Политические и правовые учения Западной Европы первой половины XIX в.

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Дисциплина: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

ЛЕКЦИЯ № 5

 

«ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА»

 

направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

образовательно-квалификационный уровень «магистр»

 

Утверждено на заседании кафедры ТИГП

                                             от 31.01.2017 протокол № 6

Донецк – 2017

 

План

Вступление.
Рекомендуемые учебники и учебные пособия.

1. Основные течения политической и правовой идеологии в Германии в конце XVIII – начале XIX века (И. Кант, Й. Фихте, Г. Гегель).
2. Политические и правовые учения Западной Европы первой половины XIX в.:
2.1. Немецкий либерализм (В. Гумбольдт, Л. Штейн).
2.2. Французский либерализм (Б. Констант, А. де Токвиль).
2.3. Английский либерализм (И. Бентам, Дж. Милль).

Выводы.

Вступление

На рубеже XVIII – XIX вв. в Германии сформировалась блестящая плеяда мыслителей – творцов немецкой классической философии, в творческом наследии которых заметное место принадлежит теоретическим проблемам государства и права. Кроме того, важные теоретические открытия и обобщения были сделаны немецкими юристами, труды которых были хорошо известны во всей Европе.
Особенности политико-правовых учений в Германии в данный период определялись, во-первых, влиянием Просвещения и Французской революции, во-вторых, спецификой государственно-правового развития Германии, остававшейся раздробленной полуфеодальной страной, но, в то же время, страной веротерпимости и религиозной свободы.

Одновременно с этим общественно-политическая жизнь этого периода определялась влиянием идеологии либерализма, социальную базу которой составляли предприниматели, часть чиновничества, лица свободных профессий.

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Історія вчень про державу та право: навчальний посібник / О. С. Туренко, І. В. Іванов; за заг. ред. проф. А. Є. Шевченка; – Донецьк: Донецький юридичний інститут МВС України, ПП «ВД «Кальміус», 2012. – 352 с. – С. 112–139.

2. Демиденко Г.Г. Історія вчень про право і державу. – Харків: Консум, 2007. – С. 237-267.

3. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2000. – С. 399-430, 464-497.

4. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 1999. – С. 387-403, 413-415, 419-424.

5. Кормич А.І. Історія вчень про державу і право: Навч. посібник / А.І. Кормич. – К.: Правова єдність, 2009. – С. 128–165.

6. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Харьков: Одиссей, 2007. – С. 193-211, 241-256.

Основные течения политической и правовой идеологии в Германии

В конце XVIII – начале XIX века (И. Кант, Й. Фихте, Г. Гегель)

Социально-политические учения Германии складывались в своеобразных условиях. Прежде всего, это веротерпимость между католиками и протестантами. В этнически однородной стране это создавало благоприятные условия для развития теоретической мысли: не было необходимости придерживаться догматов церкви и возрастали требования к аргументации. Раздробленность Германии (по решению Венского конгресса 1815г. Германский Союз был создан из 39 немецких государств) приводила к тому, что идеологи занимались обоснованием концептуальных построений, а практические вопросы оставлялись на решение региональных политиков. Такое явление, когда идеология занимается лишь теоретическими обобщениями, оторванными от запросов практики, получило название спекулятивной философии.

В развитии политической мысли немецкая классическая философия сыграла заметную роль, прежде всего в разработке методологии теоретического познания, в обосновании специфики законов, действующих в обществе в сравнении с законами природы.

Политико-правовая доктрина И. Канта.Первым начал разработку идеологии либерализма (идеологии буржуазии) профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант(1724-1804 гг.). Его трактат «Метафизика нравов»(1797 г.) – обобщенный труд по социально-политическим проблемам. В основе учения Канта лежит методологияпротивопоставления эмпирического (опытного) и априорного (лат. a priori – из предшествующего – знания, предшествующие опыту) видов знания. Познание мира начинается с опыта (чувственных ощущений), эмпирического познания. Оно дает знания лишь о внешней стороне явления, дает лишь разум. Вот этот вид познания, познания с помощью разума Кант назвал априорным познанием.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Это объясняется тем, что у права и этики один источник – практический разум человека и одна цель – всеобщая свобода. Отличие права от морали – в способах принуждения к поступкам. Если мораль основана на внутренних побуждениях и здесь нет обязательных кодексов, то право– на принуждении. Здесь действует публичное законодательство. Исходя из отношений права и морали, Кант характеризует закон как первую ступень (минимум) нравственности. Если установленное право соответствует нравственным законам, то это значит, что в обществе созданы такие рамки, когда свободные волеизъявления одного не противоречат свободе других.

