Раскройте польское средневековое право: источники права, «Польская правда», статуты Казимира Великого, кодификация польского права.

УО «Смиловичский государственный аграрный колледж»

 

 

Шифр 66 (платно)

 

Контрольная работа

По дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

учащегося 1 курса группа 13ЮП

Специальность «Правоведение»

________Лобай Владислава Витальевич__________

Ф.И.О.

 

 

220075 г.Минск,

ул.Пирагова,

д.15, кв.310

                                              

 

г.п. Смиловичи

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

1. Охарактеризуйте Законы Хаммурапи.

2. Раскройте Сербское феодальное государство и право (X-XVII вв.).

3. Раскройте польское средневековое право: источники права, «Польская правда», статуты Казимира Великого, кодификация польского права.

 

 


1. Охарактеризуйте Законы Хаммурапи.

Зако́ныХаммура́пи (аккад. InuAnumsîrum, «Когда высочайший Ану…» — заглавие, данное поздневавилонскими переписчиками по первым словам текста), также Ко́дексХаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э.Один из древнейших правовых памятников в мире.

Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была обнаружена французской археологической экспедицией в конце 1901 — начале 1902 года в ходе раскопок древнего города Сузы на территории Персии. Современные исследователи делят Законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Около 35 параграфов были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.

Законы Хаммурапи — результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе. В качестве вершины развития клинописного права древней Месопотамии, Законы оказывали влияние на правовую культуру Древнего Востока на протяжении многих столетий. Система права, закреплённая вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом Древнего Рима.

Несмотря на то, что они были созданы на раннем этапе становления ближневосточного сословного общества, что обусловило сравнительную жестокость установленных ими уголовных наказаний, Законы отличаются исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. В отличие от большинства других древних памятников Востока, для свода Хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных правовых норм, что делает его первым в истории человечества чисто законодательным актом

 

 

Раскройте Сербское феодальное государство и право (X-XVII вв.).

Вопрос о возникновении сербской государственности и эволюции жупной организации продолжает вызывать споры. B начале XX века возобладала точка зрения о том, что у южных славян первоначально возникали непрочные политические объединения — «племенные королевства», созданные по чужеземному образцу в которых жупаны лишь номинально подчинялись главе такого объединения. Новейшие исследования советских и зарубежных ученых опровергают эту точку зрения и отрицают широко распростроненную теорию о том, что государственность у сербов оформилась только в конце XII века, а жупная организация сохранялась в неизмен- Ш).м виде вплоть до середины XIV века. Возникновение Сербского государства было закономерным, внутренне обусловленным процессом развития общества как результат формирования феодальных отношений и раскола общества на классы феодалов и крестьян. Однако на этот процесс (преимущественно на его форму) влияли также другие факторы: этнический состав населения балканских областей, экономическое, политическое, культурное, религиозное влияние более развитых соседних государств, необходимость объединения перед лицом внешнего врага (Византии, Венгрии, итальянских государств и др.).

При королях из рода Неманичей (конец XII — вторая половина XlV в.) на основе феодальных отношений происходит укрепление и территориальное расширение Сербского государства.

B результате продолжительной войны с Византией Стефану Немани (1168—1196 гг.) удалось объединить под своей властью значительную часть сербских земель, в 1190 году Византия признала полную независимость Сербии.

Большое значение для государственной самостоятельности имела борьба Сербского государства за независимость своей церкви от византийского патриарха и от римского папы. B Сербии была создана самостоятельная правцслазная церковь во главе с собственным патриархом и с богослужением на славянском языке. Первым сербским патриархом стал сын Стефана Немани — Савва.

Наивысшего могущества средневековое Сербское государство достигло в середине XIV века при Стефане Душане.

Развитие феодальных отношений сопровождалось острой борьбой трудящихся масс против закабаления н феодального гнета. Большую опасность для господствующих классов представляло антифеодальное еретическое движение богомилов, распространившееся и в Сербии. Сербские феодалы (духовные и светские) жсстоко расправлялись с еретиками. «И кто окажется еретиком, живя между христианами, да пожжется по лицу и да изгонится, кто же его будет таить, и тот дазаклеймится.»

Отношения между представителями господствующих классов и в Сербии были основаны на принципе сюзере-нитета-вассалитета.

Высшая привилегированная группа феодалов — властели состояла из наиболее знатных, родовитых феодалов (князей и вельмож). Властели владели землей на правах баштины. B баштине наиболее полным образом воплотилось феодальное право собственности. Властели ревниво н настойчиво отстаивали это право.

