БЕЛЬГИЙСКАЯ И ГОЛЛАНДСКАЯ МОДЕЛИ



6

Сообщественная

Модель

Как колониальное

Наследие

Мысль о том, что абсолютно недемократический институт колониализма может стать, по словам Руперта Эмерсона, «школой демократии», заклю­чает в себе двойной парадокс. Во-первых, парадоксально, что главными и наиболее эффек­тивными колонизаторами в со­временном мире были демократические страны — Великоб­ритания, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды и Бель­гия. Во-вторых, те нормы не­зависимости и демократии, на которые ориентировались по­литические лидеры колоний, тоже, как это ни парадоксаль­но, были привнесены колони­заторами, чему служила глав­ным образом политическая практика метрополий, а не эле­менты демократического пред­ставительства, введенные ими в колониях, хотя влияние пос­леднего фактора не следует от­рицать полностью1. По мере при­ближения к заветной цели — обретению независимости мест­ные лидеры последовательно стремились к демократической форме правления. Эта цель, как отмечает У. Дж. М. Маккензи, соединилась с распространен­ным среди европейцев мнени­ем, что если им и придется ухо­дить, то это «должно быть сде-

1 Emerson R. From Empire to Nation: The Rise to Self-Assertion of Asian and African Peoples. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1960. P. 227-228.

 

214


 

лано с честью, подобающей европейским идеалам справедливого

правительства и демократии»2.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОЛОНИЗАТОРОВ

Отвлекаясь от конкретики, можно было создать некую общую абстрактную «европейскую» или «западную» модель демократии, но для молодых независимых государств наиболее значимыми были примеры какой-либо одной колониальной державы и соответствен­но английская, французская, американская, голландская или бель­гийская: модели демократии. Самым большим влиянием пользовалась британская модель, поскольку Британская колониальная империя была намного обширнее других; рядом с нею голландская и бель­гийская империи выглядели карликами. Кроме того, хотя француз­ская и американская модели и отличаются от британской, но стоят гораздо ближе к ней, чем к сообщественному варианту. Как было показано в 4-й главе, Франция относится к центробежному, а США — к центростремительному типам демократических режимов, которые отличаются соревновательным, конкурирующим стилем по­ведения элит. В отличие от британской модели французская допус­кает многопартийность, но для обеих моделей характерно соревновательное, конкурирующее, а не согласительное поведение элит, унитарное, а не федеративное устройство, мажоритарная из­бирательная система, которая ближе к британской, чем к методу пропорционального представительства, принятому в сообщественных демократиях. Правда, во времена Четвертой Республики фран­цузы экспериментировали с неким подобием пропорционального представительства. Политическая система США в качестве норма­тивной модели оказала большое влияние на страны Латинской Аме­рики, но не на государства Африки и Азии (кроме Филиппин). Американская модель отличается от британской тем, что она осно­вывается на федерализме. В связи с этим У. Артур Льюис отмечает, что «молодые государства Западной Африки оказались бы в лучшем положении, если бы имели американское, а не английское или французское колониальное наследие: тогда они восприняли бы фе­деративную модель как должное, и в положении борцов за непопу­лярную идею оказались бы сторонники централизованной системы»3.

2 Mackenzie W.J.M. Some Conclusions//Mackenzie W.J.M., Robinson К. (ed.). Five
Elections in Africa: A Group of Electoral Studies. Oxford: Clarendon Press, 1960.
P. 465.

3 Lewis W.A. Politics in West Africa. London: Allen and Unwin, 1965. P. 55.

215


Но американская модель походит на британскую во многих других отношениях. Хотя в американской политической истории можно найти определенные сообщественные институты, все же в целом американская модель соревновательна. Президентская форма прав­ления фактически означает сосредоточение достаточно большой вла­сти в руках одного человека, поэтому она не способствует ни теоретической, ни практической реализации принципа правитель­ства большой коалиции, за исключением особых случаев, подоб­ных колумбийскому варианту, когда на посту президента по договоренности чередуются представители двух крупнейших партий, или ливанской модели большой коалиции, состоящей из президен­та, премьер-министра и других лиц, занимающих высшие государ­ственные посты.

То, насколько полно демократия идентифицируется с британс­кой или, в более общем понимании, соревновательной моделью в сознании незападных политиков и сторонних наблюдателей-ученых, отчетливо проявляется в следующем комментарии Эдварда Шилза: «В Азии и Африке нет такого нового государства... в котором борю­щаяся за независимость элита буквально накануне ее обретения не считала бы, что самоуправление тождественно демократическому правлению». В большинстве случаев африканские элиты действи­тельно полагали, что «демократическое самоуправление подразуме­вает наличие всех атрибутов современной государственности», в том числе «законодательной ассамблеи, находящейся под контролем партии большинства»4. Целостная гипотеза, в которой политическая система бывшей метрополии увязывается с типом демократии, выб­ранным колонией по достижении ею независимости, равно как и в случае успеха или провала этой демократии, разработана Льюисом. Проанализировав все возможные объяснения становления в Запад­ной Африке однопартийных режимов, он пришел к выводу, что «демократия там была отброшена... в основном потому, что унасле­дованные от европейцев идеи и институты демократии оказались неподходящими» для этих многосоставных обществ. А для того что­бы африканские лидеры могли осознать, что существует отвечаю­щая условиям их стран модель демократии, им требуется, по словам Льюиса, «серьезная промывка мозгов»5. Несомненно, было бы пре­увеличением утверждать, будто именно влияние европейских, т.е.

4 Shils E. The Fortunes of Constitutional Government in the Political Development
of New States// Hallowell J.H. (ed.). Development: For What? Durham: Duke University
Press, 1964. P. 103.

5 Lewis W.A. Politics in West Africa. P. 55, 86.

216


 

Схема 4. Бывшая метрополия, тип демократии

и демократическая практика в многосоставных обществах

соревновательных английской или французской моделей, было глав­ной причиной неудач, а «промывание мозгов», вероятно, слишком сильное выражение для описания наилучшего варианта избавления от внушенного этой моделью интеллектуального стереотипа. В конце концов страны, чей опыт может рассматриваться как относительно успешный пример со общественности в «третьем мире», входили в сферу английского и французского контроля: Малайя, Сабах и Саравак были английскими колониями, а Ливан — французской под­мандатной территорией. Следует отметить, что хотя англичане игра­ли—в одних случаях большую, в других меньшую — роль в разработке конституций для своих бывших колоний, тем не менее они не всегда брали за образец собственную модель демократии. В частности, в Северной Ирландии они попытались ввести сообщественную модель, а на Кипре благословили злополучный экспе­римент с сообщественностью.

