Двойственная природа понятия. Контекстуальная природа слова.



Согласно субституционалистской концепции, слова обладают как прямым, так и фигуральным смыслом, а смысл, выраженный метафорически, без потери когнитивного содержания может быть передан и буквально. Согласно же интеракционистской концепции буквальное переложение метафоры ведет к неизбежной потере когнитивного содержания и утрате глубины проникновения в суть вещей.
В своей речи мы используем слова в двух функциях. Во-первых, слово употребляется как знак, имя вещи. Здесь слово соотносится с вещью и ее чувственным образом (представлением), т.е будучи именем вещи или класса вещей, слово указывает на вещь и выражает одновременно ее чувственный образ. Слово оказывается знаком совокупности чувственно воспринимаемых общих и специфических признаков предметов.
Во-вторых, слово употребляется как средство присутствия мысли, фиксирующей родовую сущность вещи, т.е то, чем вещь является по своей сути. Слово указывает не на вещь, а на ее родовые характеристики. Родовая определенность вещи – то, что позволяет нам называть вещь именно так, это предмет, который мы постигаем нашим разумом.
Так, слово «стол», занимая определенное место в языке и выражая определенную мысль, указывает не на предмет или класс предметов, именуемых столами, а на то, что делает этот предмет столом, т.е. на «столость» стола или на предметные основания его родовой определенности. Такова природа слова: указывая на свой референт, оно занимает определенное место в языке, и смысл референта, выражаемый в языке, фиксируется местом слова в системе понятий данного языка.
В этом единстве с мыслью слово составляет понятие, фиксируя родовую определенность вещи. Слово, лишенное мысли является лексисом, а мысль без слова не имеет определенности, поэтому не образует понятия, т.е слово не существует без мысли и наоборот. Понятие обретает определенность, когда занимает определенное место в понятийной структуре языка – т.е в контексте, и когда говорит о реальном, умопостигаемом предмете. Отдельно взятое слово не имеет смысла. Только будучи высказанным, слово обретает смысл. Высказывание не может быть понято «до конца», тк мы можем понять только в соответствии с нашими способностями понимать. Невозможность понять, как и невозможность адекватно высказаться, являются одновременно свидетельством ограниченности разума и основанием разумности, они заставляют нас думать и искать в языке новые слова для рождения мысли.

Почему одну и ту же мысль нельзя высказать дважды?

Нет мысли вне языка, вне речи. В слове мысль рождается, обретает форму, определенность, до этого ее не существует. Мысль является формой, которую обретает слово. «Язык есть орган, образующий мысль», те язык не искажает мысли, а порождает их. Только будучи сказанным, слово обретает смысл. Понятия слова и мысли едины, тк одно не существует без другого. Слово употребляется как способ присутствия мысли. Слово, отдельно взятое, вне контекста, не имеет смысла, оно словно выпало из гнезда. Но будучи высказанным, оно обретает смысл: оратор наделяет слово смыслом, упорядочивая его, и тем самым упорядочивая мир.
Изменение контекста, места слова, фиксирующего мысль, в высказывании неизбежно влечет за собой изменение смысла. Слдв, одну и ту же мысль нельзя высказать дважды. Всякий раз мысль рождается заново, чтобы что-то сказать, надо это помыслить. Риторич. средства позволяют создать смысл, выразить в пределах языка ситуацию «здесь и сейчас», т.е. ситуацию, в кот. находится говорящий и которой он овладевает с помощью речи.
Важно различать «факт речи» и «факт языка». Факт речи – это то, что мы говорим по своей воле, хотя не всегда подозреваем, что при этом совершили, а наоборот уверены, что сказали то, что «хотели сказать». Факт языка – это факт нашего сознания, который не является фактом нашего творчества. Факт языка задает смысл сказанному независимо от нашей воли. Это то, что будет понято слушателем независимо от того, понимает ли это говорящий. Речь не составляется из отдельных слов путем установления связей между ними, а слова порождаются речью, становятся через речь. Оратор не свободен в выборе слов, это язык, на котором мыслит говорящий, диктует форму существования мысли и слдв, ее содержание.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 606; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!