ГЛОССАРИЙ ПОНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ



АБЗАЦ –компонент текста, соответствует подтеме, относительно самостоятелен, обладает единством содержания и законченностью.

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ –это анализ формы букв.

 

ГРАМОТА – умение читать и писать.

 

КАЛЛИГРАФИЯ – чистописание, умение писать чётко, разборчиво, красиво в соответствии с утверждёнными образцами-прописями.

 

КОПИРОВАНИЕ – это письмо по определённому алгоритму, заданному с помощью пунктирных вспомогательных линий.

 

МЕТОД –это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов практического или теоретического освоения действительности.

 

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ – работа по развитию связной речи уч-ся: уточнение и объяснение значений слов (лексический уровень).

 

ПОЧЕРК – индивидуальность письма, особенности написания букв, слов, присущие каждому человеку, свойственные только ему одному.

 

ПРИЁМЫ - это способы (т.е. как, с помощью чего) в осуществлении чего-нибудь.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ –это деление на части, на элементы или составление из частей (элементов) буквы.

 

ПРИНЦИП –это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки.

 

ПРИНЦИП ЧАСТОТНОСТИ – показатель частоты употребления звуков и букв. Данный принцип положен в основу учебников по обучению грамоте, он определил порядок изучения звуков и букв.

 

  ПРОПИСНАЯ БУКВА – заглавная (большая) буква, употребляемая в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.

 

СЛОГ-СЛИЯНИЕ – слог, состоящий из слияния согласного звука с гласным.

СЛОГО-ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ –аналитическая работа над словом в период обучения грамоте, проводимая, как правило, с целью выделения звука.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-

СИНТЕТИЧЕСКИЙ – МЕТОД, положенный в основу обучения грамоте.

 

СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ВНЕ СЛИЯНИЯ – звук, находящийся за пределами слияния в составе одного слога.

 

СТРОЧНАЯ БУКВА – маленькая буква.

 

ТАКТИРОВАНИЕ –это письмо под счёт.

 

ФОНЕМАТИЧКСКИЙ СЛУХ – умение слышать звуки речи и различать их качества.

 

Настоящий учитель способен

Раскрыть в ученике его будущее.

Академик И.К. Кикотн

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

 

Цель:изучить принципы, методы и приёмы обучения первоначальному  письму.

 

Когнитивная область.

 

Знать:принципы, методы и приёмы методики обучения письму.

Понимать:методику преподавания урока.

Применять:грамотно терминологию.

Анализ: своей деятельности в ходе планирования урока.

Синтез: писать буквы в составе слова, согласно методу и приёмам методики обучения письму.

Оценка:своей деятельности в процессе самоконтроля при изучении методики обучения письму.

 


ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Теперь, необходимо проанализировать систему методики обучения письму. Начнём с принципов. Прежде, чем определить, что же включают в себя эти два принципа, обратите внимание на прописи и определите, из чего состоят письменные буквы русского алфавита? Буквы русского алфавита состоят из элементов, их 8.

1. Прямая линия –

2. Линия с закруглением вправо –

3. Плавная линия –

4. Линия с закруглением с двух сторон –

5. Линия с петлёй –

6. Полуовал–

7. Овал –

8. Линия с четвертным овалом –

 

ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ- письменные буквы русского алфавита представлены в виде графической структуры, основу которой составляют 8 постоянных единиц или элементов букв.

Зная определение первого принципа, несложно догадаться, что включает в себя второй принцип, исходя из его названия. Основу второго принципа составляет повторяемость. Почему? Потому что в русском алфавите существуют буквы, для написания которых требуется единообразие.

ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ – данный принцип обусловлен закономерностью формирования двигательного навыка, а именно повторяемостью и единообразием выполняемых движений. Так все буквы, содержащие овал, прямую линию с четвертным овалом и линии с петлёй, переходящей в строчный овал имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего поворота.

 

Перед вами буквы а, б, д, о, О, Ф, ф, ю, Ю, ъ, ь, ы, в, начертание которых соответствует второму принципу. В пособии Нелли Георгиевны Агарковой «Графика» на с. 45 вы можете прочитать, что, все буквы, содержащие овал - это буквы (а, б, д, о, О, Ф, ф, ю, Ю), прямую линию с четвертным овалом - это буквы (ъ, ь, ы) и линии с петлёй, переходящей в строчный овал, это буква (в), имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего поворота.

Итак, вы узнали, что является основополагающим для обучения письму – это два основных принципа ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ и ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ.

 

ПОЭЛЕМЕНТНО-ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД

И ЕГО ПРИЁМЫ

 

Чтобы достичь какой либо цели, необходимо правильно выбрать метод, то есть знать «как учить?» и приёмы - «с помощью чего учить?»