Четыре примера, отраженные на схеме 4, иллюстрируют ги­потезу Льюиса и логически дополняют ее. Эти дополнения к ги­потезе присутствуют в работе Льюиса лишь имплицитно, по­скольку в ней не названы ни западные, ни иные варианты

217


демократической модели, которой он отдает предпочтение и ко­торая по своей сути совпадает с сообщественной моделью. Сфор­мулированная им гипотеза подтверждается опытом западноафри­канских государств и многими другими примерами. Под эту гипотезу подходят почти все бывшие английские и французские колонии, являющиеся многосоставными обществами. Исключе­ние из первой части соответствующих этой гипотезе зависимос­тей составляют Ливан, Малайзия, Кипр и Северная Ирландия; правда, последняя включена в данный список для полоты карти­ны, поскольку она не относится к числу бывших колоний, как другие перечисленные страны. Важным примером, не подтверж­дающим вторую часть гипотезы Льюиса, является Индия, пред­ставляющая собой многосоставное общество с демократическим режимом, который развивался достаточно стабильно и успешно, по крайней мере, до 1975 г. Однако может возникнуть законное сомнение относительно того, в какой степени индийская демок­ратия может считаться воплощением британской модели в чистом виде. Процесс принятия решений в Дели осуществлялся не по принципу большой коалиции: партия Индийский национальный конгресс доминировала в политической жизни страны (до выбо­ров 1977 г.)*, она являла собой политическую силу, объединяв­шую интересы множества различных групп избирателей, а не партию, опиравшуюся на узкую этническую базу. Однако, по словам Раджни Котхари, индийская система «не просто создает условия для конкуренции и столкновений, но является также ареной для формирования коалиций, в которых и правящая, и оппозиционные группировки могут выдвигать самые разные тре­бования»6. Кроме того, структура федерации в Индии позволяет обеспечить автономию языковых сегментов, а компактность их проживания гарантирует справедливое представительство в феде­ральных законодательных органах власти даже при мажоритарной избирательной системе.

До сих пор гипотеза Льюиса выглядит достаточно убедительной. Единственное исключение из нее составляют Кипр и Северная Ир­ландия: в этих странах налицо прямая связь между британским насле­дием и провалом демократии, кроме того, отсутствует предполагаемый

* В 1980 г. Индийский национальный конгресс вернулся к власти, вновь утратил ее в 1987 г. и вновь победил на выборах 1991 г. Доминирование ИНК в политической жизни страны выражалось, однако, не столько во времени его пребывания у власти, сколько в эфемерности противостоящих ему коа­лиций. (Прим, ред.)

6 Kothari R. Politics in India. Boston: Little, Brown, 1970. P. 421.

218


гипотезой фактор обязательного использования британской модели демократии. Ливан и Малайзия также не соответствуют первой части гипотезы, но подпадают под ее подразумевающуюся дополнитель­ную вторую часть. Окончательная же проверка гипотезы Льюиса требует изучения всех логических, хотя и не вытекающих из нее напрямую, следствий. Наиболее важен с этой точки зрения опыт тех стран, в которых колониальные власти оставили в наследие не английскую, французскую или американскую, а сообщественную систему, т.е. опыт бывших голландских колоний — Индонезии, Су­ринама и Нидерландских Антильских островов, а также бывшего Бельгийского Конго (ныне — Заир), Руанды и Бурунди, которые ранее составляли бельгийскую подмандатную территорию Руанда-Урунди. Швейцария и республиканская Австрия никогда не были колониальными державами, однако Уругваю, для которого в раз­ные периоды его политической истории именно швейцарская де­мократия дважды служила моделью демократии, следует уделить определенное внимание. В какой степени эти примеры выявляют зависимость, обозначенную римской цифрой I на схеме 4, а не зависимость II? К чему ближе была судьба демократии в этих стра­нах — к успеху или к неудаче?

БЕЛЬГИЙСКАЯ И ГОЛЛАНДСКАЯ МОДЕЛИ

В ШЕСТИ МОЛОДЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Ответим сначала на последний вопрос: из шести стран, частью колониального наследия которых была сообщественная демократия, лишь в двух демократия развивалась относительно успешно. В Кон­го демократия пала практически сразу после установления незави­симости. В соответствии с временной конституцией, выработанной в спешном порядке после консультаций бельгийского правительства с несколькими делегациями из Конго, в мае 1960 г. были проведе­ны парламентские выборы, сформирован кабинет во главе с пре­мьер-министром и избран президент. 1 июля того же года Конго стало независимым государством с новой демократической систе­мой власти, но после этого страна быстро скатилась к состоянию хаоса. В июле подняла мятеж конголезская армия, отделилась про­винция Катанга, вмешались бельгийские войска, и конголезскими делами пришлось заняться ООН. В августе отделился регион Южно­го Касаи, традиционная территория проживания этнического сег­мента балуба. Попытка удержать его силой повлекла массовое ис­требление гражданского населения народности балуба, имевшее, по словам Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда, «харак-

219


тер геноцида»7. В начале сентября разразился конституционный кри­зис, вызванный тем, что президент отправил в отставку премьер-министра, и армия решила «нейтрализовать» двух высших должност­ных лиц страны и сформировать внепарламент-ское временное правительство. Этот первый, «пробный» военный переворот, положил конец демократическому эксперименту в Конго. В последующие не­спокойные годы предпринималось несколько попыток вернуться к демократическому и парламентскому праатению, но военный перево­рот 1965 г. надолго привел к власти недемократический режим генера­ла Жозефа Мобугу.

Руанда и Бурунди добились независимости в 1962 г., т.е. двумя годами позже Конго. Процесс деколонизации в Руанде совпал с соци­альным переворотом: составляющая большинство населения народность хуту свергла традиционно занимавшее господствующее положение мень­шинство — народность тутси. Комиссия ООН по Руанде-Урунди оха­рактеризовала ситуацию, сложившуюся там к началу 1961 г., как «расовую диктатуру»8 хуту. На первых общенациональных выборах, которые прошли в том же году, с огромным перевесом голосов побе­дила, как и ожидалось, ведущая партия хуту. Спустя два года, когда формирования народности тутси, ранее бежавшие в соседние страны, попытались вторгнуться в Руанду, около 10 тыс. их соплеменников, остававшихся в стране, были убиты, по выражению Рене Лемаршана, «в беспрецедентной оргии насилия и убийств». Ватиканское радио на­звало это «самым ужасным и систематическим геноцидом со времени избиений евреев Гитлером»9. Многие другие тутси бежали из страны, и ныне их осталась лишь малая часть, составившая в 1960 г. около 15% трехмиллионного населения Руанды. Руанда превратилась в однопар­тийное государство, безраздельно контролируемое хуту.

В Бурунди, весьма сходной с Руандой по размеру, численно­сти населения и соотношению между народностями хуту и тутси, события развивались по другому, но тоже недемократическому сценарию. Там была установлена конституционная монархия. И хо­тя в 1961 г. всеобщим голосованием было избрано законодатель­ное собрание, король из народности тутси сохранил за собой достаточно большую реальную политическую власть. После побе­ды хуту на выборах 1965 г. и последовавшего за ней усиления королевской власти вплоть до установления абсолютной монар-

7 Gerard-Libois J., Verhaegen В. Congo 1960. 2 vols. Brussels: Centre de Recherche ct
d'Information Socio-Politiques, 1961. Vol. 2. P. 806.

8 Lemarchand R. Rwanda and Burundi. London: Pall Mall Press, 1970. P. 194.

9 Ibid. P. 216, 224. См. также: Segal A. Massacre in Rwanda//Fabian Research Series.
No 240. London: Fabian Society, 1964.

