Что такое любовь по И.А. Бунину?

Билет № 2

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова, анализ стихотворения.

М.Ю. Лермонтов родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжёлые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с весьма ярко выраженными эмоциональными реакциями.

Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.

СиниегорыКавказа,приветствуювас!

Вывзлелеяли детствомоё,

Вы носилименянасвоих одичалых хребтах;

Облакамименяодевали;

Вык небу меняприучили,

И я с той поры все мечтаю о вас да о небе...

Одна из ранних поэм Лермонтова – «Кавказский пленник» (1828) - написана под сильным влиянием творчества А. С. Пушкина. Вместе с тем это произведение – своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского «Кавказского пленника», иное звучание приобретает в поэме тема природы. Отличительной чертой лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя, природа наделяется теми же качествами и свойствами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив впоследствии будет развит в творчестве Лермонтова и прежде всего в поэме «Мцыри». Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то, что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.

В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 году Лермонтов пишет драму «Маскарад», которой так и не суждено было появиться на сцене при жизни автора. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов изучает историю России, знакомится со сборником «Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». Лермонтова увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществлённый позднее, в 1837 году («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

В январе 1837 года роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихотворение «Смерть поэта» (первоначально в нем не было последних шестнадцати строк).

Экспедиция по восточному берегу Черного моря обогатила Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила поэта старая Военно-Грузинская дорога. Предания, связанные с ней, были известны ему с детства. Теперь они соединились с впечатлениями от великолепной природы Кавказа. Так возникла мысль перенести действие поэмы «Демон» на Кавказ.

Лермонтов возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеский оптимизм уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых «иль пусто, иль темно». Поколение 1830-х годов изображает Лермонтов в «Думе», единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.

Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы «Демон» (1838) и в романе «Герой нашего времени». В конце 1830-х годов Лермонтов начинает сотрудничество с журналом «Отечественные записки», где печатает повести «Бэла» и «Фаталист», впоследствии вошедшие в роман «Герой нашего времени».

Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 1830-х годов.

За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи («Первое января») Лермонтов вторично был сослан на Кавказ. В то время как поэт вёл жизнь, полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его книги – 28 лирических произведений, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться литературной деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 года. Ушёл из жизни великий поэт России, которому было всего 27 лет.

                 Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.(1840)

Проводя анализ стихотворения «Тучи» можно сказать, что главными темами стихотворения являются темы одиночества и свободы. Автор описывает терзания лирического героя, вынужденного оставить обжитые места, и мчаться хоть и сторону тёплую, южную, но не родную. Лирический герой – изгнанник. Мотив изгнания красной нитью проходит через всё стихотворение.

В композиционном плане стихотворение включает в себя три строфы. В основе произведения –приём сравнения. Лирический герой ассоциирует себя с вечными странниками-тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч (частый образ в русской поэзии) – «вечных странников» наделяет стих особой остротой. Кто остановит тучи? Кому дано такое право? Тучи свободны; они вольны в своём движении. Сравнивая себя с тучами, лирический герой представляет себя таким же изгоем (странником), мятущимся без близких по духу людей по жизненной стезе.

Во второй строфе лирический герой пытается определиться с гонителем: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?..» Освещая этот вопрос, Лермонтов использует особые средства, специальные обороты речи («риторическое обращение»). Риторическое обращение никогда не требует ответа.

Третья строфа начинается со слова «нет». Нет – это противопоставление. Его и можно заметить. Если тучам нет никакого дела до мира страстей и страданий, то лирический герой совершенно в другой ситуации: он терзается и тревожится. Любимую родину вынуждают покинуть. Это горестно. А у туч нет родины. Незнакомо им понятие «изгнание».

Эпитеты – «тайная зависть», «ядовитая клевета», «открытая злоба», «степью лазурною», «с милого севера», «цепью жемчужною».

Метафоры – «мчитесь вы, кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».

Олицетворение – «тучки – странники»

Стихотворный размер – дактиль

Что такое любовь по И.А. Бунину?

Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя – чувство в первую очередь духовное.Бунин в «Солнечном ударе» принципиально переосмысливает эту традицию. Для него чувство, внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причём именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, вызывающее ассоциацию с солнечным ударом. Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе – основной форме проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе. Так как переворачивает человека, резко меняет течение его жизни. Многое в этом отношении сближает Бунина с Тютчевым.В любви герои Бунина подняты над временем, обстановкой, обстоятельствами. Что мы знаем о героях «Солнечного удара»? Ни имени, ни возраста. Только то, что он поручик, что у него «Обычное офицерское лицо, серое от загара, с белёсыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз». А она отдыхала в Анапе и теперь едет к мужу и трёхлетней дочери, у неё прелестный смех и одета она в лёгкое холстинковое платье.Можно сказать, что весь рассказ «Солнечный удар» посвящён описанию переживания поручика, потерявшего свою случайную возлюбленную. Это погружение во мрак, почти «умопомрачение», происходит на фоне нестерпимо душного солнечного дня. Обжигающими ощущениями буквально пропитаны все описания. Эта солнечность должна напоминать читателям о постигшем героев рассказа «солнечном ударе». Это одновременно и безмерное счастье, но это все же и удар, потеря рассудка. Поэтому вначале эпитет «солнечный» соседствует с эпитетом «счастливый», то потом в рассказе появляется «бесцельное солнце».Писатель рисует то страшное чувство одиночества, отторжения от других людей, какое испытал поручик, пронзённый любовью.Рассказ имеет кольцевую композицию. В самом его начале слышен удар о причал приставшего парохода, и в конце слышны те самые звуки. Между ними пролегли сутки. Но они в представлении героя и автора отдалены друг от друга, по меньшей мере, десятью годами (эта цифра дважды повторяется в рассказе), а на самом деле вечностью. Теперь едет на пароходе уже другой человек, постигнувший какие-то самые важные вещи на земле, приобщившийся к её тайнам.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 876; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!