Первое с чего необходимо начинать обучать первоклассников письму – это с показа, как писать букву. Когда вы начнёте прописывать букву «ЭМ», то вы будете выполнять рукой двигательную функцию. Но прежде, чем первоклассник начнёт прописывать букву, он с помощью учителя изучит, какая эта буква и как её нужно писать. То есть выполнит зрительную функцию.

Отсюда следует поэлементно-целостный метод изучения буквы: сначала необходимо рассмотреть букву, а затем начать прописывать её.

 

Этот метод включает в себя два принципа, которые были изучены выше. Итак, через данный метод реализуются два принципа: ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ и ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ.

ПОЭЛЕМЕНТНО-ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД – через него на практике реализуется первый и второй принципы, закладываются основы безотрывного письма. Достигается благодаря элементам двух категорий: зрительной и двигательной.

Изучив принципы и метод методики обучения письму, откройте прописи (любые, какие есть) и посмотрите, какие приёмы предложены авторами ваших изданий. Не забывайте, что прописи вы просматриваете глазами учителя. (Постарайтесь сначала определить приёмы самостоятельно, так как самоконтроль – это неотъемлемая часть работы каждого учителя).

Итак:

1. Разглядывание картинок, состоящих из основных элементов букв, то есть АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это анализ формы букв.

2. Обведение элементов букв или самих букв, то есть КОПИРОВАНИЕ – это письмо по определённому алгоритму, заданному с помощью пунктирных вспомогательных линий.

3. Последовательность написания элементов букв (наличие стрелочек) – ПРАКТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – деление на части, на элементы, или составление из частей (элементов) буквы.

4. ТАКТИРОВАНИЕ – это письмо под счёт.

5. Наличие образцов бук и слов – списывание с готового образца (с прописи №2). Нельзя путать этот приём с копированием, так как списывание с готового образца основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях.

Обратите внимание на четвёртый приём – это тактирование. Откройте, пожалуйста, методическое пособие Н.Г. Агарковой «Графика» на с.31 (если у вас его нет, то загляните в библиотеку педколледжа в первом корпусе на 3-ем этаже и там вы найдёте пособие). Рассмотрите букву [ЭМ]. И попробуйте написать её, соблюдая несколько правил:

1. Сначала буква прописывается в воздухе.

2. Учитель показывает, стоя к классу спиной.

3. Показывает так, чтобы дети видели, что делает учитель, то есть на уровне своих глаз.

4. Необходимо запомнить, что при письме под счёт «РАЗ» («ДВА», «ТРИ», …) элемент буквы всегда идёт вниз, а на «И» - всегда вверх. И, если элемент идёт несколько раз подряд вверх, как в букве «ХА», то считаем «И» (смотри в методическом пособии Н.Г.Агарковой).

А теперь попробуйте провести анализ элементов буквы «ЭМ» по пособию «Графика» Н.Г. Агарковой и ответить на вопросы:

1.Из каких элементов состоит буква? (из плавной линии, из прямой линии, из плавной линии, из линии с закруглением вправо).

2.Как начнёте считать при прописывании? (так как первый элемент буквы идёт вверх, то начнём считать с «И»). Однако, надо помнить, что основные элементы целостные, а счёт при этом будет на каждом закруглении.

3.На каком счёте закончите писать букву? (на «и»). Теперь самостоятельно под счёт пропишите в воздухе эту букву (начинайте с плавной линии, она идёт вверх, следовательно, счёт «и»; дальше прописываете прямую линию, она идёт вниз, следовательно, счёт «раз»; снова прописываете плавную линию, она идёт вверх, счёт «и»; далее идёт элемент – линия с закруглением вправо, но вы пишите в два приёма, считаете «два» и прописываете последний элемент на счёт «и»). Для лучшего понимания, какая буква как прописывается, не поленитесь и на досуге загляните на страницы 30-34, а ещё лучше

почитайте описание прописывания букв на страницах 37-41. Изучив теорию, попробуйте применить её на практике, прописывая прописи.

 

РАЗЛИНОВКА ПРОПИСИ

 

 


1.РАБОЧАЯ СТРОКА

2.НИЖНЯЯ ЛИНЕЙКА РАБОЧЕЙ СТРОКИ

3.ВЕРХНЯЯ ЛИНЕЙКА РАБОЧЕЙ СТРОКИ

4.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА  

 

Изучив разлиновку прописей, вы можете перейти к изучению соединений букв в составе слова. Так как все буквы пишутся по-разному, соответственно и соединения между ними разное. Но, чтобы почерк ребёнка был красивым и понятным, а также удобочитаемым, необходимо знать не только как пишется сама буква, но и как происходит соединение её с той или иной буквой. Так, например, буква [а] имеет три соединения: верхнее, среднее и нижнее.

ТРИ ВИДА СОЕДИНЕНИЙ

 

1. Среднее соединение – только у букв Е и В.