220


хии армейские офицеры из народности хуту предприняли не­удачную попытку военного переворота, следствием которого ста­ло убийство от 2,5 до 5 тыс. хуту. Два последующих переворота, осуществленных уже преимущественно офицерами тутси, приве­ли к ликвидации монархии и установлению однопартийного ре­жима при господстве тутси.

Неудачу потерпела и демократия в Индонезии, хотя там она продержалась дольше, чем в бывших бельгийских колониях. После одностороннего провозглашения независимости в 1945 г. и четырех лет революционной борьбы против голландцев федеральное прави­тельство Индонезии в 1949 г. официально обрело суверенитет. Вско­ре федеративное устройство было отменено, и с 1950 г. начался пе­риод достаточно стабильного конституционного правления, когда правительство несло ответственность перед парламентом, который вначале не избирался, а формировался с участием представителей широкого круга политических сил, и после 1955 г. — перед всена­родно избиравшимся законодательным собранием. Однако, начиная с 1957 г., президент Сукарно и армия стали быстро расширять сфе­ру своей власти за счет парламента и ответственного перед ним пра­вительства. В 1957 г. было введено чрезвычайное положение; в 1958 г. на Внешних островах вспыхнуло восстание против засилия выходцев с острова Явы. В 1959 г. была отменена конституция 1950 г., а в 1960 г. — распущен парламент. Конституционная демократия усту­пила место недемократическому режиму, который намеренно име­новался не иначе, как «направляемая демократия».

Более жизнеспособной оказалась демократия в двух небольших голландских колониях Южной Америки — в Суринаме и на Нидер­ландских Антильских островах, население которых составляло соот­ветственно менее 0,5 млн. и примерно 0,25 млн. человек. Первые всеобщие парламентские выборы прошли там в 1949 г., когда обе страны еще были колониями. Спустя пять лет они достигли полного самоуправления в рамках Королевства Нидерландов как равные парт­неры с европейскими Нидерландами. Тем самым они утратили ста­тус колоний, что было официально признано Генеральной Ассамб­леей ООН после тщательного изучения новой хартии тройственно­го королевства в Комитете по информации о несамоуправляемых территориях10. Отношения между этническими сегментами на Сури­наме ухудшились с конца 60-х годов, а одним из источников раз­ногласий был вопрос о целесообразности выхода из состава коро­левства. Тем не менее, когда в 1975 г. Суринам порвал связь с

10 Gastmann A.L. The Politics of Surinam and the Netherlands Antilles. Rio Piedras: Institute of Carribean Studies, University of Puerto Rico. 1968. P. 100-104.

221


королевством и учредил независимую республику, это произош­ло не только с благословения его партнеров по союзу — Нидер­ландов и Антильских островов, но и с сохранением мира и де­мократии внутри страны. Нидерландские Антильские острова пока сохраняют и демократический режим, и единство, но последнее находится под вопросом в виду острого соперничества между дву­мя крупнейшими островами — Кюрасао и Аруба: постоянно су­ществует возможность отделения Арубы и образования там суве­ренного мини-государства*.

Приведенные здесь краткие очерки о судьбах демократичес­кого правления в шести бывших бельгийских и голландских ко­лониях свидетельствуют о том, что непосредственная связь меж­ду успехами демократии в молодых независимых государствах и характером их колониального наследия прослеживается весьма слабо, вопреки следующим из гипотезы Льюиса выводам, отра­женным на схеме 4 (см. выше). В связи с этим становится особен­но важным проследить значение дополнительной переменной — типа избранной страной демократии, а именно выяснить, в ка­кой степени при обретении независимости устанавливалась сообщественная демократия. Как мы увидим далее, допущение Лью­иса о большом влиянии моделей государственного устройства, привнесенных бывшими метрополиями, остается справедливым в отношении шести рассмотренных здесь примеров, но следует за­метить, что их влияние имело определенные пределы: Бельгия и Нидерланды переносили в свои колонии сообщественную модель, в той или иной мере модифицируя ее, но никогда не реализовы­вали эту модель полностью.

Это происходило по четырем главным причинам: во-первых, как уже отмечалось, конкретный опыт Бельгии и Голландии пред­ставлял собой лишь несовершенное воплощение сообщественной де­мократии, приближающееся к ее идеальному типу в меньшей степе­ни, чем демократии в Австрии и Швейцарии. Мы имеем в виду прежде всего принципы большой коалиции и взаимного вето, кото­рые и в бельгийской, и в голландской моделях были развиты слабо, а идея большой коалиции никогда не применялась последовательно при формировании кабинетов.

Во-вторых, политические системы Бельгии и Голландии были весьма специфическими вариантами сообщественной модели, и опыт сообщественности, перенесенный из этих метрополий в колонии, зачастую оказывался не воплощением общего принципа сообще-

* С 1986 г. Аруба — самоуправляемая территория в составе Королевства Ни­дерландов (Прим. пер.)

222


ственности, а его модификацией, подходящей для Бельгии и Ни­дерландов, но не отвечающей условиям колоний. В частности, авто­номия сегментов в метрополиях проявлялась в основном в нетерриториальной форме, поэтому в колонии была перенесена унитарная модель, хотя некоторые из них были очевидными кандидатами на федеративное устройство ввиду компактности расселения сегментов. Попытка Бельгии решить собственную языковую проблему полу­федеративным путем была предпринята слишком поздно и не могла послужить примером для ее африканских колоний.

В-третьих, очевидно, что проще скопировать официально за­фиксированные в конституции и законах правила, чем неформаль­ную политическую практику. Гораздо легче следовать ясному и пря­мому принципу пропорциональности в избирательной системе, чем согласительному стилю принятия решений, не отраженному ни в одном законодательном акте. Положение о равном представитель­стве языковых сегментов в Бельгии было внесено в конституцию лишь в 1970 г.

В-четвертых, из пяти западных демократий, которые имели об­ширные колониальные владения, Бельгия меньше всех делала что-либо для подготовки своих колоний к самоуправлению, деятель­ность голландцев в Индонезии также была далека от идеала. Указанные трудности переноса опыта сообщественности будут под­робно рассмотрены в последующих разделах данной главы.

СООБЩЕСТВЕНОСТЬ И ФОРМАЛЬНЫЕ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

С точки зрения формальных, отраженных в конституции прин­ципов, влияние бельгийского и голландского примеров было дов­леющим во всех случаях, кроме одного. Многие ученые, анали­зировавшие переход бельгийских и голландских колоний к независимости или автономии, подчеркивают близкое сходство их конституций с бельгийской и голландской. Конституция Кон­го 1960 г. обычно именуется «точной копией с бельгийской», поскольку она устанавливала режим, «близко напоминающий по своим внешним признакам модель метрополии»11. Временная кон­ституция Бурунди 1961 г. была «во многом навеяна бельгийской

11 Young С. Politics in the Congo: Decolonization and Independence. Princeton: Princeton University Press, 1965. P. 56, 182. См. также: Lemarchand R. Political Awakening in the Belgian Congo. Berkeley: University of California Press, 1964. P. 214-215; Geerts W. Binza to: De eerste tien onafhankelijkheidsjaren van de Democratische Republiek Kongo. Ghent: Story-Scientia, 1970. P. 57.

