Гражданское общество: понятие, характеристика. Роль личности в гражданском обществе.



 

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.

 

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.

 

 Признаки гражданского общества:

 

 1) Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.

 

 2) Это сложносконструированная и плюралистическая система.

 

 3) Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

 

 Принципы гражданского общества:

 

ü экономическая свобода, рыночная экономика

 

ü легитимности и демократический характер власти

 

ü признание и защита естественных прав человека и гражданина

 

ü равенство перед законом и судом

 

ü наличие правового государства

 

ü невмешательство государства в частную жизнь.

 

 Структура гражданского общества:

 

·    личность

 

·    семья

 

·    школа

 

·    церковь

 

·    собственности и предпринимательство

 

·    социальные группы, слои, классы

 

·    частная жизнь граждан и ее гарантии

 

·    институты демократии

 

·    общественные объединения

 

·    независимое правосудие

 

·    система воспитания и образования

 

·    свободные средства массовой информации

 

·    негосударственные социально-экономические отношения и др.

 

М. Н. Марченко выделяет несколько основных характеристик гражданского общества, среди которых можно выделить следующие.

Гражданское общество, по мнению М. Н. Марченко характеризуется высоким уровнем материальной обеспеченности всех без исключения членов общества и неразрывно связанный с этим высоким уровнем их общей и правовой культуры, а также соответствующим им уровень правового сознания.

Гражданским обществом обычно называют наивысшую форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от политического государства.

Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством.

В настоящее время понятие «гражданское общество» содержательно обогатилось и является многозначным. В первом значении под гражданским обществом понимается совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов.

Во втором значении гражданское общество представляет идеальную модель общественного развития. В качестве идеала гражданское общество представляет собой объединение свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности.

К основным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:

- равенство прав и свобод всех людей;

- гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;

- экономическая независимость индивидов;

- гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

- свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

- обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;

- свобода создания и деятельности средств массовой информации;

- существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.

В такой ситуации активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений государственной власти; люди – субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено общим благом, а государство – малозаметно).[1]

Если в статике гражданское общество – совокупность его структур (институтов, организаций, групп), то в динамике – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов.

Понятие «гражданское общество» появилось в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получило развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов. В XIX в. ускорились процессы дифференциации различных сфер общественной жизни, произошло их освобождение из-под всеохватывающей государственной власти, существенно возросла роль автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами.

Словосочетанием «гражданское общество» подчеркивалось все многообразие неполитических (частных) отношений, складывающихся без контролирующего воздействия со стороны государства.

По мнению Дж. Локка, образование гражданского общества знаменуется изменением системы социальных ценностей. Впервые за всю историю человечества права, свободы и интересы личности ставятся выше интересов общества и государства. Люди, считал философ, создают гражданское общество путем заключения общественного договора. После этого гражданским обществом формируется государство, главной целью которого становится защита прав индивидов, и прежде всего права частной собственности.

Таким образом, гражданское общество уже не отождествлялось с существующей политической системой. Более того, сама государственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребностей человека и общества.

По мнению К. Маркса, государство испытывает определяющее воздействие со стороны гражданского общества, поскольку является продуктом исторического развития последнего и выступает в качестве института, выражающего интересы собственников.

По своей сути и происхождению гражданское общество - буржуазное общество. Его возникновение связано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе.

Замена сословных привилегий всеобщим юридическим равенством определила качественно новое положение личности в обществе. Индивиды, независимо от их социального и имущественного положения, были признаны полноправными участниками общественной жизни и превратились из подданных государства в граждан.

Гегель считал, что для независимости людей основополагающее значение имеют частная собственность, равноправие, свобода выбора (экономического, политического и др.), наличие альтернативных источников получения средств к существованию.

С.Франк дополнял этот перечень разделением собственности и власти. Если экономическая власть находится не в тех же руках, что и политическая, она может послужить ограничивающим противовесом политической власти.

Э.Геллер определяет гражданское общество как плюралистическое. Он пишет: «Простейшая формула гражданского общества – это, с одной стороны, полная централизация, обеспеченная механизмами отчетности и сменяемости, предусматривающая сравнительно небольшие оклады для чиновников, а с другой, экономический плюрализм».[2]

Он определяет гражданское общество как систему уравновешивающих государство плюралистических ассоциаций и экономических институтов, которые, однако, не закрепощают человека. Не случайно, гражданское общество считается синонимом буржуазного общества, ибо оно складывается лишь с созданием современного буржуазного общества. Только таким образом открывается пространство для индивида, его самостоятельности и инициативы.

Для первобытных времен характерно естественное состояние общества. По Гоббсу, оно характеризуется всеобщим бесправием.

Не только страх перед зверями, необходимость бороться с ними заставляли людей помогать друг другу, но и сознание собственной выгоды, влечение к общению приводило к естественным связям, проявлению братских чувств, вкуса к общежитию.

Однако вплоть до средних веков государство и гражданское общество понимались как синонимы. Аристотель определял государство как совокупность граждан, гражданское общество. И только позже Гегель, а затем К.Маркс и Ф.Энгельс написали о самостоятельном существовании гражданского общества наряду с государством и вне его в результате сужения роли последнего. Такое различение государства и гражданского общества произошло в силу высвобождения частной собственности, породившего, в свою очередь, идеи о свободе личности, гражданина.

Позже К.Маркс противопоставил разделению гражданского общества и государства идею революции, слома старого режима и формирования нового государства, переходящего в самоуправление.

