при приеме шайбы быстрее и точнее действует рукой, чем клюшкой. К тому же при ударе шайбы о клюшку она может отскочить к вашему партнеру, который тут же подправит ее в ворота. А уж если вратарь поймает шайбу, то он отбросит ее туда, где ее может подхватить игрок его команды. Во всяком случае сопернику на клюшку он ее не бросит.

Если вам удалось занять ударную позицию, бросайте низом в угол ворот со стороны, с которой вратарь держит клюшку. Это самый верный способ поразить ворота. Неплохо также бросать в угол ворот на высоте плеча – и опять‑таки со стороны клюшки вратаря. Такой бросок обычно менее эффективен, чем бросок низом, поскольку в спешке трудно решить, насколько высоко нужно поднять шайбу, и она может или удариться о перекладину, или вообще уйти верхом.

Нельзя недооценивать вратаря. Выбором наилучшей для взятия ворот позиции и наилучшего (с учетом индивидуальных особенностей вратаря) вида броска вы увеличиваете свои шансы добиться успеха. Но этих шансов будет еще больше, если вам удастся вынудить стража ворот сделать «первый ход».

Вспомним, что при ведении единоборства с обороняющимся где‑то в середине ледяного поля вы, владея шайбой, диктуете сопернику свои условия. Точно так же и здесь: вы знаете свой план игры, а вратарь нет. Стоит ему только изготовиться к приему шайбы с одной стороны, бросайте не медля с другой. Двое игроков соревнуются в способности перехитрить друг друга, и весь поединок длится считанные доли секунды.

Дам пару советов, как заставить вратаря первым раскрыть свои карты. Можно, например, прибегнуть к ложному броску. Хоккеисты весьма часто пользуются этим обманным приемом. Суть его состоит в том, что владеющий шайбой игрок начинает выполнение броска в одном направлении, а затем, когда вратарь приготовится к броску, бросает в другой угол. Ложный бросок особенно хорош, когда его сочетают с быстрым манипулированием клюшкой непосредственно перед имитацией броска. Приближаясь к точке выполнения броска, атакующий должен «поиграть» перед собой шайбой, причем амплитуда движения шайбы из стороны в сторону зависит от того, в какой мере хоккеист владеет клюшкой, но в принципе чем дальше от себя он отпускает шайбу, тем лучше. Вратарь впивается глазами в шайбу, он ни на мгновение не отрывает от нее взора. Голова его, возможно, и неподвижна, но глаза все время в работе. Когда вы делаете, наконец, ложное движение, вратарь ищет глазами отходящую от вашей клюшки шайбу. Не найдя ее, он вынужден снова сфокусировать свой взгляд на шайбе, а в это мгновение вы посылаете ее в ворота.

Пытаясь сочетать ложный бросок с предварительной обработкой шайбы клюшкой, многие хоккеисты, по их собственному признанию, весьма часто проигрывают в единоборстве вратарю. Причина заключается в том, что у них появляется дурная привычка бросать всегда с одной и той же руки – «удобной» или «неудобной». А вратари достаточно хорошо изучили эту их привычку. Рекомендация здесь, разумеется, может быть только одна – бросать то с одной, то с другой руки. Можно посоветовать такой, весьма эффективный, прием: подкатывайтесь к ударной позиции, двигая шайбу взад и вперед, демонстрируйте ложный бросок «удобной» рукой, перебросьте шайбу на сторону «неудобной» руки, а затем обратно на удобную сторону. Эта маленькая карусель может сослужить атакующему хорошую службу, если только он не увлечется и не забудет, что слишком долго возиться с шайбой на льду нельзя. Может быть, вратаря он с толку и собьет, но не меньше двух соперников окажутся тут как тут, пытаясь отобрать у него шайбу.

 

Броски по воротам

 

Чем лучше хоккеист бросает по воротам, тем больше голов он забивает. На свете, пожалуй, нет более избитой фразы, чем эта. Однако по какой‑то неведомой мне причине, которая по сей день остается для меня загадкой, ни один игрок – будь то в профессиональном хоккее или в команде начинающих малышей – не тренируется в бросках в том объеме, в каком это требуется.

Возьмем профессионала в гольфе. Есть у него свободное время – он тут же идет на площадку и не одну сотню мячей пошлет в цель, отрабатывая силу удара и точность. А профессиональный теннисист, который часами практикуется в подаче! А игрок в американский футбол, сотни раз за одну тренировку бросающий мяч в подвешенную над воротами автомобильную покрышку! Многие же хоккеисты тут же спешат домой, как только коллективная тренировка заканчивается.

