Социально-демографический портрет участников пленэров



Как правило, к участию в проекте приглашаются члены Союза художников России, приверженцы русской реалистической школы, однако бывают и исключения, которые распространяются на художников, чья активная позиция и творческая состоятельность способны украсить проект.

За время работы «Русская Атлантида» вовлекла в творческое сотрудничество более 350 живописцев из 70-ти городов России и 10 городов зарубежья. Для большей наглядности статистику по участникам проекта за пять лет мы решили представить в графической форме в виде двух рисунков и таблицы (рис. 3-4, таб. 3).

Рисунок 3. Места проживания участников

Как видно из представленной на рисунке 3 диаграммы, подавляющее большинство художников живут и работают в Санкт-Петербурге и Москве: 28% (или 59 человек) являются представителями Северной столицы и 12% (25 человек) – официальной. Однако с каждым годом количество участников из других городов увеличивается. Так ещё пять городов – Чебоксары, Кострома, Орёл, Пермь, Самара, – представлены пятью-одиннадцатью художниками; доля участников из этих городов колеблется в диапазоне от 2% до 5%. Остальные 65 городов делегируют своих художников не так активно, что, безусловно, огорчает: географию распространения проекта через его участников трудно переоценить, ведь после пленэра большинство художников продолжают дело ретрансляции миссии проекта «Русская Атлантида» через выставочные проекты на своей родине. Поскольку в среднем выставочные площади ориентированы на экспозицию из 30-40 работ, то для полноценной выставки необходимо участие от трёх до пяти участников пленэра.

Проводя общий анализ «географии» проекта, мы пришли к двойственному выводу: с одной стороны имеет место низкая инициативность творческих организаций на местах; с другой стороны высокая активность отдельных представителей региональных Союзов. Мы хотели бы привести здесь положительные примеры: Хабаровское отделение Союза художников компенсировало своим представителям расходы на транспорт; благодаря разъяснительной работе правления Чебоксарского отделения СХР состав одного из пленэрных блоков был наполовину укомплектован художниками из Чебоксар; костромские художники активно поддержали пленэр в Ипатьевском монастыре своим каждодневным присутствием и участием в итоговом показе. Безусловно, все эти усилия сразу отражаются в цифрах. Считаем, что работа по привлечению художников из разных регионов России и зарубежья требует дополнительного изучения и анализа. Несмотря на ежегодное увеличение количества зарубежных участников, существует ряд сложных организационных моментов, которые затрудняют привлечение иностранных художников. К ним мы относим непростую политическую ситуацию вокруг России, языковой барьер, необходимость оформлять международные документы до поездки и миграционные карты на территории России, возможная сложность передвижения по чужой стране.

Продолжая разговор об участниках проекта «Русская Атлантида», рассмотрим половозрастной состав. Следующая диаграмма позволяет увидеть ключевые сегменты участников по возрасту (рисунок 4).

Рисунок 4. Возраст участников проекта

 

Рисунок 3 показывает нам, что молодые художники в возрасте 17-25 составляют всего 3% от всех участников проекта, 35-26 лет – 33%, 36-45 лет – 20%, 46-55 лет – 19%, 56-65 лет – 15% и люди в возрасте 66 лет и старше – 10%. Анализ данный говорит о необходимости привлекать молодёжную аудиторию, проводя для неё специальные проекты.

Согласно имеющейся у нас статистической информации, 53% участников проекта «Русская Атлантида» – это женщины и 47% – мужчины (111 и 98 человек соответственно). Примечательно, что эти данные почти тождественны гендерному составу населения нашей страны: согласно информации Федеральной службы государственной статистики на конец августа 2017 года в России проживает 54% женщин и 46% мужчин.

Не менее интересной видится статистика по повторному участию в проекте. В таблице 3 мы составили список живописцев, принявших участие в проекте пять и более раз.