223


конституцией» и иногда именовалась «слегка измененной копией бельгийской конституции». И новая конституция, принятая в 1962 г. после установления независимости, также «позаимствова­ла большинство положений бельгийской конституции»12. Индо­незийская конституция 1950 г. во многом была «нетворческой, негибкой и доктринерской адаптацией конституции Нидерлан­дов»13. Конституция Нидерландских Антильских островов 1955 г. практически ничем не отличавшаяся от принятой в том же году конституции Суринама, была «явно списана с голландской кон­ституции», а основной закон 1951 г. об органах управления от­дельных островов «во многом заимствовал положения голландс­кого закона о муниципалитетах»14.

Разумеется, официальные конституционные принципы играют в сообщественной демократии весьма ограниченную роль. Многие статьи, заимствованные из бельгийской и голландской конституций, не имеют прямого отношения к сообщественности, они одинаковы и для сообщественной, и британской моделей. Некоторые другие принципы и положения можно рассматривать как косвенно содействующие сообщественности. В частности, то, что в Бельгии и Нидерландах существует парламентская система, при которой большие коалиции могут образовываться с большей легкостью и гибкостью, чем при президентской форме правления, является благо-приятным фактором. Единственное явное исключение из правил адаптации парламентской модели — Руанда. Ее временной конституцией 1961 г. предусматривался парламентский режим, однако конституция 1962 г., которая отличалась от бельгийского образца и во многих других отношениях, вводила некое подобие президентской системы15. Однако, как мы увидим далее, буквальное заимствование конституционных положений Бельгии и Голландии относительно полномочий монарха без адаптации к аналогичным, но не полностью идентичным положениям о полномочиях главы государства в Конголезской и Индонезийской республиках мешало развертыва-

12 Mpozagara G. La Rcpublique de Burundi. Paris: Berger-Levrault, 1971. P. 27; Rozier R.. Le Burundi: Pays dc la vache et du tambour. Paris: Presses du Palais Royal, 1973. P. 318, 374.

13 Kahin G.McT. Indonesia// Kahin G.McT. (ed.). 2d ed. Major Governments of Asia.
Ithaca: Cornell University Press, 1963. P. 627.

14 Kunst A.J.M. Receptie en concordantie van recht: De invloed van net Nederlandse
recht op dat van de Nederlandse Antillen. Willemstad: Rechtshogeschool van de Nederlandse Antiilcn, 1973. P. 21.

15 См.: Nkundabagenzi F. Rwanda politique, 1958—1960. Brussels: Centre de Recherche et d'Information Socio-Politiques, 1961. P. 391-97; Vanderlinden J. La Republique Rwandaise. Paris: Berger-Levrault, 1970. P. 28-56.

224


нию как парламентской, так и сообщественной практики в обоих молодых государствах.

Прямым и позитивным заимствованием основ сообществен­ной демократии явилось введение всеми бывшими колониями предусмотренной и Бельгийской, и Голландской конституциями системы пропорционального представительства с голосованием по спискам. В некотором смысле исключением был Суринам. При­нятый голландским парламентом закон о всеобщих выборах в законодательное собрание Суринама предусматривал, что от сто­лицы и единственного крупного города Суринама Парамарибо должны избираться десять, а от всех остальных районов страны вместе взятых одиннадцать депутатов. Такое распределение мест привело к завышению представительства Парамарибо: при том, что во время первых всеобщих выборов в нем проживало лишь немногим более трети лиц, имевших право голоса, город полу­чил в парламенте почти половину мест. Главным мотивом такого искусственного отклонения от принципа пропорциональности служило стремление обеспечить преимущество избирателям-горо­жанам, отличавшимся более высоким уровнем образования по сравнению с избирателями из сельской местности. Принцип про­порционального представительства не был зафиксирован в кон­ституции, однако деление страны на округ Парамарибо и не­сколько сельских округов обеспечивало, по мнению голландских властей, «справедливое распределение мест и адекватное предста­вительство всех групп» при довольно высокой степени компакт­ности проживания всех сегментов общества16.

Креолы, которые поначалу составляли доминировавший сег­мент (креолы — лица с большей или меньшей примесью негри­тянской крови; прежде в число их лидеров входило и несколько белых), сумели обратить такой порядок выборов себе на пользу благодаря принятию британской мажоритарной системы и объяв­лению города Парамарибо единым избирательным округом. В ре­зультате крупнейшая креольская партия завоевала все десять ман­датов от Парамарибо, а ост-индийская (индийская) партия, которая при пропорциональной системе должна была бы полу­чить по меньшей мере два мандата, не получила ни одного. При и без того завышенном представительстве избирателей Парамарибо характерен также тот факт, что абсолютное большинство (13 мест) в законодательном собрании было в этом многомандатном окру­ге, от которого избирались 10 депутатов, предоставлено креолам—

16 W.H. van W.N. van Helsingen. De Staatsregeling van Suriname van 1955: Historische toelichting en praktijk. The Hague: Staatsdrukkerij en Uitgeverijbedrijf, 1957. P. 178, 186.

225


крупнейшему этническому сегменту, однако, не составлявшему большинства населения: индийцы получили шесть мест, яванцы — два. Строгое соблюдение принципа пропорциональности дало бы дру­гое распределение мест между тремя главными этническими сегмен­тами Суринама — 9:8:4, а не 13:6:217.

С 1963 по 1966 гг., т.е. в период тесного сотрудничества между креолами и индийцами, в закон о выборах были внесены три важные поправки: 1) было отменено завышенное представитель­ство Парамарибо; 2) для Парамарибо и еще одного округа был введен принцип пропорционального представительства; 3) изби­ратели стали получать второй бюллетень для голосования с це­лью избрания примерно одной трети депутатов законодательной ассамблеи, общая численность которой увеличилась до 39 депута­тов, по единому на всю страну округу. Эти поправки несколько усложнили закон о выборах, превратив его, точнее говоря, в весьма сложный документ, но зато позволили обеспечить дей­ствительную пропорциональность представительства. Следует от­метить также, что все детали новых правил пропорционального представительства (система голосования по спискам; метод д'Ондта*; «порог», определяющий число голосов, необходимое для избрания кандидата; возможность голосования за предпочтитель­ного кандидата из списка) были без изменений заимствованы из голландского закона о выборах18. В тот же период была достигнута большая пропорциональность в составе государственных служа­щих, так как на службу стали принимать больше индийцев, а преобладание креолов пошло на убыль.

17 Mitrasing F.E.M. Tien jaar Suriname: Van afhankekijkheid tot gelijkgerechtigdheid.
Leiden: Luctor et Emerge, 1959. P. 152-153, 159, 169-170, 176.

* Метод д'Ондта — один из усовершенствованных способов определения результатов голосования по пропорциональной системе, разработанной бель­гийцем В. д'Ондтом и называемый также «методом наибольшей средней». По методу д'Ондта, избирательная квота определяется следующим образом. Для каждого партийного списка проделывается одна и та же операция: количе­ство поданных за него голосов последовательно делится на 1, 2, 3, 4, 5... Далее все полученные частные сводятся воедино и располагаются строго по убывающей, пока в этом ряду не появится столько цифр, сколько должно быть заполнено депутатских мест. Например, если избираются 7 депутатов, то цифра, занимающая 7-е место в убывающем ряду частных, и есть избира­тельная квота. На заключительном этапе определяется, сколько раз избира­тельная квота укладывается в количество полученных партийным списком голосов. Это и будет итоговым распределением мест. (Прим. ред.)