Отмирание государства объявлялось светлой перспективой человечества, на самом деле все это послужило оправданию невнимательного отношения к человеку. Так «прикрыли» поглощение общества тоталитарным государством. Крах марксизма и коммунистической системы вновь возродил интерес к гражданскому обществу.

Гражданское общество является антитезой атомизированному (разобщенному) обществу, где с помощью террора предотвратили соединение людей в локальные миры – неконтролируемые ассоциации, анклавы и т.п.

Атомизированное общество напоминает блюдо с песком: песчинки – люди, а их организации не имеют сущностной значимости, формальны (с их помощью никто не выходит за пределы повседневных забот).

Общие интересы обеспечивает государство, гражданское общество занято частными интересами, регулируемыми гражданским правом. Иные отношения государства и общества складываются, когда общество, человек растворяются в государстве. Тогда можно говорить о «вытоптанном» сильным государством обществе.

Некогда продукт общества, государство – вторично по отношению к нему, но нормальное государство представляет собой политико-территориальную форму существования общества и организационно-властное средство, способствующее сохранению и развитию общественной системы, обеспечению благополучия людей, их стремления к свободе и счастью.

Общество формирует государственные институты (выборы, отзыв, референдум и т.д.), участвует в их функционировании, корректирует публичную власть через использование права обращений в суды. Вместе с тем, государство может быть разрушителем цивилизованных отношений, превращая человека в винтик, послушное орудие, манипулируя общественным мнением или свертывая горизонтальные связи, свободы граждан.

Одной из целей гражданского общества является построение правового государства, созданного по принципу разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) и многопартийности со справедливыми (без фальсификаций) всеобщими выборами.

Именно такая политическая система обладает естественными механизмами защиты от злоупотреблений, поскольку одна ветвь власти контролирует другую, а одна партия, находящаяся в оппозиции, изобличает нарушения, допущенные другой, которая находится в данный момент у власти.

Побудительным механизмом разоблачительной деятельности чиновников из одной ветви власти в отношении чиновников другой ветви является стремление сделать карьеру; побудительным механизмом действий оппозиционной партии является желание прийти к власти (запятнавшая себя партия, находящаяся у власти, несомненно, проиграет ближайшие выборы); также карьерными соображениями руководствуются корреспонденты средств массовой информации, находящие и публикующие в своих изданиях факты злоупотребления властей (а сами СМИ руководствуются при этом соображениями увеличения своего тиража).

Россия долгие годы демонстрировала миру жесткое воздействие государства на людей, войну со своим народом, огосударствление демократических институтов, оно находило отражение во всем – и в экономике, и в социально-духовной сфере.

Это происходило в силу неразвитости гражданского общества, его «вытаптывания» сильным государством, которое в свою очередь было поглощено КПСС.

Но гражданское общество и государство нуждаются друг в друге, либо взаимно дополняются, либо они равно несут потери от нарушения связей.

Теперь стоит задача установить между государством и гражданским обществом упорядоченные отношения, превратив его институты в самодостаточное автономное целое, способное самостоятельно формулировать и ставить на повестку дня свои проблемы. Тогда и государство может освободиться от своих противоречий, мешающих его нормальному функционированию.[3]

Таким образом, государство и общество тесно связаны друг с другом: государство создает условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, подставляет ему плечо в трудные минуты, заменяет государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей ответственности за общество в целом. Права человека и гражданина являются ориентирами в этом саморегулировании.

 

Важнейшим элементом, скрепляющих гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность

Для зрелой правоспособное личности, радеющих об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции и \"государство - гражданское общество".

Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность за свои поступки как перед гражданами, так и перед государством и его законам мы Статус гражданина позволяет самосознанию Отдельной личности возвыситься с уровня частного лица до уровня \"Государственно человека\", \"юридического человека\", имеющего представление о разнице между законом и правом и знающего цену том достойнойу.

Гражданское общество не только исповедует философию и мораль частной жизни, но и активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру Помогая гражданину осознать свою значимость, Развивая со ознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, способных активно влиять на жизнь государства.

Гражданин, сознающих ценность собственной личности, находит для своей потребности в сохранении личной автономии юридическое выражение в доктрине либерализма, в идее гражданских свобод и естественных п прав человека на социальное самоопределены.

Антропосоциология либерализма исходит из презумпция изначальной добропорядочносты человека, из веры в способность людей достойно распорядиться своей свободой, из уверенности в том, что государство и л личность Должны рассматриваться как равновеликие ценност.

Либерализм - это позиция принципиально антиэтатизма Свою практическую задачу он видит в том, Чтобы с помощью теоретических средств оберегать индивидуальную свободу от неправомерных вторжений в ее пр ространство представителей государственных властей, официальных институтахв.

Гражданин с развитым политико-правовым сознанием способен предпринимать практические усилия по Созданию специальных средств для проведения либеральной идеи в жизнь-парламента, демократических партий, свободной печати и т д Через них в индивида как частного лица, представляющего Отдельные корпорации гражданского общества, появляется возможность играть роль и выполнять функции гражданина и активно воздействовать на государство, Ограничивайте при необходимости его властные прерогативы, не допускать их гипертрофийии.

Гражданин - это лицо, которое Имея возможность жить для себя, обладая правом вести приватное существование в кругу близких, тем не менее принимает сознательное решение активно участвовать в практике н налаживания и совершенствования консенсуального-конструктивных отношений между гражданским обществом и государство.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2851; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!