КРУГ ЗОДИАКА КАК КЛЮЧ К ЦАРСТВУ ЖИВОТНЫХ 12 страница



Как мы в строении и поведении лошади в первую очередь указываем на родство с нижней частью туловища и верхней частью ног человека, так мы можем выводить строение и поведение обезьян от строения и поведения человека, у которого сильно и односто­ронне развивается верхняя часть тела.

Мы уже сказали в этой главе, что слоны проявляют не только целый ряд свойств животных с преобладанием обмена веществ, но что они в этом даже превосходят других /см. главу I "и"/. Этому несколько противоречит то, что после всего сказанного долж­но нас особенно волновать. Слон со своим хоботом не только мо­жет развивать большую силу, но он способен и к очень дифферен­цированной деятельности. Поэтому слон может выполнять более или менее разностороннюю работу. И в этом он отличается от остальных животных. Конечно, им нужно руководить, но многое можно доверять и ему самому. Действительно можно сказать, что слон обладает такой способностью обращаться с предметами, кото­рую вряд ли можно встретить у других животных.

Другой признак, по которому слон оказывается похожим даже на многих грызунов, - это характер его питания. Он никогда не хватает ничего непосредственно ртом. Пищу он всегда берет хоботом и потом несет ее в рот. Даже воду он насасывает хоботом и потом выливает в рот. Молодые слоны, конечно, начинают сосать ртом и лишь позже применяют хобот.

Слоны крайне чувствительны даже к слабым раздражителям. На этом основывается обращение погонщиков с индийскими слонами. У них в первую очередь хорошо развиты слух и обоняние, глаза играют меньшую роль. Из этого можно сделать вывод, что слон превосходит не только животных с преобладанием обмена веществ, но и животных с преимущественным развитием нервной системы и системы органов чувств в их типичных признаках.

Особенно много можно узнать о сути слонов, если сравнить их с крайне резко выраженными представителями животных с преобладанием обмена веществ - таких, как бегемот и носорог. Огромной воистину разросшейся морде бегемота противостоит у слонов узкий рот, занимающий мало места в черепе слона. Слон - одно из немногих животных, у которых рот не выдается вперед. Он даже оказывается прикрытым нависающим над ним хобо­том.

Носороги могут казаться особенно большими. Их голова длинная и снабжена одним или двумя рогами. С помощью этих рогов они могут прокладывать себе дорогу через самые густые заросли и рыть землю. И слон владеет искусством прокладывать себе путь и при этом ломать и корчевать деревья, но это, как правило, он делает более осторожно, постоянно отодвигая или оттаскивая их.

Вплоть до отдельных деталей строения тела, движения и по­ведения у слона проявляется определенная сдержанность. Напри­мер, в большинстве случаев конец хобота у слона изогнут назад, в то время как морды большинства животных направлены вперед. К отличительным признакам человека и животных относится тот факт, что у человека сильнее всего развита черепная часть головы, в то время как у животных сильнее развита челюстная часть.

Слон отличается от остальных животных тем, что у него рез­ко выступает на передний план верхняя часть головы и что челюс­ти занимают скромное место. У слона даже есть высокий лоб, что у других животных либо не встречается вообще, либо встречается редко. Он, конечно, отличается от человека различными односторонне животными признаками.

Все органы, находящиеся на самой верхней части черепа, как уши, нос, верхние резцы, достигают таких размеров, которые не встречаются ни у одного другого животного. Наконец, в качестве одного из самых замечательных признаков в строении слона сле­дует упомянуть, что его форма в покоящейся позе и при медлен­ном движении спереди очерчена вертикальной линией.

Если мы, наконец, вспомним, что слон не только в преувели­ченных масштабах обладает признаками животных с преобладанием обмена веществ и нервной системы и системы органов чувств, но и что его движения особенно сдержанны и размерены и часто бывают ритмично-музыкальными, тогда мы сможем понять, почему он у некоторых народов почитался, как божество. Он - существо со свойствами, далеко выходящими за пределы обычного.

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

КРУГ ЗОДИАКА КАК КЛЮЧ К ЦАРСТВУ ЖИВОТНЫХ

 

ВВЕДЕНИЕ: ДВЕНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ГРУПП ЦАРСТВА ЖИВОТНЫХ

 

При составлении плана для двенадцатого класса Свободной вальдорфской школы в Штутгарте Р.Штайнер дал важную направляю­щую линию для преподавания зоологии. В царстве животных можно различать двенадцать групп, в которых проявляется формообразующее влияние круга Зодиака17.

 

Примечательным в этой системе является то, что подразделе­ние в основном соответствует обычному подразделению, хотя эта система построена в виде круга.

