Теория конфликтов Людвига Гумпловича



ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Дисциплина: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

ЛЕКЦИЯ № 6

 

«ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ

КОНЦА ХІХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

 

направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

образовательно-квалификационный уровень «магистр»

 

Утверждено на заседании кафедры ТИГП

                                             от 31.01.2017 протокол № 6

Донецк – 2017

План

Вступление.
Рекомендуемые учебники и учебные пособия.

1. Государственно-правовая доктрина марксизма.
2. Теория конфликтов Людвига Гумпловича.
3. Юридический позитивизм К. Бергбома и А. Эсмена.
4. Либеральные концепции права Р. фон Иеринга и Г. Еллинека.
5. Теория естественного права Р. Штаммлера и Г. Радбруха.
6. Аристократическая концепция государства и права Ф. Ницше.
7. Социологические концепции М. Вебера.

Выводы.

Вступление

Во второй половине XIX века в Европе продолжалось развитие рыночной экономики и гражданского общества, которые сопровождались ростом количества наемных работников, созданием профсоюзов, рабочих партий и ростом борьбы рабочих за свои права и свободы. Под давлением рабочих движений во многих странах были изданы законы о правах профсоюзов, о продолжительности рабочего дня, об образовании, о социальном страховании. Внедрялись в жизнь государственные институты, которые обеспечивали привлечение к политическим процессам все более широких слоев населения. Устанавливалось всеобщее мужское избирательное право при тайном голосовании, получали развитие и другие институты демократии.

Развитие капиталистических отношений и обострение социальных противоречий вызвали изменение буржуазной идеологии. В противовес марксизму (учению о диктатуре пролетариата, о классовом характере общества, государства и права) новые идеи выдвинули позитивизм и либерализм, а также возникли новые идеологии – социологизм, элитаризм и др.

Впрочем, на рубеже ХІХ–ХХ вв. через обострение социальных противоречий буржуазные идеологи вынуждены были обратиться к активной разработке сущностных и аксиологических аспектов государства и права. Для решения этой задачи были разработаны новые методологические принципы и возрождены уже имеющиеся учения (например, естественное право). Одновременно с применением новых подходов к сущности государства и права политико-правовые учения конца ХІХ–начала ХХ века разделились на реформаторское движение (либерализм, позитивизм) по совершенствованию государства и общества и радикальное направление (марксизм, неомарксизм), которое пропагандировало радикальную общественную перестройку.

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Історія вчень про державу та право: навчальний посібник / О. С. Туренко, І. В. Іванов; за заг. ред. проф. А. Є. Шевченка; – Донецьк: Донецький юридичний інститут МВС України, ПП «ВД «Кальміус», 2012. – 352 с. – С. 183 – 221.

2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проект, 2007. – С. 361–390, 534–536.

3. Демиденко Г.Г. Історія вчень про право і державу. – Харків: Консум, 2007. – С. 296-318.

4. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2000. – С. 504–553.

5. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 1999. – С. 504-537, 579-593.

6. Кормич А.І. Історія вчень про державу і право: Навч. посібник / А.І. Кормич. – К.: Правова єдність, 2009. – С. 166–183.

7. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Харьков: Одиссей, 2007. – С. 310–333.

 

Государственно-правовая доктрина марксизма

Марксизм, как философское, политико-правовое учение и идеология, сформировался в конце 40-х – в начале 50-х гг. XIX ст. Его основателями были Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). Самые известные работы Маркса: «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта во Франции», «Классовая борьба во Франции с 1848-1850 г.» и др. Энгельс стал известным благодаря своим трудам «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы» и др. Совместно Маркс и Энгельс подготовили такие труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии». Их произведения были изданы в СССР в 50-60-х гг. ХХ ст. в 39 томах.

Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустриальном этапе развития, Маркс и Энгельс сформировали материалистическое понимание истории, теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры пролетариата. Выделив производственные отношения как основные, такие, что определяют комплекс общественных отношений, – они утверждали, что в истории решающую роль играют народные массы, что капитализм имеет переходное значение, а следовательно, его должен заменить новый коммунистический строй, который является неизбежным и закономерным результатом революционного решения противоречий капитализма.

Маркс и Энгельс исходили из того, что государство и право в развитии общества есть продукт материальных отношений, что означало совершенно новую позицию в отношении тогдашних теорий естественного права и общественного договора.

На первом этапе их творчества (1843-1848) в работе «К критике гегелевской философии права. Вступление» Маркс утверждал, что освобождение пролетариата будет требовать уничтожения капиталистической частной собственности и эксплуатации, что возможно путем революционной борьбы. В совместном труде «Святое семейство» Маркс и Энгельс сформировали мнение, что субъектом революции должен стать собственно пролетариат. Развивая такой подход, Энгельс в книге «Положение рабочего класса в Англии» пришел к двум важным выводам: 1) именно экономическое положение пролетариата в буржуазном обществе делает его революционным классом; 2) участие пролетариата в революционной борьбе неизбежно ведет его к достижению социалистических целей.

Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 гг. начался второй этап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы были особенно актуальными, Маркс выдвинул идеи про возможность непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической, про гегемонию пролетариата в революции, идею диктатуры пролетариата, про необходимость политического союза пролетариата с крестьянством, об окончательном разрушении в случае победы революции старой буржуазной государственной машины и создание новой.
В 1867 г. был опубликован первый том «Капитала», в котором Маркс, в частности, обосновал тезис о неизбежности гибели капитализма, определил основные черты альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это общество должно было бы опираться на общественную собственность на средства производства, коллективный труд, плановое производство, общественное равенство и социальную справедливость.

