Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами.



Образная живопись - В жанре образной живописи отчетливо прослеживаются реализм 19-го века, в период его расцвета. В реалистическом искусстве наблюдается глубокое проникновение в психологию человека, в психологию общества, должен быть дан ясный ответ по разрешенным проблемам. То же и в живописи. Разумеется, в каждой великой тематической картине, в каждом дереве и в каждой былинке пейзажа, в каждом предмете натюрморта запечатлены полнота души, зов сердца. С течением времени развивались эти эстетические идеи, в результате возник жанр образной живописи с ее современным высоким интеллектом.

Жанровая живопись в России существовала издавна, но настоящего развития она достигла в 19 веке, в период расцвета реализма. Гуманистический реализм 19 века добросовестно отображает жизнь людей своей эпохи, детально показывает их одежду, прически, косметику, украшения, интерьер жилищ, жесты, манеры, даже вышивку на носовых платках. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. В этих картинах человек живет в своем времени, в своем привычном окружении, герой или героиня картины выражают идеи и стремления своего времени, поэтому эти картины будут всегда производить на зрителя самое свежее непосредственное впечатление, сколько бы сотен лет не прошло. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Однако, в зависимости от содержания, картина может быть или более тематической или же более жанровой, это разделение зависит от выразительного языка произведения. Если рассматривать жанровую живопись исторически, то реализм 20-го века по сравнению с реализмом 19-го века стал гораздо глубже по сути. Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию - революции в СССР, люди возвратились к реализму - реализму социалистическому, основанному на стремлении созидать, а не разрушать. Однако, нельзя сказать, что в изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-го века. Спустя четверть века после революции открылись решающие возможности для утверждения нового реалистического искусства. Причина этого в том, что и реализм 19 века, и реализм 20-го века был воплощением братского стремления людей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза.

 4. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма

 Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им действительности и смысла бытия.

 Глобализация современного мира трансформирует концепт "советская культура", изменяя его влияние на традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Это актуализирует необходимость исследования его в рамках и культурологического знания и в целом теории культуры.

 Из рассмотренного материала уже можно вывести трудности развития искусства в условиях тоталитаризма. Основным моментом в этом случае выступает партийность. И можно теперь поговорить о формировании культуры тоталитарного общества.

 В каждой из тоталитарных культур существовала технология работы с бессознательным. Ведь каждый из художников претендует на то, что он имеет определенную стратегию овладения бессознательным. Инженерный подход к бессознательному, тогда состоит в том, чтобы прибрать к рукам и овладеть. Этот подход выделил художников авторитарного толка. Архитектура включается в контекст идейно - политических проблем, которые с невиданной остротой развиваются в художественной культуре. Сверх задачей становится связь строительства с промышленностью. Проявилось это в строительстве собора социализма. Побочным эффектом стало строительство массового жилья. Социальная проблематика является постоянно действующим фактором во всей истории архитектуры, но в острые переломные периоды роль его возрастает в исключительной степени. Имперский стиль эпохи тоталитаризма воплотился, в так называемой, культуре № 2. Культура № 2 - символ конечности, например, дворец Советов. Он символизирует на своих ярусах все стили: от стилей Древней Ассирии и Древнего Рима до конструктивизма. Это предполагает мотив стабилизации жизни. Здание Дворца Советов - неподвижность, затвердевание культуры, культ вертикали и ее сакрализация, иерархия. Московские небоскребы - это стремление смоделировать небо, причем " рабочее небо". К способам моделирования этого образа относятся, например, своды метро. Всякие переходы сокрализуются, вот почему входы в метро (в Москве) оформлялись как входы в храм. Однако если учесть, что при этом мы спускались под землю, то на ум приходят символы подземных божеств. Все эти проявления можно увидеть в искусстве 50-80 годов это важное время для формирования советского искусства. Главное, основное - новизна, поворот. "Оттепель" - основное слово этого времени, первые проблески демократического, не подцензурного начала. В пятидесятых годах происходит масса выставок и конкурсов. В это время на арену выходит Анатолий Зверев, его еще называют "русским Матиссом" [4, 226].

 С 1957 года интереснейшие выставки идут на двух основных площадках: Музей имени Пушкина и Музей имени Маяковского. Это были выставки мастеров русского авангарда.

 В живописи 1956-57 годы складывается ряд очагов неофициальной культуры. Во-первых, образована студия Э. Билютина -"новая реальность". В 56-60 г. - это первые годы подобных выставок.