18 См.: Ooft C.D. Kort begrip van de Staatsinrichting van Surmame. Paramaribo:
1967. P. 3148. Небольшим отклонением является отсутствие предпочтительного
голоса во втором общенациональном бюллетене.

226


В других бывших бельгийских и голландских колониях примене­ние норм пропорционального представительства также способство­вало тому, что состав законодательных органов стал точно отражать сравнительную величину существовавших тогда сегментов. Таким образом, выборы 1960 г. в Конго стали, по словам Кроуфорда Янга, «в основном переписью населявших страну народностей»19. Джордж Кахин критикует принятый согласно голландскому образцу метод пропорционального представительства, использовавшийся в Индо­незии на выборах 1955 г., и заключает: «Если бы выборы проводи­лись в одномандатных округах, то в действие могли бы прийти совсем другие политические механизмы и, соответственно, процесс выборов помог бы смягчить противоречия, как в Великобритании, а не обострить их»20. Разумеется, этот вывод прямо противоположен теории сообщественности. Кроме того, следует отметить, что не­смотря на крайности индонезийской системы пропорционального представительства, которая, как и голландская модель, была очень выгодна для мелких партий, и несмотря на огромное и многообраз­ное население Индонезии, выборы 1953 г. не привели к неуправля­емому росту числа партий, и избранный тогда парламент был менее раздроблен, чем его назначавшийся предшественник. Еще более важ­ным результатом было то, что четыре партии, представлявшие че­тыре главных культурных сегмента, или алирана, Индонезии, а именно партии Масджуми и Надхатул Улама, выражавшие инте­ресы соответственно реформистского и ортодоксального крыла сантри (правоверных мусульман), а также Национальная и Коммунис­тическая партии, представляющие соответственно светские сегмен­ты, вместе завоевали более трех четвертей и голосов, и мест в пар­ламенте21.

К сожалению, некоторые из рассматриваемых здесь многосо­ставных обществ — Руанда, Бурунди, Нидерландские Антильские острова, а в одном важном аспекте и Индонезия — сталкиваются со сложной проблемой неравномерного баланса сил между сег­ментами. В таких ситуациях принцип пропорциональности может оказаться недостаточным средством для преодоления возникаю­щих трудностей, и для защиты интересов меньшинства потребу­ется завышение его представительства или обеспечение ему рав­ного с другими сегментами представительства. Слишком большое

19 Young С. Politics in the Congo. P. 271.

20 Kahin G..McT. Indonesia. P. 627-628.

21 Краткое описание сущности алиран см.: Hindley D. Dilemmas of Consensus
and Division: Indonesia's Search for a Political Format//Government and Opposition 4.
No 1 (winter 1969). P. 70-73.

227


неравенство в этом смысле хуту и тутси в Руанде и Бурунди сдела­ло подобное решение невозможным, и таких попыток практически не предпринималось. В Индонезии разрыв между густонаселенной Явой, на которой проживало около двух третей населения страны, и Внешними островами удалось сократить с помощью пропорцио­нальной избирательной системы, применявшейся в ходе выборов 1955 г.: представители Явы получили соответственно около двух третей мест в парламенте. Однако такой итог вызвал недовольство Внешних островов, которое усиливалось тем обстоятельством, что из четырех крупнейших политических партий три были преимуще­ственно яванскими, и лишь Масджуми собрала большое количество голосов за пределами Явы, а также тем, что в противоположность новому законодательному собранию в прежнем, назначенном пар­ламенте (1950—1955 гг.) представительство Внешних островов было явно завышенном.

И лишь на Нидерландских Антильских островах эта проблема была благополучно разрешена. Разница в численности населения между отдельными островами близка индонезийской, хотя при гораздо меньших абсолютных цифрах. В первые годы после окон­чания второй мировой войны почти две трети населения Ан­тильских островов проживали на Кюрасао. На острове Аруба было вдвое меньше жителей, чем на Кюрасао, а доля обладавших пра­вом голоса была еще ниже. Оставшаяся незначительная часть на­селения распределялась между островом Бонайро и тремя Навет­ренными островами. Антагонизм между двумя главными островами — Кюрасао и Аруба — объясняется отчасти различия­ми в их традициях и историческом прошлом: в колониальные времена жесткая манера, в которой Кюрасао управлял островом Аруба, нередко вызывала у его жителей даже большее недоволь­ство, чем голландский колониализм. Отчасти же этот антагонизм объясняется тем, что хотя расовый состав населения обоих остро­вов весьма пестрый, существуют очевидные различия во внеш­нем облике их жителей: у среднего жителя Кюрасао кожа значи­тельно темнее, чем у среднего жителя Арубы.

Когда разрабатывались планы проведения первых всеобщих выборов на Антилах, вопрос о распределении мест в парламенте между представителями различных островов оказался предметом серьезных разногласий. Для обуздания роста сепаратистских на­строений на Арубе и ради сохранения единства Антильских ост­ровов жители Кюрасао согласились не только на равное с Арубой представительство в парламенте, но и на завышение представи­тельства малых островов. Голландское правительство не без коле-

228


баний одобрило такой вариант, и из 21 места в избиравшемся в 1949 г. законодательном собрании предоставило по 8 мандатов Кюрасао и Арубе, 2 мандата — Бонайре и по одному — каждому из Наветренных островов. Вокруг самой избирательной системы споров не было: каждый остров образовывал отдельный много­мандатный округ; применялась голландская пропорциональная си­стема с голосованием по спискам.

Вскоре представители Кюрасао пожалели о проявленном ими великодушии, голландские же власти, со своей стороны, также пришли к выводу, что при распределении парламентских мест в 1949 г. было допущено слишком серьезное отклонение от пропорци­ональности. Вместо этого голландцы предложили осуществить ради­кальную децентрализацию власти на островах, сделав, таким обра­зом, большой шаг навстречу требованиям Арубы о независимости от Кюрасао, а также перераспределить места в парламенте с тем, чтобы завышенное представительство меньших островов сохраня­лось, но полйого равенства между Кюрасао и Арубой или даже между Кюрасао и всеми прочими островами, вместе взятыми, не было. По новой системе предусматривались: 12 мест для Кюрасао, 8 — для Арубы, 1 — для Бонайре и 1 для всех Наветренных остро­вов в парламенте из 22 депутатов. Однако принадлежавшее предста­вителям малых островов большинство в парламенте, избранном в 1949 г., категорически отказалось рассматривать предложение о пе­рераспределении мест. И все же возражения депутатов были откло­нены голландскими властями, которые характеризовали свое пред­ложение как единственно приемлемый «компромисс между чистой пропорциональностью и равным представительством». Они поста­вили под вопрос легитимность избранного в 1949 г. Антильского парламента, «в котором делегаты от 30% обладающих правом голоса граждан могут навязать свою волю всем остальным»22. Выборы 1950 г. прошли по новым правилам. Очевидно, что бывшая колония не скопировала данные правила с опыта метрополии. Они скорее яви­лись примером применения общей нормы сообщественности, при­способленной к условиям территории, на которой проходил про­цесс деколонизации. Правда, эта норма была навязана метрополией. Компромисс сработал, и она была без изменений включена в 1955 г. в конституцию Нидерландских Антильских островов.

