Билет 101: Становление и развитие многопартийной системы в РК.
Процесс перестройки, обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики1). Партийная система Казахстана в силу длительного периода господства КПСС, недостаточной развитости нынешних политических партий и отсутствия партийно-парламентских механизмов формирования правительства характеризуется как ограниченная и имеет две тенденции формирования. Это, во-первых, тенденция формирования двухблоковой многопартийности. Двухблоковая система. Здесь за власть соперничают два блока действующих партий, в то время, как партии, выступающие вне этих блоков, не играют существенной политической роли. Двухблоковость вытекает из компромисса между различными партиями, и не ведет к формированию двухпартийности, носит, как правило, временный характер, чаще всего в период выборов. Для такой перспективы развития в Казахстане необходимо принять новые законодательные акты о политических партиях. А принятый в 1991 году Закон «Об общественных объединениях» хотя и создал благоприятные условия для возникновения многопратийности, заметно отстал от требований времени. В 1993 году были зарегистрированы четыре политические партий: Социалистическая партия Казахстана (СПК). На политической арене присутствут с 7 сентября 1991 года. Республиканская партия Казахстана (РПК). Появилась осенью 1991 года. Коммунистическая партия Казахстана (КПК). КПК, являющяяся правопреемницей Коммунистической партии Казахстана, образована в октябре 1991 году. Народный конгресс Казахстана (НКК) создан 5 октября 1991 года. Вслед за ними образовались и другие партии – Партия народного единства, Демократическая партия (1996 г.), Народно-кооперативная партия (НКПК), создана в феврале 1992 года, Партия возрождения Казахстана (январь 1995 г.), Республиканская народная партия Казахстана (17 декабря 1998 г.), Партия справедливости Казахстана (весна 1999 г.), Республиканская партия «Отан» (февраль 1999 г.) и другие. По состоянию на конец 2005 – начало 2006 гг. в Казахстане официально зарегистрированы следующие политические партии:
- Аграрная партия Казахстана,
- Гражданская партия Казахстана,
- Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»,
- Демократическая партия Казахстана (ДПК),
- Коммунистическая партия Казахстана (КПК),
- Коммунистическая народная партия Казахстана,
- Крестьянская социал-демократическая партия «Ауыл»,
- Партия патриотов Казахстана,
- Республиканская политическая партия «Отан»,
- Республиканская политическая партия «Асар»,
- Партия «Руханият».
В дальнейшем в деятельности политических партий в Казахстане ожидаются значительны изменения. Это связано с принятием Парламентом Республики Казахстан 26 мая 2002 года Закона «О политических партиях1)». В соответствии с этим законом для государственной регистрации политических партий они должны иметь во всех областях, крупных городах и столице республики филиалы, насчитывающие в своих не менее 700 человек, а общая численность членов партии должна составить не менее 50 тыс. человек. Как было подчеркнуто в законе, такие нормы обеспечивают и стимулируют плюрализм в обществе. На основе данного закона все партии в республике имеют равные права и равные возможности. В последние годы идет процесс объединения, укрепления различных партий. Так, в 2006г. партии «Отан» и «Асар», Гражданская партия, Аграрная партия объединились в одну Народно-демократическую партию «Нур - Отан». Таким образом, общественно политические движения стали в республике реальной политической силой. Политические партии, преодолев период становления, стали практиковать различные формы и методы действий, они значительно расширили географию своей деятельности и сделали серьезную заявку на политическую борьбу.
|
|
|
|
Билет 102: Деятельность общественных организаций и движений в Республике Казахстан.