Я провел на льду массу времени, отрабатывая броски в одиночку или вместе со своими партнерами по звену. Работа эта нелегкая, и довольно часто искомое совершенствование приходит не сразу. Тем не менее такой труд – я знаю это по своему опыту – окупается. Вы можете мастерски выполнять все обманные приемы, но если вашим броскам недостает силы и точности, ваше тренировочное время потрачено понапрасну.

Не забывайте, что попасть вам нужно в маленькую цель, да к тому же вы катите на полной скорости, меняя направление и темп бега, в то время как один, а то и двое соперников делают все, чтобы помешать вам бросить по воротам.

В хоккее чаще всего пользуются броском, выполняемым маховым движением клюшки. Существуют и другие, такие, например, как щелчок или подкидка.

Скорость движения шайбы при маховом броске зависит от нескольких обстоятельств, но самым главным является сила рук хоккеиста.

При выполнении махового броска следите за тем, чтобы шайба на клюшке располагалась в стороне от вас или позади, что позволит вам наиболее полно развернуть плечи и руки. Начиная бросок, ровным маховым движением переводите клюшку вперед. При этом не забывайте, что голова и плечи у вас должны быть выдвинуты вперед, не нарушая полнейшего равновесия. Безукоризненное владение клюшкой во время броска обеспечивается достаточно жестким хватом. Необходимая для броска импульсная сила обеспечивается сзади стоящей ногой (правой, если вы бросаете с правой руки). Вес тела находится на клюшке. При посыле клюшки вперед сделайте как можно более энергичное движение кистями и одновременно перенесите вес тела на впереди стоящую ногу. Шайба при этом должна быть на центре крюка, а руки хоккеиста должны лежать на ручке клюшки как можно ближе друг к другу (при условии соблюдения удобства хвата).

Научиться правильно располагать руки на клюшке можно только методом проб и ошибок. Если хоккеист будет держать руки слишком близко друг к другу, он не сможет вложить нужную мышечную силу в движение руки, расположенной внизу. А это при броске имеет решающее значение. Если же руки расставить слишком далеко одну от другой, ручка клюшки не будет пружинить.

Другая типичная ошибка при выполнении махового броска, особенно в командах низших лиг, состоит в том, что шайбу не провожают крюком клюшки. Многие хоккеисты, вместо того чтобы посылать клюшку за шайбой, пока крюк не окажется в направлении желаемого полета шайбы, резко ее останавливают и неизбежно теряют при этом равновесие.

При отработке элементов махового броска в замедленном темпе хоккеист учится определять, когда переносить вес тела с одной ноги на другую, где ему держать клюшку и как провожать шайбу крюком. После этого он может ускорять движение клюшки, в результате которого шайба оказывается в полете. При условии правильной координации движений скорость и точность полета шайбы в значительной мере обеспечиваются силой рук хоккеиста (в том числе и кистей).

Следует помнить, что, как только хоккеист начинает выполнение махового броска по воротам, он сразу же расшифровывает перед вратарем свои намерения. Вратарь знает не только то, что шайба направляется в ворота, но и примерно куда она идет, поэтому эффективность броска можно обеспечить только быстротой его выполнения.

Есть в хоккее бросок, который приводит в восторг зрителей и которого страшатся вратари. Это – щелчок. Правда, многие тренеры относятся к нему отрицательно. Более того, мне пришлось слышать, как один тренер команды низшей лиги буквально разносил в пух и прах хоккеиста за то, что тот попробовал бросить шайбу щелчком, хотя никаких доводов при этом тренер не приводил. Надо полагать, единственной причиной гнева тренера было то, что незадачливому хоккеисту не удалось еще отработать щелчок до такой степени, чтобы по точности попадания в цель он не уступал ни маховому, ни какому‑либо другому броску. По сути дела, при правильном выполнении щелчка ничего плохого в нем нет. Я бы даже сказал, в нем нет ничего, кроме хорошего, поскольку шайба при этом броске движется гораздо быстрее, чем при других бросках (если, повторяю, бросок выполняется правильно). Как показывают проведенные в Национальной хоккейной лиге измерения, шайба, посланная щелчком, развивает скорость свыше ста девяноста километров в час.