Другая часть феодалов — властеличи — получала землю от своих сюзеренов (властелей) на правах пронии — временного пользования при условии вассальной службы. Пропия считалась собственностью властеля, который мог ее в любое время отнять. Властеличу же было запрещено отчуждать пронию(продать или подарить).

Различие между властелями и властеличами в степени знатности и в отношениях собственности на землю определяло и их политическую дифференциацию. Властели занимали более высокое положение в политической иерархии. Крупныевластели имели свое собственное войско, двор, чиновников. Они являлисьвластеличей, короля считали первым среди равных. Это различие отразилось и в феодальном праве, которое X откровенно отмеривало человеку столько почета и уважения, сколько он имел экономической и политической.

 

Раскройте польское средневековое право: источники права, «Польская правда», статуты Казимира Великого, кодификация польского права.

 

 

В XIV—XVI вв. наряду с обычным правом большое значение приобрело королевское законодательство.

Были известны различные формы королевского законодательства. Король издавал привилеи, закреплявшие различные привилегии и исключительные права сословий, частных лиц. Действие привилеев могло распространяться на отдельные земли или провинции (земские привилеи) или на территорию всего польского государства (генеральные привилеи). К актам, издаваемым королем, относились также эдикты (по делам вероисповеданий и военным вопросам), декреты (по торговым и таможенным делам), ординации (по хозяйственным вопросам).

Наиболее важным источником права являлись статуты Казимира III Великого. До Казимира III польские суды руководствовались в основном нормами обычного права, которые во многом уже устарели, не отражали сложившихся новых отношений и имели ярко выраженные региональные особенности в каждом удельном княжестве. В условиях объединения страны возникла необходимость в издании общегосударственного свода законов, который привел бы в систему все действующие законы и обычаи, придал бы им общеобязательную силу на территории всего польского государства.

«Полный свод статутов Казимира Великого» и дополнения к своду (экстраваганты) насчитывают 165 статей. Свод составлен па основании Вислицкого и Петрковского статутов. Вислицкий статут был принят в 1347 г. на съезде малопольских баронов и предназначался первоначально для Малой Польши. Вскоре, в том же году, великопольские феодалы утвердили Петрковский статут для Великой Польши. Впоследствии, в начале XV в. (примерно около 1420—1423 гг.), Вислицкий и Петрковский статуты были объединены в единый кодекс, который и получил известность под названием «Полного свода статутов Казимира Великою».

Таким образом, следует подчеркнуть, что Казимир Великий при жизни не издавал общепольского свода. Так и неизданный единый общепольский статут заменили собой объединенные малопольско-великолольские статуты. Основу «Полного свода статутов Казимира Великого» составил Вислицкий статут, вошедший в него полностью, в то время как Петрковский статут был включен в свод как дополнение (в части, не противоречащей Вислицкому статуту). Такой подход объясняется тем, что Вислицкий статут был более содержательным источником (более 100 статей), при составлении которого проводилась кодификация законодательства (т.е. не только фиксировалось действующее право, но и вводились новые нормы).

С XV в. основным источником польского права стали нормативные акты, принимаемые сеймом: статуты, сеймовые ухвалы и сеймовые конституции.

Наряду с законами, издаваемыми центральной властью, местные правовые нормы для отдельных земель устанавливали с копна XIV века местные сеймики. Эти постановления назывались лаудами.\

Горожане в основном руководствовались немецким нравом. Иго источниками были ортыли (разъяснения по вопросам применения права) Магдебурга для польских городов, а также вилькеры (статуты, издаваемые городскими радами самостоятельно или при участии лавы и поспольства). Вилькеры регламентировали торговлю, деятельность цехов, устанавливали нормы гражданского и уголовного права. В королевских городах вилькеры утверждались королем, в частных городах — паном города.

 

Гражданское право. Полностью дееспособным лицом, по польскому земскому праву, считался юноша шляхтич, достигший возраста 24 лет. Только в этом возрасте разрешалось распоряжаться недвижимым имуществом. Над несовершеннолетним устанавливалась опека.

Право собственности приобреталось на основании пожалования, договоров, наследования и давности владения (3 года и 3 месяца, для женщин — 6—10 лет).

В зависимости от способа приобретения имущество делилось на родовое и приобретенное. К родовым относились унаследованные вещи, к приобретенным — пожалованные и купленные. Родственники имели право первоочередной покупки родового имущества и право ретракта — возврата отчужденного родового имущества на возмездной или безвозмездной основе. В XV в. право ретракта было ограничено шестью неделями.

