Главное отличие даосизма от конфуцианства состоит в отношении к природе человека.



Конфуцианцы полагали, что истинной природой человека является его доброе начало, гуманность. Поэтому совершенствование с их точки зрения должно быть направлено на воспитание в себе гуманного начала и подавление злого и животного. Целью последователя учения надлежало быть справедливым, почтительным к старшим, социально ответственным и сдержанным, а целью его жизни должно было стать общественное служение. В конфуцианстве личное благо стояло гораздо ниже общественного. Идеал последователей учения – идеальное умение контролировать свои эмоции, поступки и мысли. Достигалось это сначала путем усвоения норм поведения в обществе, а затем методом самонаблюдения и искоренения всех нежелательных проявлений.

Даосизм также осуждал дикость, подверженность страстям, но считал истинным космическое начало, которое говорило об общности всех природных закономерностей. Поэтому высшая цель в даосизме – полное слияние с потоком движения Вселенной. Поэтому даосов не очень сильно волновали вопросы морали и общественного служения, их ориентирами были абсолютно другие понятия о благе. По их мнению, самосовершенствование – процесс исключительно индивидуальный, а моральные принципы развиваются по мере приобщения адепта к Дао, насаждать их извне неправильно и бесполезно. В даосской традиции осуждалась борьба с собой, вместо этого следовало стремиться к достижению состояния покоя и отстраненности, предоставляя потоку сознания двигаться по собственной воле.

Различия есть и в восприятии мира приверженцами этих учений. Конфуцианцы – аналитики, познающие все явления через противоположности. Это помогает упорядочить картину мира, создав четкие рамки, а все, не укладывающееся в них, просто отметается или искажается под существующий в сознании миропорядок.

Вдаосизме такой подход воспринимается, как насилие над личностью, препятствующее проявлению ее настоящей сущности. Отсутствие рамок и условностей изначально делают даоса более свободным, позволяя усматривать нерушимую связь в так называемых противоречиях.

Обобщив, можно сказать, что различие между конфуцианством и даосизмом в способе совершенствования личности. В первом случае добродетели насаждались извне, давая ориентиры для дальнейшего развития, а во втором – все условности отбрасывались для раскрытия истинной сущности человека, которая совершенствовалась по мере познания общих вселенских законов.

 

Осуществите рефлексию рубаи Омара Хайяма «Мы источник веселья и скорби рудник...»

Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек — словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Омар Хайям был истинным ученым, потому что он прекрасно понимал, что даже всех знаний мира не хватит, чтобы постичь человека и человеческую жизнь.Cтих о многогранности людей.

Природа человека очень многогранна, иногда противоречива, порой двулична. Не зря религия побуждает человека каждый день просить прощение у Всевышнего. Человек иногда неосознанно преступает границы дозволенного, нанося вред себе и другим, принося мучительные страдания окружающим. Если честно покопаться в самых нежелательных, пугающих мраком уголках сознания, можно найти у себя много прелюбопытных, противоречащих друг другу качеств, таких, как милосердие и злость, дружелюбность и мстительность, доброта и жадность, высокомерие.

 "Ничье воображение не способно придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце" (Франсуа де Ларошфуко)

Человек может быть хорошим к другим, но совершить подлость по отношению близким людям.

К примеру, муж любит подавлять жену оскорблениями, а ее беспрекословное, бессловесное подчинение даже в его абсурдных желаниях тешит его самолюбие. На самом деле тут кроется причина в его нереализованности. Например, на работе он неказист, не занимает руководящую должность, что его изрядно задевает. Унижая жену, он самоутверждается на зависимом от него человеке. Ему бы заглянуть честно в сердце, чтобы понять, чем он руководствуется: благочестивым намерением сделать жену счастливой или просто потешить свое эго? Речь не идет о нормальном взаимопонимании, когда жена по праву отдает пальму первенства главе семьи, а об ее неоправданном унижении. Базовые культурные стереотипы также влияют на поступки человека. Однажды один уважаемый учитель, выходец из Средней Азии , выступая с проповедью в узком кругу верующих о женской роли в семье, сказал: «У нас в деревне женщина, ассоциируется с трактором, на котором можно пахать». Этот тот случай, когда понятия морали, принятые в его роду, оказались сильнее чем исламские, духовно - нравственные . А вот другой пример, когда женщине из Сирии, работающей в уличном патруле, доставляло наслаждение властвовать над другими. В ее душе родилось двоякое восприятие ситуации: ощущение сопричастности к благому делу - запрета греховного и в то же время сладкое чувство власти.

Человек непредсказуем, часто его поведение зависит от ситуации: вчера был злодеем, а сегодня совершил праведный поступок - и наоборот. Важно тем, кто встал на путь духовности, особенно ислама, день за днем делать шаги к украшению нрава, чтобы быть счастливым в Судный день, когда раскроются все тайны, и станет явью истинное.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!