Летя со столь высокой скоростью, шайба становится едва различимой, превращаясь для наблюдающих за ее полетом зрителей в нечеткую черную полоску. А вратарь, который не может следить за шайбой со стороны, не видит даже и этого. Обычно у стража ворот есть только один способ попытаться остановить посланную щелчком шайбу, это – поставить на пути ее полета свои щитки. Но даже через щитки, как сказал мне однажды знакомый вратарь, шайба кусается, как раскаленное железо.

Сравнивая кинограммы выполнения щелчка и махового броска, мы находим очень много общего, хотя есть и одно существенное различие. Оно состоит в том, что при броске щелчком нужно, сделав замах, опустить клюшку к расположенной на льду шайбе и с ходу сильно ее «щелкнуть». Перед непосредственным соприкосновением крюка с шайбой следует усилить хват ручки клюшки руками, чтобы крюк ни в коем случае не развернулся, если удар по шайбе придется не по центру крюка.

При броске щелчком шайба может быть поднята и лететь на каком‑то удалении ото льда. Высота подъема шайбы надо льдом зависит от ее положения на нем в момент соприкосновения с крюком.

Если в момент соприкосновения с клюшкой шайба находится чуточку позади бросающего, она будет двигаться прижимаясь к ледяной поверхности поля, а чем дальше она располагается впереди хоккеиста, тем выше в воздух она взлетит. Скорость движения шайбы при всех обстоятельствах зависит от силы щелчка и, конечно, от характера движения – по льду или по воздуху. Если шайба скользит по льду, то трение снизит ее скорость.

Эффективными могут быть также щелчки по отпасованной шайбе с ходу. На такой бросок уходит гораздо меньше времени, чем на маховый, но есть здесь и своя сложность: надо очень точно рассчитать время замаха, чтобы крюк касался шайбы как раз в тот момент, когда она, двигаясь по направлению к бросающему, находится в наиболее удобном для броска положении. Совершенствовать технику такого вида щелчка можно только многократным выполнением его, как, впрочем, и любого другого броска щелчком.

Весьма полезным видом броска, которым с успехом пользуются хоккеисты при групповой борьбе за шайбу перед воротами, является подкидка. Пожалуй, большинство голов, являющихся результатом схватки хоккеистов у ворот, забивают подкидкой.

Основная суть подкидки состоит в том, чтобы поднять шайбу в воздух и перебросить ее через распластавшегося на льду вратаря или через его клюшку. В ходе скоротечной и бескомпромиссной борьбы вблизи ворот нет времени, чтобы изготовиться к броску, сообразить, в каком положении по отношению к крюку находится шайба и каким движением рук лучше всего поднять ее со льда. Поэтому бросок подкидкой должен выполняться мгновенно и автоматически. Для успешного выполнения его нужно, чтобы шайба находилась как можно ближе к центру крюка и при этом крюк слегка накрывал шайбу. Чтобы подкинуть шайбу, нужно придать ей движение вперед и одновременно как можно резче развернуть кисти рук, Чем энергичнее и быстрее выполнен этот комплекс движений, тем выше поднимется шайба и быстрее она полетит.

Когда приходится бросать с неудобной стороны, лучше всего делать это подкидкой. В ходе групповой борьбы за шайбу перед воротами у вас обычно нет ни одного свободного кусочка льда, нет и времени, чтобы перевести шайбу с одной стороны на другую. Более того, как только вы попытаетесь обработать шайбу клюшкой, вы тут же предоставите обороняющимся возможность отбросить шайбу от ворот и начать наступательную комбинацию. Так что не жалейте времени и отрабатывайте технику подкидки, пока не доведете ее до автоматизма при бросках с обеих сторон.

Как только среди хоккеистов и тренеров заходит спор о том, что является решающим фактором для взятия ворот, обычно высказывается столько же мнений, сколько собирается спорщиков. Для одних это позиция, для других – сохранение равновесия, для третьих – скорость полета шайбы. Я же считаю: чтобы послать шайбу в угол ворот, самое главное – это знать, где ты находишься по отношению к воротам.

