Христианский богослов и политик Аврелий Августин.
Августин Аврелий (354-430). Родился в семье обедневшего римского патриция, получил образование в Карфагене. Вскоре после окончания учебы Августин открыл в Карфагене собственную школу риторов, в которой преподавал почти 10 лет.
Крещен в 387 г. Историю своего обращения в христианство Августин впоследствии подробно описал в автобиографической «Исповеди». Августина Аврелия относят к числу отцов католической церкви и почитают как святого. Православная церковь, в отличие от католической, называет богослова только учителем и причисляет его к лику блаженных, а не святых (в отечественной литературе за ним закрепилось имя Блаженный Августин).
«Исповедь» в 13 кн., «О граде Божием» в 22 кн. и др.
Вся история человечества рассматривается Августином как противостояние и борьба двух сообществ: земного и небесного, государства дьявольского и Божьего. В основе «града земного» - борьба людей за материальные блага, за приоритет корыстных личных интересов над общественными, любовь граждан к себе, доведенная «до презрения к богу». «Град божий» - это духовная общность праведников, рассеянных по миру между неправедниками. Их жизнь основана «на любви к богу, доведенная до презрения к себе». Град божий – это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимы во время второго пришествия Бога.
|
|
Августин разделяет представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но считает, что эти процессы обусловлены божественной волей. В одних случаях бог прямо назначает правителя, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права (опосредованное божественное повеление).
Согласно учению Августина природа толкает людей к объединению сначала в семьи, затем в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Он выделяет два вида земных государств: государство, как организация насилия по отношению к человеку и христианские государства, где власть основывается на заботе о подданных. Цель христианского государства состоит в:
- служении церкви, в помощи небесному граду направлять земной к миру небесному;
- насильственном приобщении к христианской церкви, в том числе искоренении ереси вооруженным путем;
- поддержании социального порядка.
Относительно форм государства Августин повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы, однако использует при этом морально-религиозный принцип. Отсюда в его трудах появляются понятия несправедливая аристократия – клика, несправедливый правитель – тиран. Но ни одной форме он не отдает предпочтения. Выбор формы он считает делом второстепенным. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, то есть соблюдают справедливость.
|
|
Главная проблема, занимавшая Августина – отношения церкви и государства, духовной власти к светской. По его мнению, светская власть и церковная обладают суверенитетом, т.е. речь идет о разделении двух властей. При этом духовная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но между ними есть точки соприкосновения: светская должна защищать церковную от ее врагов, а церковь должна воспитывать паству в духе лояльности к власти светской.
Августин пишет о нескольких видах законов:
- вечный закон мироздания (является нормативным выражением всеобщего порядка);
- божественный закон (разумные и справедливые распоряжения Бога, содержащиеся в Ветхом и Новом заветах; именно этот закон определяет отношения человека с богом и человека с человеком);
- закон естественный, или закон природы (Августин пишет о физическом (закон тяжести), биологическом (закон продолжения жизни, деторождения, различные физиологические законы), закон общения и сохранения мира между людьми и пр.);
- закон человеческий (заключают в себе порядок реализации законов природы, а так же обеспечивает следование законам божественным; устанавливаем земной порядок).
Обязательное качество права – справедливость. Августин считает, что нельзя называть правом несправедливые постановления людей.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!