Подобные отношения не являются полностью нравственными, поскольку люди в этих отношениях руководствуются не долгом, а выгодой, страхом наказания. Иными словами, право обеспечивает внешне цивилизованные отношения, хотя люди могут испытывать при этом взаимные антипатии. В обществе, где господствует только право без морали, сохраняется «полный антагонизм». Право– совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям Кант относил наличие принудительных законов, гарантию частной собственности и личных прав, равенство перед законом, разрешение споров в судебном порядке.

Кант классифицирует право на естественное (прирожденное) и позитивное право. Позитивное право касается лиц (частное), государства (публичное) и космополитическое право (договор всех государств о вечном мире).

При трактовке естественного права Кант придерживался гипотетического естественного состояния, где объективное право отсутствует. В том состоянии у человека было лишь природное право – свобода нравственного выбора. Из нее вытекают неотъемлемые моральные качества людей: равенство, способность делиться своими мыслями и др. Но человек приобретает и субъективные естественные права, в том числе право собственности. Однако они ничем не обеспечены, кроме физической силы владельца и являются предварительными. Эти субъективные права, вразрез с господствующей традицией, Кант назвал частным правом. Оно получает гарантию и юридический характер лишь в государстве, когда появляются публичные законы.

В основе происхождения государства– принцип априорного подхода к объяснению социально-политических явлений.

«Соединение множества лиц под законами права» – это и есть государство. Его важнейший признак – верховенство закона. (При этом имеется в виду тот факт, что рассматривается не реальное государство, а государство в идее, каким оно должно быть в соответствии с чистым принципом права). Главная цель государства – правовое обеспечение индивидуальной свободы, однако это не обеспечение или забота о счастье народа. С этих позиций Кант выделяет три главных органа: по изданию законов (парламент), исполнению законов (правительство) и охране законов (суд). Государственно-правовой идеал Канта – система разделения и субординации властей. По мнению И. Канта,

В каждом государстве существуют три власти, т.е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи, как бы три суждения в практическом силлогизме большая посылка, содержащая в себе закон всеобщим образом объединенной воли, меньшая посылка, содержащая в себе веление поступать согласно закону, т е принцип подведения под эту волю, и вывод, содержащий в себе судебное решение (приговор) относительно того, что в данном случае соответствует праву.

Под благом государства, И. Кант видел высшую степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которым обязывает нас разум через некий категорический императив

Этот же принцип Кант положил в основу разграничения форм государства: республика (есть разделение властей) и деспотия (нет разделения властей). «Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной», «деспотизм – принцип самовластного исполнения законов, данных им самим».

И. Кант не придавал значения классификации форм государства на монархию, аристократию и демократию, так как это, он полагал, есть выражение буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу его концепции, монархия оказывается республикой, если в ней есть разделение властей, и деспотией, если нет. Будущее устройство Германии он видел в виде конституционной монархии (наличие суверена наряду с народом). Способы перехода - постепенные реформы.

Будущее развитие человечества Кант связывал с образованием мировой конфедерации правовых республик: «Международное право должно быть основано на федерализмесвободных государств». В учении о международномправеон выдвинул идею проекта вечного мира: без войн, международный правовой порядок будет основан на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Учение Канта о государстве и праве – первая политическая доктрина, связанная с итогами Французской революции, она считается немецким вариантом ее оправдания.

Политико-правовая доктрина Й. Фихте.Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Йоганна Готлиба Фихте (1762-1814 гг.) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте – убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

По Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них. «Понятие права, – разъясняет Фихте, – есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат – постоянную контрольную, надзирающую власть, представители которой-эфоры – избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной.

