Тема. «Тристан и Изольда» - легенда о любви и ее литературное воплощение.



Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна Высшая школа печати и медиатехнологий»

 

 

История зарубежной литературы

Учебно-практические материалы

Составитель О. А. Дмитриенко

Для студентов, обучающихся по направлениям «Издательское дело» (035000) и «Книжная графика» ()

Санкт-Петербург

Издательство «Высшей школы печати и медиатехнологий»

 

2017

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Методические рекомендации к практическим занятиям……………...4

Экзаменационные вопросы………………………………………………12

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации для их выполнения……………………..15

Образец контрольной работы по дисциплине «История зарубежной литературы»………………………………………………………………...26

Темы курсовых работ и методические рекомендации к их выполнению………………………………………………………………...38

Образец курсовой работы по дисциплине «История зарубежной литературы»………………………………………………………………...42


Введение

Курс «История зарубежной литературы» рассчитан на 119/68/20 аудиторных часов, включая лекций 68/34/12 и практических занятий 51/34/8 для направления «Издательское дело» (035000) и является частью курса «История литературы» в количестве 51/34 аудиторных часов: лекций 34/34, практических занятий 17 для направления «Графика» (54.05.03). Содержание курса обширно: от Античной литературы до литературы 50-х годов ХХ века. Освоить такой объем знаний возможно только при продуманной организации самостоятельной работы студентов. Учебно-практические материалы предназначены для студентов очного, очно-заочного и заочного обучения. Их цель – методическая помощь в организации самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям, написании курсовых и контрольных работ, подготовке к зачетам и экзаменам. Учебно-практические материалы включают систему требований, тематику, литературу к каждой теме, конспективный план и методические рекомендации к подготовке, позволяющий осмыслить тему в полном объеме, а также образцы лучшей курсовой и контрольной работ.


Методические рекомендации к практическим занятиям

Тема. Античная литература.

Охарактеризуйте разновидности древнегреческой лирики VII – V вв. до н. э. Греческие поэты VII – IV вв. до нашей эры. Подготовьте материал выступления по следующему плану:

1. биографические сведения;

2. тематика творчества;

3.  особенности поэтики;

4.  Анализ переводов стихотворений по выбору студента

Алкей. Стихотворения «К Сапфо», «К Аполлону», «К Эроту», «Весна»,

«Буря», «Буря не унимается», «Гимн реке Гебру», «Ты был мне другом», «За кружкой кружка» и др.;

Сапфо. Стихотворения анализ переводов «Гимн Афродите», «Богу равным кажется мне по счастью», «Пещера нимф», «Близ луны прекрасной тускнеют звезды», «К женщинам», «Твой приезд – мне отрада», «Стоит лишь взглянуть на тебя», «Я роскошь люблю», «Мать моя говорила мне» и др.;

Анакреонт. Стихотворения «Дионису», «Не сули мне обилье благ», «Что же сухо в чаше дно?», «На пиру за полной чашей», «Люблю, и словно, не люблю», Дары Дионису, Пирующим и др.

Лирика Рима. Поэты I века до нашей эры – I века нашей эры.

Валерий Катулл. Стихотворения «Плачь, Венера», «Плохо стало Катуллу», «И ненавижу ее, и люблю», «Тот, кто все рассмотрел огни необъятного мира», «Милая мне говорит», «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может…» и др.

Квинт Гораций Флакк. Анализ одной из од.

Публий Овидий Назон. Родоначальник литературного жанра элегий. Анализ одной из Любовных Элегий. Обзорный анализ цикла «Тристии».

Литература.

Учебники: Чистякова Н.А., Вулих Н.В. Античная литература. М.: Высшая школа, 1973; Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983; Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Античная литература. М.: Просвещение, 1986;  Федоров Н.А., Мироненкова В.И. Античная литература: Греция. Ч. 1 и 2. М., 1989; Рим. М., 1985.

Античная лирика / в переводе М. Гаспарова. – М. 1968. (Любое переиздание) Лирика Сафо в переводах В. В. Вересаева, В. В. Крестовского (возможен интернет источник)

Свиясов Е. В. Сапфо и русская любовная поэзия XVII – XX веков. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003.

Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений / пер. С. Шервинский. – М.: Наука, 1986.

Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / пер. С. Шервинского – М.: Художественная литература. 1983.

М. Гаспаров. Квинт Гораций Флакк. Оды. Эсподы. Сатиры. Послания. – М., 1970. С. 5 – 38.

 

Тема. «Тристан и Изольда» - легенда о любви и ее литературное воплощение.

Познакомьтесь с источниками средневековой легенды. Содержание «Друстансаги»: а) по З. Эйснеру б) по Дж. Карнею. Хронологически определите этапы литературного воплощения легенды: а) валлийский: «Триады», «Повесть о Тристане и Изольде» (XII – XIII вв.) б) Ж. Бердье о «путешествии легенды» и о бретонских жонглерах - первых перелагателях легенды на французский язык и хождениях в виде автономных «лэ».

«Тристан и Изольда» Беруля и «эпическая традиция»: слабый король, мятежные бароны (Ганелон), концепция любви: плотская, греховная любовь, ее натуралистическое описание. Божье благословление и божья помощь влюбленным.

«Тристан и Изольда» Тома и куртуазно-лирическая традиция. Концепция любви – конфликт с общепринятой моралью.

