Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Персии).



Предмет и методология ИПУ

Предмет и методология истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений – межотраслевая и учебная дисциплина исторического, философского, юридического профиля. Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. История политических и правовых учений ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике. Исходя из содержания и особенностей данной науки, можно сделать вывод о том, что История политических и правовых учений является:

общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как

государство и право в интерпретации различных ученых;

юридической наукой, рассматривающей идеи о государственной и правовой

стороне общественной жизни;

исторической наукой, которая составляет часть общеисторической науки и изучает эволюцию государственно-правовых доктрин с момента их возникновения до полного развития (или упадка) в определенных временных или пространственных пределах;

общетеоретической наукой, поскольку, наряду с теорией государства и права, выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Методы изучения истории политических и правовых учений

1. Общенаучный метод, требующий единства исторического и логического в

подходе к исследуемому материалу. Исторический метод фокусируется на возникновении и процессе развития учений, а логический – на выявлении их зрелости, когда они отличаются разработанностью положений, влиянием на мировоззрение различных социальных сил.

2. Структурный, предполагающий анализ составных частей учения и их связей.

3. Функциональный, основное внимание уделяющий рассмотрению роли и влияния учения в обществе.

4. Формально-юридический, рассматривающий оформление идей в нормативных документах.

5. Компаративный, предполагающий синхронное и диахронное сравнение

политико-правовых учений.

6. Биографический, изучающий факты жизни мыслителей.

2. Политические и правовые воззрения в Египте, Двуречье, Иране в древности

Политико-правовая мысль Древнего Египта.

Справедливость и правосудие в Древнем Египте олицетворяла богиня Маат,

судебные чиновники являлись ее жрецами. Земная власть (фараон, жрецы, чиновники),право были сакрализованы. Считалось, что все существующие правовые нормы должны соответствовать Маат - естественно-божественному порядку справедливости (очень похоже на древнекитайское «дао», древнегреческое «дике» и пр.). Считалось, что только справедливое поведение по земной жизни поможет добиться милости богов в загробной

жизни.В «Поучении Птахотепа» (XXVIIIв. до н.э., послание правителя своему

наследнику) утверждается, помимо указанного, идея естественного равенства всех свободных («нет рожденного мудрым»). Действительно, в Древнем Египте не было жесткого кастового деления общества.Теологическая концепция власти, понятное дело, всячески продвигалась в массы

чиновниками и жрецами, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти. Хотя случались в Древнем Египте и восстания обездоленных, которые, помимо прочего, разграбляли и разрушали судебные палаты как ненавистные символы «справедливости»

Политико-правовая мысль Древнего Вавилона.

Покровителем справедливости в Древнем Вавилоне выступал бог Шамаш.

Правонарушение называлось переступлением «стези Шамаша». Вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный (а, следовательно, неизменный)характер своей власти и своих законов. Яркий пример – Законы Хаммурапи (XVIIIв. До н.э.). Хаммурапи изобразил свое законодательство как данное Шамашем. Справедливость по Хаммурапи подразумевала божественным деление людей на свободных и бесправных

рабов, свободные, в свою очередь, были неравноправны, их правовой статус зависел от принадлежности к тому или иному сословию.

Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Персии).

Мифические представления древних персов нашли свое выражение в зороастризме, легендарный основатель которого Заратустра жил предположительно в VIIIв. до н.э. Основным положением зороастризма является борьба в мире двух противоположных начал – добра (Ормузд) и зла (Ариман). Положительный смысл и цель человеческого бытия – активная деятельность, борьба против зла и тьмы. И победа останется за добром и

светом, так говорил Заратустра! А государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда, монарх должен быть служителем Ормузда, бороться против зла, насаждать добро. При этом древние персы склонялись к целесообразности деспотизма (наверное, чтобы сподручнее было бороться с Ариманом). Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе (!) каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.

 

3. Политические и правовые учения в Древней Индии (брахманизм, буддизм)

Древние жители долин Ганга и Инда подчинялись традиционным нормам

коллектива (родственники, соседи, профессиональное сообщество, каста). Подчинение считалось религиозным долгом – дхармой. Повседневная жизнь регулировалась обычаем коллектива, но существовало и общее для индусов религиозное Предание, позднее зафиксированное в книгах о дхарме (дхармашастрах). В основе учений лежали Веды (с санскрита – «знание», «ведение») – сборники ритуальных текстов. Затем возникли комментарии (Упанишады) – религиозные трактаты о нравственных поисках, а также

правовые сборники – дхармасутры и дхармашастры, создававшиеся в брахманских школах, запоминавшиеся наизусть для проведения ритуалов. Накопление имущества, его передача, раздел и т.п. сопровождались необходимыми жертвоприношениями. Преступления как грех (осквернение) должны смываться специальными обрядами. Религиозно-философская система Вед и других книг получила название брахманизма.

Особенности политико-правовой мысли Древней Индии.

1. Религиозный характер.

2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания.

3. Главный фактор ее развития – религия.

4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве.

В древнеиндийском обществе выделялись две религии – брахманизм и буддизм. Это две противоположные религиозные концепции. Идейные расхождения между ними произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освещала религия.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!