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа: «…народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, которое должно, наконец, стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе. Главную роль в достижении этой цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставников нации, способных двинуть ее по пути прогресса.

Политико-правовая доктрина Г. Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – гениальный немецкий философ, оставил заметные вехи во всей истории философской и политико-правовой мысли. Автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права» (1820 г.).

Философия права – важная составная часть всей гегелевской системы философии.

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух(право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В этой связи важно иметь в виду два момента: 1) материал гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и т.д.) относится к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование; 2) политико-правовая теория Гегеля (его философия права) есть именно философское учение об объективном духе, то есть анализ объективного духа с позиций абсолютного духа.

Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода («идея права»), 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), 3) право как закон («позитивное право»).Отсюда вытекает следующее:

– на ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы;

– система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации понятия права есть определенное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству;

– право как закон является одним из «особых прав». Превращение права в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Различая право и закон, Гегель стремится исключить их противопоставление: закон и право лишь различные определения одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Закон – это конкретная форма выражения права.

В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными ступенями развития понятия права являются: 1-ая ступень – абстрактное право, 2-ая ступень – мораль, 3-я ступень – нравственность.

1) Учение об абстрактном праве включает в себя проблемы собственности, договора и неправды;

2) учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть;

3) учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право – это первая ступень в движении права от абстрактного к конкретному. Это абстрактное право свободной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. На стадии абстрактного права положительный закон еще не обнаруживает себя. Его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода личности, прежде всего, находит в праве частной собственности: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размерах владения собственностью.

Необходимым моментом в осуществлении права является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь единичная внешняя вещь. Поэтому Гегель отвергает различные версии договорной теории государства. Договор, по Гегелю, исходит от произвола отдельных лиц. Примешивание же этого договорного отношения, так же как и отношений частной собственности, вообще, к государственному отношению привело к величайшей путанице в государственном праве и к величайшим смутам в действительной жизни.

Следующим моментом в учении об абстрактном праве являются суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление – это сознательное нарушение права, и наказание, поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности.

Мораль –вторая ступень, которая проявляется в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различать добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Третья степень развития идеи права – нравственность,существующая в формах семьи, гражданского общества и государства.

В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.

Под гражданским обществом Гегель понимает социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя – цель, все другие – суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность.

Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона – значимого для всех и известного всем.

Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности.

Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах наличного бытия.

Диалектический подход Гегеля к анализу государства приводит к тому, что он трактует его как живой организм, в котором существует органически целостная свобода – свобода государственно-организованного народа (нации).

Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция государства и права представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее.

Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Законодательная власть должна определять и устанавливать всеобщее право. Правительственная власть, к которой относится и судебная, должна «подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщие». Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.

Кульминация идеи государства – идеальность суверенитета. Суверенитет государства выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным, конечным.

Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхваляет правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

Политические и правовые учения Западной Европы первой половины XIX в.

 

В начале XIX века господствующей идеологией Западной Европы утвердился либерализм, социальной базой которого были промышленные и торговые круги, интеллигенция. Однако утверждение капиталистического уклада встретили в штыки дворянско-аристократические, феодально-монархические круги, которые жаждали реставрации прежних порядков. Комплекс их идей выразился в консерватизме, или традиционализме.

2.1. Немецкий либерализм (В. Гумбольдт, Л. Штейн).Либеральное движение на немецкой земле началось в первые десятилетия XIX в. В преддверии революции 1848-1849 гг. в Германии оно достигло значительной высоты. Как с точки зрения масштабов и организованности, так и с точки зрения идейно-теоретической зрелости. Ранний немецкий либерализм – тот, который зародился и утверждался в дореволюционный период, – был преимущественно «конституционным движением». В его рамках разрабатывались и предлагались различные модели желательных для германских государств политико-юридических порядков. Немецкий либерализм первой половины XIX в. представляют Фридрих Даль-ман, Роберт фон Моль, Карл Роттек, Карл Велькер, Юлиус Фребель и др. Их взгляды и деятельность ощутимо влияли на политический и духовный климат Германии той поры. Общеевропейскую известность приобрели же в первую очередь пронизанные либеральными идеями труды Вильгельма фон Гумбольдта и Лоренца Штейна.