|
|
Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся: Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 ᴦ. Цель движения закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. По инициативе Мухтapa Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован Комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень много для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. В апреле 1989 ᴦ. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет»- «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.В июле 1990 ᴦ. оформилось гражданское движение «Азат». Главная цель — обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 ᴦ. в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация — социал-демократическая партия Казахстана(СДПК).Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш».В августе 1990 ᴦ. было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы — представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. Люди, осужденные за декабрьские события 1986 ᴦ., организовали свою партию «Желтоксан».Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам — организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т. д.Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 ᴦ. насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. Однако ощутимо падал авторитет партии, за 1990 ᴦ. численность республиканской партийной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. В начале 1991 ᴦ. выход из рядов партии увеличился. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7%.Провалившаяся попытка государственного переворота͵ возглавленная членами КПСС и поддержка ГКЧП Секретариатом КПСС, поставила Коммунистическую партию Советского Союза в очень тяжелое положение.В августе 1991 ᴦ. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев объявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС. Затем и Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. В сентябре 1991 ᴦ. Пленум ЦК Компартии Казахстана образовал для подготовки своего чрезвычайного съезда организационный комитет. В связи с этим члены ЦК Компартии Казахстана заявили о сложении своих полномочий и прекращении деятельности Центрального Комитета. 7 сентября 1991 ᴦ. в Алматы открылся Внеочередной и чрезвычайный съезд Компартии Казахстана. Съезд принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия стала теперь называться социалистической. Подобные решения приняли и Компартии всех республик, ранее входивших в СССР. 5 октября 1991ᴦ. часть членов КПСС организовали партию Народного конгресса Казахстана. Основная задача партии — дальнейшее социально-экономическое развитие страны путем использования парламентских методов. Сопредседателями партии были избраны видные общественные деятели, писатели О. Сулейменов и М. Шаханов.Комсомол.Политические процессы, происходящие в стране, не могли обойти и эту самую массовую и многочисленную организацию молодежи. С 1987 по 1990 гᴦ. неуклонно шло сокращение численности комсомольской организации. Падал ее авторитет. Причины падения авторитета:За долгие годы комсомол превратился в орудие командно-административной системы;Крах системы автоматически повлек за собой и распад этой организации.В марте 1990 ᴦ. прошедший ХVII съезд ЛКСМ Казахстана, принял ряд важных для организации документов — Устав, программные ориентиры. Но не сумел указать пути выхода из создавшегося тупика. Не помог ему и принятый «Закон о молодежи». В октябре 1991 ᴦ. прошел внеочередной ХVIII съезд ЛКСМ Казахстана. Съезд решил переименовать Ленинский Коммунистический Союз молодежи Казахстана в Союз молодежи Казахстана. Многие первичные комсомольские организации приняли решение о самороспуске. Таким образом, вслед за партией прекратил свое существование и комсомол, а вслед за ним — и пионерская организация.Профсоюзы тоже распались на ряд отдельных и независимых организаций. Οʜᴎ полностью освободились от партийного диктата͵ но излишний бюрократизм не позволил им найти широкую поддержку в народных массах.Решение некоторых руководителей уральского казачества отметить 15 сентября 1991 ᴦ. в ᴦ. Уральске 400-летие своего служения царю и отечеству, вызвало недовольство лидеров движений «Азат», «Желтоксан», «Парасат» расценивших это, как ущемление достоинства казахского народа. На центральной площади ᴦ. Уральска были организованы митинги с пикетами и плакатами.Всего к началу ноября 1990 ᴦ. в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных (стремящихся реализовать себя в сфере политики) общественных формирований, из них около 40 — в Алматы.В целях упорядочения деятельности политических движений на IV сессии (4–27 июня) Верховного Совета Казахской ССР был принят закон «Об общественных объединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» гражданам республики была гарантирована свобода создания общественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач, реализация которых отвечала бы интересам общества
|
|
103) Съезды лидеров мировых религий в РК и их роль. Закон РК « О религии».
