Петербург Гоголя (по «Петербургским повестям» – на примере 1-2 произведений).



Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своём творчестве к теме Петербурга. Не является исключением и Николай Васильевич Гоголь и его «Невский проспект». Анализ этой повести – это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении.

 

Петербург – это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека. На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство – все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

 

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, но здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости.

 

Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города – тот самый Невский проспект. Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой.

 

Петербург в представлении автора – это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками. Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателями самых разных характеров. Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, – это место встречи. Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе».

 

В повесть «Невский проспект» включаются два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый – это поручик Пирогов, а второй – Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще». Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку». Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его. Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием». Второй же герой – Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее – игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это – жизнь. Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

 

Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», - говорит Гоголь

 

 Крохотный огонёк, что пляшет перед глазами, манит за собой и завлекает в опасные сети, – именно так стремится представить автор читателю Невский проспект. Повесть заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами. Для художника Пискарёва встреча с Невским и его обитателями становится фатальной, она буквально опустошает его душу. На его глазах красота мира превращается в ничто, и сам по себе встаёт вопрос: «Если всё это – призрачный мираж, что в таком случае реально вообще?» И автор даёт ответ – реальным остаётся сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным обманом.

2.«Печально я гляжу на наше поколенье…» Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбах своего поколения (на материале стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»). Чтение наизусть одного из стихотворений.

Лермонтов — поэт своего времени. Про него с уверенностью молено сказать, что характер его творчества и его направленность определяло историческое развитие общества. Большую часть своих произведений Лермонтов создавал, глядя на свое поколение. Отсюда и название известного романа — «Герой нашего времени».

 

Уже первые стихотворения Лермонтова, написанные в самом юном возрасте, поражают безотрадностью, разочарованностью в жизни и в людях. Но все это вполне объяснимо: Лермонтов — поэт эпохи, его стихи суть размышления о том, что окружает его.

В известном стихотворении Лермонтова «Бородино»(1837 год) есть слова:

 

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы! (Наизусть)

 

Здесь звучит мотив разочарованности в молодом поколении. Создается впечатление, что поэт — старик, убеленный сединами. Мировосприятие Лермонтова таково, что он смотрит на своих сверстников глазами старика. Мысль о людях «нашего времени», прозвучавшая в стихотворении «Бородино», — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии. Тоска по жизни, по настоящей жизни, внушила поэту подобные строки. Именно это чувство, смешанное с благородным негодованием, является основой лирики Лермонтова

 

«Философствующий дух» в полной мере проявился в стихотворении «Дума»(1838 год). Поэт здесь говорит о новом поколении. Слова его полны горечи и сожаления:

 

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!(Наизусть)

 

Поэт не видит будущего у нового поколения. Главная беда его представителей состоит в бездействии. Пассивность общества Лермонтов объясняет очень просто. Люди не успевают начать жить, как жизнь им уже наскучивает. Им хватает опыта своих отцов и утомляет процесс накапливания своего собственного опыта. Его точно так же «томит жизнь», он так же ненавидит и любит «случайно», он, наряду с другими, называет себя «промотавшимся отцом» будущих поколений. Эти стихи, написанные как будто с большой долей субъективности, с упором на авторское «я», на самом деле имеют общечеловеческий смысл. В нем, наверное, каждый представитель одного поколения с Лермонтовым находил отражение своих собственных мыслей и чувств, разгадку собственного уныния и душевной апатии. Да и в наше время некоторые люди смогут найти в этом стихотворении частичку своих мыслей и отголосок своих терзаний.

 

Творчество Лермонтова — портрет эпохи. Его мрачные умонастроения — не что иное, как реакция на жизнь общества, в котором ему довелось жить. Поэтому худшие, мрачнейшие стороны жизни того времени можно изучать по лирике Лермонтова.

Билет № 8


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!