Вильгельм фон Гумбольдт(1767-1835 гг.)наряду с И. Кантом, творчество которого оказало на него сильное воздействие, стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства», написанное еще в 1792 г., было опубликовано лишь в 1851 г. Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству, – позиция гуманистического индивидуализма. Не столько собственно государство занимает его, сколько человек в соотношении с государством. Основная задача, решаемая в «Опыте», состоит в том, чтобы «найти наиболее благоприятное для человека положение в государстве». Гумбольдт придерживается начатой социальной наукой XVIII в. линии на дифференциацию общества («гражданского общества» и государства). Гранями этой дифференциации у него выступают различия между:

1) системой национальных учреждений (организаций, союзов, всяких других объединений, формируемых снизу, самими индивидами) и государственными институтами и службами;

2) «естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым непосредственно государством;

3) «человеком» и «гражданином». С его точки зрения, общество принципиально значимее государства, а человек есть нечто гораздо большее, чем гражданин – член политического («государственного») союза. По той же причине «естественное и общее право» должно быть единственной основой для права позитивного, руководящим началом при разработке и принятии государственных законов. Цель существования государства как такового – служение обществу: «Истинным объемом деятельности государства будет все то, что оно в состоянии сделать для блага общества». Но за абстракцией «общество» Гумбольдт стремится видеть каждого отдельного составляющего общество индивида. Отсюда тезис – «государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека».

С развитием буржуазного общества и ростом пролетариата в общественном движении Германии и других стран все большее распространение получали идеи социализма и коммунизма. С критикой этих теорий выступил немецкий государствовед, историк и экономист Лоренц фон Штейн (1815-1890 гг.).

Штейн в своих работах «Учение об управлении»и «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» писал, что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение; он предсказывал неизбежность социальных революций. Для того чтобы избежать социальных потрясений, Штейн разработал проект реформ государства и права.

Вслед за Гегелем Штейн различает государство и гражданское общество. Последнее основано на разделении труда, которое в свою очередь зависит от формы собственности.

Штейн признает, что общество делится на классы. В феодальном обществе существовали землевладельцы и зависимые от них крестьяне, после Французской революции общество делится на капиталистов и рабочих. Борьба этих классов чрезвычайно волнует Штейна. Именно с этой точки зрения его интересуют идеи социализма и коммунизма, в которых он видит выражение надежд и чаяний рабочего класса, борющегося против класса капиталистов.

Однако считал Штейн, если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.

Победа капиталистов грозит обществу застоем, ибо при помощи государства они поработили бы рабочий класс и лишили бы его возможности приобретать собственность. Еще опаснее, по Штейну, захват государства рабочим классом; это привело бы к дележке всех благ поровну, к прекращению производства, к разложению и смерти гражданского общества, к возрождению деспотизма. С этой точки зрения Штейн осуждает республику как государство, подчиненное обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику пролетариату.

Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считает конституционную монархию. Монарх, особенно наследственный, занимает столь могущественное, роскошное, блестящее и недосягаемое положение, рассуждает Штейн, что ему чужды интересы какого-либо класса. Только монарх способен осознать интересы общества в целом; исходя из этих интересов, он предупреждает притеснение одного класса другим. Штейн утверждал даже, что стоящий выше всяких частных интересов монарх склонен по своему положению защищать притесненных, т.е. пролетариев, от чрезмерного угнетения капиталистами.

Вслед за Гегелем Штейн различает власти законодательную, правительственную и княжескую (монархическую). В законодательстве должно принимать участие представительное учреждение, перед которым ответственны министры. Подобно идеологам либерализма, Штейн обосновывает законность, правопорядок, незыблемость прав граждан, прав, понимаемых только как равные возможности членов общества добиваться улучшения своего положения при помощи законных средств.

Ряд идей Штейна был впоследствии использован прусским канцлером Бисмарком и другими политическими деятелями для апологии Германской империи как «социальной монархии», стоящей якобы выше классовых противоречий.