В обычных системах пытались отразить по возможности точную картину родства между группами, то есть их происхождение. При расположении по кругу это можно сделать в гораздо меньшей степе­ни, однако, здесь могут выявиться совсем другие связи. Бросает­ся в глаза, что этой системе классы позвоночных занимают в точности столько же места, сколько и типы беспозвоночных.

Не все позвоночные в целом, а, например, одни птицы находятся на одной линии с моллюсками. Удивительно, что оболочники, которые с точки зрения систематики представляют собой лишь маленькую группу, получают такое важное место. Проблемой являет­ся то, почему они оказались именно на этом месте.

Если мы теперь будем говорить о различных группах, возникнет вопрос о том, насколько эта система отражает природные взаимоотношения. Очень важным именно для этой работы является далее вопрос о том, может ли система внести вклад в точную характеристику различных групп. Во всяком случае, круг Зодиака дает боль­шие возможности для систематического сравнения групп. Мы все время будем сравнивать две расположенные рядом группы и при этом находить сходства и различия. Форма круга требует от нас, чтобы полученные при этом результаты мы опять-таки сопоставля­ли друг с другом. И лишь если при этом выявляется большая законо­мерность, своего рода основной закон, оказывается оправданным равномерное движение, определяемое кругом.

На первый взгляд одним из самых проблематичных переходов между двумя группами является переход от млекопитающих к простейшим. Можно ли будет показать, что этот переход равноценен переходу между другими группами?

Форма круга позволяет искать не только связи между соседни­ми группами, но и такие связи, которые пересекают поверхность круга. В этом исследовании мы ограничимся связями противополож­ных групп.

При всем том требуется искусство, чтобы дать характеристику прежде всего особым, нигде больше не встречающимся свойствам каждой группы, потому что именно в этом должно проявиться отра­жение круга Зодиака.

IV. ПЯТЬ ГРУПП ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

 

1. Тип позвоночных животных

 

а/ Тип и метаморфозы

 

Если мы хотим глубже проникнуть в ту область, в которой возникли творческие силы живых существ, мы должны будем вооружиться особым ключом, потому что мы вступаем в мир, недоступ­ный для повседневного сознания. Для этого нет лучшего ключа, чем понятие метаморфоза.

В чувственном мире мы встречаемся со многими явлениями, которые могут стать для нас загадками. Они побуждают нас искать причины явлений. Если мы находим причины чувственного явления также в области чувственного, тогда мы говорим о ходе процесса, подчиняющемся неорганическим законам. У неорганических процессов причина и следствие лежат в одной и той же плоскости действительности. К тому же в этой плоскости всегда имеется непосредствен­ный контакт между явлениями, действующими друг на друга как причина и следствие.

В явлениях жизни причина не обнаруживается в чувственном мире. Если увлажнить семя и оно начнет прорастать, вода являет­ся не причиной прорастания, а предпосылкой, делающей прораста­ние возможным.

Если захотеть понять определенные формы и поведение животных существ, часто следует рассматривать другие существа, никог­да не соприкасающиеся с ними в чувственной сфере. Сравнивая форму и поведение, мы приходим к определенным результатам. Та­ким образом, мы в известном смысле сталкиваем их. Мы принимаем их в наш мир представлений и таким образом осуществляем необходимые контакты.

Например, путем сравнения устанавливается, что определенные животные обладают почти всеми свойствами в равной степени. Тогда их объединяют как членов одного вида.

Далее обнаруживают, что есть животные, похожие по основным признакам и отличающиеся по более поверхностным. Тогда их относят к разным близкородственным видам. Часто обнаруживается целый ряд видов, проявляющих такое родство. Тогда их в свою очередь объединяют в группу более высокого порядка, которую называют родом. И роды, как правило, тоже объединяются в группы еще более высокого ранга, семейства. Мы можем взять в качестве примера виды животных, относящихся к кошачьим. У всех них одинаковая форма головы, зубной аппарат с доминированием клыков, определенный вид когтей и к тому же в основном сходное поведение. И все же каждый вид имеет свои собственные признаки, по которым он отличается от других видов. Насколько отличается кошка от тигра и как много свойств, относящихся к самой их сути, у этих животных тем не менее являются общими.

Если иметь много дела с такими явлениями и соответствующими мыслями, тогда мысли, касающиеся групп, становятся чем-то само собой разумеющимся. Они начинают преобладать над многими другими мыслями.

Мысль, с помощью которой пытаются выявить общее для группы животных существ, можно назвать в смысле Гете типом этой группы. Из последующего будет ясно, что следует различать типы высшего и низшего порядка.

