Экономическая мысль в средние века

Лекция 1 Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья.

Экономическая мысль зародилась и развивалась параллельно с хозяйственной деятельностью человека и общества. Первое свое оформление в виде некой системы взглядов на экономическую деятельность людей она получила уже в древних цивилизациях.

До нашей эры возникли два центра мировой цивилизации:

1. Восточная цивилизация (Египет,государства Месопотамии,то есть«Междуречья», Индия, Китай) оформилась во II-I тыс. до н.э.

Ее основные черты:

• особая роль сельского хозяйства в жизни общества, обслуживаемого трудом общинников,

• государство – верховный распорядитель всех экономических ресурсов, главным образом, земли,

• значимость ирригационных систем в хозяйственной деятельности,

• организация труда рабов и общинников на строительстве грандиозных светских и культовых сооружений,

• подчиненное положение человека, развитие долгового рабства, большое количество налогов и натуральных повинностей.

2. Античная цивилизация (города-государства Древней Греции,ДревнийРим) возникла в I тыс. до н.э.

Ее основные черты:

• формирование небольших государств-полисов с демократическими режимами правления,

• всеобщая натуральная воинская повинность, отмена обязательных налогов в Древнем Риме,

• развитие ремесла, торговли и меняльного дела,

• получение свободными гражданами значительных политических прав.

Все это отразилось на экономической мысли двух цивилизаций.

На Древнем Востоке одним из первых произведений, посвященных проблемам регулирования экономической жизни, был кодекс царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне. Кодекс санкционировал частную собственность и давал ей различные гарантии: упорядочивались права наследования, обеспечивались гарантии в случае воровства, обмана, признавалось законным крупное землевладение и урегулировались арендные отношения. Много статей кодекса касалось регулирования торговли.

 

Экономическая мысль Древней Индии нашла отражение в текстах «Вед» - сборниках древнеиндийских молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний, и в поэме «Махабхарата», на основе которых были разработаны законы Ману (I тыс. до н.э.). В законах Ману говорилось, что для «процветания миров» бог Брахма создал из своих уст брахмана, рук - кшатрия, бедер - вайшью, а из ступней - шудру, установив обязанности каждого. Брахманам поручены обучение Ведам, жертвоприношения и раздача милостыни; кшатриям - охрана подданных; вайшиям - пастьба скота, торговля и ростовщичество, а шудре - обслуживание этих каст со смирением.

Но наиболее ярко древнеиндийская экономическая мысль отразилась в сочинении, приписываемом перу индийского брахмана Каутилье, - «Артхашастра»,что переводится: «Наука о политике».Автор предлагал меры,ограничивающие долговое рабство, признавал право раба на самовыкуп. Важное значение придавалось регулированию распределения земель. Особое внимание уделялось надзору за торговлей: поддержанию рациональных запасов, проверке их доброкачественности, регулированию цен, обязательной проверке правильности весов каждые 4 месяца.

В Древнем Китае до нашей эры велись ожесточенные споры между «легистами» и сторонниками Конфуция (VI-V вв. до н.э.) о пределах вмешательства государства в экономическую жизнь. Конфуцианцы были ярыми сторонниками развития общины, возрождения «колодезной системы», при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свой надел, но и десятину, урожай с которой шел государству. Они выступали против широкого вмешательства государства в торговлю, за отмену пошлин. Легисты («законники»),напротив,развивали идею сильного государства и обогащения казны. Они считали правомерными для народа занятиями лишь земледелие и военное дело, а все доходные промыслы (в первую очередь, производство соли и железа) и торговлю предлагали сделать государственными монополиями. Они же разработали идею «амбарной системы» - своего рода общественных закромов, куда поступала большая часть произведенного продукта и равномерно распределялась между рынками.

 

Древнегреческие философы Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель около V–IV вв. до н.э. основали, наряду с прочими философскими знаниями, так называемую теорию полезных искусств. К полезным искусствам они относили земледелие, медицину, военное дело и искусство управления домом. Последнее с легкой руки Ксенофонта приобрело название «экономия», что происходило от двух греческих слов «ойкос» — дом, жилище, и «номос» — правило. Главное произведение Ксенофонта так и называлось — «Ойкономикс», что с древнегреческого наиболее адекватно переводится как «Домострой». Таким образом, экономика в первородном понимании этого слова — правила ведения домашнего хозяйства..

Платон известен как родоначальник утопического направления экономической мысли, создатель первой модели идеального государства (названного им «Атлантидой»), которую он изложил в труде «Политейя» («Государство»). В основе государства Платона лежало разделение общества на сословия согласно трем основным людским добродетелям: мудрости, мужеству и чувству меры. Граждане, обладающие высшей добродетелью, мудростью, по замыслу Платона, должны сформировать сословие философов. Философы призваны управлять государством, заботиться о процветании добродетелей, контролировать производство и потребление и распределять обязанности в обществе. Человек, не обладающий ни одной из указанных добродетелей, по мнению Платона, не имел права быть свободным, должен был быть превращен в раба — «говорящее орудие». Чтобы исключить влияние личного интереса на принятие решений, Платон предложил для сословия философов (а потом и воинов) отменить частную собственность, ввести уравнительное распределение, а также общность жен и детей. Модель государства Платона получила название аристократического коммунизма.