С древних времен в польском праве господствовала договорная форма брака. Во второй половине XVI в. обязательной стала церковная форма брака (но появилась она еще в XIII в.). Католическая церковь не признавала разводов, брак был нерасторжим. Врак мог быть признан недействительным, если он был заключен с принуждением или одна из сторон предоставила ложную информацию о своем сословном положении. Шляхтянка, сознательно вышедшая замуж за простолюдина, утрачивала право наследования.

Жена находилась под властью мужа. Она приносила в дом приданое, которое всегда оставалось ее собственностью. Для имущественного обеспечения вдовы существовал институт вено: приводя жену в дом, муж отписывал на нее часть своего имущества в качестве гарантии сохранности приданого. Вено обычно составляло двойную сумму приданого, но не могло быть более 1/3 имущества мужа. Муж управлял приданым и венным имуществом жены. Для распоряжения этим имуществом требовалось согласие жены. На него не обращалось взыскание по долгам мужа. Приданое наследовали дети, а если их не было — возвращалось родителям жены (се прежней семье). После смерти мужа жена владела и пользовалась венным имуществом, а в последующем передавала наследникам.

Различали наследование по закону и завещанию.

При наследовании по завещанию вводились ограничения: свободно было можно завещать движимое имущество и деньги. Завещание по поводу недвижимого имущества были действительны, если его утверждал сейм.

При наследовании по закону все получали сыновья. По Польской правде при наличии сыновей дочери получали только движимое имущество, составляющее их приданное. При отсутствии сыновей у рыцаря все его имущество переходило князю, который был обязан выделить дочерям приданое. Только в конце XIV в. дочерям рыцарей (шляхты) было разрешено наследовать недвижимое имущество при отсутствии сыновей. С XVII в. была установлена четвертина, т.е. 3/4 имущества отца наследовали сыновья, а все дочери получали 1/4. Материнское имущество наследовали все дети поровну. Как исключение из общих правил с конца XVI в. появились майорат — наследование недвижимости старшим сыном.

 

Уголовное право. Преступления в польском земском праве делились па две группы. Наиболее тяжкими считались публичные преступления (государственные, против суда и порядка управления, религиозные, разбой, грабеж). При совершении судебное рассмотрение дела начиналось по инициативе государственных органов. Все остальные преступления считались частными, т.е. преследовались в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего и иных заинтересованных лиц).

До XVI в. убийство относилось к частным преступлениям. Разрешалось примирение сторон при убийстве. В 1588 г. это было запрещено. Убийство шляхтича давало право на кровную месть (запрещена в XVI в.). При неумышленном убийстве приговаривали к заключению на 1 год и 6 недель и выплате головничества (частного штрафа), при случайном - только выплачивалось головничество. Шляхтич, убивший простолюдина, наказывался только головничеством.

В польском феодальном праве применялись следующие виды наказаний:
- смертная казнь: простая (повешение и утопление для простолюдинов, отсечение головы — для шляхты) и квалифицированная (колесование, сожжение, сажание па кол);
- лишение свободы: основной срок — 1 год и 6 недель; телесные наказания: за исключением привилегированных сословий;
- бесчестие (инфамия): применялось по отношению к шляхте;
- изгнание;
- проскрипция: гражданская смерть осужденного; денежные наказания: в основном частные штрафы — головничество (за убийство) и навязка (за раны и увечья).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. История государства и права Беларуси. И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс. Мн., «Тесей», 2004г., 320 стр.

 

2. История государства и права зарубежных стран. В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов. Мн., «Книжный Дом», 2005 г., 280 стр.

 

3. Всеобщая история государства и права. Д.Е. Тагунов. Мн., «Книжный Дом», 2005 г., 398 стр.

 

4. Всеобщая история права и государства. В.Г.Графский. М., 2001 г.

 

5. История государства и права зарубежных стран. В.В.Сажина, Д.Е.Тагунов. Мн., 2010 г.

 

Дополнительная:

           

1.С.Г.Дробязко, В.С.Козлов. Общая теория права. Учебное пособие. Мн., 2010 г.

2. В.Н.Дмитрук, В.А.Круглов. Общая теория государства и права. Мн., 2010 г.

3.А.Г.Тиковенко. Общая теория государства и права. Учебное пособие. Мн. 2006г.

 

4.С.Г.Дробязко, В.С.Козлов. Общая теория права. Учебное пособие. Мн., 2010 г.

 

5.А.Ф. Вишневский и др. Общая теория права. Учебник. М., 2005г.

 

6.А.Ф.Вишневский и др. Общая теория государства и права. Мн., 2004 г.

 

7.В.Н.Дмитрук. Теория государства и права. М., 2002 г.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!