Предположим, что мы хотим выявить связь между формами животных в пределах группы высшего порядка. В этом случае следует сначала формировать подвижный мысленный образ этого типа и примерить к этому образу отдельные формы, относящиеся к группе18. При этом различные формы выводят от типа. Тип подвергают метаморфозу в определенные формы. Если употребляют слово метаморфозы в более высоком смысле, который ему придал Гете, тог­да всегда ссылаются на такое объяснение форм выведением их из типа.

Сейчас широко распространено представление о том, что, собственно, виды животных и растений не существуют, а имеется лишь большое количество похожих друг на друга чувственно восприни­маемых особей. Это, конечно, предполагает, что не существуют и группы более высокого порядка. Если мы говорим о волке и думаем при этом о виде, то это - лишь обобщающее понятие, название.

Тот, кто так думает, является в философском смысле номиналистом. Он признает лишь то, что может быть воспринято с помо­щью органов чувств. Он должен и происхождение живых существ тоже искать исключительно в чувственном мире. Он должен объяснять сходство различных существ в первую очередь родством, и, следовательно, общим происхождением. Частично он призовет на помощь и приспособление к сходным окружающим условиям. Однако при этом он столкнется с той трудностью, что происхождение в действительности никогда нельзя проследить с помощью органов чувств, потому что с их помощью нельзя воспринять то, что про­изошло в прошлом. Следствием этого является то, что человек все же мысленно ищет происхождение существ и только переска­кивает с одной гипотезы на другую. Свою чувственную действительность он выводит из крайне субъективной системы мыслей, из сконструированного им самим сухого мира фантазии. Он, кроме то­го, вынужден искать убежище в кажущейся действительности. Тот, кто убежден в том, что понятие вида и в неменьшей степени понятия, относящиеся к группам более высокого ранга, указывают на реальность, в философском смысле является реалистом. Однако реалист должен думать дальше и задать себе вопрос, на какую реальность указывают понятия вида и также типы Гете.  

С помощью моих мыслей я не могу создавать настоящих животных. Таким образом, когда я мысленно вывожу какую-то форму животных от исходной формы, я совершаю процесс, который может быть не более, чем отражением действительности, лежащей за пределами области чувственного восприятия и повседневного мышления. Таким образом, реалист прежде всего работает с образом действительнос­ти.

В этом примером может быть Гете. Он всегда делал мысли более доступными для действительности, на которую они сначала только указывали, причем он непрерывно углублялся в типы и выведение из них особых форм.

Р.Штайнер пошел в этом направлении гораздо дальше, чем Гете. Он смог обучением так расширить свое сознание, что тип для него стал воспринимаемым как конкретное существо. Он, на­пример, описал видовые сущности животных, которых он назвал душами групп, как существа, сравнимые с человеком. Они, однако, не могут, как человек, полностью соединиться с телом. Они как бы парят над телом каждого отдельного животного и именно поэто­му в состоянии образовывать множество экземпляров данного вида и руководить ими.

Можно бы было сказать: как человек олицетворяется в от­дельном организме, так олицетворяется душа группы во множестве организмов. Однако в буквальном смысле слова вряд ли можно гово­рить об олицетворении, так как душа группы остается со своим сознанием в мире, скрытом от органов чувств. Так как все живот­ные одного вида в целом имеют одинаковое отношение к душе груп­пы, они оказываются сходными в их строении и типе поведения.

Групповые души животных потому еще представляют собой нечто совсем иное, чем сущность человека, что они полностью существуют в элементе мудрости; любовь, напротив, им чужда. Они знают и выполняют как нечто само собой разумеющееся свою задачу в упорядочении мира, но радость или страдание отдельного существа для них ничего не значат. Они устремляют взгляд на целое, а не на отдельное животное.

Если эти представления Р.Штайнера станут у нас мнениями и убеждениями, тогда реализм, в противоположность изложенному номиналистическому подходу, сможет развиться в мировоззрение гораздо более глубокого значения. Вид животных станет для нас существом, которое мы сможем узнать и с которым даже сможем установить связи и иметь дела, как с другим человеком. Поначалу кажется трудностью то, что мы не можем воспринимать это сущест­во, но как часто случается, что мы имеем друга в другом месте и связаны с ним только перепиской или рассказами. И разве в этом случае мы воспринимаем непосредственно существо людей, с которыми мы связаны? Мы видим или слышим их высказывания, мы можем следить за их развитием, мы узнаем их судьбу. Мы можем, говоря словами Гете, погружаться в их "дела и страдания". Нечто похожее в действительности возможно и с групповой душой. Для этого мы должны учиться рассматривать с физиогномической точки зрения отдельных животных вида и всех их вместе, как мы рассмат­риваем облик и дела человеческого существа. Мы должны рассмат­ривать их положение среди других существ, их форму и, прежде всего, их стиль жизни так же, как мы рассматриваем высказывание существа, с которым мы дружны. Если мы достаточно любовно подой­дем к выражениям существа вида, то мы действительно можем уста­новить с ним связь, даже если оно и обитает в другом мире.