2.2. Французский либерализм (Б. Констант, А. де Токвиль).Антифеодальную идеологию французской буржуазии в первой половине XIX в. выражали многие талантливые политические мыслители. Среди них своей значительностью явно выделяются Б. КонстаниА. Токвиль.

Большую часть работ по вопросам политики, власти, государства Бенжамен Констан (1767-1830 гг.),которого исследователи считают духовным отцом либерализма на европейском континенте, написал в период между 1810-1820 гг. Затем он их собрал и свел в «Курс конституционной политики», излагавший в удобной систематической форме либеральное учение о государстве. Стержень политико-теоретических конструкций Констана – проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени эта свобода есть нечто иное, нежели свобода, которой обладали люди в античном мире. У древних греков и римлян она заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, в возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Свобода современного европейца – личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не входит в ряд строго обязательных элементов данного типа свободы. Материальная и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом стоят у Констана на первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в практически-политическом плане. Этим ценностям должны быть подчинены цели и устройство государства. Современное государство должно быть по форме конституционной монархией. Предпочтение конституционно-монархическому устройству отдается не случайно. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, «нейтральную власть». Она – вне трех «классических» властей (законодательной, исполнительной, судебной), независима от них и потому способна (и обязана) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность.

Обеспечить индивидуальную свободу всеми правомерными средствами для ее полнокровного осуществления и прочной защиты стремился и знаменитый соотечественник и современник Констана Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.).Предмет его наибольшего интереса составили теоретические и практические аспекты демократии, в которой он усматривал самое знаменательное явление эпохи. Демократия трактуется широко. Она олицетворяет общественный строй, противоположный феодальному и не знает границ между высшими и низшими классами общества. Но это также политическая форма, воплощающая данный общественный строй. Сердцевина демократии – принцип равенства, неумолимо торжествующий в истории. Свобода и равенство, по Токвилю, явления разнопорядковые. Отношения между ними неоднозначные. И отношение людей к ним тоже различное. Во все времена, утверждает Токвиль, люди предпочитают равенство свободе. Оно дается людям легче, воспринимается подавляющим большинством с приязнью. Для Токвиля очевидна величайшая социальная ценность свободы. Лишь благодаря ей индивид получает возможность реализовать себя, она позволяет обществу устойчиво процветать и прогрессировать. Токвиль убежден, что современная демократия возможна лишь при союзе равенства и свободы. Равенство, доведенное до крайности, подавляет свободу, вызывает деспотию. Деспотическое правление, в свою очередь, обессмысливает равенство. Но и вне равенства как фундаментального принципа демократии свобода недолговечна. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой – развивать политико-юридические институты, обеспечивающие создание и поддержание такого баланса.

2.3. Английский либерализм (И. Бентам, Дж. Милль). Оригинальную концепцию права и государства предложил родона­чальник английского либерализма итеории утилитаризмаИеремия Бентам (1748-1832 гг.).

Во «Введении в основания нравственности и законодательства» Бентам формулирует принцип пользы (utilitas – польза, выгода), лежащий в основе разума и закона. Этот принцип определяет смысл действий человека, стремящегося к удовольствию, избежать страдания.

 

И. Бентам отрицал идею различения права и закона. Право, противопоставляемое закону, «является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства» (т. е. государства). Он признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Поэтому его справедливо называют одним из родоначальников позити­визма в юридической науке Нового времени. Вслед за Гоббсом он считал право выражением воли суверена: право –это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией.

Прагматический подход Бентама к праву, положенный в его основу принцип пользы, таким образом, и составляет особенность его теории утилитаризма. Интерес личности он называет единственно реальным интересом. Необходимыми условиями его реализации Бентам считает наделение индивидов правами личной безопасности, чести, собствен­ности, правом получения помощи в случае нужды.

Применяя утилитаризм к праву, Бентам приходит к важным вы­водам: нет прав без обязанностей, следовательно, ограничения свободы неизбежны. Безопасность, средства к существованию он ставил на первое место среди других прав личности. Забота об удовольствиях должна быть почти всецело предоставлена самому ин­дивиду. Главное назначение правительства – ограждение индивида от страданий. Свое назначение оно реализует через установление их прав. «Наибольшее счастье возможно большего числа членов общества – вот единственная цель, которую должно иметь правительство».

