Парламент РК: полномочия, структура, принцип формирования, руководящие органы.



Исполнительная власть РК: полномочия, структура.

Местная государственная власть и проблема местного самоуправления в РК.

Судебная власть РК: полномочия, структура.

Особенности формирования правового государства в Казахстане

Казахстанский патриотизм: специфика формирования, основные черты и содержание

Особенности политической культуры в РК

Деятельность государства по укреплению и развитию межэтнического согласия в РК

Светский характер государства в РК, реализация принципа религиозной толерантности

Демократические политические реформы в РК. Особенности демонтажа тоталитарной политической системы советского типа.

Конституция РК 1995 года о демократическом характере политической системы республики (отражение в ней основных принципов демократии в современном понимании).

Развитие многопартийности в Казахстане и его основные этапы. Закон о политических партиях в РК (2002 г.), поправки 2008 года.

Политические партии Республики Казахстан и их типология (по критериям «идеология», «отношение к власти»).

Конституция РК (1995 г.) о правах и свободах человека как высшей ценности. Гражданские, экономические, политические и социальные права граждан РК.

Политика укрепления межэтнического согласия и толерантности в РК и ее влияние на этнодемографическую ситуацию в Казахстане

Национальная политика РК, ее основные принципы и направления.

Ассамблея народа Казахстана и ее роль в осуществлении политики РК по обеспечению межнационального согласия.

Республика Казахстан – субъект международных отношений.

Конституция РК (1995 г.) об основных принципах внешней политики республики.

Президент РК об основных направлениях внешней политики страны.

Деятельность Республики Казахстан в качестве председателя ОБСЕ, инициативы и результаты.

Президентская стратегия «Казахстан – 2030», ее основные приоритеты развитие и углубление в последующих Посланиях Президента РК.

Послание Президента РК к народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»

1. Основные этапы развития политической мысли. Начало становления и развития политических идей и учений восходит к древнему миру. Зарождение политических идей и учений происходило в русле формирования философской мысли.

Ряд древнеиндийских философских систем ориентировали сознание людей на духовнонравственное совершенство, пассивность во внешней реальности, сохранение и строгое следование религиозным ритуалам, на абсолютность и незыблемость вечных истин

Большое внимание политико-правовым проблемам уделялось еще в древности такими китайскими философскими учениями, как конфуцианство и даосизм, в которых мы находим попытки осмыслить проблемы построения совершенного общества, формирования справедливого государства.

Качественно новым этапом в развитии политической мысли является древнегреческая цивилизация, для которой были присущи полисная собственность, наличие городов-государств, сложившаяся прямая форма демократии и республиканских форм правления. Этот период характеризуется значительным и довольно активным переходом «человеческого сознания от первоначальных религиозно-мифологических его форм к рационально-логическим, философским»' Именно в этот период происходит становление политических идей и формирование таких понятий, как «политика», «государство», «демократия», «формы правления» и др. В Древней Греции развитие политических идей связано с именами таких мыслителей, как Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель.

 

2. Идея гражданского общества. В философии Нового времени стала разрабатываться триада несовпадающих категорий: естественное состояни-общество-гос-во.

Естественным с4италась природное состояние, исходящее от природы: или от её высших форм(бога,космоса) или исходящих от 4елове4еского естества-биологи4еских,животных на4ал или интеллектуальных, разумных. Такое состояние с4италось объективным закономерным, откуда и возникало представление о естественных правах и законах.

Общество не дано природой , оно развивается. Важнейшей зада4ей философии нового времени стало обоснование перехода от естественно-природного к общественно полити4ескому состоянию. Природные на4ала в 4еловеке были противопоставлены общественным. Под последним понималось под4инение законам общества, гос-ву и его политике , те умение жить в сообществе с др людьми. Было возрождено римское понятие гражданин как житель города, и осуществлен переход к понятию управление, гражданство, политика, гражданское общество. Отсюда идет идет понятие «цивилизованность», или даже забытое у нас – «цивильность»,озна4ающее полит., гражданскую культурность, немыслимую без культуры вообще. Так возникает категория «гражданское общество», связанная с общественным состоянием, цивилизованностью как свойствами, с цивилизованностью как свойством жителя города, горожанина-гражданина. Гражданское общество- это цивилизованное общество, сообщество цивилизованных граждан.

Принципиально по др подошёл к проблеме Маркс. Он объяснил процесс образования гражданского общества не как обращение или под4инение его гос-ву,а как освобождение от гос-ва.Если Гегель отверг договорные отношения в пользу гос-ва, то Маркс –в пользу общества. По концепции Маркса не гос-во, не полит надстройка под4иняет общество, а общество с его базисными экономи4ескими структурами под4иняет и определяет гос-во.

 

3. Идея правового гоос-ва.Предте4ей теории правового гос-ва с4итается знаменитый римский оратор и философ Циццирон. Гос-во он называл «обществом Закона». Под законом он понимал «разум в согласии с природой», «естественное стремление, любить друг друга». Отсюда вполне логи4но следует главный принцип, провозглашенный Цицироном : «под действие закона должны попадать все».

В эпоху анти4ности была по существу сформирована идея о том, 4то главным регулятором общественной жизни должны стать законы, полит форма такого общества должна способствовать тому, 4тобы публи4ная власть поддерживала закон и делала его обязательным для всех , с др стороны , общество 4ерез этот закон должно ограни4ивать и делать справедливой саму власть. Все должны одинаково попадать под действие закона: и гражданин, и государство. Именно поэтому Богиня правосудия изображалась с завязанными глазами: она должна руководствоваься только законом, не взирая на лица.