Готфрид Страсбургский – певец земной любви и его «Тристан». Морализаторство, живописность описаний. Бюргерское происхождение автора.

Анализ образной системы. Образ Тристана: появление на свет, куртуазное воспитание, образцовый рыцарь, прекрасный охотник, музыкант, сочинитель «лэ», актер, фармацевт, полиглот (7 языков), мореплаватель, архитектор и скульптор. Качества души Тристана. Стремление к неизведанному и опасному, неудовлетворенность – основа образа. Три поединка Тристана – ступени инициации. Символика стихий: Образ Моря, образ Леса и их значение в сюжете и раскрытии образа Тристана. Образ Изольды и ее непохожесть на героинь куртуазной литературы. Образ короля Марка. Проблематика поэмы «Тристан и Изольда» в разных инвариантах. Вечное, общечеловеческое и единичное в поэме.

Литература.

Легенда о Тристане и Изольде. М.: «Наука», 1976. (Серия «Литературные памятники»). А. Д. Михайлов. История легенды о Тристане и Изольде. Там же. С. 623 – 698. Самостоятельно найдите не менее 2-х интернет источников за последние 5 лет (Включая авторефераты диссертаций).

 

Тема. У. Шекспир «Гамлет».

Изучите историю сюжета «Гамлета»: принц Амлет из исландских саг Снорри Стурласона; Саксон Грамматик (1150 – 1220) «История датчан»; Франсуа Бельфоре (1530 – 1583) «Трагические истории: История Гамлета» (1576); Томас Кид (1557? – 1594) «Испанская трагедия» (ок. 1587).

Проследите историческую переработку сюжета: от кровавой драмы и трагедии мести – к духовной драме героя. Исторические прототипы, современники Шекспира. Версии шекспироведов: «Гамлет» - реакция Шекспира на заговор Эссекса: «Гамлет» - трагедия Эссекса. Множественность и противоречивость суждений о смысле трагедии и характере героя. Причины «медлительности» Гамлета: концепции Уильяма Ричардсона, Гёте, А.-В. Шлегеля, С.-Т. Кольриджа, Г. Ульрици. Направления гамлетовской критики. Объективное направление - Карл Вердер «Лекции о «Гамлете» Шекспира» (1875). Историческая критика - концепция американского исследователя Э. Э. Стола, Дж. М. Робертсон. «Гамлет» - драматическая поэма» (Ч. С. Льюис). «Гамлет» - трагедия, обнаруживающая закономерность зла в жизни. Осознание зла, стремление постичь его корни, понять формы проявления и найти способы борьбы против него.

Проанализируйте композицию: завязка трагедии (первый монолог Гамлета», мотивы физической и нравственной гибели человека). Нарушение вечных основ жизни. Гамлет, представительствующий за все человечество. Развитие характера Гамлета, внешний конфликт, состоящий в столкновении благородного принца с низменной средой – и внутренний конфликт, воплощающийся в душевной борьбе, переживаемой героем.

Анализ монолога «Быть или не быть?» в переводах М. Лозинского, Б. Пастернака и В. Набокова. Смерть и последние слова Гамлета в издании 1603 г. «Господи, прими мою душу!» и в издании 1604 г. «Дальше тишина» - принципиальная важность разницы.

Образ Офелии. Интерпретация образа в литературе и искусстве XIX – XX вв. А. Блок, М. Цветаева, прерафаэлиты.

Нравственные проблемы трагедии. Гуманизм Шекспира, философия воинствующего человеколюбия. «Гамлетизм» - раскройте содержание термина.

Литература.

1.Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, 1965. — 328 с. 2-е изд.: М., Издательство Дрофа, 2006. — 287 с. — ISBN 5-358-01292-3

2.Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Лит. комментарий. М.: Просвещение, 1986. — 223 с.

3.Аксёнов И. Гамлет и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии…— М.: Федерация, 1930. — 217 с.

4.Бачелис Т. Гамлет и Арлекин. М.: Аграф, 2007. — 576 с — ISBN 978-5-7784-0344-4

5.Выготский Л. С. 1) Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Психология искусства. М.: Искусство, 1968. С. 339—496; 2) Трагедия о Гамлете, принце Датском // Там же. С. 209—246 (Гл. VIII).

6.Гамлет: Вариации: По страницам русской поэзии / Сост. Ю. А. Рознатовской; Отв. ред. Г. Фридштейн; Вступ. ст. А. А. Демахина. — М.: Центр книги Рудомино, 2012. — 304 с., ISBN 978-5-905626-06-7

7.Гарин И. Шекспир // Гарин И. Пророки и поэты. В 7 т. М.: Терра, 1994. Т.6.

8.Кантор В. К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. 2008. № 5. С. 32-46.

9.Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир. 2-е изд., перераб. и доп. Л.; М.: Искусство, 1966. — 350 с.

11.Липков А. Фильмография экранизаций «Гамлета» и «Короля Лира» // Шекспировские чтения, 1978 / Под ред. А.Аникста. М.: Наука, 1981.

12.Морозов М. Статьи о Шекспире / Вступ. ст. Р.Самарина. — М.: Худож. лит., 1964. — 311 с.

13.Оден У. Х. Лекции о Шекспире / Пер. с англ. М. Дадяна. М.: Издательство Ольги Морозовой, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5-98695-022-8.

14.Чернова А. …Все краски мира, кроме жёлтой: Опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М.: Искусство, 1987. — 221 с.:илл.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 657; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!