22 Van Helsingen W.H. De Staatsregelmg van de Nederlandse Antillen van 1955: Historische toelichting en praktijk. The Hague: Staatsdrukkerij en Uitgeverijbedrijf, 1956. P. 156, 173.

229


АДАПТАЦИЯ ПРИНЦИПА АВТОНОМИИ

Принцип автономии сегментов воплотился в бельгийской и гол­ландской сообщественных демократиях главным образом в форме «внетерриториального федерализма», и лишь с 1970 г. Бельгия пере­шла к форме территориальной полуфедерации. Если учесть, как дол­го Бельгия шла к тому, чтобы применить свою собственную давно сложившуюся практику субкультурной автономии для разрешения на территориальной основе фламандско-валлонских языковых про­тиворечий, то становится особенно примечательным тот факт, что и бельгийское, и голландское правительства не противились, а даже скорее поощряли принятие федеративных или полуфедеративных конституций теми своими колониями, которые представляли собой многосоставные общества с компактно проживающими сегментами. Так было с Индонезией, Конго и Нидерландскими Антильскими островами. Однако эти федеративные или полуфедеративные кон­ституции действовали с переменным успехом.

Молодое индонезийское государство, независимость которого Нидерланды признали в 1949 г., официально именовалось Респуб­ликой Соединенных Штатов Индонезии. Однако эта федерация про­существовала меньше года, и на смену ей в 1950 г. пришла Респуб­лика Индонезия. Конго по конституции 1960 г. являлось унитарным государством, но настолько децентрализованным, что Янг назвал идею государственного устройства, заложенную в конституции, «не­явной федерацией», а созданное на ее основе государство — федера­тивной системой, поскольку «провинции из административных структур превратились в политические». Бытовала также ее характе­ристика как «федеративной конституции, которая боится назвать себя таковой»23. Демократический эксперимент в Конго оказался слишком недолговечным и не дал этой частично федеративной струк­туре по-настоящему проявить себя. Только весьма децентрализован­ная, близкая к федерации система Нидерландских Антильских ост­ровов начала функционировать удовлетворительно сразу с момента своего возникновения в 1951 г.

В федеративной системе Индонезии были два серьезных изъя­на, которые с самого начала обрекли ее на провал. Теми же недо­статками отличался и федерализм в Конго, но федеративная сис­тема Антильских островов была от них свободна. Первый и основной изъян — произвольное определение контуров составля­ющих федерацию штатов и провинций. Их границы не совпадали

23 Young С. Politics in the Congo. P. 512, 515; Geerts. Binza. 10. P. 282.

230


с границами расселения сегментов, что, таким образом, сводило на нет главное преимущество федерализма в многосоставном об­ществе. Большинство штатов федеративной Индонезии было со­здано голландцами в контролировавшихся ими районах в годы борьбы индонезийцев за независимость в качестве противовеса территориям, находившимся под властью националистов-респуб­ликанцев. Как отмечает Герберт Фаин, «созданные голландцами штаты, особенно на Яве, не имели никакого реального содержа­ния. Их границы определялись не этническими факторами, а теми пределами, до которых распространялась военная оккупация гол­ландцев». Революционная Республика была унитарным государ­ством, территория которого состояла из несоприкасавшихся друг с другом районов на Яве и Суматре. Новые границы провинций в унитарной Индонезии не совпадают с границами прежних шта­тов, но при их проведении тоже «практически не учитывались региональные или этнические факторы»24.

Шесть провинций, составлявших Конго в момент обретения им независимости, соответствовали шести административным провин­циям, существовавшим при бельгийском колониальном режиме, и все были этнически неоднородными. В 1962 г. шесть провинций были поделены на 21 регион. Все они стали более компактными и гомо­генными. Большинство новых провинций были полностью или час­тично гомогенными, и этот факт послужил, по мнению Янга, их значительному укреплению25. Режим Мобуту вернулся к колониаль­ной системе унитарного и централизованного правления при мень­шем числе провинций, практически совпадавших с прежними ко­лониальными административными образованиями. Только на Нидерландских Антильских островах разделение на провинции не составляло проблемы: оно было там настолько очевидно, что едва ли можно было решить иначе: острова являются сегментами антильского многосоставного общества и естественными составными частями федеративного или полуфедеративного устройства. Соот­ветственно, по основному закону 1951 г. были образованы четыре островных территории (eilandgebieden). Три Наветренных острова были объединены в одну территорию ввиду малочисленности их населе­ния, однако более крупные острова, в том числе Кюрасао и Аруба, стали отдельными автономными единицами в этой полуфедератив­ной системе.

24 Feith H. The Decline of Constitutional Democracy in Indonesia. Ithaca: Cornell
University Press, 1962. P. 72, 99. См. также: Schiller A.A. The Formation of Federal
Indonesia: 1945-1949. The Hague: Van Hoeve, 1955.

25 Young C. Politics in the Congo. P. 529, 551-553.

231


Вторая трудность в приспособлении принципа автономии к нуж­дам федерации в Индонезии и Конго была связана с опасением по поводу того, что метрополии выступают сторонниками федератив­ного или полуфедеративного устройства, стремясь сохранить свои бывшие колонии слабыми и разобщенными, и, следовательно, удер­жать над ними «косвенный» колониальный контроль. Основой для подобного скептицизма послужил главным образом тот факт, что сами Бельгия и Нидерланды не являются федерациями. В случае с Индонезией такие сомнения относительно мотивов голландцев были вполне обоснованы. Кахин образно описывает недолговечную индо­незийскую федерацию как «крайне несбалансированный и уродли­вый организм» и заявляет, что, поддерживая его, голландские вла­сти были «более озабочены проведением политики «разделяй и вла­ствуй», которая должна была упрочить режим, находящийся под их косвенным контролем, чем созданием федеративной системы, на деле отвечающей насущной потребности Индонезии в политичес­кой децентрализации, которая соответствует ее основным геогра­фическим, экономическим и культурным реалиям»26. То, что Ин­донезии требуется в какой-либо форме федеративное устройство, утверждает и Ф. Дж. Карнелл: «Ввиду огромной территории этой страны и глубоких различий между ее регионами такая форма орга­низации была бы наиболее подходящей»27. В частности, федерализм мог бы и должен был обеспечить Внешним островам автономию в противовес доминированию Явы. Мохаммед Хатта, ведущий поли­тик, выражавший не-яванские интересы в независимой Индоне­зии, был активным сторонником создания федерации. «Федератив­ная система, — говорил он, — очень подходит для такого обширно­го архипелага, как Индонезия, она могла бы укрепить чувство един­ства нации». Но, продолжал он, «время и способы осуществления этого шага (установления федерации) властями Нидерландской Индии вызвали такую антипатию к идее федерализма, что от этой системы пришлось отказаться»28. Именно правительство, в котором Хатта занимал пост премьер-министра, осуществило в 1950 г. пере­ход к унитарному государству.