Речь идет не о том, чтобы прицеливаться, а о чем‑то близком к этому понятию. Многие специалисты хоккея писали о важности прицеливания. И делали они это с весьма большой долей убедительности. Но не меньше написано и о том, что в хоккее нет времени для прицельного броска. Истина лежит, пожалуй, где‑то посередине. Я знаю, что любой бомбардир Национальной хоккейной лиги может, находясь спиной к воротам, мгновенно повернуться и послать с исключительной точностью шайбу в цель. Когда такой хоккеист, удерживая шайбу на клюшке, начинает поворот, он одновременно начинает и бросок, не имея, естественно, времени на прицеливание. В тот момент, когда поворот почти завершен, хоккеист ловит взглядом то место ворот, куда он собирается направить шайбу. Можно считать, что он в данный момент прицеливается, а можно и не считать этого. Во всяком случае, в строгом смысле слова здесь, по‑моему, прицеливания нет.

Звучит это, пожалуй, настолько элементарно, что, казалось бы, нет нужды об этом говорить. Однако я убежден, что очень многие хоккеисты бросают мимо ворот только потому, что не могут оторвать глаз от шайбы и смотрят в цель, когда уже бросок совершен.

Нередко способность хоккеиста управлять шайбой на ощупь есть то мерило, по которому отличают просто хорошего игрока от признанного бомбардира. Однако, каким бы искусным ни был хоккеист, когда он делает замах на щелчок, он должен бросить взгляд на шайбу, чтобы удостовериться, что шайба находится там, где нужно. Затем хоккеист направляет свой взор к тому участку ворот, который выбрал как цель. Перевод взгляда на шайбу и снова на ворота происходит с такой быстротой, что часто этого не может заметить даже самый внимательный наблюдатель. Смотреть на цель нужно при выполнении броска любого типа, но особенно это необходимо, когда выполняется щелчок.

Да, я действительно говорил, что если следить за выражением глаз владеющего шайбой хоккеиста, то можно прочитать в них его намерение. Но к вратарям это не относится. Любой вратарь, будь то малыш из команды начинающих или прославленный мастер, видит при приближении игры к нему только одну вещь – шайбу. Ему не видно, куда смотрит владеющий шайбой соперник, да если бы он даже и попытался заглянуть в глаза готовящемуся к броску сопернику, все равно ему не хватило бы времени на то, чтобы снова сосредоточить свой взгляд на шайбе, когда она пришла бы в движение.

В идеале было бы лучше всего, если бы ведущий шайбу хоккеист вообще не смотрел ни на клюшку, ни на шайбу. Пожалуй, ближе всего к этому идеалу приближается Стэн Микита. Когда Стэн устремляется по льду, ок смотрит только туда, куда катится, а его гибкий ум старается предугадать развитие игровых событий. Многолетний опыт научил его точно ощущать шайбу на клюшке. Если она начинает соскальзывать с крюка, Микита подправляет ее на ощупь. Он всегда безошибочно определяет, где ворота, и бросает шайбу, глядя точно в цель. Этим, в частности, объясняется, что он больше всех забил шайб и сделал наибольшее число результативных передач в финальной пульке на Кубок Стэнли в 1962 году, завоевал Кубок Арта Росса в 1964 и 1965 годах и сделал наибольшее число результативных передач в основном турнире сезона 1964/65 года.

Нелегко отделаться от привычки смотреть на шайбу, пока она не улетела в сторону ворот, но молодой хоккеист, который работает над становлением умения определять, где ворота, и глядеть туда, куда он хочет бросить шайбу, очень скоро убедится, что число забиваемых им шайб неуклонно растет.

Понятно, что чем быстрее движется шайба, тем меньше у вратаря времени, чтобы подготовиться к ее приему. Понятно также, что скорость движения шайбы определяется как техникой выполнения броска, так и прилагаемой бросающим силой. Хотя, как я сказал ранее, некоторые игроки Национальной хоккейной лиги могут бросать шайбу со скоростью более ста шестидесяти километров в час, в ходе состязаний делают это далеко не все.

Те, кто бросает шайбу во время игры с такой силой, что она в полете становится едва различимой полоской, делают это потому, что все время думают о том дополнительном усилии, которое им нужно, чтобы развить желаемую скорость. Полагаю, что кто‑нибудь должен написать докторскую диссертацию по психологии и объяснить, почему этого дополнительного усилия игрокам часто не хватает. А ведь именно такое дополнительное усилие позволяет спринтеру выиграть драгоценные сантиметры у линии финиша. Да, пожалуй, и во всяком другом деле оно является тем условием, что отличает посредственность от настоящего мастера.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!