Декоративно-прикладное искусство



Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство. В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью. Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные. Расписная финифть - тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия.

Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота.

Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском Успенском соборе и т.д. Распространяется в XVI-XVII веках и такой вид декоративно-прикладного искусства, как глиптика (от греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. С раннего средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню мы находим в православном искусстве. Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит.

В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.

До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным орнаментом и изображениями святых. В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией.

С середины XVII века в Москву приезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые вводили западноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила распространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей.

Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она долгое время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется «золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская.

Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в. применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур.

Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцы для собора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.

Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.

В течение XIV-XVII вв. существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном кружеве до XX в.

Скульптура

Знакомство с западноевропейской скульптурой осуществлялось и благодаря закупкам за границей произведений позднего барокко, скульптур мастеров круга Бернини, а иногда даже и античных. Так, в Риме была куплена знаменитая Венера, получившая позже название Таврической.

Расцвет монументальной русской скульптуры начинается с первого русского монумента, исполненного также Растрелли, – статуи Анны Иоанновны с арапчонком, одного из ярчайших памятников по цельности художественного образа и пластической выразительности.

Рождение же светской круглой скульптуры, монумента, конного монумента на русской почве связано прежде всего с именем Б.-К. Растрелли, Растрелли-отца, или Растрелли Старшего, как его называют историки искусства.

Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744), флорентиец по происхождению, работавший в Риме и Париже, воспитанный в традициях берниниевского барокко, вместе со своим сыном приехал в Россию в 1716 г. и обрел здесь вторую родину. Его первая работа в России – бюст А. Д. Меншикова, несколько театральный, внешне эффектный, величественный образ. Однако Растрелли был приглашен в Россию для создания памятника Петру. в процессе работы над монументом родился портретный бюст Петра (1723, ГЭ; повторение в чугуне –1810, ГРМ).

Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос - каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще у профессора Никола Жилле, с 1758 по 1777 г. возглавлявшего в Академии класс скульптуры, общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.

Его наивысшие достижения связаны, прежде всего, с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург уже художником, постигшим тонкости костерезного дела. Первое произведение Шубина на родине - бюст А.М. Голицына свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Несомненно, что Шубин - крупнейшее явление в русской художественной культуре XVIII столетия.

Ф.Г.Гордеев – мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно гремческой античности.

Федор Федорович Щедрин (1751-1825). Он прошел те же этапы обучения в Академии и пенсионерства в Италии и Франции, что и Шубин. Исполненный им в 1776 г. «Марсий» полон бурного движения и трагического мироощущения. Подобно всем скульпторам эпохи классицизма, Щедрин увлечен античными образами («Спящий Эндимион»; «Венера»), проявляя при этом особо поэтическое проникновение в их мир.

 

Ювелирное дело.

XVIII век в ювелирном искусстве дал много ценного и интересного. XVIII век – время начала расцвета портрета в России; это новое явление сразу же нашло отражение в ювелирном искусстве – уже в самом начале века появились первые миниатюрные портреты на эмали. Это были портреты Петра I и членов царской семьи, портреты Меншикова и других придворных. Первые русские живописцы, писавшие эмали – Г.Мусикийский и А.Овсов.

Общий подъем русской художественной культуры во второй половине XVIII века повлек за собой подъем серебряного дела. Многочисленные серебряные предметы 1770-х, 80-х, 90-х гг. показывают большое разнообразие форм, сюжетов, и орнамента. Растительный орнамент, занимавший основное место в декоре конца XVII – начала XVIII вв. почти исчезает, вместо него вводятся сюжетные сцены и совсем новые мотивы: гербы, монограммы, картуши из завитков, крылатые гении, которые мастера вырезают и иногда покрывают чернью. Во второй половине XVIII века зарождается новый стиль – стиль русского классицизма. На серебряных чарках, стопах, кубках появляются изображения, отражающие эстетические идеалы и образы античной классики: архитектурные мотивы, руины, боги, амуры, фигуры в античных одеждах, чаши, вазы урны, которые изображались то в обрамлении завитков рококо, то среди тонких гирлянд из листьев и цветов, перевязанных бантами.

В связи с закрытием Золотой и Серебряной палат в Московском кремле, лучшие мастера были переведены в Петербург.

Значительное число иностранных мастеров, вызванных для работы в Петербург, а также многочисленные петровские «пенсионеры», т.е. даровитые молодые люди, которых отправляли заграницу на обучение, привозили новые навыки и моду. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле. Резьба и чернь, плоскостной графический орнамент, игравший большую роль в XVI-XVII вв. уступил теперь место пышному растительному чеканному орнаменту, придававшему всей поверхности предмета живописный характер.

В Академии художеств был учрежден специальный «живописный на финифти миниатюрный класс»

В середине и второй половине века увлечение эмалевой живописью достигло больших размеров: живописные изображения стали помещать на самых разнообразных бытовых предметах – медальонах, кольцах, браслетах, табакерках, коробочках, шкатулках; они также продолжали бытовать в виде самостоятельных портретных изображений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате в XVIII столетии Россия ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий.

В России первой четверти XVIII в. значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без основательной учебной базы, без учебников, справочной литературы, наглядных пособий. За эти годы было издано книг больше, чем за все предшествующие 150 лет с начала книгопечатания. Правительство активно использовало книгу для пропаганды проводимых реформ. В указах, регламентах, манифестах, публицистике излагались события внутренней жизни, утверждалась и обосновывалась необходимость преобразований.

Уже в первой половине XVIII столетия русское изобразительное искусство сделало огромные успехи.

Во всех областях искусства - в живописи, скульптуре, архитектуре и графике - неуклонно росло профессиональное мастерство художников, создававших яркие и оригинальные произведения, в которых отчетливо проявлялись черты самобытности и национального своеобразия.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

 

 

СПИСОВ ИСТОЧНИКОВ.

Самойленко П.М. Древнерусская литература. – М.: Мысль, 1983.

История русской литературы X-XVII веков. – М.: Просвещение, 1980.

Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – СПб.: Речь, 2007.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -

М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с,

Тарханов К.И. История русской архитектуры. – М.: Искусство, 1990.

Кондаков И.В. Культурология: история культуры России - М.: Омега - Л, 2003.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

Л.В.Кошман, Е.К.Сысоева, М.Р.Зенина, В.С.Шульгин.  История русской культуры IX-XX веков. / – М.: Акцепт, 2006.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.: Владос, 2002.

Кондаков И.В. Культурология: история культуры России - М.: Омега - Л, 2003.

История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. - М.: АРТ-БМБ, 2002.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!