Инсценирование эпизода «Рассказ о прошлом» подготовленными учащимися из 9Б класса.
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа- притчи.
Цели:
Обучающая:
- познакомить учащихся с творчеством А.И. Солженицына.
Развивающая:
- подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой;
- развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.
Воститывающая:
- помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть;
- воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- электронная презентация, составленная учеником;
- портрет А.И. Солженицына,
- выставка его произведений;
- фотография Матрены Васильевны Захаровой; фотография ее избы.
Ход урока:
- Оргмомент. Цель урока.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни.Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Н.Рубцова:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.
Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. А нужно ли думать над тем, “ как жить на земле?” Разве это не все равно – кто как живет?
|
|
Один из ответов на вопрос, “как жить на земле?”, мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
- Проверка домашнего задания.
Ученица рассказывает о писателе и его творчестве, используя свою презентацию.
Слайд № 1 Слайд № 2
Слайд № 3. Слайд № 4.
Учитель.
- Путь писателя, озабоченного правдой, который избрал Солженицын, требовал не только бесстрашия - это был и самый трудный творческий путь.
Большая судьба оказалась у рассказа “Матренин двор”, который как бы продолжает повествования о русских праведниках.
Лесковский герой, очарованный странник, Иван Флягин – один из тех праведников, без которых “несть граду стояния”. С его судьбой мы познакомимся в 11 классе на уроках по творчеству Николая Лескова.
Рассказ “Матренин двор” имел исходное название “Не стоит село без праведника”. Такое нейтральное название предложил А. Твардовский ради публикации.
Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области.
|
|
- Рассказ ученика о “Владимирской странице” Солженицына.
Учитель.
Обрести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий,
внимательный взгляд Солженицына, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия, самопожертвования в душе русского человека. Такова героиня рассказа Матрена Васильевна Григорьева. (Фотография Матрены Васильевны Захаровой).
5. Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главки)
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя отчество” Игнатич.
- Что узнаем мы о нем из пролога?
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
Предположительные ответы учащихся: (Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...” Не такой, как у всех, и дом Матрены - весь быт ее тоже как бы помечен печатью “странности”. Описание избы.)
|
|
- Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
(Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены).
- Как проходит обычный день у Матрены?
- Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
(Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.)
|
|
- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
(“Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”).
- Как относится Матрена к работе?
(Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов).
- Как используют ее труд окружающие люди?
(Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.
“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.
Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием).
- А что такое бескорыстие?
Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это).
- Были ли в жизни Матрены минуты радости?
Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
Анализ 2 главки
- Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)
- Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
(Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет.)
Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради: Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.
Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: “Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.
Инсценирование эпизода «Рассказ о прошлом» подготовленными учащимися из 9Б класса.
Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события.
“Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.
- Что изменило обычный образ жизни Матрены?
- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
- Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста.
(Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни).
Фотография избы Матрены Васильевны Захаровой.
- Почему читатель верит ей?
- Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
- Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
- Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
Подсказка для учащихся: (Вспомните загадочное начало рассказа - о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)
- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
Учитель:
- Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.
- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны - он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.
Учитель:
- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!