Таблица 3. Список активных участников проекта

ФИО художника

Кол-во участий

Список пленэров, в которых художник принял участие
1

Птюхин Василий Иванович

(г. Вологда)

8

Варницы-XIII, Красный Холм-XV, Орша-XIX, Тверь-XX, Покров-XXI, Александров-XXXIV, Орша-XXXVI, Тверь-XXXVII
2

Александровский Александр Александрович

(г. Санкт-Петербург)

7

Изборск-II, Изборск-III, Осташков-V, Осташков-VIII, Осташков-XXVIII, Александров-XXXIV, Старица-XXXVIII
3

Ива Ирина Александровна

(г. Москва)

7

Красный Холм-XV, Осташков-XVI, Орша-XIX, Александров-XXII, Суздаль-XXIII, Покров-XXXIII, Александров-XXXIV
4

Скачков Валентин Николаевич

(г. Санкт-Петербург)

6

Осташков-V, Торжок-VI, Торжок-IX, Старица-X, Калязин-XI, Варницы-XIII
5

Чуднов Владимир Михайлович

(г. Санкт-Петербург)

6

Изборск-II, Изборск-III , Осташков-V, Осташков-VIII, Осташков-XXVIII, Александров-XXXIV
6

Дёмина Елена Николаевна

(г. Дубна)

6

Калязин-IV, Осташков-V, Торжок-IX, Красный Холм-XV, Александров-XXII, Калязин-XXXVIII
7

Дёмин Сергей Михайлович

(г. Дубна)

5

Калязин-IV, Осташков-V, Торжок-IX, Красный Холм-XV, Александров-XXII

Продолжение Таблицы 3

8

Крылов Александр Константинович

(г. Санкт-Петербург)

5

Кострома-XXXV, Тверь-XXXVII, Старица-XXXVIII, Калязин-XXXVIII, Осташков-XL
9

Тур (Тюкова) Ирина Николаевна

(г. Волгоград)

5

Покров-XII, Торжок-XVII, Тверь-XX, Варницы-XXIV, Старица-XXXVIII

Анализировать табличные данные (Таблица 3), следует заметить, что девять живописцев участвовали в пленэрах более пяти раз. Остальная статистика по количеству участия в пленэрах выглядит так: 62% (128 художников) приняло участие в пленэре один раз, остальные 38% –  более одного раза, из них: 2 раза – 37 художников, 3 раза – 19 художников, 4 раза – 12 художников, 5 раз – 3 художника, 6 раз 3 художника, 7 раз 2 художника и 8 раз один художник. Большая доля повторного участия – 38%, – может свидетельствовать о желании художников продолжать сотрудничество с организаторами, что косвенно доказывает высокий уровень организации.

К списку художников, представленных в таблице 3, нам хотелось бы добавить ещё несколько фамилий живописцев и графиков, чьё участие украшает проект – это А. В. Крылов, В. В. Куракса, Н. Л. Андреев, В. П. Кукса, О. В. Ивлева, П. В. Зеленецкий; а также озвучить имена представителей русской реалистической школы живописи, живущих и работающих за рубежом: А. Оборн (Anne Marie Oborn), С. Герч (Susette Gertsch), Ш. У (Shiping Wu) и другие.

Основные выводы

Пленэры являются важной составляющей для профессионального развития живописцев, работающих в технике русской реалистической живописи. Регулярные (не менее одного раза в год) выезды на пленэры дают участникам весомый толчок для дальнейшего творческого развития, расширяют исторический, культурный и коммуникативный кругозор, вовлекают в процесс социального служения и развитие отечественной живописной культуры.

Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» оказывает полный комплекс услуг по проведению пленэров и выставочной деятельности. В состав партнёров проекта входят представители творческих союзов, религиозные организации, меценаты и представители государственной власти. Экспертная группа проекта состоит из заслуженных деятелей культуры, руководящего состава крупных творческих союзов, профессоров ведущих художественных вузов России.

Модель организации и проведения пленэров можно представить в виде четырёх этапов: на первом этапе происходит формирование базы данных по пленэрным точкам, на втором этапе – комплектование группы художников, третий этап – проведение пленэра, а на четвёртом заключительном этапе реализовываются итоговые события: отчётные выставки, публикации статей и видеоотчётов.

География пленэрных заездов проекта «Русская Атлантида» на сегодняшний день охватывает центральный регион по линии трёх столиц: Санкт-Петербурга – культурной столицы, Москвы – столицы нашей Родины, и Твери – столицы Верхневолжья.