Аналогичные подозрения возникали и по поводу действий бель­гийцев в Конго. Например, Томас Канза, который был министром в первом конголезском правительстве, возглавлявшемся Патрисом Лумумбой, писал, что правительство Бельгии убедило конголезских ли-

26 Kahin G.McT. Indonesia. P. 591.

27 Carnell F.G. Political Implications of Federalism in New Slates//Hicks U.K. et al.
Fe-deralism and Economic Growth in Underdeveloped Countries. Allen and Unwin,
1961. P. 27.

28 Hatta M. Indonesia's Foreign Policy//Foreign Affairs, 31. No 3 (April 1953). P. 449

 

232
деров принять их «шаблоны, позволявшие скроить в Конго демок­ратию по бельгийской модели». Но далее он не вполне последова­тельно утверждает, что заимствование этой модели привело к серь­езному ограничению власти центрального правительства, а это в свою очередь позволило провинциям «принимать решения, проти­воречившие национальным интересам, однако выгодные крупному иностранному капиталу»29. В резолюции, принятой на конференции партии Лумумбы в 1960 г., подчеркивалось, что федерализм явля­ется средством установления «неоколониализма, родного брата только что похороненной реакционной системы власти»30. Для таких подо­зрений было гораздо меньше оснований, чем в случае с Голландией и Индонезией, Бельгийские власти первоначально выступали за уни­тарное Конго и склонялись к полуфедеративной системе лишь как к способу нахождения компромисса между соперничавшими конго­лезским группировками. Жозеф Касавубу, первый президент стра­ны, был сторонником федеративного Конго, для чего, подчерки­вал он, необходимо отойти от бельгийских конституционных об­разцов. Бельгия «хочет дать конголезцам бельгийскую независимость, а не африканскую... Нам нужно федеративное устройство, создан­ное по швейцарской модели». Интересно, что Бельгия в этом случае выступает как негативный пример. В заявлении партии Касавубу, имевшей этническую основу, был дан следующий очень точный анализ:

«Достаточно вспомнить об извечном недоверии и разногласиях между фламандцами и валлонами, чтобы убедиться в опасности соединения лю­дей, разных по своему происхождению. Мы не хотели бы вмешиваться во внутренние дела наших бельгийских друзей, но мы не можем не сказать, что если бы союз между фламандцами и валлонами с самого начала стро­ился на федеративной основе, то удалось бы избежать беспрестанных спо­ров между этими двумя народами. Бельгия сама показывает нам пример того, как опасно соединять людей разного происхождения»31.

Подозрений по поводу мотивов введения федеративной модели голландцами удалось избежать на Нидерландских Антильских островах. Это произошло отчасти по той причине, что требование автономии отдельных островов зародилось у самих антильцев и не встретило на островах сильной оппозиции, а отчасти потому, что оно основывалось на голландской модели, в частности, на голландском законе о муни­ципальном управлении. В результате основным законом страны 1951 г.

29 Каnza Т. Conflict in the Congo: The Rise and Fall of Lumumba. Harmondsworth: Penguin Books, 1972. P. 89.

30 Цит. по: Congo 1960. Vol. 1. P. 176.

31 Цит. по: Young C. Politics in the Congo. P. 165-166, 267-268.

233


об островных территориях устанавливались исполнительные и за­конодательные органы власти отдельных островов, являвшиеся точной копией голландской системы бургомистров, альдерменов и муниципальных советов. Использование голландской модели местных органов управления означает, что на Антильских остро­вах отсутствуют некоторые важные черты, характерные, как пра­вило, для федеративного устройства, например, отдельные кон­ституции32. Вместе с тем, к голландской модели были «подверста­ны» некоторые важные федеративные механизмы: последовательно проводимое разделение властей, гарантирующее высокую степень децентрализации, и положение, согласно которому поправки в основной закон об островных территориях могут быть внесены только при условии, что за них проголосуют две трети депутатов антильского парламента; это означает, что восемь депутатов от острова Аруба получали право абсолютного вето. Заметим, что порядок внесения поправок в конституцию самих Антильских островов значительно проще: за них должны отдать голоса две трети от числа присутствующих и принимающих участие в голо­совании депутатов.

В одном важном аспекте последовательно федеративное уст­ройство лучше подошло бы бывшим голландским колониям, чем адаптированная голландская модель. Типичная федеративная идея двухпалатного законодательного собрания, в котором одна из палат представляла бы составные части федерации на равной основе или с завышением представительства малых штатов, выглядит заманчивым решением для многосоставных обществ с доминиру­ющим сегментом, в которых высказываются противоречащие друг другу требования пропорциональности и равного представитель­ства. В Индонезии вторая палата с завышенным представитель­ством Внешних островов в сотрудничестве с палатой, избранной на пропорциональной основе, могла бы смягчить трения между регионами. Вначале в федеративной Индонезии существовал се­нат, в котором каждый из шестнадцати штатов был представлен двумя сенаторами; это означало, что Республика*, на территории

32 См.: Ellis J. W., Gorsira M.P., Nuyten F.C.J, De zelfstandigheid der eilandgebieden: Een bijdiage tot herzienmg van de Eilandenregeking Nederlandse Antillen. Willemstad: Eilandgebied Curacao, 1954. P. 13—14; van Leeuwen W.C.J. Verslag aan de Parlementaire Statuutcommissie uit de Staten van de Nederlandse Antillen met betrekking tot onze toekomstige staatkundige structuur. Willemstad: Staten van de Nederlandse Antillen, 1970. P. 68-73.

* В данном контексте под «Республикой» подразумевается территория, кон­тролировавшаяся республиканцами на момент признания независимости Индо­незии голландцами. (Прим. пер.)

234


которой проживала почти половина населения Индонезии, имела крайне заниженное представительство. В 1950 г. сенат был упразд­нен. Двухпалатный парламент федеративного типа был бы разум­ным компромиссом и в антильской ситуации, в которой числен­ный перевес населения Кюрасао сталкивается с претензиями Ару­бы на равный статус. На одном из этапов переговоров о распреде­лении мест в антильском законодательном собрании голландские власти предложили создать двухпалатный парламент, одна из па­лат которого была бы построена по чисто пропорциональному принципу, а другая — федеральный совет — состояла бы из рав­ного числа представителей от Кюрасао и Арубы при завышенном представительстве прочих островов33. Правда, голландские власти пошли на это крайне неохотно, и поскольку на их предложение не последовало заинтересованного ответа от антильцев, они быс­тро сняли его.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

ИНДОНЕЗИЯ

Наиболее важный принцип сообщественности — правитель­ство большой коалиции и вытекающее из него право меньшин­ства на вето — оказался самым трудным для переноса из Бельгии и Голландии в их бывшие колонии в «третьем мире», потому что бельгийский и голландский примеры практического правления большой коалиции представляли собой внеконституционные и по большей части внеправительственные формы реализации это­го принципа: большая коалиция ни в каком виде не предусмат­ривалась ни конституцией, ни законодательством, никогда не реализовывалась в полной мере при формировании кабинета в Голландии и лишь изредка все это имело место в Бельгии. О сложности восприятия опыта большой коалиции свидетельствует тот факт, что лишь в одном из шести рассматриваемых случаев, а именно в Индонезии, можно проследить попытки его преднаме­ренного заимствования.