2. Верхнее соединение – это, когда крючок соединения идёт наверх, например «он».

3. Нижнее соединение – остаётся внизу, например «ля» - Я,Л,М

        

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 

Уважаемые студенты! Прежде, чем начать практическое занятие, вам необходимо ещё раз проанализировать прописи по следующему плану:

  1. Возьмите прописи авторов В.Г. Горецкого и Н.А. Федосовой (все четыре части)
  2. Просмотрите их и вспомните принципы их построения (первая тема методики обучения грамоте «Что должен знать учитель, чтобы обучать детей в школе?»).
  3. Вспомните принципы, метод и приёмы обучения письму.
  4. Проанализируйте, какие приёмы обучению письму авторы прописей нам предлагают.
  5. Назовите их и подумайте, почему так?
  6. Найдите связь между слого-звуковыми схемами и видами соединений. (т.е. какие предлагаются слова для написания и сочетания букв в составе слов, зачем нам необходимо знать разлиновку прописей и виды соединений…)
  7. Просмотрите методическое пособие Н.Г. Агарковой, уточнив начертание букв.
  8. Составьте примерный монолог, который вы бы произнесли, если бы вам пришлось неожиданно замещать учителя первого класса, на уроке письма буквы Н.

Если вы без труда справились с этим заданием, то приступайте к работе в прописях, выполняя все требования при начертании букв и выработки хорошего почерка. Когда вы почувствуете, что вы сформировали первые умения каллиграфии, приступайте к следующему этапу этой нелёгкой работы. Это письмо, стоя у доски.

Но первое с чего вам необходимо начать, это с разлиновки линий на доске (как в прописях). Затем берите мел в руки и начинайте прописывать элементы букв, затем сами буквы, слоги, слова. При этом не забывайте, написав одну строчку, отходить в конец класса и проводить как самоконтроль, так и самоанализ. Только так вы сможете достичь успеха. А так же никогда не забывайте слова Аристотеля:

«Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей».

 

 

Если возможна гигиена тела,

то возможна также гигиена

ума и характера.

Д Писарев.

 

ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

В ШКОЛЕ

Успех формирования графического навыка и каллиграфического почерка во многом определяется соблюдением санитарно-гигиенических правил письма, выполнение которых должно стать для ученика привычной потребностью. Именно в правильной позе он должен испытывать удобство, комфорт, ощущать ритмику движений руки при воспроизведении буквенных комплексов и радоваться успехам своего письма. Несмотря на то, что правила посадки при письме достаточно просты, довести их выполнение до автоматизма – задача сложная. Это связано прежде всего с неумением детей распределять своё внимание между задачами-требованиями, которые касаются не только правил посадки, но и самого процесса письма.

Поэтому, приступая к обучению письма необходимо помнить следующее правило: сидеть нужно ровно, руки положить перед собой, а затем поднять правую руку как при ответе в первом классе и голову опустить настолько, чтобы висок коснулся кончиков пальцев, после этого рука опускается на парту, а голова остаётся в положении на расстоянии от тетради , которое получилось, примерно 30 см . Такая посадка должна быть у каждого ученика вне зависимости, сколько ему лет. 

 

                                                

Всё, что делаешь, надо делать хорошо,

даже, если совершаешь безумство.

( Оноре де Бальзак)

                                               

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Уважаемые студенты! Если вы хотите быть настоящими учителями, о которых говорят: «Это учитель с большой буквы», не забывайте слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского «И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Этим словам уже ни один десяток лет, а актуальны и уместны они будут всегда, потому что именно от учителя и, в первую очередь, начальной школы зависит будущее тех, кого нам сегодня доверяют.

В связи с этим позволю себе дать вам несколько советов, которые могут помочь, как в учёбе, так и в практике.

1.Изучая методику преподавания русского языка, естествознания, математики или любую другую, помни, любой непонятый тобой раздел методики, потом отразится на знаниях твоих учеников.

2.Изучая методику, никогда не забывай о главных целях и задачах педагогики, так как в этом заключается секрет твоего успеха в профессиональной деятельности.

3.Прежде, чем учить детей – научись сам так, чтобы ни один вопрос ребёнка не сбил тебя с толку.

4.Помни, что ты являешься образцом для подражания для своих учеников во всём.

5.Умей быть строгим, но справедливым; не забывай хвалить детей, им это необходимо.

6.Давай качественные знания каждому ребёнку, в независимости от его социального статуса.

7.Помни: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.

 

Требования к уроку письма.

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.

Схема урока письма:

1. Организационный момент. ( Упражнения для пальцев).

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение её с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ двигательных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.

10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

 

В течение урока нужно 2-3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.

 

Уроки обучения письму, приёмы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.

 

 

Модуль 7«Особенности речевого развития первоклассников.

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте на

лексическом, синтетическом уровнях и на уровне текста».


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3034; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!