Политико – правовые идеи Ш. Монтескье (О духе законов)



 

Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) (аристократ; занимает должность президента Бордоского парламента (судебного учреждения); переезжает в Париж;«Персидские письма» (в художественной форме изображена правдивая картина кризиса абсолютной королевской власти во Франции).«Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов», «Защита «О духе законов».Происхождение государства.Каждое исторически данное общество - результат взаимодействия физических и моральных причин, определяющих его становление, развитие и падение (на первых этапах развития общества основное влияние оказывают физические причины (климат), в государственно организованном обществе все большее значение приобретают социальные факторы (политический строй, положительные законы государства)).Пытался также рассмотреть образование государства как объективный исторический процесс (различал общество и государство).Государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на определенной ступени его развитияХарактеристика государства (определение государства).Главная цель государства - примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не подчинится правопорядку.Разумное соглашение между народами и правителями - акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними (обосновал идею правления законов, а не людей - идею конституционного правления).Формы государства (идеальное государство).Доказывал, что вполне естественны разные формы правления в зависимости от общего духа народа (выступал против абсолютизма).В истории государства выявил 4 типичные формы демократия аристократия монархия ( деспотияРазработка модели государства будущего(проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей).Разделение властей становится критерием деления форм правления на умеренные и неумеренные (в каждом государстве есть три рода власти - власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная) (возводится в ранг конституционного принципа).

Цель права - в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.

 

32.Политико – правовые идеи Ф. Гегеля (философия права)

 

Философское учениеГеорга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства. Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Лишь благодаря собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изображает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех (здесь им используются формулировки, применявшиеся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По учению Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.

Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх).

Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!