ВОПРОС 34. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ КАК ФОРМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТНОСОВ И ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП.



ВОПРОС. 33 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Направления национальной (этнической) политики выделяются в соответствии со сферами жизнедеятельности общества. Основными направлениями национальной политики являтся: этногосударственная и этноправовая политика; этноэкономическая политика; этнокультурная политика; этнодемографическая и миграционная политика; политика в брачно-семейной и жилищной сферах; этноэкологическая политика.

Этногосударственная политика проявляется прежде всего в характере политической организации наций, сложившейся в рамках многонациональных государств, в типе их национально-государственного устройства. Можно выделить несколько типов национально-государственного устройства этнических общностей.

Во-первых, это национально-культурная автономия. Она не предусматривает закрепления каких-то особых политических прав и территорий за этническими общностями, создания государственных структур по этническому признаку. Люди сами определяют свою национальную принадлежность, занимаются сохранением и развитием своей национальной культуры (языка, литературы, театров, школ и т.д.). Развитие национальной культуры - личное дело каждого гражданина и объединений граждан вне какой-либо связи с реальной политикой, борьбой за власть в государстве. Принцип культурно-национальной автономии лежит в основе решения межнациональных проблем в подавляющем большинстве многонациональных государств.

Во-вторых, это национально-государственное устройство, при котором закрепляются отдельные особые политические и культурные права этнических общностей. Например, в Финляндии специально для шведов, составляющих 6% населения страны, введен второй государственный язык шведский.

В-третьих, это такой тип национально-государственного устройства, при котором в многонациональном государстве особыми политическими правами, в том числе и в области государственного строительства, наделяются отдельные национально-территориальные образования. Такой тип национально-государственных образований существовал в бывшем СССР(национальная республика, автономная область, автономны округ), Югославии, Чехословакии, а в настоящее время в России и некоторых других странах. Однако этносы, имеющие собственную, законодательно закрепленную за ними территорию, зачастую потенциально стремятся если не к полной государственной самостоятельности, то по крайней мере - к государственной автономии. Этот тип национально-государственного устройства наименее устойчив и наиболее (по крайней мере потенциально) конфликтен и связан с территориальными претензиями, оспариванием границ и т.д.

Перечисленные типы государственно-политической организации наций находят свое практическое воплощение в соответствующих формахгосударственного устройства многонациональных государств, к которым относятся унитарное государство, федерация, конфедерация..

В последнее десятилетие XX в. развитие Российского государства и общества обусловлено политико-трансформационными процессами, которые затронули все сферы общественной деятельности, в том числе сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее гражданам России возможность свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения. Религия вновь стала одним из важных фактором общественной и политической жизни.

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Ст.28 Конституции РФ. - М., 2009.

Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

ВОПРОС 34. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ КАК ФОРМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТНОСОВ И ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП.

В современном мире нет одноэтнических государств. Напротив, во всех странах живут люди разных национальностей. Они нередко расселены по территории страны, часто не имеют устойчивых связей, не осознают себя как определенный этнический коллектив. Если этносы проживают компактно, они могут создать субъект федерации в федеративном государстве (например, татарстан в россии или франкоязычная провинция квебек в канаде) или территориальную автономию (например, иракский курдистан или аландские острова в финляндии, где проживают шведы). Если же этнос разрознен, не составляет компактной группы - создание территориальной автономии невозможно, да и в самих территориальных автономиях тоже живут представители разных этносов.

В этих условиях на первый план сама жизнь выдвигает проблемы национально-культурной автономии, которая, в отличие от территориальной, обеспечивает развитие не компактно проживающих, а разрозненно живущих этносов. Это организационная форма этнического самосознания в особых условиях расселения этноса. Она находит свое выражение в создании разного уровня общественных объединений того или иного этноса (в унитарных государствах - общегосударственных объединений и на тех или иных ступенях административно-территориального деления, а также в масштабах нескольких административно-территориальных единиц, в федеративных государствах - также в масштабах субъектов федерации и их групп).

Таким образом, национально-культурная автономия - это действующее в государстве с многонациональным составом населения добровольное общественное объединение, реализующее во взаимодействии с государственными органами и на основе консолидации усилий национальных общественных объединений право соответствующей этнической общности (нации, народа, национальности) на сохранение самобытности и создаваемое на основе участия физических лиц и этнических объединений. Эта форма этнической самоорганизации позволяет сочетать единство государства с укреплением единства этноса, его самовыражением, самоорганизацией.

Правовые основы национально-культурной автономии в российской федерации зарождались в международно-правовых актах, касающихся прав человека. Национальные проблемы находят отражение в международном праве в основном после второй мировой войны. В немалой степени это было связано с процессами деколонизации, борьбой народов за свою независимость. Основной идеей международных соглашений в области национальных отношений начиная с середины 40-х гг. Xx века стало обеспечение совместного существования наций, поиск мирных средств для разрешения этнических конфликтов.

"национальность - категория не только этническая, но и социальная". Отсюда и два понятия сущности национальности. Первое: "они такие же, что и мы", второе: "они - чужие". Взрыв национального самосознания, рост нетерпимости и недоверия в отношениях между национальностями во многом объясняются попытками объявить нации-этносы мифами, утвердить превосходство одних этносов над другими, противопоставить их друг другу как явления чуждые и непримиримые, превратить революционным путем нации-этносы в нацию-государство. Тем более в россии уже пытались в прошлом "справиться" с нациями-этносами: то насильственно ассимилируя их имперскими подходами в имперской нации, а то и подменяя национально-этническое пролетарско-интернациональным. Именно через призму таких стереотипов многие в обществе истолковывают попытки демократов "отменить национальность", объявить нацию феноменом лишь политического измерения нации как государства. Забывая при этом, что процесс этот очень длительный, эволюционный. Говоря о поиске путей развития наций-этносов, мы должны одновременно говорить и о процессе формирования многонационального народа российской федерации, государства-нации. Это можно убедительно проиллюстрировать словами а. Тойнби: "но узок путь спасения, и трудно его отыскать". "живой опыт живой истории" россии позволяет нам говорить, что путь сохранения наций-этносов и формирования единого многонационального народа российской федерации, государства-нации "вполне реален. Именно об этом свидетельствует, при всех противоречиях, и процесс исторического формирования многонациональной россии как "естественной" и "соборной" общности. Стремление же "забыть о нациях" (в. Тишков) лишь будоражит и взрывает этносы, усиливает недоверие и подозрительность в отношениях между ними. Важно понять и то, что "россия никогда не была государством-нацией, и поэтому вопрос ныне заключается не в том, чтобы возвращаться к традиции, а в том, чтобы создать новую национальную индивидуальность" (р. Саква). Это качественно новый уровень формирования нашей национальной идентичности.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!