Виды кражи или тайного присвоения себе чужой собственности



Лекция. Восьмая заповедь Закона Божия. Не воруй

— Катехизис свт. Филарета Московского о восьмой заповеди

Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.

Какие главнейшие грехи, запрещаемые восьмой заповедью?

Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие из них: грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; воровство, или похищение чужой вещи тайно; обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, дают фальшивые деньги вместо настоящих, плохой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают своё имущество, чтобы не платить долги, не исполняют обещанного по договору или по завещанию;когда укрывают вора и этим лишают воздаяния потерпевшего; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; духовное святотатство, когда одни дают, а другие принимают священные должности не по достоинству, а из-за корысти; взяточничество, когда берут вознаграждение с подчинённых или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных;тунеядство, когда не исполняя работу получают за неё плату и, таким образом, крадут и плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу и работодателю; также, когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого живут подаянием; вымогательство, когда под видом законности, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, присваивают себе чужую собственность или чужой труд, или даже используют для своей выгоды самые бедствия ближних; например, когда дающие взаймы, обременяют должников ростом займа, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.

Грехи против восьмой заповеди


— воровство

— грабительство

— взятничество

— лихоимство

— расточительство

— мшелоимство

— нечестное предпринимательство и торговля


Свт. Тихон Задонский (Плоть и дух, гл. 27)

«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является...».

Прот. Евгений Попов. Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих (изд. 1901). Заповедь 8: «Не укради»

Против грабительства, или явного и насильственного присвоение себе чужих вещей

— Грабеж, равно как не подание против него помощи ближнему

— Поджог, или только неосторожное обращение с огнем, особенно при курении табака, и бездействие на пожаре

— Обирательство домов вдовиц и сирот

— Притеснение дорожного человека платою

— Повреждение путей и способов сообщения

— Во время неурожая или в случайной нужде чрезмерно дорогая продажа жизненных припасов

— Вообще несоразмерные цены за товар, за службу свою или за личную какую услугу

— Казнокрадство при подрядах, а порученном хранении или расходовании казенных денег или вещей

— Угнетение должника и самое одолжение его с обдуманным раньше планом, чтоб перевести в свою собственность все остальное имущество его

— Привычка входить в долги и медленная уплата их или же совсем не платеж

— Банкротство по свое вине или же совсем ложное

— Невознаграждениеближнего за его убытки или труд, сколько требовалось вознаградить

— Насильственное задержание чужого капитала или чужой собственности, которые случайно перешли в руки

— Искание чужого или непринадлежащего наследства

— Корысть с пожара, наводнения и вообще в тревожных обстоятельствах ближнего

— Корысть с мертвого тела, особенно с поруганием для мертвеца

— Утаение найденной вещи, особенно когда известен ее хозяин

Виды кражи или тайного присвоения себе чужой собственности

— Кража как сильная привычка, или страсть

— Принятие для хранения или покупка заведомо краденного, а также вещей сомнительной собственности

— Необличение знаемого вора

— Принятие закладов от нетрезвого или игрока для удовлетворения их страсти

— Безгласное завладение чужим под видом остатка

— Тайноедение, а также и тайнопитие, особенно вина

— Кража по домам во время всенощной или в церкви

— Святотатство

— Святокупство (симония)

— Злоупотребление пожертвованиями других, которые сделаны на какое-нибудь богоугодное святое дело


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!