Во-вторых, образована школа, к которой примыкали Крапивницкий, Равин, Яковлев и др. 56-58 годы - значимые процессы в развитии живописи, нетрадиционного искусства. Квартирные выставки, развитие самиздата характерны для этого времени. Начиная, с 1969 года введено постановление об обязательной цензуре выставок. Массовая аудитория все больше начинает ощущать потребность в другом изобразительном искусстве. У художников же, наоборот стремление выйти к мировым массам.

1974 год "бульдозерная выставка" - попытка организовать выставку на открытом воздухе. В 1975 году были проведены две большие выставки на ВДНХ , 1972 год- расцвет соц.арта - Андрей Харитонов, Кулаков... Возвращение к вечному и личному характеризует развитие не только живописи, ни и кинематографа: Тарковский, Шукшин. Это своеобразное начало авторского кинематографа. Не случайным было нарастание в духовной культуре семидесятых годов музыки. Именно в 70-ые годы впервые звучит творчество Губайдуллиной, Шнитке, Эдисона. Этот период попытка вырваться за рамки культуры, это контркультура. Итак, три типа, на которых держалась советская ментальность: созидание, война, культура сливаются в одно целое. XX век -век компьютерной техники. Возрастание роли знаковых систем и средств массовой информации. Культура начинает восприниматься как интерзнаковая реальность. В это же время, XX век содержит противоречие: философичность и концептуальность доминанты развития современной культуры. Советская культура, с одной стороны, стремиться стать философией откровения. С другой, выведение на первый план ценностей негативного плана. Это становится симптомом XX века. Взаимосвязь философии и искусства выразили философские настроения и идеи, например Риккерта. Культура XX века пытается себя самопознать. Картина предстает как стремление раскрыть новые представления о пространстве и времени.

 5. Явление андеграунда. Советское искусство 50-80 годы

Основные направления, по которым развивался литературный андеграунд, соответствовали четырем основным позициям цензурных запретов:

1. социально-политическая критика советского режима;

 2. эротика и порнография;

3. религиозная пропаганда;

 4. "формалистическая" эстетика.

 Последний пункт, при всей его неопределенности, переживался литераторами особенно болезненно, так как не просто стеснял свободу творческого поиска, но фактически в принудительном порядке кодифицировал допустимые приемы художественного письма. Освобождение культуры в рамках андеграунда от государственного диктата осуществлялось по двум направлениям:

 1. Необходимо было вернуться к той исторической точке, где тоталитарное государство впервые вмешалось в естественный процесс эволюции стилей и художественных форм (это произошло в 20-е годы) и оттуда заново начать движение;

2. Следовало восстановить прерванные контакты с планетарным культурным процессом, найти общий язык с современной западной культурой.

Если первая задача могла быть решена лишь совместным усилием уцелевших участников литературного процесса 10-20-х годов и нового поколения поэтов, то вторая часть предполагала сознательное отталкивание от старших, от предшествующего русского авангарда, и со временем литературный самиздат все более и более очевидно отпочковывается от старой культурной традиции. По мере отслоения нового андеграунда от предшествующего культурного пласта все большее значение приобретают полуподпольные или просто приватные группки и кружки - уже "без взрослых".

 Еще раньше, в начале 50-х годов, в Ленинграде складывается подпольная группа живописцев постсезаннистского направления - В.Шагин, Н.Жилина, А.Арефьев, Р. Васми - с отчетливо обозначенными оппозиционными официозу литературными вкусами. Эти вкусы выражает поэзия Рональда Мандельштама, в чьих стихах возрождается "декадентская", неосимволистская эстетика. Р.Мандельштам органически использовал элементы живописного языка и развивал мистические, медитативно-визионерские мотивы, впоследствии подхваченные и усиленные в поэзии ленинградского неофициального журнала "37". Для русского андеграунда 50-80-х годов вообще характерно стремление к синкретизму, к размыванию жанровых и видовых различий: художники ориентируются на слово, литературу, писатели же используют опыт изобразительных искусств - традиция, коренящаяся в русском модернизме и вновь воскресшая в искусстве советского постмодерна.

 6. Культурное развитие новой России постсоветского времени

 Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период "перестройки и гласности". В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С.Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализирована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писатели А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках [6, 62].

"Утечка мозгов" возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.

 Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Список использованной литературы

1. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 начала 20 века: Учеб. Для филол. спец. вузов.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988.                                             

2. Е. В. Тырышкина. Русский авангард начала 20-го века – М.: Искусство и литература, 1998                                                                                                                                                   3. Ф.И. Евнин. Типологии русского реализма. – М.: Искусство и литература, 1999.

4. И. Е. Голомштук. Тоталитарное искусство. - М.: – СПб: Изд-во "Лань", 2001.

5. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001.

6. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой – М.: Изд-во корпорация "Логос", 1999


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!