Глубинный подход к разработке концепции правового гос-ва характерен для философии И. Канта. Гос-во для него – это «объединение множества людей, под4инённыхправовым законам». Для его поддержания о4ень важным является разделение властей.

4. Идея меритократииМеритократия- теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях НТР перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами. Основателем теории меритократии является английский социолог Митчел Янг. Он считал, что социальный прогресс зависит от меры сочетания власти и интеллекта. От использования человеческого потенциала, талантов зависит успех развития общества. Поэтому назначение меритократии он видел в интеллектуализации общественной жизни, раскрытии естественных дарований личности.

Меритократическая модель со своим девизом "каждому по его заслугам" направлена против несправедливого распределения политических ценностей, основанных на знакомстве, связях, наследственности и т.п. В основе иерархического полит строения общества и государства должен лежать принцип зависимости должности только от способностей и достижений конкретной личности. Поэтому чем выше в полит иерархии должность, тем более умные и способные люди должны ее занимать. Столь очевидные и прекрасные тезисы меритократической модели полит сообщества людей трудно осуществить на практике. С одной стороны, она опирается на высокую сознательность, структуру выбора, профессионализм в политике обычных людей, что проблематично и нереально. С другой стороны, избиратели в процессе выборов на руководящие посты должны отдавать свои голоса только наиболее способным, одаренным людям, определить же степень, меру этих качеств тоже очень трудно. Меритократия – одна из попыток избежать негативных аспектов полит режимов, основанных на власти аристократии, но сохранить при этом управляемость и цельность. Основные проблемы меритократии – способ выделения достойных и механизмы, препятствующие появлению родовой аристократии. Историческая практика показала, что меритократии как таковые сохраняются только в первом поколении после реформы предыдущего правления. В это время к власти приходят наиболее харизматичные личности и наиболее активные и умелые члены общества. После этого либо закрепляется один из вариантов наследного правления, либо вводятся демократические процедуры.

5.Политические учения эпохи античности: Платон, Аристотель, Цицерон. Аристотель: политика – искусство управления государством: это “самая главная из наук и искусств”, потому что она ставит своей целью исследовать и отыскать “наилучшие виды государственного устройства”. Политика – высшая форма жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. Человек как политическое животное: Представляются интересными воззрение Аристотеля относительно природы государства и человека. Государство, считает Аристотель, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Политика, уточняет Аристотель не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа.По мнению Платона, государство устроено справедливо тогда, когда каждому гражданину будет отведено особое занятие, соответствующее его натуре. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделяющему аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, которым соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Отстаивая иерархию в государстве, Платон в то же время выступает против бедности и богатства, выдвигает план упразднения частной собственности. Большое внимание Платон уделяет формам управления, выделяя правильные и неправильные. К правильным формам относит монархию, аристократию и демократию на основе законов; к неправильным – тиранию, олигархию, демократию без законов. Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.

 

6.Политическая мысль средневекового мусульманского Востока: аль-Фараби  (870 – 950 гг.)., Ибн Халдун, Ю. Баласагуни. Абу-Наср аль-Фараби определил предмет и задачи политической науки. Последнюю он относил к числу наук об общественной жизни. Политическая наука изучает: 1.различные группы сознательных действий и способов жизни; 2.цели, ради которых они совершаются; 3.методы управления общественной жизнью и государством. В задачу политической науки входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения совершенства и счастья, выявление причин, препятствующих их достижению, а главное – определение истинного счастья и умение отличить его от мнимого иллюзорного, определение достоинств добродетельного города – государства и его отличие от невежественного города (государства). Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество – тот же человеческий организм. “Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной”.

Юсуф Баласагуни. Основу государства, по мнению его, составляет “союз” народа, богатства армии. Составляющие народа восходит к трем ветвям – богатые, середняки и бедные. Их интересы и потребности воедино скрепляются властью бека. О законе: Предметом размышления философа является свод правил и повелений, необходимых беку для упрочнения своей власти. По его мнению, для этого бек должен укрепить силу закона над народом. Задача и цель власть бека состоит в подчинении бедняков середняками, а последних – богатым, а также в управлении народом. Главное внимание бека направлено на умение управлять и руководить тремя категориями людей: первые – сильные и мужественные; вторые – мудрые и почитаемые (ученые, мыслители), третьи – исполнители.

 

7.Теории общественного договора. На основе концепции естественного права возникла договорная теория происхождения государства, трактующая его появление как результат сознательной деятельности людей. Теория опирается на выделение двух состояний людей: естественного - без государства и гражданского, основанного на государственной власти и юридических законах. Этот переход осуществляется посредством заключения договора между людьми. Томас Гоббс. естественное состояние людей представляет собой постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс сравнивал то с искусственным человеком, то с рукотворным богом, то с Левиафаном, библейским персонажем, представляющим собой огромное морское чудовище. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Джон Локк. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии. К естественным, неотчуждаемым правам человека он отнес следующие : право на жизнь, защищающее безопасность человека; право на свободу, устраняющее угнетение человека и дающее возможность определять свою жизнь в соответствии со своими желаниями; право на собственность - право работать и обладать результатами своего труда. Локк оправдывал частную собственность, так как считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой. Жан-Жак Руссо. он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, так как именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя под власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между какими-либо органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!