Бережное отношение человека к языку.



- Проблема экологии языка (Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

12. Сострадание окружающим.

- Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);

- проблема действенного сострадания (Каким должно быть истинное сострадание?);

- проблема человеческого равнодушия (Может ли человек позволить себе быть равнодушным и не сострадать окружающим?).

Человек и война.

- Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);

- роблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

- проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?);

- проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны?);

- проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Есть ли место гуманизму в тяжёлых условиях военного времени?).

Смысл жизни.

- Проблема поиска смысла жизни (В чём смысл жизни человека?).

Познание мира.

- Проблема определения целей процесса учения (Какова цель учения? Чему должно служить познание?).

Запомните!

Проблема роли (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) в жизни человека

Проблема влияния (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) на человека

Проблема вытеснения (ЧЕГО-ТО) (ЧЕМ-ТО)

Проблема восприятия (ЧЕГО-ТО) (КЕМ-ТО)

Проблема проявления (ЧЕГО-ТО) (В КАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ)

Рассмотрим, как оценивается формулировка учащимся одной из проблем исходного текста в критериях проверки и оценки задания с развёрнутым ответом ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Если вы не укажете проблему или неверно её сформулируете, то можете потерять 8 баллов. Произойдёт снижение по следующим критериям:

К1 — 1 балл, К2 — 3 балла, К3 — 1 балл, К4 — 3 балла.

Избегайте типичных ошибок,которые нередко допускаются при формулировке проблемы, выбранной для комментирования:

1) Помните о том, что термины «проблема»и«тема» не являются синонимами.

Поэтому нельзя, подразумевая проблему, использовать в сочинении вместо слова «проблема» слово «тема»: эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12:

«Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

Тема (от греч. thema) - это то, о чём пишет автор, что положено в основу описа-
ния, изображения, исследования, дискуссии.

Проблема (от греч. 7гр6рАтциа) - это сложный вопрос, требующий изучения и серьёзного решения. Это противоречие или конфликт, который нужно разрешить между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения.

Конечно, тема и проблема тесно связаны между собой. Допустим, обращаясь к теме взросления молодого человека, к теме отрочества, автор поднимает проблему нравственного становления человека в юности. Однако синонимами, даже контекстными, термины «проблема» и «тема» не бывают.

2) Учитывайте то обстоятельство, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.

Тренинг к разделу «Формулируем проблему»

Задание № 1.

Сформулируйте проблемы, которые затрагивает автор текста. Напишите два варианта формулировки каждой проблемы: в виде повествовательного и в виде вопросительного предложений.

Сравните полученные фрагменты сочинения с теми, которые предложены в ключе.

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

- Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет - костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один перепутал литературу с лигатурой.

- Д-даю уроки, - запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. - На дому. Вас интересует литература?

- Интересует, - кивнул собеседник. - Меня зовут Максим. Давайте начнём завтра. В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух. Записываю адрес.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

- Вы слишком узкий специалист, - сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. - Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет - литература - никому, увы, не нужен.

Новую работу Андрею Петровичу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы. А затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский - две недели. Бунин - полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось пол сотни книг - самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, - беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, - если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта».

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

- Проходите, - засуетился Андрей Петрович. - Присаживайтесь. Как вы знаете, в школах литературу не преподают почти сотню лет. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия - в основном, виртуальные. Ну, и конечно, техника.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

- Мне нелегко об этом говорить, - сказал он наконец. - Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

- Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

...День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Максим не приходил. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчёмности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.

Что-то заставило Андрея Петровича войти в Интернет и пролистать ленту новостей.

Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К, - с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, - дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован... Общественность обеспокоена проявлением...».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Колени подломились, и он тяжело опустился на пол.

«Коту под хвост, - пришла итоговая мысль. - Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил». (По М. Гелприну)

Майк Гелприн (род. в 1961 г.) - писатель-фантаст, живущий в Нью-Йорке. Широко известен его рассказ «Свеча горела», опубликованный в десятом номере (октябрь) журнала «Мир фантастики» за 2011 год.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Исправьте речевые и грамматические ошибки, допущенные при формулировке проблемы, затрагиваемой автором исходного текста. Запишите верный вариант построения предложения.

1) В тексте по К.Г. Паустовскому описывается проблема о влиянии музыки на образ мыслей и чувств человека. - ________________________________________________________________________________

2) Проблема этого текста в том, что у человека всегда наблюдались тяги к познаниям окружающего мира. -______________________________________________________________________________________

3) В тексте публициста Маслова Ильи Александровича раскрывается проблемапоиска путей взаимопонимания людей разных возрастных поколений. -_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Проблема человеческого равнодушия, о которой повествуется в тексте Львова Сергея Львовича, является очень актуальной и поэтому выбрана мною для комментариев. - ______________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Проблема, которую выразил автор в своём тексте, - это проблема нравственного выбора в экстремальной жизненной ситуации человеком. - ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Какое значение имеет книга в жизни человека? Такова проблема, изложенная в данном тексте. –_____

______________________________________________________________________________________

7)В тексте по В. Никляеву затрагивается проблема отсутствия способности радостного восприятия окружающего мира. - ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

8) Какое влияние на молодёжь имеет Интернет? Именно этой сложной проблеме посвящён текст, предложенный для сочинения. - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9)Какую пользу оказывает чтение в обогащении кругозора человека? Этот вопрос интересует автора текста, предложенного для анализа. - __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10)Проблему об отношении к пожилым людям затрагивает в своём тексте писатель русской классики  К.Г. Паустовский. — ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________       КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Комментарий- слово, заимствованное в конце XV века из латинского языка, где commentarius «объяснение» - суффиксальное производное от commento «объясняю». (Школьный этимологический словарь русского языка.)

Комментарий - объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста.

Создавая комментарий, выпускник должен показать, как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.

Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.

Можно выделить два типа комментария, различие между которыми представлено в следующей таблице.

Тип комментария Примеры комментариев каждого типа
1)Текстуальныйкомментарий – это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: - как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме? - на каком жизненном материале автор раскрывает проблему? - какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев? - на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему? - какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? - какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему? Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу. Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт, что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.  
2) Концепционный комментарий - это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе. В отличие от текстуального, концепционный комментарий включает в себя ответы на следующие вопросы: - к какой категории относится затронутая автором текста проблема: нравственная, экологическая, философская, социальная? - насколько актуальна в наши дни эта проблема? - почему эта проблема относится к разряду вечных? - кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? - традиционна ли эта проблема или нова? Автор текста, предложенного для анализа, рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями. Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссии уверены в одном: смысл и радость челове- ческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. - если проблема традиционна, какие точки зрения существуют по её поводу? - если проблема нова, что стало причиной её появления?

Концепционный комментарий не оценивается. Необходимо создавать только текстуальный комментарий! То есть комментировать проблему только с опорой на предлагаемый для сочинения текст. Именно об этом сказано в критериях 2016 года.

Итак, согласно изменениям при комментировании проблемы текста необходимо привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Следование этому требованию, заложенному в критериях, даст возможность получить высший балл по критерию К2 (3 балла).

Если в комментарии приведён только 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, то по критерию К2 будет выставлено 2 балла.

Если при комментарии проблемы с опорой на исходный текст не приведено ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, по К2 присваивается 1 балл.

0 баллов по К2 выставляется в следующих случаях:

ü сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована;

ü прокомментирована без опоры на исходный текст;

ü в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста;

ü прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема;

ü вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента;

ü вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

Таким образом, надо иметь в виду, что для получения высшего балла по К2 (3
балла) необходимо при комментарии проблемы приводить 2 примера из прочитанного текста.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 918; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!