Аристотеля,можно считать основателем теории естественного права. Критикуя идеалистические воззрения Платона, он писал, что идея частной собственности имеет глубокие корни в самой человеческой природе, основана на его инстинктах. Аристотель также писал о политической природе человека. Выделяя истинные и ложные формы правления, он доказывал, что политический строй способен улучшать или, напротив, уродовать, человеческую сущность. С точки зрения улучшения человеческой природы, лучшим государственным устройством является такое, которое сочетает элементы истинных форм правления - монархии, аристократии и демократии. Хозяйственную деятельность Аристотель также разделил на истинную экономику — искусство создавать блага, и ложную экономику, или «хрематистику»1, — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества, особенно с целью накопления монеты. Осуждая ложную экономику, Аристотель в то же время подчеркивал невозможность выделения «чистой экономики», освобождения ее от хрематистики.

Аристотелем впервые в экономической науке поставлена проблема измерения стоимости (ценности) товара. Теория полезности, заявившая о себе в полный голос в начале XIX века в работах Ж .Б. Сэя и превратившаяся в самостоятельную завершенную концепцию лишь в трудах Австрийской школы предельной полезности, фактически взяла за основу первое исходное положение Аристотеля – о том, что стоимость (ценность) товаров определяется покупателем исходя из его потребностей. Теория затрат А. Смита - Д. Риккардо и ее идеологизированная версия, трудовая теория стоимости К. Маркса, фактически разовьют второе положение, высказанное Аристотелем: в основе обмена лежит равенство работ. И лишь в конце XIX века английский экономист А. Маршалл сумеет объединить теорию полезности и теорию затрат, создав оригинальную концепцию рыночного равновесия, демонстрирующую «согласование» цены спроса, определяемой полезностью, и цены предложения, определяемой затратами.- Тем самым найдет свое рациональное научное объяснение и последняя гениальная догадка Аристотеля, касающаяся справедливого обмена. Ну а его


1 Хрематистика происходит от греческого слова «хрема» — имущество, владение.

размышления о равенстве владельцев при обмене вполне могут рассматриваться и как теоретические предпосылки марксистской теории эксплуатации (действительно, сам К. Маркс придавал важное значение именно этой «догадке» Аристотеля), и как исторические основания теорий несовершенной конкуренции американских экономистов Э. Чемберлина и Дж. Робинсон начала XX века.

 

Не менее плодотворной была экономическая мысль Древнего Рима. Однако, в отличие от мысли Древней Греции, она носила скорее не философскую, а практическую направленность. Древнеримские ученые Катон, Варрон, Колумелла посвящали свои трактаты вопросам эффективной организации труда в рабовладельческих хозяйствах (латифундиях и виллах), а братья Гай и Тиберий Гракх написали проект аграрного переустройства Рима, имевший во II веке до н .э. революционное значение. В историю экономики вошел римский император Диоклетиан (III-IV вв. н.э.), осуществивший ряд радикальных законопроектов, которые и сегодня могут послужить уроком реформаторам, считающим экономическую политику всемогущим орудием. В целях борьбы с дороговизной, спекуляцией и предотвращения голодных бунтов Диоклетиан издал знаменитый эдикт о ценах (301 г. н.э.), который устанавливал максимальные значения цен на все сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, перевозки, а также фиксировал ставки заработной платы. Действенность ценового регулирования подкреплялась двухэтапной денежной реформой, направленной на борьбу с порчей монет2 и увеличение их достоинства. Однако благим намерениям императора не суждено было осуществиться. Произвольное установление цен и особенно нарушение их пропорций привело к возникновению дефицитов и еще большему развитию спекуляции. В конечном счете жизнь сама отменила эдикт Диоклетиана.

Таким образом, уже в древних цивилизациях были заложены основы экономических знаний.

Экономическая мысль в средние века

В средние века экономическая мысль развивалась в основном в рамках религиозно-философской мысли и базировалась на так называемом «каноническом праве» - праве, основанном на церковных канонах, предписаниях. «Каноническое право» пришло на место «римскому праву».

Наиболее ярким представителем того времени является итальянский богослов Фома Аквинский (Томмазо Аквинат – лат.). В XIII веке он написал «Трактат о справедливой цене», ставший на многие годы нормативным документом католической Церкви. «Справедливой» Аквинский считал цену, которая- покрывает затраты и обеспечивает каждому сословию


2 Порча монеты – снижение содержания в ней благородных металлов путем добавления примесей, или уменьшение веса монеты при сохранении прежнего номинала.

 

 «приличествующее ему благосостояние». Таким образом, норма прибыльности ставилась в зависимость от сословной принадлежности человека. В других своих сочинениях Аквинский изложил оригинальное учение о ссудном проценте, где разделили займы на 2 вида:

• потребительские займы, разновидностью которых является также денежная ссуда. В этом случае заемщик должен возместить только эквивалент, кредитор не имеет право на процент, ибо время, которое он предоставляет в распоряжение заемщика, по мнению Ф. Аквинского, не может иметь денежной оценки,

• арендные (имущественные) займы. Должно быть возвращено имущество и часть дохода от его использования. В случае с имущественными займами кредитор имеет право на получение процента.

Основанное на подобных постулатах каноническое право в средние века препятствовало накоплению капитала и обогащению торгового сословия.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!