Основной вопрос философии. Материализм или идеализм



Основной вопрос философии – Что первично, дух или материя?

Основной вопрос философии делит философов на материалистови идеалистов.

Материализм– первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Этапы материализма:

• Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

• Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза).

• Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

 

Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное:

     •         Фалес - вода;

     •         Анаксимен - воздух;

     •         Гераклит - огонь;

     •         Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля.

 

Идеализм– первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

     •         Объективный: духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель.

     •         Субъективный(принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

 

Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (по работе И.А. Ильина «Религиозный смысл философии»).

Ильин писал о том, что философия есть «опытная наука», т. е. существует особый философский опыт: философия есть «особый, универсальный способ познания, опытный по существу и метафизический по предмету» Говоря о соотношении философии и жизни, И. писал, что «философия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни», однако жизнь есть источник и предмет философии. И. настаивает на том, что философия - это наука о жизни, причем в самом глубинном ее основании. Между историей философии и историей религии есть глубинная связь, поскольку «философия с самого начала приняла в себя тот самый предмет.

 

Философская мысль рождается в противоречиях чистых понятий, философский разум задается метафизическими вопросами, философия по своей сути есть чистое созерцание истины. Не означает ли это, что философия вообще не имеет никакого отношения к действительности, что она никак не связана с жизнью?Как бы отвечая на это сомнение, Гегель заметил, что философия именно потому, что она есть проникновение в разумное, постижение существенного, является познанием действительного, а не потустороннего начала, которое бог знает где существует. Даже Платоновская республика, которая вошла в пословицу как образец пустого идеала, по существу, отражала не что иное, как природу греческой нравственности. Чтобы понять это, необходимо задаться вопросом: что такое действительность? В повседневной жизни, считает Гегель, действительностью называют всякую причуду, заблуждение, зло и тому подобное, равно как и всякое существование, как бы оно ни было превратно и преходяще. Но каждый, кто обладает хотя бы обыденным чувством языка, не может не ощущать, что случайное существование не заслуживает громкого названия действительного, ибо случайное, обладающее не большей ценностью, чем возможное, одинаково могло бы быть и не быть.

Действительным может считаться только существенное, недостижимое, разумное. Действительность, согласно Гегелю, естьi гаишее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Отсюда вытекает знаменитая формула Гегеля — «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Поэтому только философии и дано познать истинно действительное, ибо она с помощью разума постигает существенное. Есть и еще одно сомнение. Не является ли философия «умственным мечтанием», некой «личной мифологией»? Людям, далеким от философии, кажется, что здесь все субъективно и произвольно, ибо каждый говорит про себя и о своем: один философ с легкостью опровергает построения другого, одна «абсолютная» истина без особых усилий заменяется другой и т.д. Не значит ли это, Что философия творит одни «беспредметные химеры», что она является культурным пережитком, вроде философского камня, жизненного эликсира, вечного двигателя и тому подобного? На этот вопрос удалось хорошо ответить русскому философу И.А. Ильину. Безжизненность, «химеричность» философии есть обынательская иллюзия. Философия имеет подлинную, творческую связь с жизнью. Обыватель не замечает этой связи^потому что она проистекает не от быта и не от животного существования, а от жизни духа, от чего страдания, созерцания и жажды. Ильин выводит следующую «формулу» связи философии с жизнью: «Жизнь есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рожденная страданием». Философствовать и означает воистину жить и мыслью освещать и преображать сущность подлинной жизни. Таким образом, между философией и жизнью существует самая прямая взаимосвязь, которую можно выразить таким соотношением: философия больше, чем жизнь — она есть завершение жизни. Но жизнь первичнее философии — она есть ее источник и предмет.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3942; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!