Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века (основные направления, темы, литературные течения).

Билет №1

Роль и значение творчества А.С. Пушкина в развитии русской литературы. Анализ стихотворения по выбору.

Творчество Пушкина стало уникальным явлением в русской и мировой литературе. Пушкин одновременно подвёл итог предыдущему развитию русской литературы и дал ей новые направления. Открытый всем сторонам жизни, в своем творчестве он удивительным образом синтезировал гражданский пафос и камерное, сугубо личное содержание. Тематика пушкинских произведений разнообразна. Это история, судьба поэта и предназначение поэзии, свобода, дружба, любовь, жизнь простого человека и др. Не менее широка проблематика его произведений. Народ и власть, национальные корни, дворянство и крестьянство, человек и общество, жизнь и смерть, человеческие страсти и пороки, роль личности в истории, зарождение капиталистических отношений, социальные противоречия, жизнь большого города, жажда власти, долг, честь, счастье, жизнь провинциального и столичного дворянства, добро и зло, преступление и наказание – вот далеко не полный перечень как «вечных», так и актуальных для эпохи начала XIX века проблем, которые раскрываются в произведениях Пушкина и решение которых у поэта отличается жизнеутверждающим характером, высочайшей степенью духовности, нравственности и гуманизма.

Пушкин создал огромное количество художественных образов. Многие из них сыграли определяющую роль в истории русской литературы. Пушкин художественно воплотил «героя своего времени»; во всем противоречии представил образы Петра I и других русских царей. Он создал галерею женских образов, в которых отразились особенности национального характера – мудрость, жертвенность, преданность; грандиозно раскрыл образ народа как движущей силы истории. Пушкин открыл образ Петербурга – города, воплощающего таинственность пути России; разработал образ «маленького человека» – далеко не «маленького» с точки зрения нравственности и отношения к общечеловеческим ценностям. В дальнейшем эти образы будут неоднократно волновать русских писателей. В творчестве Пушкина представлены все литературные роды – лирика, драма, эпос. Он художественно обогатил многие литературные жанры: Пушкин впервые в истории русской драматургии создал реалистическую трагедию, написал уникальные в своём роде «маленькие трагедии», роман в стихах. В лирическом творчестве Пушкин обращается к самым разным по художественным и содержательным особенностям жанрам: элегии, посланию, лирическому размышлению, оде, песне, сонету, эпитафии, романсу, эпиграмме и др. Пушкин поднял на новый художественный уровень жанры литературной сказки, повести, романа. В творчестве Пушкина отразилась важнейшая тенденция развития русской литературы 10–30-х годов XIX века – постепенное снижение роли поэзии и усиление интереса к прозе. Значительным достижением Пушкина является не только раскрытие актуальных проблем эпохи, но и их художественная интерпретация. Пушкин уделяет большое внимание художественным деталям, усиливающим психологизм произведений, исследованию внутреннего мира человека. В пушкинской прозе органично сосуществуют комические, романтические, символические, фантастические элементы, которые подчинены реалистическому принципу воссоздания действительности. Огромное значение для русской прозы имели разработанные Пушкиным образы автора и рассказчика: в результате этого способы прозаического повествования стали значительно разнообразнее.

В своём творчестве Пушкин использовал все пласты лексики. Стиль пушкинских произведений отличается простотой, ясностью, ёмкостью, афористичностью. Творчество Пушкина свидетельствовало об окончательном формировании русского литературного языка. В творчестве Пушкина русская литература впервые обрела в полном смысле слова национальную самобытность. Тема России, русские типы характеров, народно-национальная проблематика, блестящий русский язык произведений Пушкина выдвинули русскую литературу в один ряд с крупными европейскими литературами – с этих пор русская литература приобрела мировое значение.

Анализ стихотворения по выбору: "Во глубине сибирских руд..."

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Данное произведение было написано Александром Пушкиным в 1827 году. Двумя годами ранее в Российской империи произошла восстание, которое назвали восстанием декабристов. Оно произошло в Петербурге, где восставшие дворяне и военные хотели отмены крепостного права, упразднения самодержавия и других прав и свобод. Оно закончилось сотнями убитых, и ещё больше было арестовано и сослано в Сибирь. Доминирует тема дружбы и верности идеалам юности – «Храните гордое терпенье». Автор призывает не отчаиваться и держаться. Словами «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье» поэт говорит, что трагическое событие, в результате которого погибли 1271 человек плюс казнены пятеро заговорщиков, обошлось дорогой и печальной ценой. Но оно не окажется напрасным, поскольку привлекло внимание к проблемам самодержавия и крепостного права. Так и произошло – этот заговор получил в российском обществе сильнейший резонанс. Случившееся в 1825 году оказало немалое влияние на общественно-политическую жизнь эпохи правления Николая I. Это творение Пушкина написано в жанре гражданского лирического послания – одного из любимых жанров поэта. Состоит из 4-х строф со следующими способами рифмовками: 1-я перекрёстная, 2-я и 4-я охватная, 3-я – смежная. Размер стихотворения – четырёхстопный ямб с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Все предложения бессоюзные, сложносочинённые. В произведении активно используется выразительная терминология «темницы, оковы, затворы, подземелья, каторжные норы», показывающая последствия неудачного восстания. Начинаясь с образа каторги, стихотворение постепенно переходит к образу свободы, чётко видимому в конце. Во второй и третьей строфах просматривается акцент на оптимистичных словах «разбудит», «дружество». Эмоциональная насыщенность подчёркнута методом аллитерации на букву «Р», динамична и ведёт от скорби к уверенности, что вскоре им вернут прежние права и дворянские привилегии – («И братья меч вам отдадут»; меч – символ дворянского достоинства и чести).