Как пишет Рут Т. Маквей, пример Голландии оказал значи­тельное влияние на мышление Сукарно и других индонезийских лидеров. «Коль скоро именно Нидерланды продемонстрировали индонезийцам в колониальный период модель западной демокра­тии, то очень многое из голландского подхода к политике про-

33 Gorsira М.Р. De staatkundige emancipatie van de Nederlandse Antillen.The Hague: Staatsdrukkerij en Uitgevcrijbedrijf, 1950. P. 27-34.

235


явилось у индонезийцев, боровшихся за независимость своей стра­ны, и даже в том, как они восставали против колониального прав­ления и европейских путей развития»34. Голландский стиль сообщественного принятия решений в религиозно и идеологически много­составном обществе, казалось бы, очень хорошо подходил для Индонезии. Главными противоречиями накануне достижения неза­висимости были противоречия в отношениях между алиранами — религиозными и идеологическими сегментами, весьма сходными по своему характеру с голландскими «столпами» (zuilen). После дос­тижения независимости алираны значительно повысили свою орга­низованность и эффективность деятельности благодаря формирова­нию собственных четырех крупных политических партий. Гирц сле­дующим образом описывает эту ситуацию: «Наряду со своей собственной политической организацией каждая партия имела офи­циально или неофициально примыкавшие к ней женские клубы, молодежные и студенческие группы, профсоюзы, крестьянские орга­низации, благотворительные ассоциации, частные школы, религи­озные или философские общества, организации ветеранов, кассы взаимопомощи и т.д.» Созданный каждой партией комплекс с до­черними общностями составлял «как организационную структуру, с помощью которой можно было проводить многообразную обще­ственную работу, так и идеологический центр, обеспечивавший этой деятельности основу и направленность»35.

Политический трактат Сукарно «Национализм, ислам и марк­сизм», опубликованный в 1926 г., содержал в себе призыв к лиде­рам алиранов перешагнуть через разногласия и вместе действовать для достижения общей цели — независимости Индонезии. Позднее, как утверждает Маквей, Сукарно принял в качестве исходной идею наличия в обществе «устойчивых линий вертикального противосто­яния, поддающегося урегулированию при участии социальных вер­хов». Он рассматривал политическую элиту как силу, представляю­щую интересы вертикальных группировок и способствующую смягчению противоречий между ними, что полностью соответству-

34 McVey R.T. Nationalism, Islam and Marxism: The Management of Ideological
Conflict in Indonesia// Warouw K.H., Weldon P.O. (trans.). (Introduction to Soekarno.
Nationalism, Islam and Marxism). Ithaca: Modem Indonesia Project, Cornell University,
1969. P. 19.

35 Geertz C. Peddlers and Princes: Social Change and Economic Modernization in Two
Indonesian Towns. Chicago: University of Chicago Press, 1963. P. 14. См. также: Gunawan
В., van den Muijienberg O.D.
Verzuilingstendenties en sociale stratificatie in Indonesie//
Sociologische Gids 14. No 3 (May-June 1967). P. 146-158; Gunawan B. Aliran en sociale
struktuur//Bafe C. et a]. Buiten de grcnzen: Sociologische opstellen. Meppel: Boom, 1971.
P. 69-85.

236


ет принципу большой коалиции. В годы конституционного демокра­тического или почти демократического правления (1950—1957) по­литическое сотрудничество на уровне элит осуществлялось в двух формах. Первая из них — совместное руководство Сукарно, яванца (не-сантри), занимавшего пост президента, и Хатты, сантри с Су­матры, ставшего вице-президентом. Как пишет Гирц, эти два лиде­ра «дополняли друг друга не только с политической, но и с тради­ционной точки зрения», и отставка Хатты в конце 1956 г. «лишила центральное правительство легитимности в глазах многих военных, финансовых, политических и религиозных кругов на Внешних ост­ровах»36. Второй ареной сотрудничества элит было правительство, обычно строившееся на широкой политической основе. В период 1950—1957 гг. партия Масджуми входила в состав всех кабинетов, кроме одного, националисты же только в двух случаях не участво­вали в правительстве. Надхатул Улама после выхода из партии Мас­джуми в 1952 г. была представлена во всех кабинетах. Из четырех крупных партий только коммунисты ни разу не допускались в со­став кабинета министров.

Разногласия по вопросу о роли коммунистов в индонезийской политике создавали немалое напряжение в дуумвирате Сукарно-Хатта. В частности, после выборов 1955 г. Сукарно неоднократно предлагал включить их в состав правительства. Выступая на откры­тии сессии вновь избранного парламента, он призвал парламента­риев действовать на основе «подлинно индонезийской демократии, а не правила большинства: имеешь 50% + 1 голос — значит, всегда прав»37. Спустя примерно год Сукарно предложил сформировать пра­вительство большой коалиции, которое он называл по-индонезий­ски «готонг роджонг», т.е. «взаимная помощь». «Я намеренно упот­ребляю термин «готонг роджонг» потому, что это подлинно индонезийское понятие, передающее чистое воплощение индоне­зийского духа... Сейчас мы имеем правительство, включающее в себя несколько политических партий и групп. Давайте попытаемся создать правительство, объединяющее все политические партии и группы». В поддержку своей идеи он процитировал голландскую поговорку: «Все члены семьи должны собираться вместе и за обе­денным и за рабочим столами».38

36 Geertz С. The Integrative Revolution: Primordial Sentiments and Civil Politics in
the New States//Geertz C. (ed.). Old Societies and New States: The Quest for Modernity
in Asia and Africa. New York: Free Press, 1963. P. 132.

37 Цит. по: Feith H. Decline of Constitutional Democracy. P. 515.

38 Soekarno. Saving the Republic of the Proclamation// Feiht H., Castles L. (ed.). Indo­nesian Political Thinking: 1945—1965. Ithaca: Cornell University Press, 1970. P. 85-86.

237


Реакция Хатты на это предложение была однозначно негатив­ной, хотя, следует заметить, он не был настроен против большой коалиции, как таковой. «Обращаясь к концепции Бунг Карно о кабинете «готонг роджонг», мы видим идею благую и идеалисти­ческую, но невыполнимую практически... В частности, между ком­мунистами, с одной стороны, и религиозными партиями и некото­рыми националистическими группировками, с другой, в идеоло­гии и целях существуют настолько принципиальные противоречия, что трудно соединить эти партии в кабинете «готонг роджонг». Ком­мунисты, утверждал он, привержены недемократическим идеалам и слепо просоветской внешней политике. Ввиду этого большая коа­лиция в Индонезии, считал он, обречена на провал: «Нельзя сме­шать масло с водой»39. В идеологически заряженной атмосфере, ца­рившей в 50-х годах как в Индонезии, так и во всем мире, дей­ствительно было трудно, если не невозможно, преодолеть принци­пиальную несовместимость коммунистов с некоммунистами, отмеченную Хаттой. В конечном счете верх одержали взгляды Сукарно, который оставался приверженцем идеи сотрудничества меж­ду лидерами националистического, религиозного и коммунистичес­кого алиранов даже тогда, когда отошел от многопартийной систе­мы и парламентской демократии.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!