Бентам – противник невмешательства государства в обще­ственные дела, возлагал на государство обязанность обеспечения средств к существованию, помощи беднякам, предлагал ввести налог в их пользу.

Таково основное содержание его теории утилитаризма, с позиций ко­торого он и предлагал реформировать право.Он последовательно от­стаивал свободу слова, печати, выступал за открытость действий админи­страции, за право ассоциаций, собраний (это право он называл «главней­шим, как основа всех остальных»), Бентам надеялся, что с помощью таких институтов демократии можно будет эффективно контролировать законо­дателей. Он хотел упростить и усовершенствовать законодательный про­цесс, ускорить кодификацию, составил «основные начала» гражданского и уголовного кодексов. Предлагал сделать судебную процедуру более де­мократичной, а защиту в суде доступной даже беднякам.

Либерализм Бентама ярко проявился и в его осуждении монархии и наследственной аристократии, в его симпатиях к республиканскому устройству государства. Учредительная власть, по его мнению, при­надлежит народу. Власть законодательная должна осуществляться одно­палатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеоб­щего, равного и тайного голосования. Исполнительную власть, по Бентаму, осуществляют должностные лица, подчиненные законодатель­ной палате, ответственные перед ней и часто сменяемые. Его «Консти­туционный кодекс» представлял, по существу, проект демократической конституции Англии.

Теория утилитаризма Бентама была развита его последователем Джоном Миллем (1806-1873 гг.) – классиком английского либерализма.

Вслед за Бентаном Милль полагал, что моральная ценность по­ступка человека определяется его пользой и высшей целью человече­ской деятельности должно быть содействие счастью человечества. Однако, постепенно отходя от бентамовского утилитаризма (термин введен впервые Миллем), он развивает его этическую систему, вводит в этику наряду с принципом эгоизма принцип альтруизма. Высшее проявление нравственности, добродетели, настаивал философ, – иде­альное благородство, находящее выражение в подвижничестве ради счастья других, в самоотверженном служении обществу.

Этому принципу может следовать только свободный человек. Сво­бода индивида, гражданская и политическая – основа рассуждений Милля о правовых и политических проблемах. В трактате «Свобода» он показывает исторические метаморфозы свободы: в древние времена свобода понималась как защита против тирании властвующих, врагов управляемого народа. В трактате сформулирован принцип: цель, ради которого общество имеет право вмешиваться в свободу действий своего сочлена, – обо­юдная самозащита. Главное – власть общества заключается в том, чтобы предупредить причинение вреда одного лица другому.

Философ установил границы вмешательства государства в деятельность индивида, общества. Свобода индивида, автономность его частной жизни у мыслителя первичны по отношению к политиче­ским структурам. Главную опасность вме­шательства государства в общественные дела Милль видит в том, что «люди привыкают все свои упования и опасения за будущее возлагать на попечение правительства и постепенно обращаются из деятельных и самостоятельных людей в прихвостней правительства или какой-либо партии, стремящейся забрать в свои руки правительственную власть».

 

Выводы

Государственно-правовая мысль конца XVIII – начала XIX века воплотила основные принципы либерализма, концептуальным ядром которого была личная свобода и частная собственность как базис наивысших социальных ценностей. Наибольшее влияние на развитие учений о праве и государстве оказали учения И. Канта и Г. Гегеля. В учении Канта были подняты такие кардинальные вопросы как моральная обоснованность права, право как условие общественной жизни автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равных для всех свобод. С позиции морали и права Кант логически вывел взаимосвязь правовой личности – общества – государства: нравственная свобода, что составляет сущность человека, требует внешних условий ее реализации, которые создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеобщую свободу; из необходимости права следует существование государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны свободы и равенства людей. Верховенство права во взаимоотношениях личности и государства – путь к преодолению политического отчуждения. Проблему политической отчужденности Гегель предлагает решать правовыми средствами, методами политики в рамках правового гражданского общества, «разумного государства». В таком государстве свобода достигает наивысшего подобающего ей права.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 893; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!