Музейная коллекция художественно-экспозиционного фонда СЦГП с каждым годом пополняется, требуя к себе всё большего внимания; считаем необходимым обеспечение регулярного экспонирования, правильного хранения полотен основного фонда, и управления картинами из обменного фонда.

Подавляющее большинство художников живёт и работает в Санкт-Петербурге и Москве. Гендерный состав участников: 53% женщин и 47% мужчин. Более половины участников (53%) – это люди в возрасте 26-45 лет. Живописцы приняли участие в проекте более 350 раз, при этом доля повторного участия составила 38%, что косвенно может свидетельствовать о высоком уровне организации проекта.

Резюмируя анализ деятельности «Русской Атлантиды», можно отметить, что проект решает следующие задачи: содействует развитию современной академической живописи, создаёт условия для реализации творческого потенциала художников, развивает туристские дестинации в небольших городах России, содействует развитию активного взаимодействия между участниками проекта, формирует выставочно-экспозиционный фонд СЦГП.

Несмотря на богатый материал статьи, считаем необходимым углубить исследования по изучению проекта «Русская Атлантида» и расширить знания через анализ пленэрной деятельности прочих организаций. Собранный материал позволит разработать методические рекомендации для специалистов, работающих в сфере организации и проведения творческих командировок.

Библиография

1. А.Г.Филиппов «Пленэр как основа пейзажной живописи» // Материалы Региональной научно-практической конференции преподавателей изобразительного искусства в рамках Всероссийского конкурса по рисунку и живописи «Мастер 2013» от 23 апреля 2013 года «Сохранение и развитие академического художественного образования в современных условиях» http://aleksandr-filippov.ru/?p=967

2. Академическая дача имени И.Е. Репина [Электронный ресурс] URL: http://old.shr.su/2009-07-06-16-06-38/52-q-q-.html (дата обращения 12.10.2017)

3. И. Г. Дашевская «Пленэр-тур как проект в сфере культурного туризма» // Туризм в евразийском пространстве: реальности и новые тенденции: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 04−05 декабря 2014 г. / Общ. научн. ред. М.Ю. Спириной, ред. А.А. Торопыгиной. Часть I.— СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014. — 276 с. (с.82–93)

4. Устав Союза художников России [Электронный ресурс] URL: http://www.shr.su/organizatsiya/ustav.html (дата обращения 01.11.2017)

5. Творческий Союз Художников России [Электронный ресурс] URL: http://www.tcxp.ru/union/about (дата обращения 01.11.2017)

6. Санкт-Петербургский Союз Художников [Электронный ресурс] URL: http://spbsh.ru/ (дата обращения 01.11.2017)

7. Союз педагогов-художников [Электронный ресурс] URL: http://www.art-teachers.ru (дата обращения 01.11.2017)

8. Творческая группа «Облако» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/cloudartgroup (дата обращения 01.11.2017)

9. Творческое объединение «Очарованный странник» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/club113314901 (дата обращения 01.11.2017)

10. Международный пленэр «Русская Атлантида-2018» [Электронный ресурс] URL: http://www.artvita.spb.ru/content/view/253/1/lang,russian/ (дата обращения 01.11.2017)

11. «Русская Атлантида – 2017» [Электронный ресурс] URL: http://shr.su/novosti-sobytiya/item/1378-russianatlantida-2017.html (дата обращения 09.10.2017)

12. Приём заявок на участие в пленэрах «Русская Атлантида – 2018» [Электронный ресурс] URL: http://www.culture.ru/events/235372/priem-zayavok-na-uchastie-v-plenerah-russkaya-atlantida-2018 (дата обращения 01.11.2017)

13. АРТ-ВИЗИТ – Мероприятия [Электронный ресурс] URL: https://www.facebook.com/pg/ARTVIZIT.RU/events/?ref=page_internal (дата обращения 01.11.2017)

14. Доклад «Русская Атлантида» [Электронный ресурс] URL: http://www.culture.ru/events/237696/doklad-russkaya-atlantida (дата обращения 01.11.2017)

15. Пленэры [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PL1UIKiJNHqf0B57lUh51n24AH_skCyEDj (дата обращения 01.11.2017)


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!