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века (основные направления, темы, литературные течения).

Большую роль и влияние на литературу ХХ века оказало многообразие исторических событий, такие как войны, жертвы, революции, реформы, смены власти, гибель целы народов, репрессии, аресты и долгожданный переход к миру. Литература такого времени не могла быть спокойной и непринуждённой, она полностью посвятила себя тем событиям, которые дали отпечаток на истории и людях, переживших все это. Так, литература ХХ века была посвящена течениям реализма и модернизма. По-своему, яркий и эмоциональный модернизм, точно и чётко отразил кризис прошлого века. В модерной литературе человек выступает беспомощным, скрытым и скованным. Наглядный пример этому является новелла Кафки «Превращение». Писатели-модернисты старались полностью отразить внутренние переживания героя, его мысли, желания, мечты, образ жизни и идеалы. Именно в этот период времени в литературе появляются такие нововведения, как притча, аллегория, философское иносказание. Модернистов можно перечислять бесконечно, но не стоит забывать о том, что все они были немного пессимисты, хотя и очень талантливые люди. У многих модернизм ассоциируется с именами Оноре де Бальзака, Стендаля, Чарльза Диккенса. Они сделали неоценимый вклад в литературу ХХ столетия.

Реализм в литературе ХХ века полностью противостоял модернизму. Реализм наглядно показывал веру в человека, его силы, возможности и реальность. Хотя, несмотря на это, в реализме использовались многие аспекты модернизма и его течений. Больше всего реализм отличился многообразием жанровых форм романа, таких как социальный, политический, философский, интеллектуальный, фантастический, детективный, утопический, роман-антиутопия и роман-эпопея. Очень много произведений было посвящены антивоенной и антифашистской тематике. Романы-антиутопии были написаны с целью иронии и потешения над тоталитарными странами и их вождями.

Символизм был самым значительным явлением в поэзии «серебряного века». Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и «бескрылого реализма», символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действитель­ности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д.С. Мережковский в лекции 1892 года «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Символисты утверждали три главных элемента: мистическое содержание; символы, естественно возникающие из глубин души художника; утончённые способы выражения чувств и мыслей. Целью символизма был подъем к «идеальной человеческой культуре», который можно осуществить через синтез искусств. Ключевым понятием символизма был символ. Символ – это многозначное иносказание, которое содержит в себе перспективу развёртывания смыслов. В сжатом виде символ отражает истинную, скрытую сущность жизни. Вячеслав Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине». Но символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов.

В русском символизме существовали две ветви – «старшие символисты» конец 1890-х годов (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт) и младосимволисты начало 1900-х годов (А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьёв).

Акмеизм возник в противовес символизму и, можно сказать, в недрах символизма, потому что молодые будущие поэты-акмеисты учились у символистов стихотворной технике. Они читали свои стихи в «башне» Вяч. Иванова, выслушивали критические замечания старших коллег и поначалу не думали о том, что образуют новое литературное направление. Но неприятие символистских теорий сначала объединило их в «кружок молодых», а затем они вообще отделились от символистов и организовали «Цех поэтов», начали издавать свой журнал «Гиперборей». Именно там они печатали свои статьи о новом литературном течении, свои стихи. На одном из заседаний «Цеха поэтов» в 1912 году и было решено объявить о создании нового поэтического течения. Из двух предложенных названий – акмеизм и адамизм – прижилось первое. В его основе лежит древнегреческое слово, означающее «вершина, высшая степень чего-либо». Такой вершиной акмеисты считали своё творчество.

Акмеистами были такие поэты, как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут и др.

Многие писатели поплатились за свои труды, но в этом, наверное, и есть весь смысл. Они не боялись высказаться, написать, что думают, чтобы последующие поколения знали, как все было на самом деле, что переживал народ в этот период времени и какие ценности тогда были у людей. Они не боялись за себя, действовали по воле сердца, хотели помочь и поддержать свой народ, стремились быть нужными и понятыми. Поэтому стоит ценить и уважать труды этих великих, уважаемых и бесстрашных людей.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!