Этика разумного гуманизма и этика долга Канта



Долг (рассматривая его как самозаконность) – истинный источник нравственного поведения, причем истинную нравственную ценность имеет выполнение долга вопреки удовольствию и склонности человека. В основе морали лежит переживание вины (своей или чужой).

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива.

· «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является "добрая воля", которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Понимание оснований и сущности нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии.

В кантовском учении о нравственности следует различать "максимы" и "закон".

максимы закон
субъективные принципы воли данного единичного лица выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом,т.е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающимобязательностьпоступкаприлюбыхусловиях

Нравственные обязанности человека.

На первое место Кант ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство.

Далее он называет добродетели правдивости (честности, искренности), добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Кант считал правдивость столь святым нравственным долгом, что от него нельзя отступать ни в какой ситуации. Моральные принципы не допускают исключений. Однако в «Метафизике нравов» Кант пытается разобраться – если самоубийство аморально, возможно ли самопожертвование ради спасения Отечества? Это ведь тоже форма самоубийства. Можно ли обвинять в безнравственности воина, предпочитающего смерть плену?

Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как "как удовольствие от счастья других".

Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью считал человеколюбие.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий.

· ПравоКант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином.

Рассматривая проблему первенства морали по отношению к политике, Кант выступает против таких принципов аморальной политики:

1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам;

2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил;

3) разделяй и властвуй.

 

Идея познания Канта (см. в начале курса)

Эммануил Кант – великий немецкий философ 18 - 19 веков, основатель немецкой классической философии. Без учения Канта было бы немыслимо развитие всей мировой философии начиная с 18 века и далее - вплоть до наших дней. Принципиальные положения мировоззрения Канта изложены в двух его фундаментальных теориях: гносеологии (теории познания) и этике (теории морали). Теория познания – основные положения Главный труд, в котором сосредоточены основания философии Канта - «Критика чистого разума». Цель работы - анализ теоретической концепции, которую впоследствии назовут субъективной диалектикой. В ней философ исследует феномен разума. Теория познания Канта гласит, что человеческая деятельность в её основном виде представлена познанием. Этот фундаментальный феномен связан с возможностью отдельного человека отождествлять себя со всем человечеством. В познании человек обретает потенцию своего существования, наделённого безграничными возможностями.

Формирующаяся личность осваивает человеческий опыт, а следовательно, также связана с познанием. Кант вводит понятия объекта и субъекта познания. Они вступают в отношения диалектической противоположности, что является противоречием познания. Источник и ведущее начало в данной диалектической паре – именно субъект познания. Он вводит объект в отношение подчинения и способен переводить энергетическую сущность объекта непосредственно в свою. Какой структурой обладает субъект познания? В ответе на этот вопрос теория познания Канта выделяет два уровня: психологический и доопытный. Под психологическим уровнем подразумевается следующее. Органы чувств существуют в постоянно меняющемся качестве, в соответствии с которым имеют место их задачи в виде любознательности, чувствительности и т. д. Под доопытным уровнем (трансцедентальным, врождённым) понимается существование первичных задатков, позволяющих чувствовать, например, время и пространство, родной дом и т.д.

Важнейшие вопросы познания:

- каковы его ступени или этапы; - каковы его критерии. Кант выделяет три этапа познания: чувственное; рассудочное; разумное. Практическая деятельность по преобразованию разума является критерием познания. Человек разумный создаёт новые идеальные объекты, понятия и идеи. Особенной критериальностью отличаются идеи, которые развивают и ведут за собой всё человечество, например, идея Бога. За пределами идей познание невозможно, там его просто не существует. Таким образом, теория познания Канта впервые в мировой философии ставит вопрос о том, каковы границы познания. Несмотря на граничность гносеологии, действительность, по Канту, можно познавать во всей полноте разума. Это справедливо для объектов, созданных самим человеком, т.е. для мира идей. Наиболее фундаментальные, великие идеи олицетворяют разум человечества, они - суть, источник и основа веры (например, идея Бога). Теория познания Канта для таких объектов вводит понятие «вещи для нас», противопоставляя его «вещам в себе». Последние принадлежат миру, лежащему по ту сторону идей. Он противоложен человеку, это – само воплощение непознанного. Кант утверждает, что между «вещью в себе» и «вещью для нас» нет и не может быть никакого перехода. Они исходно и навсегда изолированы друг от друга.

Теория морали – основные положения Древнейшая философская дисциплина - этика – изучает нравственность и мораль. Можно утверждать, что этическое учение Канта в философии Нового времени представляет собой вершину критической этики. Теоретическая философия, как известно, занята решением вопросов о существовании истины и научного знания. В свою очередь, философия практическая, к которой следует относить учение Канта об этике, рассматривает проблему отношений между моральным законом и действительной свободой. Выяснению этой проблемы посвящён труд Канта «Критика способности суждения». Теория Канта говорит о единстве критико-философской доктрины и этической философии. Это единство выявляется благодаря фундаментальному положению человека в мироздании. Именно это положение, а также поведение человека, способное раздвигать границы знания, суть, едины. Мораль не должна рассматриваться как инструмент получения каких-либо результатов. В ней субъект сам осознаёт долженствующую нужду в определённых действиях и сам себя к этим действиям принуждает. Мораль автономна, - утверждает Кант. Люди, утверждающие свободу - это творцы своей собственной нравственности. Законы морального действия они создают для себя сами. Гуманное поведение измеряется отношением к императиву: моральный закон необходимо уважать. Это - главное утверждение этики Канта. Выразителем уважения может быть лишь феномен личности, поскольку такое уважение - априорное чувство. Осознавая его, личность идентичным образом осознаёт законосообразный долг и действует в характере необходимо-всеобщего.

Моральное начало существенным образом отличается от религиозного. Признавая, что благодаря Богу счастье и долг совпадают (не в этом мире), Кант акцентирует, однако, что чувство нравственного никак не связано с верой, его основной признак – автономность, и рождается оно само из себя. Моральные феномены указывают на факт абсолютной внутренней человеческой самоценности. Познавательное отношение не удерживает их в своих границах. Теоретический разум в них некомпетентен. Теория познания и этика Канта - величайшие достижения мировой философии. Вся история культуры последующих веков так или иначе опирается на кантовские основания.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!