И тогда происходит нечто замечательное. Наука о систематике живых существ приобретает совершенное новое содержание. С максимальной тщательностью изучали, начиная с прошлого столетия, группировку животных по их родству. Результат в большинстве случаев оказывался в очень сухой форме. Если же приняться за работу только что указанным путем, то то, что сначала казалось сухим и мертвым, получает богатую внутреннюю жизнь. Обнаружи­вается, что в книгах порядок живых существ становится своего рода мертвой проекцией обширного духовного пространства с бога­тейшим содержанием. По этой проекции можно узнать, что в этом пространстве живут созидающие существа частично в состоянии внутренней гармонии, частично в резкой противоположности друг другу, но всегда в строжайшем порядке.

Теперь учатся различать, как сущности мелких группировок подчиняются сущностям, руководящим более крупными группами. Не только виды, но и роды, семейства, отряды, классы и даже типы заставляют нас обращаться с ними как с существами. В ка­честве примера можно привести следующее: не только все тигры находятся под руководством групповой души, но и всеми кошачьи­ми руководит существо высшего порядка, а млекопитающими - еще более высоко стоящее существо.

При такой работе следует исходить из определенного доверия. Если еще нет четкой картины восприятия типа, можно все же рабо­тать так, как будто ты уверен в существовании типа как сущест­ва.

 

б/ Группировка позвоночных животных и выход из воды на сушу

 

К позвоночным животным относятся: рыбы, земноводные /амфи­бии/, пресмыкающиеся /рептилии/, птицы, млекопитающие.

Из этого ряда можно узнать многое из того, что указывает на вид существа, живущего за ним.

Рыбы действительно идеальные водные животные. Они безогляд­но отдаются целостной среде, которую представляет собой вода. Вода носит их, она предоставляет им сопротивление, борясь с которым они могут продвигаться вперед, вода дает им воздух для дыхания и пространство для деятельности их органов чувств.

Все наземные животные обитают в зоне, где впервые полностью проявляется большая полярность света и тяжести. Они живут в двоякой среде. Под собой они находят темную, твердую землю, в ко­торой господствует тяжесть, вокруг себя - нежный, подвижный воздух, в котором царит свет.

Млекопитающие - самые совершенные наземные животные; они живут больше, чем другие, в равновесии с этой двоякой средой. Земля дает им опору для стояния и отдыха, сопротивление при движении; воздух дает им пространство для чувственной деятель­ности и возможность дыхания.

Амфибии во всех отношениях производят такое впечатление, как будто они с трудом выходят из воды и пытаются ориентироваться в новой среде.

Рептилии с их толстой кожей уже изолировали свои жизненные процессы от окружающей их воды, но они очень односторонне относятся к новой среде. Они ищут чрезмерную связь с земными силами, в то время как мало используют возможности, предоставляемые им воздухом.

У птиц проявляется противоположная односторонность. Они ищут чрезмерную связь с воздухом, в то время как гораздо меньше используют возможности, предоставляемые им связью с зем­лей.

Млекопитающие всегда опираются о землю, как и рептилии, но они не подчинены ей. Они умеют воистину виртуозно использо­вать земные силы и господствовать над ними. К тому же они в боль­шинстве случаев носят свою голову так высоко, что могут полнос­тью использовать возможности, предоставляемые воздухом для дея­тельности органов чувств.

В ходе любого развития отдельные детали, принадлежащие исходно окружению, уходят внутрь и отделяются от окружения. Это правило ухода внутрь и отделения очень четко проявляется у наз­ванных пяти групп.

Амфибии захватывают внутрь тела воздух. Рептилии полностью отделяют свою внутреннюю жидкость от наружной. Птицы формируют собственный, независимый тепловой режим.

Особенно четко проявляется возрастающий уход внутрь при размножении. Большинство рыб выметывают икру и молоки в окружающую среду до того, как происходит оплодотворение. У амфибий отчасти дело обстоит так же, но они нащупывают и новые пути. У рептилий и птиц оплодотворение всегда происходит внутри; оплодотворенные или иногда даже более или менее развившиеся яйца затем выводятся наружу. У млекопитающих детеныш проводит значительную часть своего развития в теле матери.

 

2. Рыбы


    а/ Окружение рыб


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!