1) I Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23-24 сентября 2003 года в Астане. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 12-13 сентября 2006 года в Астане в новом, специально построенном к его проведению Дворце мира и согласия. Форум прошел под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность» в рамках двух ключевых направлений: «Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий» и «Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности». В работе второго форума приняли участие уже 29 делегаций. III Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в котором приняли участие уже 77 делегаций из 35 стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки, состоялся 1-2 июля 2009 года в Астане. По итогам третьего Форума участники приняли совместную Декларацию, в которой призывают общественность постоянно способствовать усилиям религиозных лидеров и организаций для установления истинного межрелигиозного диалога, поддерживать диалог религий и цивилизаций, направленный на улучшение взаимопонимания и уважения. IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 30-31 мая 2012 года в Астане. В форуме с главной тематикой «Мир и согласие как выбор человечества» приняло участие 85 делегаций из 40 стран мира.V Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 10-11 июня 2015 года в Астане. Участие в нем приняли более 80 делегаций из 42 стран мира. Особую актуальность юбилейному форуму духовных иерархов придали растущая глобальная геополитическая напряженность, конфликты в разных точках планеты на этнической и религиозной почве.Через проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий Казахстан показывает всему мировому сообществу пример общенационального консенсуса и консолидации общества. Инициатива Главы государства по созыву религиозных лидеров мира в Астане имеет важное значение в развитии глобального процесса диалога культур и цивилизаций.
2) Существенным документом, определяющим возможности государства в сфере регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Казахстан, является «Декларация об искоренении всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», принятая ООН в 1981 г. Согласно этой Декларации, имеется только следующий режим ограничения прав в обозначенной сфере: «Свобода исповедывать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, как и основных прав и свобод других лиц» Суверенное государство одним из первых законов приняло Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который, с небольшими изменениями, действует и поныне. С начала 90-х гг. существенно выросло количество религиозных объединений, созданы соответствующие управленческие структуры. Казахстанские мусульмане впервые обрели свой духовный центр – Духовное Управление Мусульман Казахстана, который осуществляет свою вероисповедную деятельность. Принятие Закона РК в «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в октябре 2011 года«Запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, и том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями
104) Формирование новой конфессиональной реальности в Казахстане. Проблемы исламского терроризма в молодежной среде.
1) Под отношениями между государством и религией мы понимаем не только непосредственные отношения между конфессиями и местными органами власти, хотя это также весьма обширная сфера, но и контекст этих отношений, а именно: отношения религиозных объединений с государством; законодательство, регламентирующее эти отношения; сферу социального служения конфессий, их совместную деятельность в области воспитания и образования, благотворительности и т.д. В настоящее время состояние межконфессиональных отношений в Казахстане можно оценить как позитивное, толерантное и благожелательное. С начала 90-х гг. существенно выросло количество религиозных объединений, созданы соответствующие управленческие структуры. Казахстанские мусульмане впервые обрели свой духовный центр – Духовное Управление Мусульман Казахстана, который осуществляет свою вероисповедную деятельность. При нем созданы образовательные структуры, в том числе не имеющие аналогов в СНГ, такие, как Университет Исламской культуры «Нур-Мубарак». В сентябре 2004 г. состоялся первый выпуск студентов, среди которых было немало практикующих имамов, получивших направления в мечети различных регионов страны. Деятельность Управления этим не исчерпывается – к ней относятся и строительство мечетей, и организация хаджа, издательская деятельность и многое другое. Огромное значение для упрочения взаимопонимания между религиями имел визит в Казахстан 22 сентября 2001 г. Папы Римского Иоанна-Павла II , который получил исключительно высокую оценку всех людей доброй воли.Также получил высокую оценку опыт организации в Казахстане Съезда мировых и традиционно-национальных религий в 2003 г. На нем было принято решение создать в Астане центр, штаб-квартиру религиозного диалога – место достижения взаимопонимания и терпимости.
Летом 2004 г. состоялось заседание секретариата второго Съезда, проведение которого предполагается в 2006 г.
В новом Послании народу Казахстана, которая называется «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства», Президент Республики Казахстан - Лидер нации Нурсултан Назарбаев поручил правительству совместно с Администрацией президента разработать Государственную программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.
Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества. Исходя из этого, на современном этапе мировой истории все более актуальным является углубленное исследование различных составляющих фактора религиозно-политического экстремизма, многие из которых напрямую связаны с процессами, изменяющими духовно-нравственное бытие и дальнейшее развитие народов всего мира.
Во исполнение поручения Главы государства Н.Назарбаева был разработан и принят важнейший документ под названием «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы».
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2789; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!