С Парижской Коммуны (1871 г.) начался третий этап формирования марксизма. Обобщив опыт восстания во французской столице, Маркс увидел в Коммуне рождение нового типа демократии антипода либеральной пролетарской демократии, которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. В этот период Маркс более детально разработал отдельные положения идеи про диктатуру пролетариата, а также выдвинул мысль о необходимости особого переходного периода от капитализма к социализму.

Специфику подхода марксизма составляет анализ государства и права как взаимосвязанных составляющих классовой общественно-экономической формации; государство и право являются производными (надстроечными) от экономических отношений (базис), классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.

Смысл суть взглядов Маркса и Энгельса на государство и право сводится к следующим тезисам:

• происхождение государства определено образованием антагонистических классов, государство является силой, стоящей над обществом;

• основные этапы становления государства и права: разделение общественного труда и возникновение семьи; возникновение частной собственности; появление классов и государства, одновременно с которыми возникает право;

• государство является органом классового господства, орган угнетения одного класса другим, она создает порядок, который узаконивает и упрочивает угнетение, умеряя столкновение классов;

• право – это государственная воля господствующего класса, а закон – проявление воли господствующего класса;

• каждому историческому типу государства (рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и, в дальнейшем, социалистическому) соответствует адекватный тип права;

• право не может развиваться и функционировать отдельно от государства, поскольку последнее является тем политическим организмом, который трансформирует социальное в правовое и следит за тем, чтобы развитие общественных отношений соответствовало праву;

• государство, в свою очередь, немыслима без права (организация государственного механизма является оформленным  в праве; воля государственной власти должна быть обязательной для всего населения).

Дальнейшее развитие марксизм приобрел преимущественно не в СССР, а в странах западной демократии. Интерпретировали и дополняли политико-правовую доктрину марксизма венгерский философ Дьердь Лукач (1885-1971), французские философы Луи Пьер Альтюссер (1918-1990) и Жан-Поль Сартр (1905-1980), немецкие ученые Теодор Адорно (1903-1969), Макс Горкхаймер (1895-1973), Герберт Маркузе (1898-1970) и Юрген Хабермас (1929 г.р.) и другие.

 

Теория конфликтов Людвига Гумпловича

Австрийский государствовед Людвига Гумпловича(1838-1909 гг.) сформулировал свою теорию конфликтов в таких трудах: «Раса и государство», «Исследование закона формирования государства», «Общее государственное право», «Борьба рас».

«Борьба рас» – термин, который Гумплович ввел в научный оборот в межнациональной среде. Но понятие «раса» у него не имело ничего общего с антропологическим термином, который вошел в обиход на рубеже веков. Гумплович по широте своих взглядов стоял значительно выше расистских идей о неизбежности борьбы между племенами, о совершенствовании определенных рас и истребление других. Ему были чужды, даже враждебные взгляды расистов (Гобино, Чемберлен). Мыслитель не признавал ни расовой неизменности, ни возможности существования чистых рас.

Учение Гумпловича, борьба за существование – основной фактор социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия этого фактора. Эта борьба – вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Сильные побеждают, устанавливая контроль и господство. Гумплович приходит к выводу, что указанный процесс – высший закон истории. Если люди поймут этот простой закон, то разгадают решаемую загадку политики и истории.
Беспощадную борьбу человеческих групп между собой, по Гумпловичу, стоит объяснить определенным образом и достаточно неоднозначно: а) расовые причины и б) стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей – экономические мотивы являются причиной всякого социального движения. Эти два взаимосвязанных фактора обусловливают все государственное и социальное развитие.

На начальном этапе развития человечества конфликты, войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители (ими оказывались расы с более высокими интеллектуальными способностями и строгой военной дисциплиной – например, салические франки, захватившие Галлию), чтобы упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении покоренных, должны были осуществлять ряд организационных и других мероприятий. Результатом таких действий является возникновение государства.
Позже к войнам между расами и государствами добавились конфликты внутри самого государства. Борьба рас на стадии цивилизации трансформируется в борьбу социальных групп, классов, сословий, политических партий. Учитывая, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы слабых, побежденных другой группе сильнейших, победителей, средством поддержания порядка является «господство – подчинение».

Гумплович выступает категорически против того, чтобы характеризовать государство как орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Государству суждено быть органом принуждения и насилия. Гумплович заключает, что существование общества без государственного принуждения невозможно.
Государство, по мнению Гумпловича, является организацией господства, призванное поддерживать определенный правовой порядок. Активность государства не ограничена лишь гарантированием определенного правопорядка.

Дух возвеличивание и культ «государственничества» сказался и на общих вопросах. Гумплович утверждал, что право возникает лишь для воплощения предписаний государственной власти. Изнутри же право наполнено нравственностью, которая служит ему неиссякаемым источником.
В рождении права решающее слово принадлежит государству. В догосударственном состоянии не было никакого права. Только будучи кристаллизованной в государственных законах, нравственность становится правом. Право целиком обязано государству, как своим рождением, так и последующим существованием.
Для государства право и правопорядок с исторической точки зрения, являются лишь средствами, писал Гумплович. Ученый отрицал наличие «неотчуждаемых прав человека». С его точки зрения, они – иллюзия, плод самообожествления индивида, превознесение ценности человека.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!