Проблема демаркации науки и философии. Позитивизм и неопозитивизм.



По общепринятому определению, проблема демаркации научного знания является проблемой поиска критерия, позволяющего отделить научные теории от квазинаучного знания (вненаучных предположений, формальных наук и метафизики). То есть решение этой проблемы позволит разграничивать научное и ненаучное.Также проблему демаркации научного знания можно охарактеризовать как проблему определения границ науки, которые отделяют ее от иных методов, служащих для изложения человеком своих мыслей и убеждений, например, от религии, литературы и искусства. По мере изучения проблемы демаркации научного знания, стали образовываться все новые философские школы, пытающиеся ее решить.

Актуальность проблемы демаркации возросла, когда в 17 веке началась научная революция и появились сторонники идеи о том, что опорой религии служит авторитет и вера, а опорой науки – рассуждения и опыт. В итоге в первой половине 19 века сформировалось философское учение.Эта школа получила название позитивизма, основным тезисом которого послужило утверждение, что все позитивное, т.е. подлинное знание, является совокупным результатом специальных наук. Основоположником позитивизма стал Огюст Конт.

В позитивизме утверждались несколько основных критериев науки:

· Релятивизм, где наука занимается лишь выдвижением гипотез, а не претендует на истину высшей инстанции;

· Эмпиризм, согласно которому научное знание должно опираться на опыт;

· Прагматизм, в котором научное знание должно нести пользу.

Однако все варианты позитивной философии подвергались серьезной критике. В итоге проблема демаркации превратилась в одну из главных проблем философии науки, и более существенные попытки ее решить начали предприниматься, когда появилась новая законченная теория философии науки, известная как неопозитивизм.

Неопозитивизм или, как его еще называют, логический позитивизм возник в первой половине 20 столетия. Основной идеей течения стала необходимость логико-семантического изучения научного языка, чтобы устранить из него псевдонаучные метафизические высказывания.Неопозитивисты выдвинули принцип верификации высказываний, в роли критерия демаркации – критерия, посредством которого разделялись квазинаучные и научные высказывания. Согласно этому принципу, высказывание может считаться научным, если его можно свести к так называемым атомарным высказываниям, которые фиксируют непосредственные опытные данные.

Научное знание у неопозитивистов представляло собой только то знание, которое соответствует миру фактов и событий из области естественных наук. Исходя из этого, отвергалась сама способность философии служить методом теоретического познания проблем мировоззрения. Выражалось же это в том, что философия не признавалась как наука, а две эти области знания противопоставлялись друг другу. Результатом стала серьезная критика неопозитивистского направления и появление нового – постпозитивизм.

Проблема человеческого существования в экзистенциализме

Экзистенциализм или «философия существования» сформировался в 20 гг. XX века. В центре внимания его ведущих представителей М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра, А. Камю и др. находились индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности, выбора и свободы, смысла жизни.

Экзистенциализм как философское выражение глубоких потрясений начала XX века (первая мировая война, нестабильность, приход фашизма) обратился к проблеме кризисных, критических ситуаций и рассматривал человека в жестоких исторических испытаниях. Познать бытие человека при объективном рассмотрении невозможно, считают экзистенциалисты, потому что науки не в состоянии постичь его подлинное бытие (экзистенцию). Самое совершенное знание о человеке - это «сознание собственной смертности и несовершенства», которым обладает индивид.

Основным положением философии экзистенциализма является критика неподлинного человеческого существования в современном мире. В повседневной жизни человек никак не проявляет свою подлинную сущность; человек выступает здесь как сумма определенных социальных ролей. Человек понимается в экзистенциализме как существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. Изначальное определение личности состоит в «готовности к самопожертвованию», но не ради существующего идеала. Сознавая свою бренность, человек устремляется к вечному, но не к бессмертию души или человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа.

Философия прагматизма

Это философское направление возникло в 70-х гг. XIX столетия в США и получило распространение в XX в., оказав сильное влияние на духовную жизнь общества. Основные идеи прагматизма были высказаны Ч. Пирсом, затем развиты Дж. Дьюи, У. Джемсом.

Главный тезис прагматизма заключался в обвинении традиционной философии в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Ч. Пирс выдвинул программу «реконструкции философии»; по его мнению, философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а всеобщим методом разрешения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях в этом непрерывно меняющемся мире.

Прагматизм, восприняв идеи дарвинизма, объявил человеческое сознание и мышление не более чем средством приспособления организма к окружающей среде с целью выживания и оптимизации действий. Задача мышления заключается не в познании окружающей действительности способом ее отражения, а в выборе средств, необходимых для достижения своих целей.

При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность». Такая трактовка истины ориентирует философию прагматизма на такие понятия, как целесообразность, эффективность, практичность. Именно они и являются основными категориями этого философского направления.

С такой позиции относится прагматизм и к религии. Религиозная вера, как утверждали представители прагматизма, в той мере заслуживает оправдания, в какой она может быть полезна. И идея Бога может быть признана вполне приемлемой, если она служит удовлетворению каких-либо социальных или личных человеческих чувств и достижению некоторых полезных целей.

Философия постмодернизма

Современная реальность в философии характеризуется как постмодерн (или постмодернизм). Постмодерн есть наша современная эпоха, пришедшая на смену «модерну» (Новая история сменилась Новейшей). Если в эпоху Нового времени (модерна) для многих философов была характерна вера в разум, прогресс и силу человека, то в эпоху постмодерна наступает разочарования в этих прежних ценностях.Разум не всесилен. Более того, разум может порождать страшные вещи (атомная бомба, например). Прогресс также не несет в себе исключительного блага, что видно на примере истории XX века (мировые войны и др. проблемы).

Если в Средние века центром мировоззрения был Бог, в Новое время – человек, то в эпоху Постмодерна – уже и не Бог и не человек. Современные люди сами решают, во что верить и верить ли вообще. Общество и человек как будто сами конструируют для себя свою реальность.Поэтому постмодерн не представляет из себя какой-то единой цельной философской системы. Он представляет из себя скорее некую «разочарованность» в предыдущих ценностях.

Важной составляющей философии постмодернизма являются конструктивизм и познавательный релятивизм. Это означает наличие в философии постмодернизма следующих ключевых «установок»:

· Так называемый реальный мир по сути иллюзорен.

· Истина не может быть познана и объяснена однозначно. Она многогранна.

· Внешний мир не дан нам изначально. Мы сами конструируем его в той или иной степени.

· Из предыдущего утверждения исходит также и тот вывод, что «конструкций» реальности может быть неограниченное количество и все они равноправны между собой, нет более реальной, более истинной, более объективной конструкции

· А, следовательно, и человек не познает мир, а всего лишь интерпретирует его.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!