Портрет в творчестве Рубенса.



Невозможно дать детальную оценку всем работам написанным художником, т.к. их очень много, и среди них целый ряд написан в его мастерской, и работу самого Рубенса над ними точно определить очень трудно. Обратим внимание на дрезденскую " Старуху с жаровней". Откуда у Рубенса такая трактовка неожиданно взятого сюжета, являющегося частью большой картины, самих типажей, композиционной структуры и колористических особенностей, построенных на контрастах света и теней? Выхваченное из глухой темноты лицо старухи, греющей руку над жаровней с углём, склонившиеся к огню освещенные лица мальчика, раздувающего огонь, и юноши, напоминают об увлечении Рубенса искусством Караваджо и дают возможность представлять некоторые связи между искусством Рубенса и творчеством Рембрандта. В ряду исключений можно назвать и портрет священника Мишеля Опховена из гаагского музея Мауритцхауса. Трудно найти у современников Рубенса такой же портрет, где передано столь реалистично, без всякой идеализации, некрасивое, но умное и проницательное лицо монаха, обращенное к зрителям

До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов как он. После него, среди величайших мастеров мира, один только Рембрандт значительно превосходит его в этой области портретного творчества. Все портреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров свойственных барочным портретам, стиль которых во многом создавал и утвердил в Европе сам художник.

Старуха с жаровней.

Францисканский монах

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Портрет Мулая Ахмада

Антонис Ван Дейк – мастер аристократического парадного портрета.

Картины раннего периода творчества отличаются совершенно особой мерцающей техникой, смелостью композиции и - в сравнении с Рубенсом - известной легковесностью и недостаточной объемностью форм.

Уже в первый антверпенский период, работая как портретист, ван Дейк использует различные технические приемы живописи. Как истинный фламандец, он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых нидерландских мастеров, создавая гладкую, блестящую, эмалевую поверхность, то бросая на поверхность картины густые пастозные динамичные мазки, пятна, беспокойные линии. Техника живописи «Семейного портрета» имеет свои особенности: картина написана на крупнозернистом холсте; слой краски местами настолько тонок, что фактура холста обнажается, создавая ощущение еще большей живости и трепетности.

В годы пребывания в Италии ван Дейк пишет также ряд скромных, сдержанных, лишенных всякой парадности, интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью.

К их числу относится замечательный «Мужской портрет» (хранится в Эрмитаже), приближающийся к рембрантовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.

Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство.

Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса19-им юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена. Ранние композиции Антониса ван Дейка на религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности. Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма изысканной и деликатной. Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев. Это определило обращение Антониса ван Дейка к портретной живописи. В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои ван Дейка — люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитанны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.

Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров («Семейный портрет», между 1618 и 1626 годами, Санкт-Петербург, Эрмитаж), знати, их семейств. Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621—1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов. Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах. В «Мужском портрете» (1620-е, Санкт-Петербург, Эрмитаж) психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику. В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627—1632 годами, Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины. Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти), исполненного чувства достоинства. Освещение и насыщенный красньй цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах.
Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма — холодной голубовато-серебристой.

Свойственное мастеру тонкое умение глубоко постигать сущность и индивидуальность человеческих характеров вынуждало его искать разнообразные приемы их художественного воплощения в портретах, удивляющих разнообразием поз, деталей, цветовых решений. То он пишет фигуру в полный рост, то по пояс, то только голову; меняет гамму красок от строгих темных тонов до солнечных, ярких и нарядных; ищет наиболее выразительные движения рук, повороты головы, подбирает соответствующий фон и окружающие предметы. Он использует все многообразие этих средств, чтобы выразить неповторимость, уникальность каждого образа. Даже парадные портреты, написанные мастером по заказам вельмож, поражают жизненностью и яркостью характеристик.

11.Искусство Голландии-общая характеристика
ВXVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной, вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям.
Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке. В конце XVII — начале XVIII в. с вступлением на международную торговую арену Англии и Франции Голландия теряет свое экономическое и политическое значение, но на протяжении всего XVII столетия она является ведущей экономической державой Европы.

Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии.
Университет в Лейдене был центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики.
У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания,— поэтому и живопись в Голландии решает преимущественно станковые, а не монументально-декоративные задачи. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами, ибо кальвинизм отвергал всякий намек на роскошь; протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.
Главное достижение голландского искусства XVIII в.—в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев» (за непритязательность сюжетов и из-за малых размеров картин).
Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр.
Была даже специализация внутри жанра:
- вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер),
- «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул),
- пейзажи зимние (Авер-камп),
- корабли на рейде (Я. Порселлис),
- равнинный пейзаж (Ф. Конинк);-
- натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда)
- или изображение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум),
- церковные интерьеры (А. де Лорм) и пр.
Живопись на евангельские, библейские и мифологические сюжеты представлена далеко не так широко, как в других странах. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии.
Главная особенность голландской живописи: поэтизация обыденного, умение одухотворить и возвысить мир материальных вещей.
Представители:
Крупнейший портретист Голландии - Франс Халс, Пейзажный жанр Голландии XVII - Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдал, Якоб ван Рейсдал.
Морским пейзажем (мариной) занимался Ян Порселлис.
Блестящего развития достигает натюрморт. Питер Клас, Биллем Хеда чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе.
Но главной темой «малых голландцев» является все-таки не крестьянский, а бюргерский быт. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы, отличаются повествовательностью. В картинах этого жанра как будто ничего не происходит. Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стэн.
Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер, известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675).
Вермер был одним из тех художников, кто предопределил многие колористические искания XIX столетия, проложил во многом дорогу для импрессионистов, хотя картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Это те же изображения застылого бюргерского быта: чтение письма, беседующие кавалер и дама, служанки, занятые нехитрым хозяйством, виды Амстердама или Делфта. Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки.
Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно в XIX в.

Вермер делал то, чего никто не делал в XVII в.: он писал пейзажи с натуры («Улочка», «Вид Делфта»). Их можно назвать первыми образцами пленэрной живописи. Зрелое, классическое в своей простоте искусство Вермера имело огромное значение для будущих эпох.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 781; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!